Налоговый манёвр в нефтяной отрасли: суть и возможные последствия — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли: суть и возможные последствия

2020-05-08 200
Налоговый манёвр в нефтяной отрасли: суть и возможные последствия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М. А. Тупикина

 

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

Понятие «налоговый маневр» впервые прозвучало в широких кругах общественности в 2012 г. По сути, налоговый маневр представлял собой совокупность мер по наполнению казны государства, он предполагал перераспределение нагрузки в пределах отрасли между различными категориями налогоплательщиков. Реализация налогового маневра, в частности, в нефтяной отрасли началась в 2015 г. Изменения в законодательстве, принятые в 2018 г., призваны завершить начатый налоговый маневр.

Госдума утвердила ряд изменений, которые коснулись Налогового Кодекса Российской Федерации и закона «О таможенном тарифе». Заключительный этап налогового маневра вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 лет. В настоящий момент экспортная пошлина сырой нефти составляет 30 % от ее итоговой стоимости. Начиная с 1 января 2019 г., ее планируется снижать (на 5 % ежегодно) до полной отмены, которая должна случиться в 2024 г. В то же время, на аналогичный процент будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), однако только до 2021 г. На первый взгляд, рост стоимости нефти и продуктов ее переработки на внутреннем рынке должен привести к дополнительному росту стоимости топлива и ГСМ для конечного потребителя, что недопустимо. В связи с этим Госдума ввела два механизма, с помощью которых предполагается избежать роста цен на отечественном рынке [3].

Первый механизм – снижение акциза на сырую нефть. Благодаря чему отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), занимающиеся выпуском и поставками высококачественного топлива по экологическому стандарту «Евро-5» на отечественный рынок, смогут сэкономить порядка 3000 рублей с каждой тонны перерабатываемого сырья.

Второй механизм – введение демпфирующего (возвратного) акциза и повышение ставок возвратных акцизов на отдельные нефтепродукты. Это означает, что по результатам каждого налогового периода государство будет отслеживать, по каким ценам нефтяные компании торговали нефтепродуктами на внутреннем рынке. Если они будут оказываться в том диапазоне цен, который определен на соответствующий налоговый период, им будет возвращаться определенная сумма денег из дополнительных доходов бюджета.

По мнению Правительства, проведение налогового маневра не приведет к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки, поэтому в настоящее время нет объективных причин для пересмотра решений по этому вопросу [1].

Представители же нефтяных компаний считают, что стали заложниками модернизации производственных мощностей. Суммарные расходы на модернизацию привели к увеличению кредитного бремени НПЗ. Существует опасение, что они могут не справиться с погашением банковских кредитов. Кроме того, предприятия, которые оказались под ударом, как правило, являются градообразующими, крупными плательщиками налогов. Закрытие или приостановка их деятельности приведет к потере более 23000 квалифицированных рабочих мест, что неизбежно повлечет рост социальной напряженности.

Кроме того, налоговый маневр обязательно скажется на доходах домашних хозяйств и приведет к их уменьшению. Такое мнение высказывают аналитики. Они считают, что в результате стоимость бензина и дизельного топлива, безусловно, увеличится. Возвратный акциз не полностью компенсирует увеличение цен для НПЗ, несмотря на субсидирование со стороны Правительства. Значительно вырастут цены на темные нефтепродукты, исходя из этого потери потребителей, по оценкам экспертов, составят 350 млрд. руб. за 6 лет; а по моторному топливу – 456 млрд. руб. за аналогичный период.

В прогнозе доходов на 2019-2021 гг. учтено завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, при этом доходы в части НДПИ увеличатся за счет повышения ставки на нефть и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением их к 2024 году до нулевого уровня. По результатам завершения налогового маневра доходы федерального бюджета к 2021 году вырастут на сумму 300 млрд. руб. [1].

 

Таблица 1. – Доходы федерального бюджета в 2019-2021 гг. (млрд. рублей)

Показатель 2018 2019 2020 2021
Доходы, всего 18 747,5 19 969,3 20 218,6 20 978,0
% ВВП 18,5 18,9 18,3 17,7
Нефтегазовые доходы 8 714,3 8 298,2 7 936,3 8 018,2
% ВВП 8,6 7,8 7,2 6,8

 

Банк России в своем докладе о денежно-кредитной политике проанализировал рост потребительских цен и цен на бензин, исходя из различной стоимости баррели нефти [2]. Если цена баррели нефти составит в среднем 60 долларов, то эффект для бензина и потребительских цен в целом будет практически нейтральным. А при падении цен ниже этой отметки бензин начнет дешеветь, а потребительские цены – снижаться.

 

Таблица 2. – Влияние налогового маневра на ИПЦ и цены на автомобильный бензин

Мировая цена на нефть марки Urals, долл. США за баррель

Изменение стоимости бензина за 2019 г., %

Общий вклад в ИПЦ, п.п.

70 3,1 0,2  
65 1,9 0,1  
60 0,1 0,0  
55 -0,7 -0,1  
50 -3,5 -0,3  

 

Налоговый маневр оказывает влияние и на отношения с Белоруссией. По оценкам Минфина России, российский бюджет теряет около 3 млрд. долларов из-за поставок нефти Белоруссии на льготных условиях. Однако в результате налогового маневра российская нефть для Белоруссии подорожает на величину пошлины, которую сейчас она (являясь членом ЕАЭС) имеет права не уплачивать в российский бюджет при импорте нефти.

Таким образом, для Российской Федерации эффект от завершения налогового маневра составит порядка 1,6 трлн. руб. без учета дополнительных компенсаций странам ЕАЭС и потребителям (в т.ч. в виде демпфирующего механизма акциза). Годовой эффект от маневра будет нарастать по мере его завершения, в базовом сценарии Министерства экономического развития в 2024 году он составит 493 млрд. руб. по сравнению 94 млрд. руб. в 2019 г.

 

Библиографический список

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390.

2. Доклад о денежно-кредитной политике Банка России. – 2018. – № 4. – С. 45-46.

3. Налоговый маневр 2018: суть и последствия для нефтяной отрасли // «Газпромнефть – региональные продажи». – URL: https://gpn-trade.ru/about/articles/nalogovyj-manevr-2018-sut-i-posledstviya-dlya-neftyanoj-otrasli/.

Научный руководитель – О. В. Чубур, к.э.н., доцент


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.