На тему: «Государственные институты Древнего Рима в период республики». — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

На тему: «Государственные институты Древнего Рима в период республики».

2020-05-07 721
На тему: «Государственные институты Древнего Рима в период республики». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет экономики и права

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Реферат

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

На тему: «Государственные институты Древнего Рима в период республики».

Выполнила:

студентка группы Ю01/19Б ФЭП

Доспехова Арина Валентиновна

Проверил:

Старший преподаватель

Тюрин Илья Владимирович

Москва 2019

 


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Переход к республике……………………………………………………3

2. Общественный строй………………………………………………….....3

2.1 Плебеи и патриции…………………………………………………...4

2.2 Свободные сословия Римской республики. Социальная и

имущественная дифференцияация………………………………….6

2.3 Рабство в Римской республике……………………………………...7

2.4 Прочие формы эксплуатации человека человеком………………...8

3. Народные собрания………………………………………………………9

4. Сенат……………………………………………………………………..11

5. Система магистратур……………………………………………………12

5.1 Консулы……………………………………………………………...15

5.2 Преторы……………………………………………………………...16

5.3 Цензоры……………………………………………………………...16

5.4 Курульные эдилы, квесторы, ликторы…………………………….17

5.5 Диктатор……………………………………………………………..17

6. Армия……………………………………………………………………18

7. Кризис республики……………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………21

 

Введение

Важным этапом развития цивилизации является развитие античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, а также уникальными образцами демократической государственности.

Актуальность данной темы определяется тем, что Рим в период республики оказал огромное влияние на развитие мировой культуры. Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Римское государство периода Республики является раннеклассовым государственным образованием, в котором происходит формирование и усложнение институтов государственной власти на фоне ломки старых патриархальных институтов.

 

Переход к республике

        Римский историк Гай Саллюстий Крисп писал: «Когда царская власть, сперва служившая сбережению свободы и возвышению государства, обратилась в грубый произвол, строй был изменен — римляне учредили ежегодную смену власти и двоих властителей». Падение военной демократии в Риме произошло в конце VI — начале V в. до н.э. после насильственного свержения царя и передачи власти двум выборным должностным лицам — консулам, которые могли избираться только из патрициев. Таким образом, был осуществлен переход к республике.[1]

Общественный строй.

Плебеи и патриции

Римское общество периода Ранней республики (V—III вв. до н.э.) было раннерабовладельческим, в котором формировавшиеся классы соседствовали с родоплеменной структурой. Это было обусловлено неравномерностью перехода различных областей к рабовладельческому способу производства и адекватной ему социальной структуре.

       Основными классами раннерабовладельческого общества была патриции, плебеи и рабы, которые одновременно были и сословиями. Они отличались друг от друга не только наличием или отсутствием собственности на средства производства, но и разным правовым статусом. Всей полнотой прав и свобод обладали патриции, плебеи пользовались меньшим объемом прав, рабы имели самые минимальные права. В раннерабовладельческом обществе рабство было патриархальным. Несмотря на использование рабов в различных отраслях производства, их было мало, они не были основными производителями, эксплуатация рабов не была жестокой. Рядом с рабами трудились свободные, часто сам хозяин, его дети. Раб пока не считался объектом прав и не рассматривался в качестве вещи, мог выступать в качестве ответчика в суде, поручителя и быть усыновленным. Грань между рабами и свободными не была резкой, существовало множество переходных от рабства к свободе категорий зависимых людей: клиенты, кабальные должники, обедневшие плебеи.

       Клиенты — это экономически зависимые и политически бесправные люди. Они составляли многочисленную социальную группу, в которую входили отпущенные на волю рабы, чужестранцы, переселившиеся в Рим и вынужденные искать покровительство и защиту у патрициев. Клиенты входили в родовую организацию патрициев на правах зависимых членов. В случае неповиновения патрону клиента по решению суда могли обратить в рабство. Однако и патрон должен был защищать клиента от притеснений других знатных лиц, представлять его интересы в суде.

       Плебеи были одним из основных классов-сословий раннерабовладельческого Рима. Они вели ожесточенную борьбу с патрицианским сословием. Плебеи были юридически свободными, но граждански и политически бесправными. Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) доступ плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) политическое равноправие, т.е. участие в деятельности всех собраний, право избрания на все государственные должности. Причем решение земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и достижением политического равноправия, ибо землей могли владеть только полноправные граждане. Длительная борьба плебеев за равноправие с патрициями завершилась постепенной и окончательной интеграцией плебеев в римскую общину.

