Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза  27 января - 5 февраля 1959 года — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза  27 января - 5 февраля 1959 года

2020-05-10 229
Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза  27 января - 5 февраля 1959 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИЗ ДОКЛАДА ТОВАРИЩА ХРУЩЕВА Н.С. — Первого секретаря ЦК КПСС

…КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР И МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

Для международного рабочего и коммунистического движения, для всех демократических сил наш семилетний план является могучей моральной поддержкой в их борьбе против сил реакции и империализма. Добиваясь новых побед в строительстве коммунизма, советский народ будет выполнять свой интернациональный долг перед международным рабочим классом.

В настоящее время коммунистические и рабочие партии имеются в 83 странах, они объединяют в своих рядах свыше 33 миллионов человек. Это огромная победа марксизма-ленинизма, большое завоевание рабочего класса. 

Десятки походов против коммунизма предпринимали реакционеры всех мастей. Но ничто не в силах задушить коммунистическое движение, ибо оно вызвано классовой борьбой пролетариата, всех трудящихся и выражает их интересы. Многие коммунистические партии капиталистических стран стоят сейчас перед большими трудностями. Против них реакция предпринимает новое бешеное наступление…

Организуя наступление на рабочее и коммунистическое движение, международная реакция прибегает к социальной демагогии, к обману масс фальшивыми баснями о так называемом «свободном мире». Идеологи империализма пытаются приукрашивать антинародные капиталистические порядки. Видные буржуазные деятели почти в каждой своей речи утверждают, что капиталистические страны Запада — это «свободные страны», а капиталистический мир — это «свободный мир».

Да, действительно, в странах капитала имеется свобода, но для кого? Не для рабочих, конечно, вынужденных идти в наем к капиталисту на любых условиях, лишь бы не оказаться среди огромной армии «свободных» от работы людей. И не для крестьян, над которыми висит постоянная угроза «освобождения» от своего хозяйства в результате разорения. И не для интеллигенции, творческая деятельность которой зажата в тиски материальной зависимости от денежного мешка и «духовного руководства» различных комиссий по проверке лояльности. Свобода в капиталистических странах существует лишь для тех, кто имеет деньги, а следовательно, власть.

Политики и идеологи «свободного мира» любят изображать себя сторонниками религиозной морали. Но им из религиозных легенд о Христе должно быть хорошо известно, что когда он увидел, как торговцы, ростовщики и менялы устроили в храме торжище, то он взял бич и изгнал их из храма. Если уж капиталисты прибегают к религиозной морали, то почему же они превратили общество, в котором господствуют, в рай для богатых и в сущий ад для бедных? И это несмотря на то, что, по христианским сказаниям, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в рай!

Так называемый «свободный мир» представляет собой царство доллара, стяжательства и безудержной спекуляции, жестокой эксплуатации миллионов людей во имя обогащения кучки монополистов.

Когда-то буржуазные революции в борьбе с феодализмом выдвинули заманчивые лозунги свободы, равенства и братства, но выдвинуты они были буржуазией прежде всего для того, чтобы оттеснить аристократическую знать и проложить дорогу капиталу. По мере укрепления своей власти буржуазия все больше отбрасывала эти лозунги.

Ныне империалисты, хотя и продолжают спекулировать лозунгами равенства, братства и свободы, все чаще переходят к открытой диктатуре. В капиталистических странах появляются зловещие признаки натиска реакции и фашизма. Именно на этот реакционный путь встала Западная Германия, где запрещена коммунистическая партия, подвергаются гонению демократические силы и предоставляется полная свобода фашистским и реваншистским организациям. Линия на открытую диктатуру определилась во Франции, где попираются демократические права и завоевания народных масс. Натиск реакции во Франции, славившейся своими демократическими традициями, внушает тревогу всем поборникам демократии и прогресса. 

Военные перевороты в Пакистане и Таиланде показали, что развертывается наступление на демократические завоевания народов, добившихся национальной независимости. Силы реакцииактивизируются и в ряде других капиталистических государств…

Нельзя забывать, что в условиях ничем не ограниченной диктатуры реакция получает больше возможностей развернуть репрессии и террор, подавлять всякое оппозиционное движение, обрабатывать в нужном ей духе массы, заражать их ядом шовинизма, развязать себе руки для военных авантюр. Поэтому народы должны быть бдительными, всегда готовыми дать отпор наступлению реакции и угрозе возрождения фашизма.

