Исследовательская экспедиция школьников. Введение — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Исследовательская экспедиция школьников. Введение

2020-05-10 58
Исследовательская экспедиция школьников. Введение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

«Краеведческо- исследовательская экспедиция для школьников»

Причины и цели

Человек – существо сложное. Традиционно человеческое существование делят на 3 основных видимых уровня: физический, психический и ментальный. Для своей нормальной жизнедеятельности человек нуждается в гармоничном сочетании всех этих уровней и их развитии. Отмечают еще четвертый уровень – духовный, не менее важный для развития именно человеческого существа. Чем раньше познакомить детей на практике с особенностями многогранной человеческой жизни и создать специальные условия для их развития, тем лучше они усвоятся и войдут в повседневную жизнь детей.

В настоящее время решение этой задачи представляется возможным осуществить в исследовательской экспедиции, где дети могут временно абстрагироваться от требований повседневности. Новые впечатления – необходимый и мощный фактор развития интеллектуального потенциала детей.

Исследовательская экспедиция является тем местом, где дети могут и вынуждены выразить, применить то знание, которое они получают: например, в социальных навыках - коммуникации, самостоятельной организации различных процессов, в самостоятельных научных исследованиях, участии разного рода играх. Кроме того, планируемая организация деятельности в экспедиции дает возможность каждому ребенку не только качественно отдохнуть, но и выработать свою систему ценностей, определить свое место в жизни.

Изучение загадочной мегалитической культуры исчезнувшей цивилизации становится прекрасной основой для нового подхода к воспитанию и, возможно, образованию подрастающего поколения: ведь главная мотивация для любой деятельности детей – это интерес, эмоциональный отклик на предмет познания. Здесь надо отметить особую роль подбора взрослых, способных вдохновить и настроить ребят на созидательную деятельность, какой бы она направленности ни была. Живое взаимодействие со специалистами и краеведами, специальный отбор, и, по мере необходимости, подготовка педагогов для такой работы с детьми – одно из необходимых условий успешности экспедиции.

Основная цель исследовательских экспедиций: воспитание нового поколения в духе лучших традиций с использованием новейших современных достижений на основе объединения и развития разных типов деятельности - активного изучения древних объектов (мегалитов), знакомства с историей, этнографией, культурологией, ремеслами, природоохранной и просветительской деятельностью.

 

В ходе работы исследовательской экспедиции создаются прекрасные возможности для решения многоплановых задач:

 

1. Предоставление возможности для применения полученных знаний в процессе прикладной деятельности.

Практика – непременное условие усвоения знаний. Основные пути научного познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

2. Направление внимания детей на закономерности природного развития, на глубинные связи явлений, причины и следствия.

Умение решать любые жизненные задачи, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, находить выход из любой ситуации опирается именно на осознание истинных причин явлений.

3. Максимальное приближение деятельности школьников к реальным, социально значимым результатам.

Доведение дел до конца, удовлетворение от своей деятельности, положительная ее оценка – необходимое условие позитивной социализации подрастающего поколения.

4. Повышение уровня физического, психического и ментального здоровья учащихся.

Наличие глобальной, интересной ребятам деятельности при правильном руководстве со стороны взрослых обеспечивает естественный процесс всестороннего оздоровления детей.

5. Помощь в осознании учащихся своего предназначения в жизни, нахождении путей самореализации.

Выявление и поддержка сильных сторон личности каждого дает возможность оптимального выбора будущей профессии.

6. Выявление индивидуальных способностей ребят и их развитие.

Грамотное использование непривычных окружающих условий, смены деятельности дает возможность интенсивных позитивных изменений в детях.

Виды деятельности

Институт кураторства

Здесь нам придется несколько остановиться для введения относительно нового, но необходимого понятия. Дело в том, что в «обычном» взрослом мире научный руководитель и просто руководитель есть одно и то же лицо. Связано это с тем, что профессионально в науке работают уже личности определившиеся в своем выборе и мотивированные. А в работе со школьниками все много сложнее. Руководителю приходится работать над самой мотивацией, самостоятельно выявлять потенциальных исследователей, правильно расставлять обязанности при схеме с неопределившимися выборами. Это есть сложнейшая работа педагога. Но у нас есть еще и собственно научная деятельность. Найти же опытного педагога, да еще с опытом полевой жизни, да еще и специалиста в другой области (археологии, культурологии, этнографии) практически невозможно. Давайте не будем забывать, что мы говорим не о специалистах, например, учителях-историках, а о научных сотрудниках, которые ведут реальную научную работу, в курсе всех последних научных достижений направления и прекрасно разбираются в методах научного исследования.

