Популяризаторская деятельность — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Популяризаторская деятельность

2020-05-10 65
Популяризаторская деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отсутствие в нашей (и не только) стране системы непрерывного образования приводит к увеличению разрыва между достижениями науки и осознанием обществом этих достижений. 

История показывает, что через научное сообщество наиболее полно выражаются ценности солидарности, коммуникативности, сплоченности, общности человеческого рода. Популяризация достижений науки, подготовка общественности к пользованию ее достижениями – путь к достижению устойчивого развития общества. Популяризация науки среди старшеклассников – это и подготовка будущих налогоплательщиков к финансированию науки. Привлечение к участию в воспитательном процессе старшеклассников усилит процессы их социализации и вовлеченности в жизнь общества. А это уже реальные шаги к сокращению «утечки умов». 

4. Содержание данного вида деятельности в условиях экспедиции:

 

l разработка туристических и экскурсионных маршрутов

l художественная съемка объектов

l сбор материала для обзорных статей, популяризаторских лекций и докладов.

l разъяснительная работа с местным населением

 

Формы деятельности:

l в экспедиции: беседы с местными жителями разъяснительного характера. часто имеют определяющее значение для сохранности культурно-исторического объекта.

l в межсезонье: написание заметок, статей в популярные издания, проведение лекций, фотовыставок, показ фильмов, участие в различных диспут-клубах

 

Специфические исследования, культурно-историческая среда, постоянный контакт с местным населением вместе дают запланированно положительный эффект в отношении толерантности к различным группам населения России, различным национальностям и культурным образованиям.

Прогнозируемые результаты:

l применение на практике навыков выживания в разных условиях, полученных знаний

l заметное улучшение здоровья

l освобождение от стрессов

l удовлетворение познавательной потребности

l повышение мотивации познавательной деятельности

l получение качественно новой информации, впечатлений, вдохновения

l приобретение чувства уверенности в своих силах

l применение на практике навыков самоконтроля, саморегуляции

l общение с людьми других культур

l умение согласовывать свои действия, поступаться личными интересами ради общего дела

l умение добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей

l самовыражение

l создание реконструкций

 

Механизм отслеживания результатов

Неоспоримыми показателями успешной деятельности можно считать реальный вклад в копилку человеческого знания в виде:

l находки новых объектов в поисково-исследовательских экспедициях, сделанные членами клуба или при их непосредственном участии

l использование информации в научных работах специалистов

l получение новой информации

l публикации в научных изданиях

l создание новых педагогических методик в результате апробации новых методов работы с подростками

l размещение новой информации в тематических Интернет-ресурсах

а также:

l участие в конкурсах исследовательских работ учащихся

l участие в этнографических фестивалях и конкурсах

l участие в педагогических конференциях руководителя объединения

l участие в экспериментальной работе учреждения дополнительного образования

l умение воспитанников применить общие принципы в различных видах деятельности

Перспективы развития

l создание "группы на колесах". длительные многоцелевые поездки по разным точкам страны и мира для получения и обмена впечатлениями между детьми разных социальных слоев, национальностей, взглядов, для усиления эффективности процесса познания и развития, практического и наглядного развития навыков мирного сосуществования. такая группа будет набираться из наиболее увлеченных, успешных в своей деятельности детей, служить средством поощрения.

l создание полустационарной научно-исследовательской базы для совместной работы специалистов, краеведов и учащихся. она должна размещаться в одном из районов с большим количеством мегалитических групп. таковая база в летний сезон должна вмещать примерно 30 человек учащихся и иметь около 10 стационарных мест для межсезонья.

l элементы научного поиска, культурноохранная, природоохранная деятельность в полустационарной исследовательско-краеведческой базе органически соединится со строительно-реконструкционными, творческими художественными работами под руководством старших наставников, специалистов и опытных педагогов.

l развитие плодотворных контактов с соответствующими научными и краеведческими организациями как в россии, так и за ее пределами в целях профориентации старших ребят и удовлетворения спроса предприятий на хороших специалистов. проведение лекций ведущих специалистов в различных областях знания с участниками клуба. такие встречи дадут возможность показать высшие образцы современных достижений нашей страны.

l освоение и участие ребят в развитии современных и традиционных информационных технологий, в создании баз данных, карт, виртуальных и материальных реконструкций, видео- и фотоархивов, видеофильмов, мультимедиа изданий. приобщение ребят к передовым технологиям – залог успешного развития научного потенциала и экономики россии.