В представлении миллионов людей фашизм обычно связывается с именами Гитлера и Муссолини. Однако нельзя исключать, что фашизм может возродиться в других формах, а не в прежних, уже скомпрометированных в глазах народов…

 

НОВЫЙ ЭТАП КОММУНИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ

 …Прежде всего следует остановиться на вопросе о двух фазах коммунистического общества, о закономерностях перерастания социализма в коммунизм.

Основоположники научного коммунизма — Маркс, Энгельс, Ленин — определили, что после свержения господства капиталистов и помещиков обществу предстоит пройти две фазы. Первой фазой должен быть социализм, а второй, высшей фазой—бесклассовое коммунистическое общество…

Построив социалистическое общество, советский народ вступил в новую полосу исторического развития, когда социализм перерастает в коммунизм…

К коммунизму общество не может перескочить из капитализма, не пройдя социалистическую стадию развития. «От капитализма, — говорил В. И. Ленин, — человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по МЕРЕ РАБОТЫ каждого. Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: «каждый по способностям, каждому ПО ПОТРЕБНОСТЯМ».

Конечно, некоторые товарищи могут сказать, что надо быстрей вводить принципы коммунизма. Но переходить преждевременно краспределению ПО ПОТРЕБНОСТЯМ, когда еще не созданы для этого экономические условия, не достигнуто изобилие материальных благ и ЛЮДИ НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ, ЧТОБЫ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ, — значит нанести ущерб делу строительства коммунизма…

Мы должны шаг за шагом двигаться вперед, создавать материальные и духовные предпосылки для планомерного перехода к коммунизму… Уже сейчас всё более развиваются КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРУДА, организации производства и такие ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание, школы-интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться…

ЗАВЕРШЕНИЕ коммунистического строительства произойдет тогда, когда мы создадим полное изобилие для удовлетворения потребностей всех людей, КОГДА ВСЕ ЛЮДИ ПРИУЧАТСЯ ТРУДИТЬСЯ ПО СПОСОБНОСТЯМ с тем, чтобы приумножать и накоплять ОБЩЕСТВЕННЫЕ богатства…

Далеко ли то время, когда можно будет полностью удовлетворить жизненные потребности всех советских людей? Видимо, не так далеко, учитывая наши огромные возможности для роста общественного производства и культурного развития общества. Это будет достигнуто не сразу, а шаг за шагом, не одним актом, а последовательно, по мере подготовки материально-производственных условий.

ПОЛНОЕ удовлетворение потребностей всех советских людей в питании, жилье, одежде в НЕОБХОДИМЫХ И РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛАХ, вероятно, можно будет осуществить в НЕДАЛЕКОМ БУДУЩЕМ. Не так много нужно времени, чтобы, скажем, обеспечить школьников бесплатными завтраками и обедами, охватить всех детей садами, яслями, школами-интернатами с ПОЛНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ЗА СЧЕТ ОБЩЕСТВА. Что касается взрослого населения, то надо учитывать, что потребности людей в средствах существования НЕ БЕЗГРАНИЧНЫ. Человек не может потребить, например, хлеба и других продуктов питания больше, чем это нужно для его организма. Существуют также известные пределы в пользовании одеждой и жильем. Конечно, когда говорится об удовлетворении потребностей людей, то имеются в виду НЕ ПРИХОТИ И НЕ ПРЕТЕНЗИИ НА ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ, А ЗДОРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ культурно развитого человека.

БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ СРОК необходим для того, чтобы у людей выработалась ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ ТРУДИТЬСЯ ПО СПОСОБНОСТЯМ. Пока этого нет, общество не может обойтись без определенного нормирования рабочего времени…

Основной практической задачей для нашей страны в данное время является создание материально-технической базы коммунистического общества, новый мощный подъем социалистических производительных сил.

Почему эта задача является сейчас для нас главной в развитии экономики страны? При нынешнем уровне социалистического производства мы еще не в состоянии полностью обеспечить изобилие материальных и культурных благ, необходимых для удовлетворения возрастающих потребностей людей, для их всестороннего развития

Коммунизм можно осуществить лишь при условии, если мы превзойдем уровень производства развитых капиталистических стран, обеспечим новую, гораздо более высокую, чем при капитализме, производительность труда.