       На первом этапе плебеи добились ограничения произвола патрициев.

       1. В 494 г. до н.э. в Риме введена особая плебейская магистратура — народный трибунат, защищавшая плебеев от произвола должностных лиц. Ежегодно избиралась коллегия 10 народных трибунов, обладавших правом вето на решения должностных лиц и сената, ущемлявшие права плебеев.

       2. Путем замены родовых обычаев писаным правом — Законами XII таблиц — осуществлена защита от произвола патрицианских судей (451—450 гг. до н.э.).

       3. Плебеи получили доступ к общественной земле наравне с патрициями на основе закона Ицилия (454 г. до н.э.).

      4. В соответствии с законами Валерия и Горация (449 г. до н.э.): а) была подтверждена неприкосновенность личности народных трибунов; б) был наделен правом апелляции к народному собранию осужденный патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание; в) решения плебейских сходок получили силу закона, обязательного для патрициев.

       5. Закон Канулея в 444 г. до н.э. признал законность браков плебеев с патрицианками, создав предпосылки для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

       На втором этапе борьбы плебеи добились отмены долговой кабалы и получили право на занятие государственных должностей. Законы Секстия и Лициния (367 г. до н.э.) ограничили патрицианское землевладение 500 югерами (125 га); уменьшили задолженность плебеев путем вычета из основной суммы долга уплаченных процентов, а оставшаяся сумма долга выплачивалась в течение трех лет; установили, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен быть плебеем. В 326 г. до н.э. по закону Петелия долговая кабала была отменена для римских граждан: теперь должник отвечал не своей личностью, а имуществом. В 300 г. до н.э. плебеи были допущены в состав жреческих коллегий. Наконец, закон Гортензия (287 г. до н.э.) постановил, что решения плебейских собраний — суть законы и обязательны для всех граждан, включая и патрициев, закрепил политическое равноправие плебеев и возвестил об окончании их борьбы за свои права. Отныне плебеи обладали полной правоспособностью, они имели три статуса: свободы, гражданства и семьи (т.е. могли вступать в законный римский брак), плебеи и патриции перестали быть разными классами-сословиями и объединились в новые социально-классовые группы. Уравнение в правах плебеев и патрициев упрочило рабовладельческое государство и сформировало новую социальную и классовую структуру, свойственную зрелому состоянию рабовладельческого общества, периоду его расцвета (III—I вв. до н.э.).[2]

Народные собрания

        В период республики организация власти некоторое время соответствовала условиям общественной жизни, сложившимся в Риме. Здесь сочетались аристократические и демократические черты при преобладании первых. Это отразилось на полномочиях и взаимоотношениях основных государственных органов. Важную роль в государственном механизме. Аристократическая по своей сущности Римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего — народные собрания. Сроки полномочий должностных лиц (консулов, преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената.[6]

       В Римской республике существовали три вида народных собраний: центуриантные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, в компетенцию которых входило принятие законов, избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Собрания созывались по инициативе руководства республики. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. В компетенцию центуриатного собрания входило в том числе объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

       Куриатные комиции, ведущие свое происхождение из далекого прошлого, утверждали должностных лиц, избранных другими собраниями, утверждали акты завещаний и усыновлений. Их политическое влияние было незначительным. Куриатные собрания после реформы Сервия Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием 30 представителей курий —ликторов, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

       Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов,эдиловит.д.), плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.[7] На трибутных собраниях избирали плебейских (народных) трибунов. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебса с патрициатом.

 Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и, наконец, 10. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. У них имелось право вмешательства в распоряжение любого римского магистрата, включая консула. Трибуны имели право даже запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Сами же плебейские трибуны формально никаких распоряжений не выносили, т.е. не обладали положительными административными функциями. Особа плебейского трибуна считалась священной и неприкосновенной. Посягательство на личность трибуна каралось смертью. Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула. Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом.

       Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли также прервать собрание или перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, по которым необходимо было принять решение. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым. Тайное голосование было введено только в конце республиканского периода (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важное, чаще всего определяющее значение "имело то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первые века существования республики подлежали утверждению сенатом, а впоследствии сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.[8]

Сенат

        Главным органом власти Римской республики был сенат. Он обладал высшим авторитетом в системе государственной власти как постоянно действующий орган римской аристократии, независимый от воли большинства свободных граждан. Сенат состоял из 300 членов, а в I в. до н.э. — из 600, а затем 900, которые не избирались. В него входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. В период республики в состав сената стали избирать представителей плебеев из числа бывших магистратов. Списки сенаторов пересматривались каждые пять лет специальными должностными лицами — цензорами. Первый в списке сенаторов назывался принцепсом, им обычно был старейший из цензоров, затем шли консулы, преторы и т.д. Компетенция сената выражалась формулой: «Сенат полагает, советует и рекомендует», а его акты имели значение инструкций для магистратов. Мнение сената было авторитетным для народных собраний и магистратов. Без предварительного согласия сената народное собрание не могло рассматривать и избирать магистратов.

           Порядок работы сената был следующим. Обычно сенат созывался консулом или диктатором, который и председательствовал в нем. По делам меньшего значения сенат мог созывать помощник консула. В заседании сената могли участвовать и лица, занимавшие государственные должности, представители власти, которые в данный момент находились при должности. Они могли выступать, но не голосовать. Заседания сената, по общему правилу, были публичными, но могли происходить и при закрытых дверях. Тот, кто созвал сенат, излагал существо дела, по поводу которого он решил обратиться. Затем начиналось обсуждение. Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказаться. Голосование было поименным или путем расхождения, расступанием в разные стороны — «голосование ногами». [9]

       Сенат осуществлял высшую правительственную власть, ведал финансами, участвовал в решении вопросов внешней политики, объявлении и ведении войны, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал порядок в Риме и т.д. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Его мнение в данном случае излагалось краткой формулой: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Созывать сенат могли только высшие магистраты: диктатор, консул, преторы. Принятые сенатом решения назывались сенатус консультум или декреты.

Система магистратур

        Исполнительно‑распорядительную власть в Риме осуществляли магистратуры. Поскольку в Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам — магистратам. С точки зрения полномочий и характера решаемых задач магистратуры были ординарными (обычными), избираемыми ежегодно, и экстраординарными, избираемыми только при чрезвычайных обстоятельствах.

       Как правило, магистратов избирали на год. Выборы происходили за три-четыре месяца до их вступления в должность. По римской конституции все магистратуры были коллегиальными: два консула, два претора, четыре эдила, 10 народных трибунов, четыре квестора, ежегодно переизбираемые и неоплачиваемые. Выполнение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (honor), поэтому рядовые граждане не были в состоянии их занимать. Распоряжения магистратов являлись обязательными для всех граждан. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. до н.э. доступ к этой должности получили плебеи. [10]

От магистратур следует отличать промагистратуру. Эта должность вытекала из полномочий самого магистрата, а не вследствие избрания народным собранием на эту должность.

Pro magistratu («как бы» магистратом) становилось лицо, когда срок его деятельности в качестве магистрата истек, но собрание еще не назначило нового. Часто бывали случаи, когда на промагистратуру назначалось новое лицо, если сам магистрат заболел или был убит. Магистрат обязан был сам назначить себе промагистром кого-либо. По объему своей власти промагистрат был равен магистрату, на должность которого назначался, но в случае интерцессии своих действий со стороны последнего должен был подчиниться решению настоящего магистрата. Все магистраты в Риме избирались сроком на один год, только цензоры — на пять лет.

       Важной отличительной чертой магистратов была их коллегиальность. Tres faciunt collegium — так звучит римская пословица. Однако коллегиальность римских магистратов не означает, что дела решались большинством голосов, как можно подумать. Коллегиальность по-древнеримски означала, что магистратов больше, чем один, все они коллеги, их компетенция разделена, они призываются к исполнению своих должностей поочередно. [11]

 Магистратуры замещались также по следующим принципам: выборность, безвозмездность, ответственность, срочность (срок замещения магистратур, кроме диктаторской, составлял один год). Общественная мораль высоко ценила простоту, доступность, демократизм должностных лиц. Она ставила в пример чрезвычайного диктатора Цинцинната, который, успешно исполнив долг, одержал победу и вернулся к своему плугу. Высоко ценилась свобода не только от власти, но и от олигархии, осуждалось самоуправство магистратов.

Мнение граждан о кандидате на какую-либо выборную должность являлось своего рода общественной аттестацией. Для римского общественного сознания качества политического деятеля всегда сливались с общечеловеческими, моральными. Презирали тех, кто нажил богатство нечестным путем, брал взятки, занимался расхищением казны, нарушал клятву. Высокая нравственность ценилась не ниже ратных подвигов и облегчала путь к общественному признанию.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменять решение нижестоящего).

       Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, отделение судебной власти от исполнительной.[12]

 

Консулы

Среди ординарных магистратов верховными магистратами считались консулы (опекуны государства).

Особое значение имела коллегия консулов. Функции ее консулов были строго очерчены: командование войском, право созыва народного собрания и сената, право издавать приказы и вершить суд. Консулы несли ответственность перед народными собраниями. Сфера полномочий консулов определялась жребием между коллегами, соглашением между ними или по указанию сената.

       При всем этом консульская власть была преимущественно военной. Консул проводил набор римских граждан в армию. Ему же принадлежало право назначения командного состава. После того как войско было укомплектовано, воины приносили консулу присягу. После проведения религиозных обрядов войско выходило за пределы города, и консул облекался правами полководца. Так, ему принадлежало право распоряжаться военной добычей в части движимости. Консул имел полномочия заключать перемирие с врагом, которое подлежало ратификации сенатом. Отдельная армия, поручаемая консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществлялась консульская власть, назывались «провинцией».

       Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат выделял денежные средства для ведения войны. Он осуществлял высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию в войске.

       Должность консула считалась самой почетной, каждый год своего календаря называли именами обоих консулов. Консулы отличались и по одежде: носили тогу, обшитую пурпуром, при исполнении своих обязанностей они восседали на креслах из слоновой кости, их сопровождали почетные телохранители — ликторы.[13]

       Однако как бы ни велика была власть консула, она была ограничена: а) ежегодным переизбранием данной магистратуры; б) ее коллегиальностью (всякий консул имел право налагать запрет, приостанавливать распоряжение своего коллеги); в) правом обжалования в народное собрание приговора, вынесенного консулом.

Преторы

        Помощниками консулов, их заместителями в управленческих делах были преторы. Основными функциями претора были административные. Претор считался младшим коллегой консула, и в этом качестве он выполнял как гражданские, так и военные функции. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло его право на решение судебных споров. Преторы избирались на один год. [14]

       Считается, что преторы являлись высшими магистратами, осуществляющими правосудие. (претор - «идущий впереди»). Претор рассматривал судебные дела перед тем, как направить их в суд для разрешения по существу. Должность претора возникла в 367 г. до н.э., когда сенат стал ограничивать власть консулов и часть ранее выполняемых ими обязанностей передал преторам. Претор замещал консула. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое стало важной частью знаменитого римского частного права. Следовательно, преторы стали толкователями и создателями права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, ведавшие чеканкой монеты.

Цензоры

        К высшим магистратам относились цензоры. Они не подлежали судебной ответственности. Цензура возникла вместе с разделением граждан на имущественные разряды. Цензоров было пять, они составляли коллегию и избирались на пять лет из бывших консулов. Во‑первых, цензоры составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение граждан. Опрос о наличии имущества производился на Марсовом поле, при этом опрашивали каждого главу семейства. Во‑вторых, в обязанности цензора входило: давать от имени государства подряды на общественные работы, следить за качеством выполнения этих работ, наблюдать за сбором пошлин в таможнях, за поступлением налогов с провинций. В‑третьих, цензоры составляли списки сенаторов, распределяли граждан по трибам, наделяя их политическими правами. В‑четвертых, цензоры наблюдали за нравами, могли ограничить политические права тех, кто совершает что-либо противное добрым нравам.

Диктатор

        Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных обстоятельствах (война, восстания рабов, внутренние беспорядки). В случаях каких-либо кризисных ситуаций, как упоминалось выше, в стране назначался диктатор. Время возникновения должности диктатора неизвестно. Вероятно, институт диктатуры восходит еще к царскому периоду. В период республики к назначению диктатора прибегали в случае войны с сильным противником или в случае каких-либо внутренних волнений. Все прочие магистратуры, в том числе консульские, подпадали под контроль диктатора и обязаны были подчиняться ему. Если диктатор присуждал кого-либо к смертной казни в пределах города Рима, то его приговор нельзя было обжаловать в народное собрание. Таким образом, он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью, осуществлял законодательную власть. По отношению к диктатору не могли применяться никакие законные меры противодействия. [16] До 217 г. до н.э. он назначался сенатом сроком на 6 месяцев, после чего диктатор был обязан сложить свои полномочия. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации, требовавшие неотложных и быстрых действий. [17]

Армия

        Важную роль в государственной политике Рима играла армия. Еще в царский период собрание римского народа было и войсковым собранием. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Иногда вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

       Во II в. до н.э. армия стала постоянной и профессиональной. Она стала наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов. Этому способствовала военная реформа Мария. Он, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустил набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть стали составлять выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководцы, от успехов которых зависело благосостояние легионеров, — крупными политическими фигурами.

