Обзор используемой литературы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Обзор используемой литературы

2020-05-07 150
Обзор используемой литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательская работа

 

Проектная творческая работа

                                                      

                                                             Автор: Малкин Никита Юревич (8 лет)

                                                             Научный руководитель:

                                                             педагог дополнительного образования

                                               Вершинина Ирина Викторовна

 

г. Архангельск 2020 год

Оглавление

I. Введение                                                                                                _3_

II. Основная часть                                                                                         _6_

1. История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты                                                                                    _6_

2. Сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты

в Архангельской области                                                                                               _9_

3. Применение берестяных шаркунков                                                _10_

4. Значение семантики берестяных шаркунков                                    _11_

5. Традиционные приёмы плетения берестяного шаркунка                       _12_

6. Изготовление шаркунков из бересты                                                _15_

III. Заключение                                                                                      _ 16_

IV. Библиографический список                                                            _17_

V. Приложения                                                                                        _19_

1. Применение бересты в жизни северного крестьянина                          _19_

2. Известные мастера Архангельской области и их изделия                    _19_

3. Применение бересты в жизни северного крестьянина                          _19_

4. Известные мастера Архангельской области и их изделия                    _20_

5. Технологическая схема изготовления шаркунка                                   _20_

6. Берестяные шаркунки продолжателей традиций                                   _21_                                                   

7. Мои шаркунки                                                                                          _22_

I. Введение

 

     В Соломбальский Дом детского творчества в творческое объединение «Радушенька» я впервые пришёл в 1 классе с группой продлённого дня, где мы занимались декоративно-прикладным творчеством и делали разные интересные красивые работы, выполненные в разных техниках. Когда наш педагог Ирина Викторовна пригласила меня на занятия на следующий год, я был очень рад, ведь на продлёнке мы все делали одно и тоже, а теперь можно было проявить своё творчество. Я видел, что ребята занимаются художественной обработкой бересты, делают красивые изделия из бересты, что-то у них получалось, а что-то нет. Я понял, в этом ремесле, главное – трудолюбие и старание, тогда с каждым разом работы будут качественнее. Первыми моими работами из бересты стали: массажор, свистулька, кольцо, браслеты и очелье (Приложение 1). Мне понравилось работать с берестой. Педагог предложила собрать маленький шаркунок-кулон – берестяную игрушку. Название игрушки происходит от слова «шаркать» — шуметь, греметь[1]. Это занятие оказалось настолько увлекательным, как будто я собирал какую-то головоломку. На следующем занятии я узнал, что шаркунки бывают разные по форме. Это очень заинтересовало меня. Ирина Викторовна предложила мне подготовиться и поучаствовать в Областном детско-юношеском конкурсе «Дорогой народных традиций».

6 декабря я с коллективом впервые побывал в Доме Народного Творчества, где состоялось открытие выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества для учащихся "Ремесла и промыслы Русского Севера", организованной Детской школой народных ремёсел города Архангельска (Приложение 2). На выставке были представлены изделия на тему «Народные ремесла в сказках С. Г. Писахова», отражающие традиции народных ремёсел и промыслов Архангельской области. Свыше 230 чудесных, сказочных работ, каждая из которых уникальна, они очень вдохновили меня. На память о поездке мне остался кулон «Апельсин», сделанный на мастер-классе.

Я решил сделать как можно больше разнообразных шаркунков, и написать исследовательскую работу.

Цель работы: изучить конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты;

2. Проследить сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты в Архангельской области;

3. Рассмотреть применение шаркунков;

4. Узнать значение семантики берестяных шаркунков;

5. Изучить формы берестяных шаркунков;

6. Описать технологию изготовления шаркунка из бересты.                                          

Объект исследования: шаркунки из бересты, встречающиеся на территории Архангельской области.

    Предмет исследования: формы берестяных шаркунков встречающихся на территории Архангельской области.

В процессе работы использовал следующие методы исследования: это изучение литературы, анализ источников, сравнительного анализа, наблюдение, беседы.

    Значимость полученных результатов: изучив конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области, я смогу на основе традиционных форм в последствии, усовершенствовав свои навыки придумать какие-то свои формы.