Создание материально технической базы коммунизма предполагает прежде всего: наличие высокоразвитой современной индустрии, полную электрификацию страны, научно-технический прогресс во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, комплексную механизацию и автоматизацию всех производственных процессов, всемерное использование новых источников энергии, богатейших природных ресурсов, новых синтетических и других материалов, рост культурно-технического уровня всех трудящихся, дальнейшее улучшение организации производства и повышение производительности труда.

Было бы упрощенчеством полагать, что если мы догоним Соединенные Штаты Америки в экономическом отношении, то тем самым завершим коммунистическое строительство. Нет, это еще не конечный рубеж нашего движения, а только решающий этап в соревновании с капитализмом.

Соревнуясь с Америкой, мы не считаем ее для себя эталоном в экономическом строительстве. При высокоразвитой экономике в США господствует порочный капиталистический способ производства и распределения. Там, при избытке всевозможных товаров, имеются миллионы безработных и необеспеченных людей, которые не могут удовлетворить самых элементарных своих потребностей. Коммунисты хотят не подражать этим порядкам, а, наоборот, покончить с такой несправедливостью на земле. [56]

И если уровень производства в США берется как мерило роста нашей экономики, то только для сравнения ее с самой развитой капиталистической экономикой. Выиграв экономическое соревнование с США, мы завершим только первый этап коммунистического строительства. Достигнутый на этом этапе уровень экономического развития для нас вовсе не конечная станция, а лишь разъезд, на котором мы сможем нагнать самую развитую капиталистическую страну, оставить ее на этом разъезде, а самим двигаться вперед. 

С ростом производительных сил будут совершенствоваться и социалистические производственные отношения, основанные на началах товарищеского сотрудничества, дружбы и взаимопомощи всех тружеников общества.В нашей стране уже сейчас общественный труд стал выражением новых социалистических отношений между людьми, показателем высоких моральных качеств человека. По мере дальнейшего развития социалистического производства на новой материально-технической основе, все более тесного соединения обучения с трудом будет происходить постепенное стирание существенных различий между умственным и физическим трудом. Вместе со всесторонним развитием людей труд станет все больше превращаться в их ПЕРВЕЙШУЮ жизненную потребность. Этому будет способствовать намечаемое сокращение рабочего дня и дальнейшее улучшение условий труда.

Когда во всех отраслях производства будет введена автоматизация, когда человек станет командиром машин, ему придется затрачивать меньше времени и сил для производства средств существования. Труд, который порой бывает еще тяжелым и утомительным, превратится в источник радости и наслаждения здорового, всесторонне развитого человека

В социалистическом обществе распределение в основном осуществляется по принципу: от каждого — по способностям, каждому — по труду. Это значит, что преобладающая часть материальных и культурных благ распределяется между членами общества в зависимости от их трудового вклада в общественное производство.

Надо, конечно, учитывать, что уже и в условиях социализма значительная и все более возрастающая часть материальных и культурных благ распределяется между членами общества независимо от количества и качества их труда, то есть бесплатно.
Общество несет большие расходы на бесплатное образование граждан, на бесплатное лечение, на пенсионное обеспечение, на пособия многосемейным, на бесплатное обслуживание клубами, библиотеками и т. д….

В социалистическом обществе для всех трудоспособных членов общества действует правило — кто не работает, тот не ест … Социалистический принцип распределения по труду исходит из признания невозможности уравнительного распределения в период социализма... Нельзя не видеть того, что уравниловка привела бы к несправедливому распределению: и плохой и хороший работник получали бы одинаковую долю, что выгодно только лодырям… Уравниловка означала бы не переход к коммунизму, а его дискредитацию…

Необходимость регулирования распределения продуктов между членами общества отпадет лишь при коммунизме, когда производительные силы настолько разовьются, что будет достигнуто изобилие всех необходимых предметов потребления, и КОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ДОБРОВОЛЬНО И НЕЗАВИСИМО ОТ МЕРЫ ПОЛУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ТРУДИТЬСЯ В ПОЛНУЮ СИЛУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ, СОЗНАВАЯ, ЧТО ЭТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОБЩЕСТВА …

