История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты.

2020-05-07 332
История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И 100, и 300, и 500 лет назад береста была для человека не просто древесной корой, из которой можно что-то сотворить, но и талисманом, способным уберечь от опасности, сделать жизнь светлой.

В Древней Руси бересту использовали для письма – берестяные грамоты. Впервые берестяные грамоты были обнаружены в 1951 г. в Новгороде, они датируются XI – XVI веками[2]. Но недавно в 2004 году на раскопках тобольских археологов около посёлка Междуреченский Кондинского района впервые были найдены берестяные изделия, пролежавшие в земле около 7 тысяч лет[3].

Берестяные грамоты – удивительный источник информации о жизни наших предков.
Грамота 366                                                                                              Новгород, {1360–1380}
Перевод:`Вот расчелся Яков с Гюргием и с Харитоном по бессудной грамоте, которую Гюргий взял [в суде] по поводу вытоптанной при езде пшеницы, а Харитон по поводу своих убытков. Взял Гюргий за все то рубль и три гривны и коробью пшеницы, а Харитон взял десять локтей сукна и гривну. А больше нет дела Гюргию и Харитону до Якова, ни Якову до Гюргия и Харитона. А на то свидетели Давыд, Лукин сын, и Степан Тайшин'.

В старину для изготовления нужных человеку вещей использовали тот природный материал, который произрастал в его местности: волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы и ржи, ивовые прутья, щепу и бересту – верхний слой коры берёзы.

Изделия из бересты известны с давних времён, изготовление таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом.

Трудно представить себе жизнь нашего северного крестьянина 18-20 веков без берестяных изделий. Они сопровождали его от рождения до могилы. Не даром в народе сложилась пословица: «Как бы не лыко и береста, так бы мужик рассыпался». Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнили и сырости. Берестой обшивали лодки, делали поплавки и другие рыбацкие принадлежности (кибас – грузило для рыбацкой сети), плели непромокаемые куртки и фуражки, но чаще всего делали домашнюю утварь (туеса, короба, лукошки, корзины, латки, солонки, крупеники и пестери – заплечные кошели) и обувь (лапти, ступни, сапоги) в ней удобно пойти на жатву, в лес, на болото или, наскоро надев на босу ногу, выйти на двор, к скотине. Существовали берестяные игрушки – берестяной мяч в виде куба, погремушки – шаркунки, рожки и изображения животных. Нередко полосами бересты, предварительно намоченной в горячей воде, обвивали треснувшие глиняные горшки. Такой спелёнутый горшок ещё долго служил в хозяйстве, да и сейчас на ярмарках можно увидеть горшок в бересте для украшения и для крепости (Приложение 3).

Бересту заготавливали тремя способами: отдельными пластами (скалиной), в виде длинной ленты (лыка) свёрнутой в клубки или цельными цилиндрами (сколотнями) для изготовления бураков в которых молоко и сметана долго не скисали, а моченая брусника и солёные грибы  не портятся. Мышь бересту не прогрызёт – не нравится запах. Изделия из бересты украшали резьбой, тиснением, фигурным плетением, росписью.

Чаще всего крестьянин сам делал из бересты вещи для нужд своей семьи, то есть это производство существовало в форме домашнего ремесла. Но нередко в деревнях встречались мастера, делающие берестяные изделия на заказ за деньги или в обмен на продукты. Характер промысла – работа с берестой стала принимать в 19 веке. В это время берестяной товар можно было купить на рынке. Берестяной промысел не требовал особых помещений, поэтому зимой плели в избах, а в тёплое время года во дворе.

В Архангельской, Вологодской, Томской областях и Якутии сохранилась традиция художественной обработки бересты.

В Вологодской области возник промысел шемогодской

прорезной бересты. Изделия родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости.     

    Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте является ведущим приёмом. Орнамент наносят штампиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора.

    Заметно отличаются приёмами оформления изделия из бересты, создаваемые мастерами Якутии и Томской области. Прикладное искусство этих народов связано с обработкой меха и кожи, наложило отпечаток на орнаментальные рисунки берестяных изделий. Их узор напоминает мотивы меховой аппликации. Он выполнен методом выскабливания фона и сохранения в рисунке коричневого цвета бересты.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.