Поисково-исследовательская деятельность — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поисково-исследовательская деятельность

2020-05-10 50
Поисково-исследовательская деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира человеком. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности.

Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению. Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка, а также построение образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеют давнюю традицию (Сократ, К.Н.Вентцель, Дж.Дьюи, Е.Пракхерст, С.Френе).

В силу экспедиционного характера поисково-исследовательской деятельности вся работа делится на две фазы — собственно полевую и фазу обработки результатов с подготовкой следующего выхода. Очевидно, последняя фаза занимает все незанятое экспедицией время.

Содержание данного вида деятельности:

l обнаружение новых артефактов (мегалитических сооружений, петроглифов, иных трудноклассифицируемых объектов)

l взаимодействие с местным населением, специалистами различных областей: археологии, культурологии, истории, энтузиастами и краеведами, занимающимися изучением мегалитических культур – необходимое условие результативности работы в экспедиции

l техническая фотосъемка известных и новых объектов

l фиксирование состояния объектов

l коррекция реального местонахождения объектов

l разведка местности и сбор информации о потенциальных объектах

l контакты с местным населением (круглогодичные)

l сбор научной и краеведческой информации (круглогодично)

l удовлетворение потребности в познании (неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям)

l формирование научного стиля мышления

l постижение законов природы

 

Формы деятельности:

В приложении к поисково-исследовательской деятельности лучше говорить скорее о фазах, чем о формах. Каждая фаза - 1- полевая, 2- межсезонная - является интегральной и впитывает в себя громадное количество форм.

Фаза межсезонья. Межсезонье — время кружков, секций. Это время сбора информации, знакомства с предметом, а также время обработки собранных в поле результатов.

Не будем кривить душой. Реальную научную работу в межсезонье школьник выполнить практически не в состоянии. Просто из-за элементарного недостатка знаний. Не будем забывать, что межсезонная «кабинетная» работа является существенно теоретической. А потому следует придерживаться двух направлений, соотношение которых определяется степенью мотивированности участников.

Костяк, основа секции, кружка, клуба — это школьники, уже побывавшие, как минимум, в одной экспедиции. Это означает, что им есть что обрабатывать: материалы поисков надо систематизировать, просмотреть на данную тему последние научные публикации, связаться (если этого не было сделано раньше) с соответствующими научными инстанциями, компетентными в данной области. Короче, если были реальные находки, надо сначала убедиться, что их не нашел и не описал кто-то раньше. Результаты хорошо бы оформить в виде отчета, который и отправить в институт (музей). Т.е. ввести находки в нормальный научный оборот. Очень неплохо принять участие в краеведческих школьных конференциях.

Вторая часть объединения (секции, клуба) обычно не столь мотивирована, чтобы заниматься кропотливой и строгой научной деятельностью. И обычно более многочисленна. Но среди этой части обычно находятся приверженцы смежных, но столь же важных направлений — разбирающиеся в интернете, в фото- или даже видеосъемке, в составлении презентаций, в трехмерной графике, анимации. Создать свой сайт, представить красивый фотоотчет, снять и смонтировать фильм, создать трехмерную реконструкцию — вариантов привлечения великое множество. Для популяризаторской деятельности все перечисленные направления, очевидно, являются важными. Однако, не стоит забывать и о простых межсезонных однодневных экскурсиях, просмотрах тематических фильмов, проведении дискуссий и обсуждений. Интерес следует постоянно подогревать, особенно это касается новичков объединения.

 

Полевая фаза. Экспедиция — основа всей научной деятельности школьников. Она же является, как правило, основным полюсом притяжения новых членов сообщества.

Еще раз подчеркнем, что в условиях ограниченной осведомленности школьник в состоянии сделать научное открытие лишь в случае, если он на него «наступит». Это и есть реальная находка, которую в дальнейшем можно будет ввести в научный оборот. Задача планирования экспедиции — правильно выбрать направление исследования, район и историческое время.

Направление обязано быть не технически емким. Например, запись сказаний, сказок, песен, обычаев — все это вполне по силам школьникам. Таким образом, историко-этнографическое направление является удачным выбором. Или, например, археология. Здесь мы сталкиваемся с тем, что неспециалисту, к тому же лицу без соответствующего Открытого листа в России раскопки запрещены. Вариант с участием ограниченного контингента школьников во взрослой археологической экспедиции мы откладываем в сторону. Там есть свои плюсы, но есть и свои минусы — школьники являются последним интеллектуальным звеном цепочки «научный сотрудник — студент — рабочий (или доброволец)». Т.е., имеем самый минимум реальной самостоятельной работы школьника. Хотя периодическое участие в профессиональных экспедициях наиболее мотивированных школьников безусловно прибавит им знаний.

