Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-05-07 | 150 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исследовательская работа
Проектная творческая работа
Автор: Малкин Никита Юревич (8 лет)
Научный руководитель:
педагог дополнительного образования
Вершинина Ирина Викторовна
г. Архангельск 2020 год
Оглавление
I. Введение _3_
II. Основная часть _6_
1. История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты _6_
2. Сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты
в Архангельской области _9_
3. Применение берестяных шаркунков _10_
4. Значение семантики берестяных шаркунков _11_
5. Традиционные приёмы плетения берестяного шаркунка _12_
6. Изготовление шаркунков из бересты _15_
III. Заключение _ 16_
IV. Библиографический список _17_
|
V. Приложения _19_
1. Применение бересты в жизни северного крестьянина _19_
2. Известные мастера Архангельской области и их изделия _19_
3. Применение бересты в жизни северного крестьянина _19_
4. Известные мастера Архангельской области и их изделия _20_
5. Технологическая схема изготовления шаркунка _20_
6. Берестяные шаркунки продолжателей традиций _21_
7. Мои шаркунки _22_
I. Введение
В Соломбальский Дом детского творчества в творческое объединение «Радушенька» я впервые пришёл в 1 классе с группой продлённого дня, где мы занимались декоративно-прикладным творчеством и делали разные интересные красивые работы, выполненные в разных техниках. Когда наш педагог Ирина Викторовна пригласила меня на занятия на следующий год, я был очень рад, ведь на продлёнке мы все делали одно и тоже, а теперь можно было проявить своё творчество. Я видел, что ребята занимаются художественной обработкой бересты, делают красивые изделия из бересты, что-то у них получалось, а что-то нет. Я понял, в этом ремесле, главное – трудолюбие и старание, тогда с каждым разом работы будут качественнее. Первыми моими работами из бересты стали: массажор, свистулька, кольцо, браслеты и очелье (Приложение 1). Мне понравилось работать с берестой. Педагог предложила собрать маленький шаркунок-кулон – берестяную игрушку. Название игрушки происходит от слова «шаркать» — шуметь, греметь[1]. Это занятие оказалось настолько увлекательным, как будто я собирал какую-то головоломку. На следующем занятии я узнал, что шаркунки бывают разные по форме. Это очень заинтересовало меня. Ирина Викторовна предложила мне подготовиться и поучаствовать в Областном детско-юношеском конкурсе «Дорогой народных традиций».
|
6 декабря я с коллективом впервые побывал в Доме Народного Творчества, где состоялось открытие выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества для учащихся "Ремесла и промыслы Русского Севера", организованной Детской школой народных ремёсел города Архангельска (Приложение 2). На выставке были представлены изделия на тему «Народные ремесла в сказках С. Г. Писахова», отражающие традиции народных ремёсел и промыслов Архангельской области. Свыше 230 чудесных, сказочных работ, каждая из которых уникальна, они очень вдохновили меня. На память о поездке мне остался кулон «Апельсин», сделанный на мастер-классе.
Я решил сделать как можно больше разнообразных шаркунков, и написать исследовательскую работу.
Цель работы: изучить конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить историю происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты;
2. Проследить сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты в Архангельской области;
3. Рассмотреть применение шаркунков;
4. Узнать значение семантики берестяных шаркунков;
5. Изучить формы берестяных шаркунков;
6. Описать технологию изготовления шаркунка из бересты.
Объект исследования: шаркунки из бересты, встречающиеся на территории Архангельской области.
Предмет исследования: формы берестяных шаркунков встречающихся на территории Архангельской области.
В процессе работы использовал следующие методы исследования: это изучение литературы, анализ источников, сравнительного анализа, наблюдение, беседы.
Значимость полученных результатов: изучив конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области, я смогу на основе традиционных форм в последствии, усовершенствовав свои навыки придумать какие-то свои формы.
Таблица «Символика и семантика элементов берестяного шаркунка»
Символы | Название символа | Смысловое значение – семантика | Название |
Солнце | солярный знак | Форма шаркунка сверху | |
крест | защита | Форма шаркунка прямо | |
квадрат | Засеянное поле, плодородие | Форма отдельных элементов – коробочек |
|
Таблица «Берестяные шаркунки Архангельской области»
№ | Фотография | Название | Примечание |
1 | Шаркунок квадрат | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
2 | Шаркунок лошадка | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
3 | Шаркунок на палочке | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
4 | шаркунок петушок | ||
5 | Шаркунок самолёт | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
6 | Шаркунок собачка | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
7 | Шаркунок коробочка | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
8 | Шаркунок круг | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
9 | Шаркунок теплоход | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
10 | Шаркунок паровоз | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
11 | Шаркунок автомобиль | Автор: Полежаев А.А. г. Вельск | |
12 | Шаркунок «шестикрест» | Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво | |
13 | Шаркунок на подставке | Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво | |
14 | Шаркунок ель | Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво | |
15 | Шаркунки прозрачные | Автор: Шеметов С. Л. Пинежский р-н с.Конёво | |
16 | Шаркунки простой и сложный в виде креста | Автор: Бурчевский В.Н. | |
17 | Шаркунок крест | Автор неизвестен |
III.Заключение
Выводы:
1. Искусство художественной обработки бересты возникло ввиду необходимости, так как береста – это натуральный и доступный природный материалы, обладающий полезными свойствами. И даже в наше время работы, выполненные из бересты, продолжают цениться людьми очень высоко за их красоту и полезные свойства.
