Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста

2020-05-07 329
Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №54»ТГО. Приняли участие 10 педагогов, 25 детей и 13 родителей.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние целенаправленного повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей, комплексного применения различных методов и приёмов на эффективность речевого развития детей.

Анкетирование педагогов (июнь 2016 года)

Изучение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей предусматривало:

· выявления знаний активных технологий в развитии речи детей;

· изучение состояния взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей;

· изучение уровня речевого развития детей

Наглядно результаты анкетирования педагогов представлены на рисунке1.

Рисунок 1. Результаты изучения уровня знаний и представлений педагогов

о современных технологиях (констатирующий этап)

Результаты анкетирования педагогов позволили выяснить, что в педагогическом процессе применяются многие перечисленные технологии и являются значимыми для воспитателей в развитии детской речи. Одна технология: «Азбука общения» педагогам не знакома, но педагоги единодушно желают освоить технологию. Пять технологий – знают поверхностно, поэтому стараются не применять в работе с детьми: «Технология проблемного обучения», «Мнемотехника», «Технология обучения составлению метафор», «Синквейн», «Технология разного уровня обучения». Восемь технологий и форм работы – знают хорошо и периодически применяют: «Триз», «Проектная деятельность», «Портфолио дошкольника», «ИКТ-технологии», «Технология активизации обучения речи как средства общения», «Технология обучения детей составлению загадок», «Технология обучению детей составлению сравнений», «Логоритмика». Шесть технологий знают отлично и применяют на практике с детьми постоянно: «Технология интегрированного обучения», «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика», «Игровая технология», «Здоровьесберегающее обучение», «Технология диалогического общения», «Технология обучения детей составлению творческих рассказов по картинке».

Вывод: основная часть технологий знакома педагогам и применяется в процессе обучения и воспитания детей.

Анкетирование родителей (июнь 2016 года)

Цель – выявление состояния взаимодействия родителей с педагогами.

Результаты анкетирования родителей представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты изучения состояния взаимодействия педагогов с родителями (констатирующий этап)

Результаты анкетирования позволили выяснить, что в педагогическом процессе применяются формы взаимодействия с родителями, но многие родители с ними знакомы поверхностно, слышали, сами участия не принимали: речевой альбом «Копилка слов», «Родительские конференции», «Семейный клуб», «Проектная деятельность».

Семь мероприятий проводились поквартально, родители знакомы с ними, но активного участия не принимали (иногда): «Консультации – практикумы», «Семинары – практикумы», «Родительские собрания», «Анкетирования», «День открытых дверей», «Театрализованные праздники, досуги, развлечения», «Викторины». Шестью форм работы проводятся педагогами ежемесячно, родители с ними знакомы хорошо, интересуются информацией: «Информационный стенд», «Буклеты, памятки», «Папки-передвижки, «Газета», «Игротека», «Видеотека». Четыре формы взаимодействия - знают отлично, знакомятся ежедневно: «Беседы», «Консультации и рекомендации», «Родительская почта и телефон доверия», «Домашнее задание».

Вывод: большинство форм работы, направленных на взаимодействие и сотрудничество участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации применяется, родители ими владеют, но не всегда принимают активное участие.

Проводились ежегодные диагностические исследования речевого развития детей в начале и конце учебного года.

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Срок проведения: (конец апреля - начало мая 2016 года). Состав: 25 детей

Методика речевого исследования проводилась в течение 4 дней, индивидуально с каждым ребёнком, количество детей за день 6-7, уровень развития речи оценивался в баллах и процентном соотношении (В – высокий, С – средний, Н – низкий), состояла из 4 частей, каждая имела цель исследования, содержание диагностических заданий, критерии оценки, форму итогового протокола. Приложение 5. Таблица 1.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Высокий уровень имеют – 5 детей (18 -21 балл; 20%). Средний уровень – 8 детей (11-17 баллов; 32%).

Низкий уровень – 12 детей (5-10 баллов; 48%). Преобладает низкий уровень речевого развития воспитанников.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты диагностического речевого развития детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап)

Вывод: требуется работа с детьми над осмыслением слова (правильного обозначения предметов); оформления грамматического строя речи (правильного построения предложений), исправления грамматических ошибок; совершенствования звукопроизношения; обогащения словаря.

Педагоги реализуют всевозможные технологии речевого развития с детьми на практике, но этого не достаточно без тесного сотрудничества с семьёй. Решение всех участников педагогического процесса: реализация различных мероприятий летом и краткосрочных проектов в средней группе («Вместе весело играть!», «Макет, как эффективное средство речевого развития детей»).

 Диагностика речевого развития детей среднего (4-5 лет) дошкольного возраста. Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2016 года). Состав: 25 детей.

Методика диагностического исследования применялась та же, что и в младшей группе.

Результаты диагностического исследования в начале учебного года. Высокий уровень имеют - 7 детей (18-21 балл; 28%). Средний уровень - 11 детей (11 – 17 баллов; 44%). Низкий уровень - 7 детей (5-10 баллов; 28%).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на начало учебного года на рисунке 4.

Рисунок 4.Результат диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста на начало года (практический этап)

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста представлен на рисунке 5.