Высокомеханизированное и автоматизированное производство будущего не потребует от людей многочасового труда, у них останется много свободного времени для занятий науками, искусством, литературой, спортом и т. д

РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА [57]

 …В семилетнем плане ставится задача на основе дальнейшего мощного подъема всех отраслей экономики и преимущественного роста тяжелой индустрии обеспечить непрерывное повышение жизненного уровня трудящихся

Семилетним планом предусматривается:

— значительный рост национального дохода и на этой основе серьезное увеличение реальных доходов трудящихся;

— сокращение продолжительности рабочего дня и уменьшение числа рабочих дней в неделю;

— увеличение производства товаров народного потребления и улучшение их качества;

— широкий размах жилищного строительства;

— значительное улучшение общественного, культурного и бытового обслуживания населения…

При социализме забота общества о повышении уровня жизни народа распространяется на удовлетворение широкого круга разнообразных потребностей человека. У нас имеется действительно коммунистический путь повышения благосостояния  трудящихся, создания лучших условий жизни для всего общества в целом, в том числе и для каждого человека. Сюда относятся: обеспечение людей благоустроенным жильем, организация общественного питания, улучшение бытового обслуживания людей, расширение сети детских учреждений, совершенствование народного образования, организация отдыха и улучшение медицинского обслуживания населения, строительство учреждений культуры и т. д.

В первые годы Советской власти, когда появились у нас общественные столовые, детские сады, ясли, В. И. Ленин назвал их «образцами ростков коммунизма». Заботливое отношение к этим росткам, уход за ними он считал первейшей обязанностью партии и государства, говоря, что «...при поддержке пролетарской государственной власти, ростки коммунизма не зачахнут, а разрастутся и разовьются в полный коммунизм» (Соч., т. 24, стр. 397). Теперь мы имеем уже не отдельные ростки, а целую систему различных организаций коммунистического типа, и наша обязанность — умножать эти организации, улучшать и совершенствовать их работу…

Удовлетворение индивидуальных запросов каждого человека должно происходить…   не только путем повышения заработной платы, но и через ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ, роль и значение которых будет все больше возрастать.

Расходы государства на общественное обслуживание трудящихся непрерывно растут. Показательно, например, что на выплаты по социальному страхованию, на пособия, пенсии, стипендии учащимся, на бесплатное обучение, медицинское обслуживание, оплату отпусков, расходы на школы-интернаты, на содержание детских садов, яслей, санаториев, домов отдыха, домов для престарелых и на другие выплаты и льготы израсходовано в 1958 году свыше 215 миллиардов рублей. По семилетнему плану расходы на эти цели в 1965 году должны возрасти примерно до 360 миллиардов рублей…

В Советском Союзе…  квартирная плата, включая коммунальные услуги, в нашей стране составляет в среднем 4—5 процентов бюджета семьи. В деревне жилые дома строятся при помощи колхозов и государства. Таких возможностей не имеют трудящиеся ни в одной капиталистической стране.

Поставленная партией и правительством в 1957 году задача ликвидировать недостаток в жилье и тем самым решить жилищную проблему в ближайшие 10—12 лет успешно выполняется… В последние два года построены жилые дома… на 12 миллионов квадратных метров больше, чем было предусмотрено в плане. За семилетие намечается построить… около 15 миллионов квартир. Это больше, чем весь городской жилищный фонд, созданный за годы Советской власти…

Проектные организации должны разработать для широкого внедрения экономичные типовые проекты жилых домов, а также генеральные планы развития городов и проекты планировки сельских населенных мест, имея в виду, чтобы условия жизни в городе и на селе отвечали разносторонним запросам советского человека.

Надо не только обеспечить человека хорошим жильем, но и научить его правильно пользоваться общественными благами, правильно жить, соблюдать правила социалистического общежития. Это не приходит само по себе, а может быть достигнуто в длительной и упорной борьбе за победу нового, коммунистического быта.

Семилетним планом предусматривается дальнейшее улучшение охраны здоровья и медицинского обслуживания населения

Одной из своих программных задач Коммунистическая партия всегда считала борьбу за сокращение рабочего дня… В СССР будет самый короткий в мире рабочий день и самая короткая рабочая неделя при одновременном росте благосостояния населения.