Таблица «Символика и семантика элементов берестяного шаркунка»

Символы Название символа Смысловое значение – семантика Название
Солнце солярный знак Форма шаркунка сверху
крест защита Форма шаркунка прямо
квадрат Засеянное поле, плодородие Форма отдельных элементов – коробочек

 

Таблица «Берестяные шаркунки Архангельской области»

Фотография Название Примечание
1 Шаркунок квадрат Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
2 Шаркунок лошадка Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
3 Шаркунок на палочке Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
4 шаркунок петушок  
5 Шаркунок самолёт Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
6 Шаркунок собачка Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
7 Шаркунок коробочка Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
8 Шаркунок круг Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
9 Шаркунок теплоход Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
10 Шаркунок паровоз Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
11 Шаркунок автомобиль Автор: Полежаев А.А. г. Вельск
12 Шаркунок «шестикрест» Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво
13 Шаркунок на подставке Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво
14 Шаркунок ель Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво
15 Шаркунки прозрачные Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво
16 Шаркунки простой и сложный в виде креста Автор: Бурчевский В.Н.
17 Шаркунок крест Автор неизвестен

III.Заключение

Выводы:

1. Искусство художественной обработки бересты возникло ввиду необходимости, так как береста – это натуральный и доступный природный материалы, обладающий полезными свойствами. И даже в наше время работы, выполненные из бересты, продолжают цениться людьми очень высоко за их красоту и полезные свойства.

2. Искусство художественной обработки бересты в Архангельской области сохранилось и развивается.

3. Берестяные шаркунки популярны и по сей день, так как они выполнены из экологически чистого природного материала, не создают резкого громкого пугающего ребёнка звука, а порой являются целыми произведениями искусства.

4. Приёмы сборки берестяных шаркунков разнообразны, каждый мастер, освоив традиционные приёмы, пытается усложнить технологию, придумать что-то своё оригинальное, но в то же время на основе традиционного.

    Значимость полученных результатов теоретически и практически

В результате я смог узнать много нового для себя о берестяных шаркунках, их разнообразии, конструктивных особенностях и значении, узнал о технологии изготовления традиционного берестяного шаркунка и смог сделать свою коллекцию шаркунков. В процессе своей исследовательской работы я так же узнал об истории происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты и                                                                                                                            о наших северных мастерах. 

    Перспективы дальнейшего исследования

    В дальнейшем я бы хотел продолжить обучение по выбранному мной ремеслу, освоить новые приёмы работы с берестой и собрать большой шестикрестный сложный шаркунок из книги Владимира Николаевича Бурчевского.

 

V. Приложение

Приложение 1

                           Первые работы

Приложение 2

На открытии выставки «Ремесла и промыслы Русского Севера»

 

 

Приложение 3

Применение бересты в жизни северного крестьянина

  

сети        оплётка       челнок   рожки оплетенный горшок лапти  

 

сапоги      горлатка    короб-черпак гудки                   веялка   кибас

Приложение 4

Известные мастера Архангельской области и их изделия

Павел Иванович Жильцов с женой (г. Вельск)

 

       

                        

 

   Феодосий Николаевич Суханов.

(Вилегодский район)

Дружинин Евстафий Михайлович (г. Вельск)

                                       

                                           Феофан Прокопьевич Лодыгин (г. Шенкурск)

                                                                                                               

 

    н. м. Бурчерский Владимир Николаевич и Новинский Дмитрий Матвеевичвич

с учениками

Приложение 5

Исследовательская работа

 

Проектная творческая работа

                                                      

                                                             Автор: Малкин Никита Юревич (8 лет)

                                                             Научный руководитель:

                                                             педагог дополнительного образования

                                               Вершинина Ирина Викторовна

 

г. Архангельск 2020 год

Оглавление

I. Введение                                                                                                _3_

II. Основная часть                                                                                         _6_

1. История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты                                                                                    _6_

2. Сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты

в Архангельской области                                                                                               _9_

3. Применение берестяных шаркунков                                                _10_

4. Значение семантики берестяных шаркунков                                    _11_

5. Традиционные приёмы плетения берестяного шаркунка                       _12_

6. Изготовление шаркунков из бересты                                                _15_

III. Заключение                                                                                      _ 16_

IV. Библиографический список                                                            _17_

V. Приложения                                                                                        _19_

1. Применение бересты в жизни северного крестьянина                          _19_

2. Известные мастера Архангельской области и их изделия                    _19_

3. Применение бересты в жизни северного крестьянина                          _19_

4. Известные мастера Архангельской области и их изделия                    _20_

5. Технологическая схема изготовления шаркунка                                   _20_

6. Берестяные шаркунки продолжателей традиций                                   _21_                                                   

7. Мои шаркунки                                                                                          _22_

I. Введение

 

     В Соломбальский Дом детского творчества в творческое объединение «Радушенька» я впервые пришёл в 1 классе с группой продлённого дня, где мы занимались декоративно-прикладным творчеством и делали разные интересные красивые работы, выполненные в разных техниках. Когда наш педагог Ирина Викторовна пригласила меня на занятия на следующий год, я был очень рад, ведь на продлёнке мы все делали одно и тоже, а теперь можно было проявить своё творчество. Я видел, что ребята занимаются художественной обработкой бересты, делают красивые изделия из бересты, что-то у них получалось, а что-то нет. Я понял, в этом ремесле, главное – трудолюбие и старание, тогда с каждым разом работы будут качественнее. Первыми моими работами из бересты стали: массажор, свистулька, кольцо, браслеты и очелье (Приложение 1). Мне понравилось работать с берестой. Педагог предложила собрать маленький шаркунок-кулон – берестяную игрушку. Название игрушки происходит от слова «шаркать» — шуметь, греметь[1]. Это занятие оказалось настолько увлекательным, как будто я собирал какую-то головоломку. На следующем занятии я узнал, что шаркунки бывают разные по форме. Это очень заинтересовало меня. Ирина Викторовна предложила мне подготовиться и поучаствовать в Областном детско-юношеском конкурсе «Дорогой народных традиций».