2. Искусство художественной обработки бересты в Архангельской области сохранилось и развивается.
3. Берестяные шаркунки популярны и по сей день, так как они выполнены из экологически чистого природного материала, не создают резкого громкого пугающего ребёнка звука, а порой являются целыми произведениями искусства.
4. Приёмы сборки берестяных шаркунков разнообразны, каждый мастер, освоив традиционные приёмы, пытается усложнить технологию, придумать что-то своё оригинальное, но в то же время на основе традиционного.
|
Значимость полученных результатов теоретически и практически
В результате я смог узнать много нового для себя о берестяных шаркунках, их разнообразии, конструктивных особенностях и значении, узнал о технологии изготовления традиционного берестяного шаркунка и смог сделать свою коллекцию шаркунков. В процессе своей исследовательской работы я так же узнал об истории происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты и о наших северных мастерах.
Перспективы дальнейшего исследования
В дальнейшем я бы хотел продолжить обучение по выбранному мной ремеслу, освоить новые приёмы работы с берестой и собрать большой шестикрестный сложный шаркунок из книги Владимира Николаевича Бурчевского.
V. Приложение
Приложение 1
Первые работы
Приложение 2
На открытии выставки «Ремесла и промыслы Русского Севера»
Приложение 3
Применение бересты в жизни северного крестьянина
сети оплётка челнок рожки оплетенный горшок лапти
сапоги горлатка короб-черпак гудки веялка кибас
Приложение 4
Известные мастера Архангельской области и их изделия
Павел Иванович Жильцов с женой (г. Вельск)
Феодосий Николаевич Суханов.
(Вилегодский район)
Дружинин Евстафий Михайлович (г. Вельск)
Феофан Прокопьевич Лодыгин (г. Шенкурск)
н. м. Бурчерский Владимир Николаевич и Новинский Дмитрий Матвеевичвич
с учениками
Приложение 5
Исследовательская работа
Проектная творческая работа
Автор: Малкин Никита Юревич (8 лет)
Научный руководитель:
педагог дополнительного образования
Вершинина Ирина Викторовна
г. Архангельск 2020 год
Оглавление
I. Введение _3_
|
II. Основная часть _6_
1. История происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты _6_
2. Сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты
в Архангельской области _9_
3. Применение берестяных шаркунков _10_
4. Значение семантики берестяных шаркунков _11_
5. Традиционные приёмы плетения берестяного шаркунка _12_
6. Изготовление шаркунков из бересты _15_
III. Заключение _ 16_
IV. Библиографический список _17_
V. Приложения _19_
1. Применение бересты в жизни северного крестьянина _19_
2. Известные мастера Архангельской области и их изделия _19_
3. Применение бересты в жизни северного крестьянина _19_
4. Известные мастера Архангельской области и их изделия _20_
5. Технологическая схема изготовления шаркунка _20_
6. Берестяные шаркунки продолжателей традиций _21_
7. Мои шаркунки _22_
I. Введение
В Соломбальский Дом детского творчества в творческое объединение «Радушенька» я впервые пришёл в 1 классе с группой продлённого дня, где мы занимались декоративно-прикладным творчеством и делали разные интересные красивые работы, выполненные в разных техниках. Когда наш педагог Ирина Викторовна пригласила меня на занятия на следующий год, я был очень рад, ведь на продлёнке мы все делали одно и тоже, а теперь можно было проявить своё творчество. Я видел, что ребята занимаются художественной обработкой бересты, делают красивые изделия из бересты, что-то у них получалось, а что-то нет. Я понял, в этом ремесле, главное – трудолюбие и старание, тогда с каждым разом работы будут качественнее. Первыми моими работами из бересты стали: массажор, свистулька, кольцо, браслеты и очелье (Приложение 1). Мне понравилось работать с берестой. Педагог предложила собрать маленький шаркунок-кулон – берестяную игрушку. Название игрушки происходит от слова «шаркать» — шуметь, греметь[1]. Это занятие оказалось настолько увлекательным, как будто я собирал какую-то головоломку. На следующем занятии я узнал, что шаркунки бывают разные по форме. Это очень заинтересовало меня. Ирина Викторовна предложила мне подготовиться и поучаствовать в Областном детско-юношеском конкурсе «Дорогой народных традиций».
