Адаптация ребёнка в новой семье — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптация ребёнка в новой семье

2020-05-07 172
Адаптация ребёнка в новой семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Детям, живущим в детском учреждении, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности в новую семью.

Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место, причем, это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Варианты поведения в этот момент могут быть разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Дальнейшее приспособление к жизни в новом месте будет зависеть от предыдущего опыта, умений, знаний, желания жить в этом месте, от того, как будут удовлетворяться потребности. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их поддержка и помощь, их радушие или враждебность.

Попадая в новые условия, усыновлённый (приёмный) ребёнок и его новые родители будут испытывать примерно такие же состояния, которые называются адаптацией - процессом привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребёнку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Подумайте, кому легче адаптироваться: тому, кто остался в привычной обстановке или тому, кто попал в новые условия?

Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребёнка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, ребёнок может испугаться лифта и отказаться подняться на нем и т.п.

Вероятнее всего и реакция на членов семьи у ребёнка будет разная. Чаще всего ребёнок сначала отдаёт предпочтение кому-то одному. Почему это происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить свои чувства. Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц».

На данном этапе всё обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребёнок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.

Во время «медового месяца» приёмные родители должны относиться бережно к чувствам ребёнка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребёнка новыми впечатлениями – его психика может не справиться с большим объёмом свежей информации.

Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребёнке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к малышу.

Ещё один важный момент, который необходимо учитывать: ребёнок теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» - в детское учреждение, а когда приходит в приёмную семью. Часто ребёнок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка его новых родителей.

Вторую стадию можно определить как «Уже не гость».

Для этого этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приёмным родителям может показаться, что хорошего и милого ребёнка вдруг подменили. Он перестаёт слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приёмные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребёнка в семью?

Здесь нужно отметить, что подобные ситуации – закономерный процесс. Причём в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живёт ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим. Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное – терпения дождаться, пока ребёнок сделает то, что им нужно. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребёнка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приёмного ребёнка.

Основные причины кризиса.

1. Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это не звучало, но ухудшение поведения ребёнка следует рассматривать как хороший знак. Дело в том, что ребёнок очень старался понравиться взрослым в течение всего периода, который мы условно называли «медовый месяц». Однако долго сдерживать себя невозможно – и в какой-то момент малыш «отпускает» эмоциональную напряжённость, начинает реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребёнок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны – это и есть признак близости в отношениях. Ребёнок чувствует, что его «уже не прогонят».

2. Неготовность ребёнка к появившимся требованиям и ожиданиям. Ухудшению поведения ребёнка могут способствовать ошибки его приёмных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребёнка – он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства. Этим навыком ребёнку еще предстоит овладеть в приёмной семье. Так же не надо приписывать малышу больше знаний и умений, чем у него есть. Нельзя забывать о трудностях ребёнка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами.

3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребёнку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем.

4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребёнка. Когда ребёнок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.