Прочие формы эксплуатации человека человеком — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Прочие формы эксплуатации человека человеком

2020-05-07 132
Прочие формы эксплуатации человека человеком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Беспощадностью отличались расправы с участниками восстаний рабов: римляне без всякого разбирательства поголовно уничтожали всеx рабов в областях, охваченных восстанием, даже не ставя вопроса о виновности каждого казнимого. Подавляя восстание Спартака, Красс (древнеримский полководец и политический деятель) распял вдоль дороги от Капуи до Рима 6 тыс. пленных. Внесудебные, террористические методы расправы с рабами, лишение их процессуальных гарантий, упрощенное судопроизводство, жестокие пытки и казни были обычным явлением. Историки, прославляющие демократизм римского общества, нередко забывают об этом.

       Рабский труд со временем стал неэффективным, по явилась новая, более совершенная форма эксплуатации рабов — пекулий: рабу предоставлялась для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.).

       Другой формой эксплуатации, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле.

       В конце республики появились и рабы, получившие свободу, — вольноотпущенники. Освобождение рабов стало широко практиковаться уже в начале нашей эры.

Народные собрания

        В период республики организация власти некоторое время соответствовала условиям общественной жизни, сложившимся в Риме. Здесь сочетались аристократические и демократические черты при преобладании первых. Это отразилось на полномочиях и взаимоотношениях основных государственных органов. Важную роль в государственном механизме. Аристократическая по своей сущности Римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего — народные собрания. Сроки полномочий должностных лиц (консулов, преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената.[6]

       В Римской республике существовали три вида народных собраний: центуриантные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, в компетенцию которых входило принятие законов, избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Собрания созывались по инициативе руководства республики. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. В компетенцию центуриатного собрания входило в том числе объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

       Куриатные комиции, ведущие свое происхождение из далекого прошлого, утверждали должностных лиц, избранных другими собраниями, утверждали акты завещаний и усыновлений. Их политическое влияние было незначительным. Куриатные собрания после реформы Сервия Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием 30 представителей курий —ликторов, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

       Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов,эдиловит.д.), плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.[7] На трибутных собраниях избирали плебейских (народных) трибунов. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебса с патрициатом.

 Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и, наконец, 10. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. У них имелось право вмешательства в распоряжение любого римского магистрата, включая консула. Трибуны имели право даже запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Сами же плебейские трибуны формально никаких распоряжений не выносили, т.е. не обладали положительными административными функциями. Особа плебейского трибуна считалась священной и неприкосновенной. Посягательство на личность трибуна каралось смертью. Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула. Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом.

       Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли также прервать собрание или перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, по которым необходимо было принять решение. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым. Тайное голосование было введено только в конце республиканского периода (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важное, чаще всего определяющее значение "имело то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первые века существования республики подлежали утверждению сенатом, а впоследствии сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.[8]

Сенат

        Главным органом власти Римской республики был сенат. Он обладал высшим авторитетом в системе государственной власти как постоянно действующий орган римской аристократии, независимый от воли большинства свободных граждан. Сенат состоял из 300 членов, а в I в. до н.э. — из 600, а затем 900, которые не избирались. В него входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. В период республики в состав сената стали избирать представителей плебеев из числа бывших магистратов. Списки сенаторов пересматривались каждые пять лет специальными должностными лицами — цензорами. Первый в списке сенаторов назывался принцепсом, им обычно был старейший из цензоров, затем шли консулы, преторы и т.д. Компетенция сената выражалась формулой: «Сенат полагает, советует и рекомендует», а его акты имели значение инструкций для магистратов. Мнение сената было авторитетным для народных собраний и магистратов. Без предварительного согласия сената народное собрание не могло рассматривать и избирать магистратов.

           Порядок работы сената был следующим. Обычно сенат созывался консулом или диктатором, который и председательствовал в нем. По делам меньшего значения сенат мог созывать помощник консула. В заседании сената могли участвовать и лица, занимавшие государственные должности, представители власти, которые в данный момент находились при должности. Они могли выступать, но не голосовать. Заседания сената, по общему правилу, были публичными, но могли происходить и при закрытых дверях. Тот, кто созвал сенат, излагал существо дела, по поводу которого он решил обратиться. Затем начиналось обсуждение. Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказаться. Голосование было поименным или путем расхождения, расступанием в разные стороны — «голосование ногами». [9]

       Сенат осуществлял высшую правительственную власть, ведал финансами, участвовал в решении вопросов внешней политики, объявлении и ведении войны, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал порядок в Риме и т.д. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Его мнение в данном случае излагалось краткой формулой: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Созывать сенат могли только высшие магистраты: диктатор, консул, преторы. Принятые сенатом решения назывались сенатус консультум или декреты.

Система магистратур

        Исполнительно‑распорядительную власть в Риме осуществляли магистратуры. Поскольку в Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам — магистратам. С точки зрения полномочий и характера решаемых задач магистратуры были ординарными (обычными), избираемыми ежегодно, и экстраординарными, избираемыми только при чрезвычайных обстоятельствах.

       Как правило, магистратов избирали на год. Выборы происходили за три-четыре месяца до их вступления в должность. По римской конституции все магистратуры были коллегиальными: два консула, два претора, четыре эдила, 10 народных трибунов, четыре квестора, ежегодно переизбираемые и неоплачиваемые. Выполнение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (honor), поэтому рядовые граждане не были в состоянии их занимать. Распоряжения магистратов являлись обязательными для всех граждан. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. до н.э. доступ к этой должности получили плебеи. [10]

От магистратур следует отличать промагистратуру. Эта должность вытекала из полномочий самого магистрата, а не вследствие избрания народным собранием на эту должность.