                                    Младшая группа

Средняя группа

Рисунок 5.  Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и младшего возраста (практический этап)

Следовательно, высокий уровень (В) вырос – на 8% и средний (С) – на 12%. Низкий уровень (Н) – убавился - на 20%.  Преобладающим остаётся по-прежнему низкий уровень, произошло положительное изменение, рост среднего уровня речевого развития детей 4-5 лет, в начале года, благодаря активному участию родителей в различных мероприятиях летом.

Диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Срок проведения: (конец апреля – начало мая 2017 года). Состав: 25 детей

Методика диагностики включает в себя оценку уровня развития связной речи, развития словаря, грамматически правильной речи, особенностей подготовки детей к обучению грамоте. Приложение 5.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на конец учебного года. Высокий уровень имеют – 13 детей (28 – 46 баллов; 52%). Средний уровень – 7 детей (19 – 27 баллов; 28%). Низкий уровень – 5 детей (18 и менее баллов; 20 %).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на конец учебного года на рисунке 6.

Рисунок 6. Результат диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста на конец года

Сравнительные результаты диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста (за 2016 – 2017 учебный год), показаны на рисунке 7.

                               Начало года

Конец года

Рисунок 7. Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей средней группы (за 2016 – 2017 учебный год)

Следовательно, наблюдается положительная динамика речевого развития детей. Высокий уровень повысился на 24%., наблюдается снижение среднего уровня (на 16%) и низкого – (на 8%).  Преобладающим становится (В) – высокий уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на конец учебного года, благодаря внедрению краткосрочных проектов и технологии «Азбука общения», а также других мероприятий взаимодействия ДОО и семьи.

Диагностика речевого развития детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста. Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2017 года). Состав: 25 детей.

Методика диагностического исследования применялась та же, что и в средней группе. Высокий уровень – 17 детей (28-46 баллов; 68%). Средний – 3 ребёнка (19-27 баллов; 12%). Низкий – 5 детей (18 и менее баллов; 20%).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей старшей группы на начало учебного года на рисунке 8.

Рисунок 8.Результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста на начало года

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста на рисунке 9.

                  Средняя группа                              

                   Старшая группа

Рисунок 9. Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

Следовательно, наблюдается положительная динамика речевого развития детей. Высокий уровень повысился на 16%. Средний уровень убавился ещё на 16%. Низкий (Н) уровень– 20% остаётся на прежнем месте. Наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, преобладает высокий уровень.

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Срок проведения: (начало апреля 2018 года – конец учебного года). Состав: 25 детей

Методика развития речи включает в себя оценку реализации коммуникативной функции речи и уровня развития разных сторон речи ребёнка. Приложение 5.

Результаты диагностического речевого развития детей старшего дошкольного возраста.  Высокий уровень (В) – 18 детей (52-69 баллов; 72%). Средний - (С) – 2 ребёнка (29-50 баллов; 8%). Низкий - (Н) – 5 детей (23 и менее баллов; 20%).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей старшей группы на конец учебного года на рисунке 10.

Рисунок 10. Результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста на конец года

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста (за 2017 – 2018 учебный год). Высокий (В) - повысился на 4%. Средний (С) - понизился на 4%. Низкий уровень по-прежнему находится на отметке «20%. Наблюдается преобладание (В) – уровня речевого развития детей старшей группы на конец учебного года.

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей старшего возраста на рисунке 11.

Начало года

                                              

                                                  Конец года

Рисунок 11. Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей старшей группы (за 2017 – 2018 учебный год)

Вывод: внедрение кружка и создание книги в комплексе с другими методами и приёмами работы способствуют решению речевых и общих задач. Так как, положительно влияют на эмоциональную сферу, способствуют сохранению психического, физического здоровья ребёнка, мотивируют и активизируют его к творческой, мыслительной, речевой деятельности, значит, являются эффективными средствами воздействия на общее развитие, социализацию ребёнка. Констатирую, необходимо продолжить работу над развитием грамматической правильной речью и  словообразованием, по звукопроизношению, анализу и синтезу звуков в словах и слогах с логопедом и в кружке «АБВГДейка».

Ожидаемый конечный результат проекта:

· становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы);

· сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов и пр.).

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

2. Игровые технологии. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.

4. Бурачевская О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - №2. – С. 75-79.

5. Бурачевская О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. - №2. – С.95-97.

6. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.:  Детство – Пресс, 2011.

7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-23.

10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – С.28-34.

11.  Гриценко З. Своеобразие читательского становления// Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.15-20.

12.  Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспекты, дидактический материал. Издательство «Учитель». – Волгоград, 2009.

13.Масару Ибукао. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. – М.: Альпина нон – фикш, 2017. – 224с.

14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М.: Самокат, 2015. – 224с.

15. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.

16. Павлова Л. Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 91-93.

17. Поливарова З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Флинта, 2013.

18. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.

19. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Каро, 2012.

20. Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста. – Мозырь: Белый ветер, 2015.

21. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –СПб.: Детство – Пресс, 2012.

22. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

23. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

24. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

25. Шахбаззаде Э.А. Проблема исследования раннего развития детей // Молодой учёный. – 2017. - №14. – С.26 – 28.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.