Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

2020-05-10 152
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вводная лекция

Основные понятия курса.

Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Инвалидность – утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов.

Особые образовательные потребности – такие характеристики, которые делают необходимым обеспечить обучающегося ресурсами отличными от тех, которые необходимы большинству учащихся. ООП выявляются в ходе оценки обучающегося; они являются основой для определения соответствующей образовательной программы (в том числе необходимых ресурсов) для данного обучающегося.

 

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ.

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день практически в каждой группе детского сада есть дети с ОВЗ. Это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций.

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников.

Главная сложность при работе с детьми с ОВЗ – передача особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, учитывающие особые образовательные потребности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 2.11.2). Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации.

В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке должны вводиться или сохраняться ставки практических психологов и должности тьютера.

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра.

1- Составьте четкий режим дня. Можно написать или зарисовать его. Присмотритесь, сможет ли ребенок следовать этому режиму, и подкорректируйте его. Необходимо учитывать, что дети расстройствами аутистического спектра болезненно воспринимают даже малейшие изменения не только в распорядке дня, но даже в расположении вещей. Поэтому следует свести к минимуму какие-либо изменения в распорядке дня в дальнейшем.

2- Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отведите специальное место для одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3- Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

4- Устраните из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищенные источники света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи.

5- Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).

6- Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересованность в выполнении родителями режимных моментов и не безразличное, ласковое отношение к ребенку, обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствует «эмоциональному заражению» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

7- Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая ребенка, не молчите, а постоянно ласково стимулируйте его к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь тому, что в общем виде он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, так как дети с расстройствами аутистического спектра лучше реагируют на музыку, чем на речь. Речевые проявления стоит делать музыкальными - пропевать имя ребенка, свои комментарии, просьбы, рассказы, похвалу.

 

8- На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.

9- Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.

10- Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, в том числе и негативных на проявления его сопротивления и агрессии.

11- Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.), поощряйте ребенка к продолжению этого контакта. Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.

12- Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.

13- Давайте ребенку возможность побыть наедине с собой. Устройте для ребенка «уголок уединения» - место, где он сможет побыть один, и его никто не будет трогать.

14- Не наказывайте ребенка. Он не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.

15- Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство таких детей любят прыгать на батуте.

16- Регулярно занимайтесь с ребенком. Занятия не должны прерываться ни по какой причине, их немножко сократить, в случае крайней необходимости, но не прерывать. Необходимо заниматься каждый день, начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.

17- Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию не сразу может применить его в других областях своей жизни. Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.

18- Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.

19- Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.

20- Научите ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются.

21- Давайте ребенку выборы ответа в течение всего дня (например, «Ты хочешь яблоко или грушу?»). Внимательно слушайте ребенка. Дождитесь, пока ребенок ответит. Если Ваш ребенок издал звук или произнес слово, - ответьте ему. Примите его речь как лучшее, на что он в данный момент способен.

22- Если Ваш ребенок еще не может говорить, или у него трудности с речью, предоставьте ему доску вариантов, содержащую написанные варианты, чтобы помочь ему полноценно общаться (например, доска с ДА и НЕТ)

23- Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.

24- Детей с расстройствами аутистического спектра следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

25- Используйте «семейное чтение»: чтение с ребенком вслух, обсуждение сюжетов сказок, историй.

 

26- Используйте «совместное рисование» в общении с ребенком. Если ребенок не хочет рисовать сам, взрослый действует руками ребенка. Применяйте прием «закончи рисунок»: взрослый «забывает» нарисовать какую-то деталь, фрагмент рисунка, ребенок дорисовывает.

27- Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть - с невнятной речью, странными жестами.

28- Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.

29- Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Рекомендации педагогам при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

 

1. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.

2. Использовать мягкие физические манипулирования или воздействия для привлечения внимания ребенка, например, педагог может повернуть голову ребенка в нужном направлении.

3. Постоянно привлекать ребенка к социальным стимулам: «Смотри, рядом с тобой стоит Саша», «Привет». При этом необходимо посмотреть ребенку в глаза, указать на людей, находящихся рядом, назвать их по имени.

4. Помогать ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, комментировать для него и для всех все происходящее и намечаемые действия в группе («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь с нами; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

5. При обучении ребенка использовать знаковый язык вместе с обычным: пиктограммы, схемы, модели, жесты (например, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку разместить непосредственно на шкафчике ребенка).

6. Заучивать стихи и песни с сопровождающимися движениями рук, при этом взрослый помогает ребенку в осуществлении данных движений (действует руками ребенка).

7. В группе разместить несколько зеркал на уровне глаз ребёнка с расстройствами аутистического спектра. Он плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Время от времени привлекать внимание ребенка к его отражению.

8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, сделайте разметку на столе: нарисуйте контур листа, карандаша, красок, баночки, для того чтобы ему было легче привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется.

9. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Это интересно не только ребенку с расстройствами аутистического спектра, но и детям из группы.

10. Такие дети любят пальчиковые игры, нанизывание бус, манипуляции с мелкими предметами. Обводите предметы пальчиком по контуру, давайте словесную классификацию. Дети с расстройствами аутистического спектра любят выполнять задания конструктивного характера, обводить предметы по контуру.

11. Разделять общие цели развития, поставленные взрослым, на более мелкие шаги (поэтапное достижение цели). Для того чтобы научить ребенка есть ложкой, сначала учим его держать ложку и отрабатываем этот навык до автоматизма, затем учим ложкой зачерпывать суп и т.д.

12. Использовать многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов, что позволит ребенку включиться в общую деятельность.