Таким образом, мы подошли к введению понятия «кураторства». Педагог, руководитель школьников, «специалист по детям», отвечает за набор секции (экспедици), за мотивацию, за выявление склонностей и способностей школьников. Короче, за все, связанное с педагогикой. Именно педагог руководит экспедицией, именно педагог обязан иметь опыт полевых путешествий, именно педагог организует и проводит всю систему межсезонных мероприятий.

«Куратор», или научный руководитель, следит лишь за научной частью деятельности. Он указывает на потенциально интересные и перспективные области поиска, знакомит с научными методами работы, помогает с поиском нужной литературы, помогает правильно оформлять статьи научного характера. Именно куратор сможет показать «в поле» как, что и где искать, и именно куратор должен самим своим существованием обеспечить связь деятельности школьников с реальной «взрослой» наукой.

Конечно, куратор не должен участвовать во всех мероприятиях межсезонья. Он должен именно курировать деятельность, иногда подправлять, советовать. Практически, от куратора зависит уровень научной работы школьников. Конечно, при условии обеспечения руководителем-педагогом соответствующим образом мотивированных школьников. И, очевидно, крайне желательно участие куратора в основных полевых экспедициях.

Таким образом, мы только что выстроили модель элементарной ячейки системы научной деятельности школьников. Стоит отметить, что важность института кураторства стала особенно очевидной после посещения школьных научных конференций. Даже на уровне крупных городов подавляющее большинство выступающих под научным докладом понимает, в лучшем случае, экскурсионно-познавательный рассказ-шоу, а в среднем — простой пересказ давно известных фактов. К сожалению, отсутствие всякой связи таковых продуктов с какой бы то ни было наукой замечает явное меньшинство педагогов-руководителей.

Перспективы развития

l создание "группы на колесах". длительные многоцелевые поездки по разным точкам страны и мира для получения и обмена впечатлениями между детьми разных социальных слоев, национальностей, взглядов, для усиления эффективности процесса познания и развития, практического и наглядного развития навыков мирного сосуществования. такая группа будет набираться из наиболее увлеченных, успешных в своей деятельности детей, служить средством поощрения.

l создание полустационарной научно-исследовательской базы для совместной работы специалистов, краеведов и учащихся. она должна размещаться в одном из районов с большим количеством мегалитических групп. таковая база в летний сезон должна вмещать примерно 30 человек учащихся и иметь около 10 стационарных мест для межсезонья.

l элементы научного поиска, культурноохранная, природоохранная деятельность в полустационарной исследовательско-краеведческой базе органически соединится со строительно-реконструкционными, творческими художественными работами под руководством старших наставников, специалистов и опытных педагогов.

l развитие плодотворных контактов с соответствующими научными и краеведческими организациями как в россии, так и за ее пределами в целях профориентации старших ребят и удовлетворения спроса предприятий на хороших специалистов. проведение лекций ведущих специалистов в различных областях знания с участниками клуба. такие встречи дадут возможность показать высшие образцы современных достижений нашей страны.

l освоение и участие ребят в развитии современных и традиционных информационных технологий, в создании баз данных, карт, виртуальных и материальных реконструкций, видео- и фотоархивов, видеофильмов, мультимедиа изданий. приобщение ребят к передовым технологиям – залог успешного развития научного потенциала и экономики россии.

Дополнительные замечания

Раскроем более подробно некоторые пункты, отражающие специфику исследовательской экспедиции. Эти пункты, возможно, помогут избежать некоторых типичных ошибок.

l объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные объекты, иногда еще не известные широкой публике, часто труднодоступные, и на практике никак не охраняемые. поэтому некоторые пункты требований официально зарегистрированного туристического похода становятся невыполнимыми. так, например, обычно требуется в отчете указать детальную нитку путешествия. в контексте неохраняемых культурных объектов публикация их точного расположения в общедоступном отчете есть нарушение научной этики. т.е., можно описать маршрут, а точное расположение объектов необходимо завуалировать настолько, насколько это помешает «любому» до них добраться. лучше просто ограничиться общим перечнем и районирования («долина такая-то» - и все). а все цифры и привязки за вычетом походно-туристической лирики оставить для научного отчета, доступ к которому должен быть ограниченным (только для специалистов).

l представляется важным отдельно сказать о работе с местным населением. одним из основных и решающих условий успешного поиска новых объектов в экспедиции является новая информация, полученная на месте. поэтому необходимо не только уделять значительное количество времени общению с местным населением, но и уметь найти нужных людей, найти подход к ним, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации. да и мирное сосуществование с местными при расположении базового лагеря вблизи населенного пункта помогает избежать лишних сложностей жизнеобеспечения экспедиции.

