Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-05-07 | 205 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Открытое занятие. «Хлеб всему голова»
Образовательная область: Познание
Группа: Старшая, подготовительная.
Тема: «Хлеб всему голова»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел на стол;
Обратить внимание на труд людей, как люди выращивали хлеб в старину, а как современные машины помогают выращивать хлеб;
Учить разгадывать загадки, делать презентацию своих поделок из хлеба;
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: Выставка «Алтай –хлебный край», картинка герб алтайского края, альбомы с фотографиями.
Словарная работа: хлеборобы, борона, плуг, жатва, «горячая пора».
Предварительная работа: беседы о труде хлеборобов, разучивание стихов и поговорок о хлебе, разгадывание загадок, чтение рассказов М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», поделки из соленого теста для выставки совместная работа детей и родителей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Чтение отрывка из рассказа «Что всего дороже» Людмилы Избековой. Обсуждение прочитанного.
Познакомить детей с былью как же был изобретен первый хлеб, кто первый испек каравай или лепешку?
Упражнение на словообразование
ЦЕЛЬ:образование относительных прилагательных от слов:
«Пшеница», «рожь» по образу и согласование их с существительными.
1. Поле на котором выращивают рожь – ржаное поле
2. Поле на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле.
3. Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб.
4. Ласково назовите хлеб – хлебушек
5. Посуда где лежит или хранится хлеб – хлебница
Игра: «Узнай на вкус», Узнай по запаху», угадай на ощупь»
На столе стоит поднос накрытый салфеткой дети должны на ощуп, на запах и на вкус угадать что находится по салфеткой.
|
ЗАГАДКА: Отгадай легко и быстро.
Мягкий, пышный душистый,
Он и черный он и белый,
А бывает подгорелый.
Игра: «Скажи иначе»
Хлеб по запаху какой? - пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на ощупь какой? - свежий, мягкий, пышный
Как называется человек который печет хлеб – пекарь, булочник, кондитер.
Как готовят хлеб, одним словом – его выпекают.
Презентация выставки с изделиями из соленого теста
Цель: учить детей умению составлять небольшой рассказ о своих изделиях.
Итоговая беседа:
Уточнить знания детей о хлебе, почему в народе говорят «Хлеб всему голова»?
Из чего делают хлеб? Спросить у детей, что им сегодня больше всего запомнилось и понравилось на занятии. Предложить детям самим сделать тесто и приготовить сушки и угостить детей из младшей группы.
тема «Путешествие зернышка» (подготовительная группа)
цель Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, метелочки). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его готовили раньше.
материал Сб. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», сб. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», сб. Шорыгиной «Злаки. Какие они?»
Предварительная работа
Чтение р. н. с. «Легкий хлеб», у. н. с. «Колосок», Ушинский «Как хлеб на стол пришел?».
План-конспект:
1.- Ребята, на столе под салфеткой что-то лежит. Я вам предлагаю определить и отгадать что там. Вы мне задавайте вопросы, а я вам буду отвечать, спрашивать можно обо всем: какого цвета, какой формы, съедобное или нет. По моим ответам вы сможете догадаться, что находится на столе под салфеткой. Давайте попробуем (белый и черный хлеб).
2.- Как вы думаете, давно ли на Земле люди научились печь хлеб? Когда и как появился первый хлеб? Послушайте мою историю (сб. Шорыгиной «Злаки. Какие они, см. «Сказку о пшеничном зернышке»)
3. Работа с карточками «Как хлеб на стол пришел?» (путешествие от зернышек к хлебу)
|
4. На хлебное поле по осени любят прибегать мышки, хомячки и сурки. Все они любят зерна, колоски, делают на зиму припасы в своих норках.
5. Кроссворд «Зернышко»:
- ты не клюй меня, дружок,
голосистый петушок,
в землю теплую уйду,
к солнцу колоском взойду,
в нем таких, тогда как я,
будет целая семья (зернышко)
- весь из золота отлит,
на соломинке стоит,
вырос в поле дом,
полон дом зерном….(колосок)
- он идет, волну сечет,
из трубы зерно течет….(комбайн)
-из меня пекут ватрушки и оладьи,
и блины,
если делаете тесто положить меня должны (мука)
- я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня (тесто)
- на сметане мешен, на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок покатился (колобок)
Актуализация знаний по теме
Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем хлеб подносим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Ученик:
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше
Хлеб-кормилец пища наша.
Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд) (Ответы детей)
«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)
Сообщение нового материала
Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).
Я предлагаю вам послушать одну легенду
Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.
|
А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.
Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)
Игра: «Каравай»
Как на богатый урожай
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай
Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.
Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)
Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?
Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.
Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?
О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?
В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины
Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.
А сейчас?
Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.
А как сеяли раньше?
К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.
|
Покажите (слайд)
А сейчас?
К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)
Что необходимо для жизни и роста растений?
(Солнце, дождь.)
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.
Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)
Пшеница созрела.
А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)
А сейчас?
На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.
Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)
Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу (слайд)
А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)
Мука готова. Что дальше?
С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин
(слайд)
Подведение итогов
(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.
Использованная литература
1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.
6. Для детей 5-7 лет дошкольного возраста
(старшая, подготовительная группа детского сада)
Как хлеб на стол попал
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;
Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.
|
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.
Материал: Картинки
- Ребята, отгадайте загадку.
«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском». (ответы детей)
- Правильно, это хлеб. (1 слайд)
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Вот про это и будет наше занятие. Про то, как хлеб попал к нам на стол.
- Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.
-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор.
Кто ведет его ….. (Тракторист) (2 слайд)
На тракторах работают трактористы. Что делает трактор? … Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
(слайд 3)
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло. (слайд 4)
К трактору прикрепляют… сеялки,
и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
(слайд 5)
Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы и ржи. Зерно маленькое но его росточек пробьется через слой земли.
(слайд 6)
Физкультминутка
За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном.
(слайд 7)
Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.
(слайд 8)
Теперь главная задача – сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит, следом вьюга вьется, кружит.
Летчик сверху всюду-всюду сыплет белый порошок.
Порошок – это средство для борьбы с вредными насекомыми, которые уничтожают колосья. (слайд 9)
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? … комбайнер -Что же делает комбайн? (слайд 10)
Комбайн убирает колосья и по специальной трубе
в машину высыпает зерно. (слайд 11)
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. где зерно сушат. (слайд 12) Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
(слайд 13)
Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (слайд 14) На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим. (слайд 15) Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.
(слайд 16)
Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах: Без хлеба – нет обеда.
Хлеб бросать - силу терять.
Береги хлеб-это наше богатство.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
(слайд 17)
А в заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
И.Лопухина
| ||||||||||
Конспект интегрированного занятия. «Как выращивают хлеб»
Программные задачи:
- Закрепить знания старших дошкольников о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб.
- Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим.
- Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе.
- Упражнять в счёте, знании геометрических фигур и цифр, умении выразительно читать стихи и инсценировать.
- Активизация словаря: колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.
- Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Методическое обеспечение: проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?», дидактическая игра «Логическая цепочка», пословицы и поговорки о хлебе, геометрическая мозаика «Колосок», изображение колосков, тракторов, шапочка каравая, атрибуты мельника, пекаря, тракториста и комбайнера.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Хлеб – всему голова», экскурсии на поле и зерно ток, заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе, сюжетно-ролевая игра «Уборка урожая», беседы о труде взрослых.
Ход занятия: (Воспитатель вносит каравай хлеба). Хлеб! Как мы часто говорим и слышим о нем! Проснутся утром в доме, и кто- то из семьи спешит купить к завтраку свежий хлеб.
«Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой;
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! (С. Погореловский).
Как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?»:
1 слайд. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба.
2 слайд. Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят.
3 слайд. Весной в поле выходят трактора. У трактористов много работы: нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят: «Весенний день – год кормит».
4 слайд. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники.
5 слайд. Затем трактористы боронят засеянное поле.
6 слайд. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны.
7 слайд. Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.
8 слайд. Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно.
9 слайд. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни.
10 слайд. Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки.
11 слайд. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.
12 слайд. Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб – всему голова». Много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол. Нужно беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его!
А сейчас давайте поиграем в «Логическую цепочку». (Дети раскладывают картинки по порядку, по цифрам, чтобы получился путь к хлебу, как на слайд-шоу).
Физ. минутка: Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10).
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6).
Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих, результат труда земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном. Крохотное хлебное зёрнышко вмещает много полезных для здоровья минеральных веществ, витаминов, углеводов и белка. Поистине, зерно жизни! А какой формы зерно? Давайте соберём из зёрен пшеничный колосок.
Проводится игра «Кто скорее соберёт колосок» из геометрической мозаики.
Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?
- Хвала рукам, что пахнут хлебом!
- И обед ни в обед, коли хлеба нет!
- Хлебушко – калачу дедушка.
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной!
- Золото и серебро – только камни, а пшеница – драгоценность!
Ребята, давайте поиграем в каравай и вспомним профессии людей, которые трудятся, чтобы мы каждый день кушали вкусный и полезный хлеб.
Проводится инсценировка «Праздник урожая» (поэтический текст Т. Коломиец, русский текст В. Приходько).
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!