Однако мы вернемся к чисто школьной экспедиции. Итак в силу отсутствия раскопок мы вынуждены выбирать однозначно надземные объекты. Например, мегалитические объекты (Кавказ, Север, Саяны и др.), различные заброшенные скиты, церкви, культовые объекты гор и тайги, петроглифы. Материал обязан быть наглядным. Это очень важно в условиях еще не неопределенной мотивации. Т.е., например, поиск расплывшихся курганов интересен с научной точки зрения. Но как потом объяснять школьнику, что найти - можно, а раскопать и посмотреть, что там, — нельзя? Находка должна быть более менее понятна, видна и «впечатляюща». Ее можно заснять и потом показать друзьям и родителям, а не только научному руководителю.

Важный аспект успеха экспедиции — погружение в эпоху. Хорошо, если с помощью уместных рассказов, замечаний, обсуждений получится прочувствовать само время, его культурное обрамление, его привязку к ландшафту.

Не менее важный аспект экспедиции — контакты с местным населением. Научная экспедиция, в том числе «обычная взрослая», на стадии поиска всегда работает с местным населением. Не секрет, что большинство полевых находок сделано на самом деле простыми охотниками, грибниками, пастухами и лесниками. Бережное, тонкое, ненавязчивое взаимодействие с местными жителями — залог успеха любой экспедиции.

Рассказ обо всех методах научной работы выходит за рамки нашей методики. Здесь упомянуты лишь наиболее важные аспекты, без которых научной экспедиции школьников просто не получится. Разрубить гордиев узел сложностей педагогики и научного познания поможет следующий пункт методики.

 

Институт кураторства

Здесь нам придется несколько остановиться для введения относительно нового, но необходимого понятия. Дело в том, что в «обычном» взрослом мире научный руководитель и просто руководитель есть одно и то же лицо. Связано это с тем, что профессионально в науке работают уже личности определившиеся в своем выборе и мотивированные. А в работе со школьниками все много сложнее. Руководителю приходится работать над самой мотивацией, самостоятельно выявлять потенциальных исследователей, правильно расставлять обязанности при схеме с неопределившимися выборами. Это есть сложнейшая работа педагога. Но у нас есть еще и собственно научная деятельность. Найти же опытного педагога, да еще с опытом полевой жизни, да еще и специалиста в другой области (археологии, культурологии, этнографии) практически невозможно. Давайте не будем забывать, что мы говорим не о специалистах, например, учителях-историках, а о научных сотрудниках, которые ведут реальную научную работу, в курсе всех последних научных достижений направления и прекрасно разбираются в методах научного исследования.

Таким образом, мы подошли к введению понятия «кураторства». Педагог, руководитель школьников, «специалист по детям», отвечает за набор секции (экспедици), за мотивацию, за выявление склонностей и способностей школьников. Короче, за все, связанное с педагогикой. Именно педагог руководит экспедицией, именно педагог обязан иметь опыт полевых путешествий, именно педагог организует и проводит всю систему межсезонных мероприятий.

«Куратор», или научный руководитель, следит лишь за научной частью деятельности. Он указывает на потенциально интересные и перспективные области поиска, знакомит с научными методами работы, помогает с поиском нужной литературы, помогает правильно оформлять статьи научного характера. Именно куратор сможет показать «в поле» как, что и где искать, и именно куратор должен самим своим существованием обеспечить связь деятельности школьников с реальной «взрослой» наукой.

Конечно, куратор не должен участвовать во всех мероприятиях межсезонья. Он должен именно курировать деятельность, иногда подправлять, советовать. Практически, от куратора зависит уровень научной работы школьников. Конечно, при условии обеспечения руководителем-педагогом соответствующим образом мотивированных школьников. И, очевидно, крайне желательно участие куратора в основных полевых экспедициях.

Таким образом, мы только что выстроили модель элементарной ячейки системы научной деятельности школьников. Стоит отметить, что важность института кураторства стала особенно очевидной после посещения школьных научных конференций. Даже на уровне крупных городов подавляющее большинство выступающих под научным докладом понимает, в лучшем случае, экскурсионно-познавательный рассказ-шоу, а в среднем — простой пересказ давно известных фактов. К сожалению, отсутствие всякой связи таковых продуктов с какой бы то ни было наукой замечает явное меньшинство педагогов-руководителей.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.