l огромную, часто решающую, роль в поисковой деятельности играет случайность, или интуиция. здесь можно говорить о научной интуиции, которая дает возможность совершать находки. замечена взаимосвязь развития интуиции с развитием знаний в соответствующих областях, с одной стороны, и со степенью увлеченности предметом, с другой. эти условия дают возможность школьникам заниматься поисковой деятельностью наравне со взрослыми (а не просто использовать первых в качестве подсобных рабочих, как это бывает в археологических экспедициях).

l и о подборе людей для экспедиций. руководители спортивно-туристических походов для лучших показателей стараются выбирать участников с хорошей физической подготовкой или развивают определенные физические качества и умения в течение года. в экспедиции же требования совсем другие. здесь на первый план выходят определенные свойства характера и склад мышления, которые при достаточной мотивации могут «вытянуть» и «пересилить» недостатки в физическом плане. выносливость, сообразительность, терпение, нестандартность человека многократно увеличивают шансы и на успех экспедиции в целом, и на удовлетворение от своей деятельности в общем деле каждого участника группы.

l порой возникает смежный вопрос. возможна ли реальная краеведческая экспедиция на основе неспециализированного кружка или клуба? оказывается, возможна. и возможны реальные находки. придется ограничить уровень научности рассказов и лекций. и сделать некоторый уклон экспедиции в познавательный туризм по малопосещаемым объектам. но совсем отказываться от поиска нет никакого смысла, и увлекать им надо очень ненавязчиво и собственным примером. находки очень вероятны. просто руководителям придется самостоятельно рассказывать участникам, что же они нашли на самом деле. не стоит увлекаться экспедиционными выездами с чисто спортивными секциями. нет более грустного зрелища для экспедиции, чем бездумно бегающая по местности толпа боксеров или легкоатлетов. такие секции необходимо разбавлять в очень большой пропорции школьниками с другими интересами.

 

Вместо заключения

Уместно, как нам кажется, рассматривать краеведческие экспедиции как ту культурную среду (салон, тусовка), из которой выйдут не обязательно специалисты, но культурные общественные, политические, деловые, научные и любого другого склада деятели. Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать научную работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска. И тогда когда-нибудь наша страна избавится, наконец, от проблем финансирования науки и опять вырвется в лидеры держав научного мира.

С другой стороны, навыки реального, неигрового поиска, очевидно, помогут реализоваться специалисту любого направления.

Приложение

Примерная раскладка продуктов

Раскладка и норма продуктов для детей несколько отличается от взрослой: детям нужно больше сладкого, свежие фрукты, овощи, соки. Раскладка может сильно зависеть от местности, в которой проводится экспедиция. Данная конкретная составлена для лесистого Кавказа.

Второй момент заключается в том, что экспедиции редко бывают полностью автономными. Проведение излишне изолированных мероприятий вырывает поисковиков из контекста общения с местным населением. Таким образом, раскладку можно составлять с учетом наличия близких источников продуктов (ферм, магазинчиков и т.д.). Еще раз повторяем: все продукты из места жительства брать нет никакой необходимости.

№ п/п Наименование продуктов Количество 1чел/1день
1 сухое молоко    30г (1ст.л.)
2 чай       5г (2ч.л.)
3 какао 5г (2ч.л.)
4 кисель сух.                                                      
5 сухофрукты                                                 100г
6 сахар                                60г (6 ч.л.)          
7 хлеб                    50г
8 сушки                               25г (2 шт.)
9 соль                                       5г (0,5 ч.л.)
10 супы конц.                           
11 бульонные кубики 
12 колбаса                            60г
13 сублим. мясо    10г
14 сыр                                    30г
15 масло                                30г (2ст.л.)
16 соусы (кетчуп, майонез)  10г
17 халва              30-35г
18 полено     30-35г
19 косхалва   30-35г
20 шоколад   30-35г
21 конфеты 30-35г
22 орехи    30-35г
23 пряники (сухари)      30-35г
24 манка                     60 г 
25 кукурузная          80 г
26 пшено (пшенич.)    80 г
27 геркулес                 60 г
28 мюсли                   60 г
29 греча                   80 г
30 макароны                          100 г
31 картоф. пюре                     50 г
32 приправы (зелень)
33 чеснок 
34 фрукты свежие 100г
35 овощи свежие (картофель, морковь, лук репч., капуста, кабачки, баклажаны) 100г
36 сок 100г

 

Методическая разработка

«Краеведческо- исследовательская экспедиция для школьников»

Причины и цели

Человек – существо сложное. Традиционно человеческое существование делят на 3 основных видимых уровня: физический, психический и ментальный. Для своей нормальной жизнедеятельности человек нуждается в гармоничном сочетании всех этих уровней и их развитии. Отмечают еще четвертый уровень – духовный, не менее важный для развития именно человеческого существа. Чем раньше познакомить детей на практике с особенностями многогранной человеческой жизни и создать специальные условия для их развития, тем лучше они усвоятся и войдут в повседневную жизнь детей.