В Советском Союзе рост производства продуктов ведет к непрерывному увеличению потребления и улучшению питания всего населения… Значительно расширится продажа населению пищевых продуктов, тканей, одежды, белья и обуви. За семилетие намечено построить 90 тысяч магазинов и 64 тысячи предприятий общественного питания… Надо еще шире развернуть сеть фабрик-кухонь, столовых на предприятиях, в высших учебных заведениях, в школах, иметь общественные столовые в жилых домах, чтобы члены семей трудящихся могли ими пользоваться и лучше организовать свое питание. Ставится задача снизить цены на продукты общественного питания.

Надо расширять сеть предприятий по пошиву и ремонту одежды и обуви, по ремонту жилищ, мебели, предметов хозяйственного и культурного обихода, улучшать обслуживание населения…

Чтобы иметь достаточное количество средств потребления, нужны средства производства, необходимо добывать металл, создавать машины, вводить автоматические линии, которые бы работали на человека для удовлетворения его потребностей… В годы первых пятилеток, когда стоял вопрос о жизни и смерти Советской страны — единственной в мире страны социализма, окруженной капиталистическими странами, советский народ напрягал все свои силы, сознательно шел на жертвы, чтобы выбиться из вековой отсталости и создать мощную социалистическую экономику. Но даже и тогда партия и государство делали все возможное, чтобы улучшить материальное положение трудящихся. Теперь у нас другой уровень развития, другие возможности, другие силы, и мы решительно ставим задачу значительного повышения благосостояния советского народа…

О КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

«… Для перехода к коммунизму необходима не только развитая материально-техническая база, но и ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ всех граждан общества … Вот почему исключительно важное значение приобретают теперь вопросы коммунистического воспитания трудящихся, особенно подрастающего поколения.

Вся идеологическая работа нашей партии и государства призвана развивать новые качества советских людей, воспитывать их в духе коллективизма и трудолюбия, социалистического интернационализма и патриотизма, высоких принципов морали НОВОГО ОБЩЕСТВА, в духе марксизма-ленинизма. Чтобы прийти к коммунизму, самому справедливому и совершенному обществу, когда полностью раскроются все лучшие нравственные черты свободного человека, нам надо УЖЕ СЕЙЧАС воспитывать человека будущего. Нужно развивать у советских людей коммунистическую нравственность, в основе которой лежит преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка.

Буржуазные идеологи и политики, подпевающие им оппортунисты тратят немало усилий, чтобы доказать, будто коммунисты отрицают мораль, будто социализм не соответствует моральным законам человечества. Себя же они рекламируют как защитников моральных ценностей, гуманизма, свободы и прав личности.

Но разве имеются какие-нибудь основания для подобных утверждений? Ответ на это дает сама жизнь, простое сравнение морали двух миров.

Дух индивидуализма, личной корысти, жажда наживы, вражда и конкуренция — такова суть морали буржуазного общества. Эксплуатация человека человеком, на которой построено буржуазное общество, представляет самое грубое попрание нравственности. Недаром мораль эксплуататорских классов характеризуется жестокой формулой: «Человек человеку волк». Социализм утверждает иную мораль — сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигаетсязабота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат.

Борцы за коммунизм вдохновляются благородными идеями освобождения народных масс от гнета капитала, идеями служения общему благу человечества. Личным примером и личным повелением они показали великую нравственную силу. Коммунисты никогда не жалели ни сил, ни своей жизни, смело шли на казнь и пытки ради осуществления высоких идеалов. Многие из коммунистов за свои гуманистические убеждения, за свою преданность народу и самоотверженную борьбу за его счастье и сейчас томятся в тюрьмах и застенках стран капитала.

Великое нравственное воздействие идей коммунизма в социалистических странах ярко проявляется в активном участии миллионов людей в строительстве повой жизни. Буржуазные политики не в силах понять патриотизм и трудовой энтузиазм советских людей, которые ставят общественные интересы выше личных интересов, сознавая, что благосостояние и счастье людей при социализме обеспечивается всем обществом

Каждый человек здесь чувствует заботу о себе со стороны общества, государства. Поэтому у советского человека изживается стремление к наживе, к частной собственности, все сильнее развивается чувство коллективизма, заботы об общественном благополучии. В нашей стране происходит, например, интенсивное освоение новых районов с богатейшими природными ресурсами. Строится много фабрик, заводов, шахт, электростанций и других предприятий в Сибири. Казахстане, в районах Севера, на Дальнем Востоке, часто в пустынной местности с довольно суровым климатом. Для строительства этих предприятий и работы на них требуется большое число рабочих. Где их взять?