Дополнительные замечания

Раскроем более подробно некоторые пункты, отражающие специфику исследовательской экспедиции. Эти пункты, возможно, помогут избежать некоторых типичных ошибок.

l объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные объекты, иногда еще не известные широкой публике, часто труднодоступные, и на практике никак не охраняемые. поэтому некоторые пункты требований официально зарегистрированного туристического похода становятся невыполнимыми. так, например, обычно требуется в отчете указать детальную нитку путешествия. в контексте неохраняемых культурных объектов публикация их точного расположения в общедоступном отчете есть нарушение научной этики. т.е., можно описать маршрут, а точное расположение объектов необходимо завуалировать настолько, насколько это помешает «любому» до них добраться. лучше просто ограничиться общим перечнем и районирования («долина такая-то» - и все). а все цифры и привязки за вычетом походно-туристической лирики оставить для научного отчета, доступ к которому должен быть ограниченным (только для специалистов).

l представляется важным отдельно сказать о работе с местным населением. одним из основных и решающих условий успешного поиска новых объектов в экспедиции является новая информация, полученная на месте. поэтому необходимо не только уделять значительное количество времени общению с местным населением, но и уметь найти нужных людей, найти подход к ним, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации. да и мирное сосуществование с местными при расположении базового лагеря вблизи населенного пункта помогает избежать лишних сложностей жизнеобеспечения экспедиции.

l огромную, часто решающую, роль в поисковой деятельности играет случайность, или интуиция. здесь можно говорить о научной интуиции, которая дает возможность совершать находки. замечена взаимосвязь развития интуиции с развитием знаний в соответствующих областях, с одной стороны, и со степенью увлеченности предметом, с другой. эти условия дают возможность школьникам заниматься поисковой деятельностью наравне со взрослыми (а не просто использовать первых в качестве подсобных рабочих, как это бывает в археологических экспедициях).

l и о подборе людей для экспедиций. руководители спортивно-туристических походов для лучших показателей стараются выбирать участников с хорошей физической подготовкой или развивают определенные физические качества и умения в течение года. в экспедиции же требования совсем другие. здесь на первый план выходят определенные свойства характера и склад мышления, которые при достаточной мотивации могут «вытянуть» и «пересилить» недостатки в физическом плане. выносливость, сообразительность, терпение, нестандартность человека многократно увеличивают шансы и на успех экспедиции в целом, и на удовлетворение от своей деятельности в общем деле каждого участника группы.

l порой возникает смежный вопрос. возможна ли реальная краеведческая экспедиция на основе неспециализированного кружка или клуба? оказывается, возможна. и возможны реальные находки. придется ограничить уровень научности рассказов и лекций. и сделать некоторый уклон экспедиции в познавательный туризм по малопосещаемым объектам. но совсем отказываться от поиска нет никакого смысла, и увлекать им надо очень ненавязчиво и собственным примером. находки очень вероятны. просто руководителям придется самостоятельно рассказывать участникам, что же они нашли на самом деле. не стоит увлекаться экспедиционными выездами с чисто спортивными секциями. нет более грустного зрелища для экспедиции, чем бездумно бегающая по местности толпа боксеров или легкоатлетов. такие секции необходимо разбавлять в очень большой пропорции школьниками с другими интересами.

 

Вместо заключения

Уместно, как нам кажется, рассматривать краеведческие экспедиции как ту культурную среду (салон, тусовка), из которой выйдут не обязательно специалисты, но культурные общественные, политические, деловые, научные и любого другого склада деятели. Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать научную работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска. И тогда когда-нибудь наша страна избавится, наконец, от проблем финансирования науки и опять вырвется в лидеры держав научного мира.

С другой стороны, навыки реального, неигрового поиска, очевидно, помогут реализоваться специалисту любого направления.

Приложение


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.