Как вспахивали землю в старину? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как вспахивали землю в старину?

2020-05-07 194
Как вспахивали землю в старину? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)

(слайд)

А сейчас?

Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.

А как сеяли раньше?

К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Покажите (слайд)

А сейчас?

К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)

Что необходимо для жизни и роста растений?

(Солнце, дождь.)

  • Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.

Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)

Пшеница созрела.

А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)

А сейчас?

На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.

Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)

Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу (слайд)

А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)

Мука готова. Что дальше?

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин

(слайд)

Упражнения по закреплению материала

Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)

Ученица

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)

-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.

Как нужно относиться к хлебу?

Подведение итогов

(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Использованная литература

1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г

2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г

3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г

4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г

5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.

6. Для детей 5-7 лет дошкольного возраста
(старшая, подготовительная группа детского сада)

Как хлеб на стол попал

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал: Картинки

- Ребята, отгадайте загадку.

«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском». (ответы детей)

- Правильно, это хлеб. (1 слайд)

- Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Вот про это и будет наше занятие. Про то, как хлеб попал к нам на стол.

- Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.

-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор.

Кто ведет его ….. (Тракторист) (2 слайд)

На тракторах работают трактористы. Что делает трактор? … Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

(слайд 3)

Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло. (слайд 4)

К трактору прикрепляют… сеялки,

и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

(слайд 5)

Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы и ржи. Зерно маленькое но его росточек пробьется через слой земли.

(слайд 6)

Физкультминутка

За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном.

(слайд 7)

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.

(слайд 8)

Теперь главная задача – сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит, следом вьюга вьется, кружит.

Летчик сверху всюду-всюду сыплет белый порошок.

Порошок – это средство для борьбы с вредными насекомыми, которые уничтожают колосья. (слайд 9)

Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? … комбайнер -Что же делает комбайн? (слайд 10)

Комбайн убирает колосья и по специальной трубе
в машину высыпает зерно. (слайд 11)

А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. где зерно сушат. (слайд 12) Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

(слайд 13)

Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (слайд 14) На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим. (слайд 15) Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.

(слайд 16)

Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах: Без хлеба – нет обеда.

Хлеб бросать - силу терять.

 

Береги хлеб-это наше богатство.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

(слайд 17)

А в заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

  Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

И.Лопухина

Откуда хлеб пришел Занятие с использованием ИКТ. (Информационно – компьютерных технологий) Цели: 1. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле. 2. Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. 3. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. 4. Привитие детям бережного отношения к хлебу. 5. Формирование нравственной культуры миропонимания. 6. На основе слайдов презентации показать тяжелое положение жителей Ленинграда во время блокады (войны). 7. Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения. 8. Активизация и обогащение словаря. 9. Повторение пословиц о хлебе, стихов. Оборудование: - ноутбук - презентация «Откуда к нам хлеб пришел» - мультимедийный проектор - тарелка с мукой, манкой Нормы 125 г ржаного хлеба и 5 г муки - выпечка (хлебобулочные изделия) - хлеб-соль, рушник - музыкальная запись mp3 Ольги Воронец «Хлеб всему голова» Ход занятия. (Звучит запись Ольги Воронец) Дети встречают гостей с хлебом-солью в русских - народных костюмах. Ребенок читает стихотворение: Слайд №1. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим. То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. 2 – ой ребенок: С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим: - Дорогой наш гость и друг! Принимай хлеб-соль из рук. (Дети вручают гостям хлеб-соль) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот красиво сервированный стол и богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите? (Ответы детей) - Как можно назвать все это одним словом? - Выпечка, хлебобулочные изделия. - Ну а как все же пришел хлеб на наш стол? (Ответы детей.) Слайд №2. - Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб». Слайд №3. - С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Вот и сегодня мы встречали наших уважаемых гостей хлебом-солью. Слайд №4. А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Слайд №5. Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились. Слайд №6, 7. - Ребята, как вы думаете, почему один хлеб черный, а другой белый? (Ответы детей) - Да, потому что из разной муки выпечены изделия. Дети подходят к дидактическому столику, чтобы рассмотреть колоски пшеницы и ржи. Слайд №8. Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. - Ребята, а можно бросать в такую землю зерно? - Конечно, нет! - Нужно сначала разрыхлить или взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? - Это механизатор. Слайд №9 - Дальше нужно бросить в землю семена. Слайд №10. Раньше сеяли вручную. Слайд №11 - Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям) Слайд №12-13 За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей. Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений. Слайд №14 Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры. Слайд№15 Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на элеваторы или на мельницу. Слайд№16 Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники. Дети подходят к дид. столику и рассматривают муку и манку. Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка. Слайд №17-19 Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин. Покупайте и кушайте! Слайд № 20-21 Далее детям предлагается отгадать загадки: Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столбе золотом. *** Парикмахер необычный Гладко чуб стрижёт пшеничный, И лежат за ним вразброс Копны золотых волос. *** Был я сыпучим, Потом – тягучим, В огонь попал – Мягким стал. *** Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье! *** Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? *** В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. Слайд№22 Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (Предварительно велась работа по пословицам, их значение) Слайд №23 Знаешь ли ты? Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Слайд №24 Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро. Дети рассматривают нормы, представленные на дид. столике. Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби. Слайд №25-26 В России существует единственный государственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге. Слайд №27-29 Чтение стихотворений вместе с детьми. «Булка» С. Михалкова, Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. *** Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ! Рефлексия: Ребята, продолжите фразу: Я сегодня узнал, что… Благодарю за внимание. Воспитатель с детьми приглашают гостей к столу на чаепитие.
 
 
       
 
 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.