В капиталистических странах всегда имеется громадная армия безработных, которых царь-голод гонит всюду в поисках заработка. Они готовы взяться за любую работу, лишь бы получить средства к существованию. Советские люди не знают бича безработицы, у нас нет такого положения, чтобы нужда гнала людей в далекие края за куском хлеба. Советские люди едут в новые места, движимые прежде всего благородными патриотическими побуждениями. По призыву партии и правительства сотни тысяч юношей и девушек, имеющих квалификацию и работающих в столицах или в других культурных и промышленных центрах, оставляют, как говорят, свои родные и обжитые места, едут в новые, неизведанные края. Они знают, что будут на первое время лишены многих удобств, которыми располагали дома, что им придется жить в палатках, работать иногда не по своей квалификации.

Чувства большинства советских людей подчинены высокому идеалу — быть полезными обществу, создавать для него все новые материальные и культурные блага. Именно это, а не страсть наживы, как при капитализме,— основной движущий мотив деятельности советских людей… Передовые советские люди едут в отдаленные края не ради «золотого тельца», не для личного обогащения, а для того, чтобы строить новые заводы и фабрики, распахивать поля, возводить новые города для всего общества, для наших детей, для будущего, во имя победы коммунизма.

Люди  индивидуалистического склада ума, буржуазного понимания интересов личности не могут постичь новых моральных качеств советских людей, и поэтому они на свой лад пытаются объяснить патриотические дела советских людей, как результат принуждения.

Советские люди смеются над такими объяснениями и над их сочинителями, которым недоступна высшая мораль человека социалистической страны, идущего на подвиги в интересах всего общества, для блага человечества!

Организуя идеологическую работу, мы исходим из того, что воспитание коммунистической нравственности должно быть связано с решением задач коммунистического строительства.
Мы не только теоретически, но и на большом жизненном опыте усвоили ту глубокую истину научного коммунизма, что в изменении условий жизни и взглядов людей решающую роль играет революционная практика. Лучшей школой воспитания, самым строгим учителем является жизнь, наша советская действительность. Книжное, оторванное от практики знание коммунистических положений ничего не стоит.

Надо прежде всего, чтобы воспитание было органически связано с жизнью, с производством, с практической деятельностью масс. В центре воспитательной работы партия ставит трудовое воспитание всех людей, развитие сознательного, коммунистического отношения к труду. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех материальных и культурных благ, превратился в первейшую жизненную потребность людей.

Утверждение коммунистических взглядов и норм поведения происходит в борьбе с пережитками капитализма. У нас нередко еще встречаются люди, которые недобросовестно относятся к общественному труду, занимаются спекуляцией, нарушают дисциплину и общественный порядок. Нельзя спокойно ожидать, когда эти пережитки капитализма исчезнут сами по себе, необходимо вести против них решительную борьбу, направить общественное мнение против всяческих проявлений буржуазных взглядов и нравов, против антиобщественных элементов.

Во всей воспитательной работе партия придает особое значение формированию молодого поколения. В. И. Ленин говорил: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».

Молодежь уже сейчас строит коммунизм, а затем будет жить и трудиться при коммунизме, управлять всеми общественными делами. К этой высокой миссии и должна быть подготовлена советская молодежь.

Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение, героическую историю Коммунистической партии, воспитывалось на революционных традициях нашей партии, нашего рабочего класса.

Некоторые работники недооценивают вред буржуазных влияний на советскую молодежь, считая, что буржуазия от нас далеко и ей недоступна наша молодежь. Но это — заблуждение. Мы не можем игнорировать возможность буржуазного влияния и обязаны вести борьбу против него, против проникновения в среду советских людей и особенно в среду молодежи чуждых взглядов и нравов.

Особое место в коммунистическом воспитании подрастающего поколения принадлежит школе. Советская школа подготовила десятки миллионов образованных граждан — строителей социализма, она помогла вырастить замечательные кадры инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей и других специалистов средней и высшей квалификации. Положительная роль школы в обучении и воспитании молодого поколения хорошо известна. Однако при всех успехах советская школа еще отстает от требований коммунистического строительства, имеет серьезные недостатки.