6 декабря я с коллективом впервые побывал в Доме Народного Творчества, где состоялось открытие выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества для учащихся "Ремесла и промыслы Русского Севера", организованной Детской школой народных ремёсел города Архангельска (Приложение 2). На выставке были представлены изделия на тему «Народные ремесла в сказках С. Г. Писахова», отражающие традиции народных ремёсел и промыслов Архангельской области. Свыше 230 чудесных, сказочных работ, каждая из которых уникальна, они очень вдохновили меня. На память о поездке мне остался кулон «Апельсин», сделанный на мастер-классе.
Я решил сделать как можно больше разнообразных шаркунков, и написать исследовательскую работу.
Цель работы: изучить конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить историю происхождения и распространения искусства художественной обработки бересты;
2. Проследить сохранность и развитие искусства художественной обработки бересты в Архангельской области;
3. Рассмотреть применение шаркунков;
4. Узнать значение семантики берестяных шаркунков;
5. Изучить формы берестяных шаркунков;
6. Описать технологию изготовления шаркунка из бересты.
Объект исследования: шаркунки из бересты, встречающиеся на территории Архангельской области.
Предмет исследования: формы берестяных шаркунков встречающихся на территории Архангельской области.
В процессе работы использовал следующие методы исследования: это изучение литературы, анализ источников, сравнительного анализа, наблюдение, беседы.
Значимость полученных результатов: изучив конструктивные особенности берестяных шаркунков мастеров Архангельской области, я смогу на основе традиционных форм в последствии, усовершенствовав свои навыки придумать какие-то свои формы.
Обзор используемой литературы
В первую очередь я обратился к краеведческому материалу: 1) Каталог выставки «Жили-были…». Художественно-этнографические коллекции из собрания Архангельского областного краеведческого музея. ИПП «Правда Севера», 1993; 2) Кодола О.Е. Исторический путеводитель по Архангельской области. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 223 с.; 3) Филёва Н.А. Рассказывают мастера: из материалов экспедиций по Архангельской области в 70-80-е годы XX века: с фотографиями, комментариями и дополнениями автора / Н.А. Филёва. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. – 272 с. Даная книга представляет бесценный кладезь для нас потомков, так как содержит рассказы-воспоминания о северной культуре бытия в труде и празднике, о воспитании детей, о народной эстетике, об обрядах и обычаях, о народных ремеслах, представленные живым словом старейших мастеров. Материал отражает специфику бытования ремесел в разных районах Архангельской области (в тех, где проходили основные маршруты экспедиций). Рассказы мастеров дополнены комментариями и иллюстрируются фотографиями из архива Нины Анатольевны Филёвой – искусствоведа, исследователя традиционного народного искусства Русского Севера, члена Союза художников России, заслуженного работника культуры РФ.
Затем проанализировал книги мастеров художественной обработки бересты нашей Архангельской области: 1) Бурчевский В. Н. Ремесло за плечами не виснет / В. Н. Бурчевский: Детская школа народных ремёсел. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 411 с.; 2) Клыков С. С. Работа с берестой. – Архангельск, 1995. – 17 с.; 3) Кузнецов Б. А. Не всяк с уменьем, всяк с ученьем. – Архангельск, 2000. – 92 с.; 4) Федосеева В. К. Работа с берестой. – Каргополь, 2002. – 52 с.
Так же обратился к справочной литературе: 1) Полная энциклопедия быта русского народа. Том I, автор-составитель кандидат филологических наук, доцент МГУ Панкеев И. А. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1998. – 688 с.; 2) Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000; 3) Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 128 с.
Просмотрел всю сопутствующую литературу и статьи по теме исследовательской работы: 1) Клевцов В. И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий. – СПб.: Лениздат, 1996. – 158 с.; 2) Ускова Ф. Береста. Русское золото. – М.: Профиздат, 2007. – 88 с.; 3) Янин В. Л. Я послал тебе бересту. Издательство Московского Университета, 1975. – 235 с.
Мной были использованы и интернет – источники. Электронные адреса, сайты: 1) http://kolovrat.ucoz.com; 2) http://torzhok.severberesta.ru/, birch-bark.info, severberesta.ru, мастерасевера.рф; 3) http://tues.narod.ru/tech.htm; 4) http://шаркунок.рф.
II. Основная часть
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!