13. Сопровождать самоуспокаивающие движения ребенка (покачивания, прыжки и т.д.) ясной и твердой инструкцией «Стоп» и каким-либо постоянным жестом. Можно подкрепить инструкцию мягким физическим манипулированием (остановить ребенка).

14. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

15. Всё новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

 

 

 

 

Рекомендации для родителей детей с ДЦП.

1. Родитель должен помочь ребёнку, именно помочь, а не сделать за него. Не делайте за него то, что он может сделать сам – этим вы лишаете его шанса научиться чему- то новому.

2. Постоянная упорная тренировка каждый день. Любое развитие - и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам.

3. Необходимо активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Вам необходимо сделать эти возможности и навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4. Безусловное принятие ребёнка и его особенностей родителями. Реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым. Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка.

5. Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет упускать из вида личность самого малыша. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. Именно в это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.

6. Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

Рекомендации педагогам при работе с ребенком с детским церебральным параличом (ДЦП).

 

1. Ребёнка с ДЦП следует посадить за тот стол, который позволят ему свободно стоять или выходить; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции различными предметами.

2. Понаблюдав, педагог должен понять, в какой позе ребёнку легче выполнять задания, как удобнее работать: сидя или стоя.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для него позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время занятия важно своевременно проводить динамические паузы (через 10 минут).

5. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

6. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

7. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой детей поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением сюрпризных моментов.

8. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описания предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

9. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

10. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей. Проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

11. Необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

12. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

13. Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Развивать конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, при этом педагог работает с ребенком «рука в руке», постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.

15. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

 

Рекомендации родителям детей с ЗПР.

1. Не следует на ребенка смотреть как на маленького и беспомощного. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

2. Предъявляйте к ребенку соответствующие его возможностям требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

3. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задавайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал сегодня. Вопросы активизируют память и мышление.

4. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

5. Желательно обследование ребенка врачом–психоневрологом: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и назначить медикаментозное лечение в случае необходимости: скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

6. Общайтесь с ребёнком как можно чаще. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.

7. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

8. Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать и принимать решения самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, помогайте ребенку в сложных ситуациях.

9. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

10. Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

11. Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения полученных знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

12. Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой.

13. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти и развить скрытые таланты и возможности ребенка.

14. Научите детей техникам концентрации и переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния.

15. Развивайте интересы ребенка и свои, участвуйте в интересных событиях, читайте литературу (специальную и художественную).

16. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.

17. Научите ребенка заботиться о других – это стимулирует развитие.

Рекомендации педагогам при работе с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР).

 

1. Не нужно требовать от ребёнка немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

2. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у него очень снижен.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. Стараться облегчить познавательную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

7. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

8. Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз (через 10 минут).

9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, колокольчик и т.п.).

10. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

11. Темп подачи нового материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

12. Проговаривать вместе с ребёнком то, что он будет делать, а также последовательность действий.

13. Поощрять и поддерживать правильные ответы на этапе ориентировки в задании.

14. После того, как задание выполнено, предложить ребёнку вспомнить и повторить его.

15. Особое место в работе с такими детьми должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепка, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику.

16. В рисовании можно использовать следующие игры и упражнения: срисовывание с образца, работа с трафаретами, обведение по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание и штриховка.

17. Детям с ЗПР полезно игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти её и описать, не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей.

18. Привлекать ребенка с ЗПР в качестве помощника другим детям.

 

Дети с синдромом Дауна.

 

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. У человека с синдромом Дауна в 21-ой паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47. Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена.

Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Синдрома Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить.

Исследования позволило выявить четыре фактора, влияющие на вероятность синдрома Дауна у ребенка:

- немолодой возраст родителей: мать старше 35 лет, отец старше 45 лет;

- слишком молодой возраст матери (до 18 лет);

- близкородственные браки;

- возраст бабушки по материнской линии. Причем последний из четырех факторов оказался наиболее значимым. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность, что та родит ей внука или внучку с синдромом Дауна.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна:

1- речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии  (нарушение произношения в следствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. От полной невозможности говорить до неразборчивой речи.) или дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации слухового аппарата); Иннервация – снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС.

2- трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии;

3- у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы, это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их;

4- при развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук;

5- дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

6- в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы;

7- глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники;

8- дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни, дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух;

9- дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя;

10- эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми;

11- большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

 

Рекомендации родителям детей с синдромом Дауна.

 

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

7. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

8. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

9. Играйте с детьми, вовлекайте их во все семейные мероприятия.

10. Занятия должны включать в себя и физиотерапевтические процедуры, и развитие речевых навыков.

11. Обучайте ребенка навыкам невербального общения, чтобы с помощью жестов, мимики он мог показать некоторые простые выражения, например, «кушать», «пить», «спать», «ещё» и т.п. Так как речь таких детей развивается медленно, они могут испытывать сильный эмоциональный дискомфорт из-за невозможности передать свои чувства и потребности.

12. Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома. Домашняя обстановка должна способствовать повышению их самооценки и независимости. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.

13. Особенно большое значение для развития ребёнка имеют домашние занятия. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома – во время одевания и раздевания, выполнения обычных гигиенических процедур (чистки зубов, мытья рук, ухода за волосами и за обувью и др.). Ребёнка с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит аккуратно, чисто, опрятно и одевается также, как его ровесники в настоящее время.

14. Положительное влияние родителей особенно сказывается на развитии самостоятельности. По мере взросления ребёнка усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться.

15. При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

- обязательно назвать предмет;

- охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

- показать, как этим предметом можно


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.