       Реформа Мария во многом подготовила основу для установления военной диктатуры в Римской республике. Впоследствии армия стала политическим инструментом.[18]

 

Кризис республики

       Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений привели к обострению классовых и социальных противоречий и серьезным проблемам в области управления государством. Стало очевидным, что старое политическое устройство неспособно справиться с возникшими трудностями. Римская республика вступила в период кризиса. Серия гражданских войн и военно­диктаторских режимов в I в. до н.э. привела к падению республики в Риме и началу нового этапа в истории Римского государства—периода империи.

       Противоречия между социальными слоями еще более обострились, когда с ростом числа рабов и усилением их эксплуатации сопротивление рабов стало принимать опасные формы.[19]

Можно выделить следующие причины кризиса и последующего падения Римской республики:

       1. Как уже было сказано ранее, важное значение имело обострение социальных и классовых противоречий между рабами и рабовладельцами, богатевшими от завоевательных войн и эксплуатации римского крестьянства правящим сословием нобилей и всадников, с одной стороны, и разорявшимися мелкими собственниками — с другой. Не менее значимым было противоречие между бесправным населением провинций, которые не были гражданами Рима, и коррумпированными чиновниками, обогащавшимися на грабеже провинциальной знати и плебса. Все эти противоречия сплетались в единый клубок и приводили к бесчисленным восстаниями рабов (наиболее мощными были восстание рабов в Сицилии в 138—132 гг. до н.э. и восстание Спартака в 73—71 гг. до н.э.) и выступлениям провинциальной знати.

       2. Массовое обезземеливание и разорение среднего класса, являвшегося социальной базой республики, и концентрация земель в руках крупных латифундистов-нобилей неизбежно вели к гражданским войнам между оптиматами, политической группировкой, включающей нобилей и всадников, богатых и знатных аристократов, и популярами, выражавшими интересы городского и сельского плебса. Результатом этих гражданских войн были кризис политических институтов республики и установление бессрочных диктатур. Первоначально конфликт оптиматов и популяров по аграрному вопросу в 131—122 гг. до н.э. народные трибуны Тиберий и Гай Гракхи стремились разрешить путем укрепления демократических институтов республики, раздачи земли и дешевых кредитов безземельному крестьянству. Однако гражданские войны 83—82 гг. до н.э., а также 49—45 гг. до н.э. завершились установлением диктатуры соответственно Корнелия Суллы и Юлия Цезаря.

       3. Полисная форма государства в период Римской республики, основанная на принципах выборности, коллегиальности, прямого народоправства, децентрализации власти, была непригодна для эффективного управления огромной территорией. Демократическое устройство Рима не позволяло своевременно реагировать на социальные конфликты, предупреждать и разрешать их.[20]

Заключение

История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима делает его государством, привлекавшим и привлекающим до сих пор внимание многих ученых.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

Таким образом, римская республика, сочетая в себе демократические и аристократические элементы, оказала сильное влияние на современные государственные институты, и её изучение актуально и по сей день.

 

Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.

2. Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с.

3. Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и коммент. М.Е. Сергеенко; Отв. ред. И.И. Толстой; Ред. изд-ва Е.П. Понугаева. — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 220 с.

4. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 324 с.

5. Исаев, М. А.История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир: учебник для академического бакалавриата / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 423 с.

6. Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Попова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-03331-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 106


[1] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - с. 136

[2] Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - с. 216-218

 

[3] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 136-137

[4] Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 219

 

[5] Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и коммент. М.Е. Сергеенко; Отв. ред. И.И. Толстой; Ред. изд-ва Е.П. Понугаева. — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 220 с

[6] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 137-139

 

 

[7] Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 324 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01978-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 86

 

[8] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 139-141

 

[9] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 139

 

[10] Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 221-222

[11] Исаев, М. А.История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир: учебник для академического бакалавриата / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 423 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10470-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 376

[12] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 142-143

[13] Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Попова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-03331-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 106

[14] Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05241-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 141

[15] Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст: электронный // ЭБС Ю<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.