Нормативный подход. А. Гезелл — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нормативный подход. А. Гезелл

2020-05-10 329
Нормативный подход. А. Гезелл 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Иельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (формы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое "зеркало Гезелла").

А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с Возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Работы' А. Гезелла бьши критически проанализированы Л. С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла "теорией эмпирического эволюционизма", раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.

 

1.1.1. Аьфред Бине

Родился Бине – тогда еще Альфредо Бинетти (Alfredo Binetti) – в Ницце, Сардиния (Nice, Kingdom of Sardinia). Альфред был единственным ребенком в семье; родители его развелись, когда Альфред был еще совсем ребенком. После развода мать увезла Бине в Париж (Paris); там он некоторое время изучал право. В 1878-м Альфред получил диплом; в дальнейшем он планировал поступить в медицинскую школу, однако позже счел, что психология – область куда более интересная и перспективная. Изучал психологию Бине преимущественно по книгам; подобный режим обучения ему, человеку глубоко нелюдимому и замкнутому, подходил идеально.
Один из интереснейших экспериментов Бине проделал с помощью шахмат и повязки на глаза. Изучая, насколько хорошо шахматисты могут играть с завязанными глазами, Альфред получил довольно однозначные результаты – играть в таком режиме хоть сколько-нибудь прилично могли лишь настоящие мастера. Некоторые из подопечных Альфреда представляли доску в обычном её виде, визуализируя шахматные фигуры и их взаимное положение; другие предпочитали запоминать некую абстрактную схему игры. В конечном итоге Бине заключил, что умение играть вслепую напрямую зависит от памяти игрока и от его умения работать со своей памятью.
В 1883-м Бине познакомился с Жаном-Мартеном Шарко (Jean-Martin Charcot), директором одной из парижских клиник. Шарко стал учителем и работодателем Бине; идеи его – особенно касавшиеся гипноза – глубоко увлекали Бине. Позже, увы, ошибочность теорий Шарко стала очевидна, и Бине пришлось официально расписаться в приверженности к неверной школе; впрочем, определенный авторитет к тому времени Бине уже завоевал.
В скором времени Бине сменил направление деятельности; наблюдая за своими дочками, он начал разрабатывать новую систему классификации характеров, во многом спорившую с работами Карла Юнга (Carl Jung). За 21 год Бине опубликовал более 200 книг, статей и обзоров на разные психологические темы.
Из всего широкого спектра областей, интересовавших Бине, более всего прославило его изучение человеческого интеллекта и методов его оценки. Частично на интерес к этой отрасли повлиял тот факт, что сам Бине формального образования не получал и ученых степеней не имел.
В 1899-м Бине взялся за разработку системы тестирования, способную указать на имеющиеся у детей проблемы с обучением и восприятием информации. Альфред начал с попытки отделить 'обычного' ребенка от 'отсталого' и формально описать (и, что куда важнее, измерить) их различия.
В 1903-м была издана книга, описывающая первые плоды его трудов; называлась она 'L'Etude experimentale de l'intelligence'. Продолжил свои изыскания Альфред вместе со студентом-медиком Теодором Симоном (Theodore Simon); созданный в 1905-м новый тест для измерения уровня интеллекта носил имя обоих ученых. Продолжали развивать свою оценочную систему Симон и Бине и далее – так, к 1908-му тесты были расширены, улучшены и преобразованы под нужды возрастных групп от 3 до 13 лет.
Оценка детского интеллекта отнюдь не стала последней работой Бине – продолжал свои опыты и изыскания в разных областях ученый и дальше. Впрочем, работы над тестами Бине-Симона он продолжал до конца дней своих – так, третью редакцию тестов ученый выпустил незадолго до своей смерти.
Скончался Альфред Бине
18 октября 1911-го; на момент смерти ему было 54 года.

 

Психоанализ З.Фрейда

Зигмунд Фрейд – психиатр, основоположник психоанализа.

Структура личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

Основной инстинкт – либидо (основа удовольствий).

Движущая сила развития – конфликт между Ид и Супер-Эго.

Стадии психосексуального развития:

• Оральная

• Анальная

• Фаллическая

• Латентная

• Генитальная

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.