Тезисы Центрального Комитета партии и Советского правительства «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», получившие всеобщую поддержку в ходе всенародного обсуждения, были одобрены Верховным Советом СССР, принявшим по этому вопросу важное решение… Мы перестраиваем школу не потому, что у нас не хватает рабочей силы, а потому, что хотим еще лучше поставить дело народного образования, еще теснее связать школу с жизнью.

Перестройка народного образования целиком отвечает духу марксистско-ленинского учения об образовании и воспитании и открывает путь для действительной политехнизации школы. В.И. Ленин еще в конце прошлого века, заботясь о путях ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА — СТРОИТЕЛЯ НОВОГО ОБЩЕСТВА, о соединении обучения с производительным трудом, писал:

«...Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения
и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники н состоянием научного знания»
.

Тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства должна стать ведущим началом изучения основ наук в школе, основой воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности.

Связь учения с производительным трудом не умаляет, а, наоборот, усиливает значение приобретенных знаний. Много раз мне приходилось беседовать с молодыми колхозниками, рабочими, которые учатся в вечерних вузах и техникумах или занимаются заочно. А поговорите со студентами, которые пришли в техникумы и институты с производства. Какие это замечательные люди! Упорные, волевые, жадные до знаний, они приобретают знания, чтобы лучше трудиться на благо общества, а не в качестве свадебного приданого, не для успокоения некоторых родителей, считающих «трагедией», что их сын или дочь не имеют диплома.

Нам надо повысить роль государства и общества в воспитании детей, усилить помощь семье со стороны государства и общества. В этих целях имеется я виду широко развернуть строительство школ-интернатов, детских яслей, садов. Численность учащихся в школах-ннтернатах составит в 1965 году не менее 2 миллионов 500 тысяч человек. Число детей в детских садах увеличится за семилетие с 2 миллионов 280 тысяч до 4 миллионов 200 тысяч. В будущем имеется в виду предоставить возможность для воспитания всех детей в школах-интернатах, что будет способствовать успешному решению задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения и вовлечения новых миллионов женщин в ряды активных строителей коммунистического общества.

Советская власть вызволила женщину из того позорного полурабского положения, в котором она находилась при царизме и еще находится во многих капиталистических странах. Советские женщины являются активной силой во всех областях государственной, политической, хозяйственной и культурной жизни, они наравне с мужчинами пользуются всеми правами граждан социалистического общества. Но многие женщины заняты домашним хозяйством, уходом за детьми, что затрудняет им активно участвовать в общественной жизни.

Нужно создать условия, которые позволили бы всем женщинам шире использовать свои права, знания, свой талант на поприще производственной, общественно полезной деятельности.
Расширяя сеть школ-интернатов, детских садов и яслей, предприятий общественного питания, коммунально-бытового обслуживания, мы создаем эти условия для всех женщин.

Семилетний план предусматривает дальнейшее значительное расширение и улучшение подготовки специалистов с высшим и средним образованием…  Общее число специалистов с высшим образованием составит в 1965 году более 4.5 миллиона человек, то есть возрастет в полтора раза по сравнению с 1958 годом. Особенно быстро будет расти число специалистов, занятых в отраслях материального производства.

Главное в перестройке высшей школы состоит в том, чтобы теснее связать ее с жизнью, значительно улучшить практическую и научно-теоретическую подготовку специалистов, воспитывая их как активных строителей коммунизма.

Перестройка средней и высшей школы потребует известного времени и большой работы. Верховные Советы союзных республик примут соответствующие национальным традициям и особенностям законы о народном образовании.

Создание материально-технической базы коммунизма требует расцвета науки, активного участия ученых в решении проблем, связанных с дальнейшим всесторонним развитием производительных сил нашей страны. Семилетний план открывает перед нашими учеными и научными учреждениями широчайшее поле деятельности…

Серьезные требования предъявляются ко всем отраслям общественных наук. Наши экономисты, философы, историки призваны глубоко исследовать закономерности перехода от социализма к коммунизму, изучать опыт хозяйственного и культурного
строительства, способствовать воспитанию трудящихся в коммунистическом духе. Перед учеными в области об


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.