Pro magistratu («как бы» магистратом) становилось лицо, когда срок его деятельности в качестве магистрата истек, но собрание еще не назначило нового. Часто бывали случаи, когда на промагистратуру назначалось новое лицо, если сам магистрат заболел или был убит. Магистрат обязан был сам назначить себе промагистром кого-либо. По объему своей власти промагистрат был равен магистрату, на должность которого назначался, но в случае интерцессии своих действий со стороны последнего должен был подчиниться решению настоящего магистрата. Все магистраты в Риме избирались сроком на один год, только цензоры — на пять лет.

       Важной отличительной чертой магистратов была их коллегиальность. Tres faciunt collegium — так звучит римская пословица. Однако коллегиальность римских магистратов не означает, что дела решались большинством голосов, как можно подумать. Коллегиальность по-древнеримски означала, что магистратов больше, чем один, все они коллеги, их компетенция разделена, они призываются к исполнению своих должностей поочередно. [11]

 Магистратуры замещались также по следующим принципам: выборность, безвозмездность, ответственность, срочность (срок замещения магистратур, кроме диктаторской, составлял один год). Общественная мораль высоко ценила простоту, доступность, демократизм должностных лиц. Она ставила в пример чрезвычайного диктатора Цинцинната, который, успешно исполнив долг, одержал победу и вернулся к своему плугу. Высоко ценилась свобода не только от власти, но и от олигархии, осуждалось самоуправство магистратов.

Мнение граждан о кандидате на какую-либо выборную должность являлось своего рода общественной аттестацией. Для римского общественного сознания качества политического деятеля всегда сливались с общечеловеческими, моральными. Презирали тех, кто нажил богатство нечестным путем, брал взятки, занимался расхищением казны, нарушал клятву. Высокая нравственность ценилась не ниже ратных подвигов и облегчала путь к общественному признанию.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменять решение нижестоящего).

       Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, отделение судебной власти от исполнительной.[12]

 

Консулы

Среди ординарных магистратов верховными магистратами считались консулы (опекуны государства).

Особое значение имела коллегия консулов. Функции ее консулов были строго очерчены: командование войском, право созыва народного собрания и сената, право издавать приказы и вершить суд. Консулы несли ответственность перед народными собраниями. Сфера полномочий консулов определялась жребием между коллегами, соглашением между ними или по указанию сената.

       При всем этом консульская власть была преимущественно военной. Консул проводил набор римских граждан в армию. Ему же принадлежало право назначения командного состава. После того как войско было укомплектовано, воины приносили консулу присягу. После проведения религиозных обрядов войско выходило за пределы города, и консул облекался правами полководца. Так, ему принадлежало право распоряжаться военной добычей в части движимости. Консул имел полномочия заключать перемирие с врагом, которое подлежало ратификации сенатом. Отдельная армия, поручаемая консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществлялась консульская власть, назывались «провинцией».

       Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат выделял денежные средства для ведения войны. Он осуществлял высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию в войске.

       Должность консула считалась самой почетной, каждый год своего календаря называли именами обоих консулов. Консулы отличались и по одежде: носили тогу, обшитую пурпуром, при исполнении своих обязанностей они восседали на креслах из слоновой кости, их сопровождали почетные телохранители — ликторы.[13]

       Однако как бы ни велика была власть консула, она была ограничена: а) ежегодным переизбранием данной магистратуры; б) ее коллегиальностью (всякий консул имел право налагать запрет, приостанавливать распоряжение своего коллеги); в) правом обжалования в народное собрание приговора, вынесенного консулом.

Преторы

        Помощниками консулов, их заместителями в управленческих делах были преторы. Основными функциями претора были административные. Претор считался младшим коллегой консула, и в этом качестве он выполнял как гражданские, так и военные функции. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло его право на решение судебных споров. Преторы избирались на один год. [14]

       Считается, что преторы являлись высшими магистратами, осуществляющими правосудие. (претор - «идущий впереди»). Претор рассматривал судебные дела перед тем, как направить их в суд для разрешения по существу. Должность претора возникла в 367 г. до н.э., когда сенат стал ограничивать власть консулов и часть ранее выполняемых ими обязанностей передал преторам. Претор замещал консула. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое стало важной частью знаменитого римского частного права. Следовательно, преторы стали толкователями и создателями права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, ведавшие чеканкой монеты.

Цензоры

        К высшим магистратам относились цензоры. Они не подлежали судебной ответственности. Цензура возникла вместе с разделением граждан на имущественные разряды. Цензоров было пять, они составляли коллегию и избирались на пять лет из бывших консулов. Во‑первых, цензоры составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение граждан. Опрос о наличии имущества производился на Марсовом поле, при этом опрашивали каждого главу семейства. Во‑вторых, в обязанности цензора входило: давать от имени государства подряды на общественные работы, следить за качеством выполнения этих работ, наблюдать за сбором пошлин в таможнях, за поступлением налогов с провинций. В‑третьих, цензоры составляли списки сенаторов, распределяли граждан по трибам, наделяя их политическими правами. В‑четвертых, цензоры наблюдали за нравами, могли ограничить политические права тех, кто совершает что-либо противное добрым нравам.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.