В настоящее время решение этой задачи представляется возможным осуществить в исследовательской экспедиции, где дети могут временно абстрагироваться от требований повседневности. Новые впечатления – необходимый и мощный фактор развития интеллектуального потенциала детей.

Исследовательская экспедиция является тем местом, где дети могут и вынуждены выразить, применить то знание, которое они получают: например, в социальных навыках - коммуникации, самостоятельной организации различных процессов, в самостоятельных научных исследованиях, участии разного рода играх. Кроме того, планируемая организация деятельности в экспедиции дает возможность каждому ребенку не только качественно отдохнуть, но и выработать свою систему ценностей, определить свое место в жизни.

Изучение загадочной мегалитической культуры исчезнувшей цивилизации становится прекрасной основой для нового подхода к воспитанию и, возможно, образованию подрастающего поколения: ведь главная мотивация для любой деятельности детей – это интерес, эмоциональный отклик на предмет познания. Здесь надо отметить особую роль подбора взрослых, способных вдохновить и настроить ребят на созидательную деятельность, какой бы она направленности ни была. Живое взаимодействие со специалистами и краеведами, специальный отбор, и, по мере необходимости, подготовка педагогов для такой работы с детьми – одно из необходимых условий успешности экспедиции.

Основная цель исследовательских экспедиций: воспитание нового поколения в духе лучших традиций с использованием новейших современных достижений на основе объединения и развития разных типов деятельности - активного изучения древних объектов (мегалитов), знакомства с историей, этнографией, культурологией, ремеслами, природоохранной и просветительской деятельностью.

 

В ходе работы исследовательской экспедиции создаются прекрасные возможности для решения многоплановых задач:

 

1. Предоставление возможности для применения полученных знаний в процессе прикладной деятельности.

Практика – непременное условие усвоения знаний. Основные пути научного познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

2. Направление внимания детей на закономерности природного развития, на глубинные связи явлений, причины и следствия.

Умение решать любые жизненные задачи, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, находить выход из любой ситуации опирается именно на осознание истинных причин явлений.

3. Максимальное приближение деятельности школьников к реальным, социально значимым результатам.

Доведение дел до конца, удовлетворение от своей деятельности, положительная ее оценка – необходимое условие позитивной социализации подрастающего поколения.

4. Повышение уровня физического, психического и ментального здоровья учащихся.

Наличие глобальной, интересной ребятам деятельности при правильном руководстве со стороны взрослых обеспечивает естественный процесс всестороннего оздоровления детей.

5. Помощь в осознании учащихся своего предназначения в жизни, нахождении путей самореализации.

Выявление и поддержка сильных сторон личности каждого дает возможность оптимального выбора будущей профессии.

6. Выявление индивидуальных способностей ребят и их развитие.

Грамотное использование непривычных окружающих условий, смены деятельности дает возможность интенсивных позитивных изменений в детях.

Исследовательская экспедиция школьников. Введение

Какой реальный, не игровой вклад может внести в научную исследовательскую деятельность простой школьник? У него нет за спиной многих лет учебы в институте и аспирантуре, у него нет и не может быть никакого пристойного наукоемкого оборудования - синхрофазотронов, сверхмощных компьютеров, топовых микроскопов и анализаторов... Так что же может простой школьник совершить в реальной науке? Он может просто Найти, наткнуться на то, что по какой-то причине было пропущено взрослыми, на что не хватило времени, элементарной дотошности или обычного везения.

 Даже небольшая, вполне поверхностная теоретическая и практическая подготовка в течение года позволяет увеличить шансы многократно. В итоге получаем, что единственная реальная исследовательско-поисковая деятельность для школьников и есть хорошо подготовленная краеведческая экспедиция с археологическим либо этнографическим уклоном. И, как и реальные археологи и этнографы, имеем в основе полевой сезон — время экспедиционных исследований и сбора научных данных, а затем, в холодное время года, обрабатываем, осмысляем, сопоставляем собранную информацию и готовим последующие полевые шаги. Остается только правильно выбрать район и культуру, чтобы искомые потенциальные объекты не были в основном под землей.

Особое внимание во время экспедиции уделяется укреплению и расширению связей с различными источниками информации на местах, работе с местным населением, туристами, краеведами, охотниками, пасечниками, лесниками, егерями, сельскими учителями, хранителями традиций, легенд, сказок и сказаний.

Их совокупный эффект огромен. Это целостная, с большим разнообразием компонентов многоуровневая система, постоянно расширяющаяся.

 

Исследовательская экспедиция может включать в себя следующие компоненты:

- Краеведческий

- Археологический

- Этнографический

- Экологический

- Спортивный

- Краеведческий

- Культурологический

- Социальный

- Личностный


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.