6 декабря я с коллективом впервые побывал в Доме Народного Творчества, где состоялось открытие выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества для учащихся "Ремесла и промыслы Русского Севера", организованной Детской школой народных ремёсел города Архангельска (Приложение 2). На выставке были представлены изделия на тему «Народные ремесла в сказках С. Г. Писахова», отражающие традиции народных ремёсел и промыслов Архангельской области. Свыше 230 чудесных, сказочных работ, каждая из которых уникальна, они очень вдохновили меня. На память о поездке мне остался кулон «Апельсин», сделанный на мастер-классе.

Я решил сделать как можно больше разнообразных шаркунков, и написать исследовательскую работу.

Цель работы: изучить конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты;

2. Проследить сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты в Архангельской области;

3. Рассмотреть применение шаркунков;

4. Узнать значение семантики берестяных шаркунков;

5. Изучить формы берестяных шаркунков;

6. Описать технологию изготовления шаркунка из бересты.                                          

Объект исследования: шаркунки из бересты, встречающиеся на территории Архангельской области.

    Предмет исследования: формы берестяных шаркунков встречающихся на территории Архангельской области.

В процессе работы использовал следующие методы исследования: это изучение литературы, анализ источников, сравнительного анализа, наблюдение, беседы.

    Значимость полученных результатов: изучив конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области, я смогу на основе традиционных форм в последствии, усовершенствовав свои навыки придумать какие-то свои формы.

Обзор используемой литературы

В первую очередь я обратился к краеведческому материалу: 1) Каталог выставки «Жили-были…». Художественно-этнографические коллекции из собрания Архангельского областного краеведческого музея. ИПП «Правда Севера», 1993; 2) Кодола О.Е. Исторический путеводитель по Архангельской области. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 223 с.; 3) Филёва Н.А. Рассказывают мастера: из материалов экспедиций по Архангельской области в 70-80-е годы XX века: с фотографиями, комментариями и дополнениями автора / Н.А. Филёва. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. – 272 с. Даная книга представляет бесценный кладезь для нас потомков, так как содержит рассказы-воспоминания о северной культуре бытия в труде и празднике, о воспитании детей, о народной эстетике, об обрядах и обычаях, о народных ремеслах, представленные живым словом старейших мастеров. Материал отражает специфику бытования ремесел в разных районах Архангельской области (в тех, где проходили основные маршруты экспедиций). Рассказы мастеров дополнены комментариями и иллюстрируются фотографиями из архива Нины Анатольевны Филёвой – искусствоведа, исследователя традиционного народного искусства Русского Севера, члена Союза художников России, заслуженного работника культуры РФ.

Затем проанализировал книги мастеров художественной обработки бересты нашей Архангельской области: 1) Бурчевский В. Н. Ремесло за плечами не виснет / В. Н. Бурчевский: Детская школа народных ремёсел. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 411 с.; 2) Клыков С. С. Работа с берестой. – Архангельск, 1995. – 17 с.; 3) Кузнецов Б. А. Не всяк с уменьем, всяк с ученьем. – Архангельск, 2000. – 92 с.; 4) Федосеева В. К. Работа с берестой. – Каргополь, 2002. – 52 с.

    Так же обратился к справочной литературе: 1) Полная энциклопедия быта русского народа. Том I, автор-составитель кандидат филологических наук, доцент МГУ Панкеев И. А. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1998. – 688 с.; 2) Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000; 3) Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 128 с.

Просмотрел всю сопутствующую литературу и статьи по теме исследовательской работы: 1) Клевцов В. И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий. – СПб.: Лениздат, 1996. – 158 с.; 2) Ускова Ф. Береста. Русское золото. – М.: Профиздат, 2007. – 88 с.; 3) Янин В. Л. Я послал тебе бересту. Издательство Московского Университета, 1975. – 235 с.

Мной были использованы и интернет – источники. Электронные адреса, сайты: 1) http://kolovrat.ucoz.com; 2) http://torzhok.severberesta.ru/, birch-bark.info, severberesta.ru, мастерасевера.рф; 3) http://tues.narod.ru/tech.htm; 4) http://шаркунок.рф.

 

II. Основная часть


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.