Безопасность homo politicus в информационном обществе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Безопасность homo politicus в информационном обществе

2020-05-07 158
Безопасность homo politicus в информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политика, как и любая человеческая деятельность, осуществляется в динамично меняющихся социальных условиях.
В настоящее время проблемы в этой сфере характеризуется часто и относится к феномену глобализации, которую за пределами, упомянутыми в этом документе характеристиками, можно определить, как процесс «модернизации системы – мира
в условиях информационной цивилизации (информационного общества)»[301]. Проблема в данном аспекте институционализации политической безопасности, по крайней мере, два контексты исследования. Первый стремится ответить на вопрос о влияние информационных условий на формирование институтов власти, другой же, об изменениях в сфере выполнения через центр принятия решений функции управления безопасностью.

Диагноз перечисленных проблем может быть осуществлено на основе теории организации, в которой полезность вытекает ряд выводов, имеющих значение с точки зрения политологии. Указывает, здесь, в частности те, о особенно:

- новые технологии в управлении, что влияет на уплощение организационных структур;

- политическое общение как плоскость воздействия;

- политический маркетинг;

- изменений в организационной структуре учреждения (общаться в горизонтальной плоскости);

- сбор, обработка и передача информации;

- непрерывные выборы в результате притока новостей, волатильности, разнообразия;

- универсалы организации общественно-политической жизни;

- стратегия инноваций (внедрение новых принципов, форм организации, социального партнерства);

- новые формы профессиональной деятельности (синдром частых изменений профессии);

- культура организации как следствие унификации мира, формирования глобального гражданского сообщества, где человек – единица становится ответственной за себя и окружающую его реальность[302].

Суть этого подхода является то, что ожидание ответа на вопрос о месте, которое в порядке информационной цивилизации должен занять homo politicus, человек гражданского общества, человека, рынок, демократия, поступок, участвуя в культуре[303]. Этот подход, следовательно, имеет единичный характер, что можно охарактеризовать, опираясь на категорию индивидуализации безопасности, описанное во второй главе настоящей работы.

Похоже, что последствия отдельных выборов и предпочтений могут иметь – особенно в условиях смягчения потока информации-социальное значение. Могут тем самым влиять на политику. Безопасность человека, остается в тесной связи с чтением угроз и занятие по отношению к ним определенную позицию, способную деятельностью. Этот процесс, рассматриваться в терминах информационных, относится также и к отношениям в рамках социальной группы, государства или массового общения в отношениях транснациональных. Эти возможности растут в условиях информационного общества.

В потрескавшиеся кадре стоит указать на контекст функционирования государственных учреждений, в которых роль, функции и задачи помещает в сфере безопасности. Эти лица действуют в интенсивно меняющемся окружении. Появляются новые угрозы, новые вызовы, новые союзники и новые враги. Этот процесс является динамичным. Таким образом, диагностика угроз, или шире, аналитический процесс, направленный на поддержку действий, направленных на противодействие негативным явлениям, имеет характер перманентный макияж. Это, пожалуй, наиболее очевидное последствие деятельности в условиях информационного общества.

Еще одна, визуализирующая масштабы проблем, включает
в себя адаптацию государственных учреждений безопасности
к – как сказал бы Элвин Тоффлер – участию в социальной системе знаний[304]. Структуры государственной безопасности, чтобы иметь возможность выполнять свою миссию, должны поглощать не только информацию, но и, прежде всего, знание – рассматривается ли это в плане человеческих ресурсов, или интеллектуального капитала. Появляется здесь, термин организации, основанной на знаниях. Меняется социальная роль служб, ответственных за безопасность государства. В настоящее время эта роль в большей степени определяет капитал, способный играть важную роль на рынке безопасности. Этот капитал теперь можно отождествить с информацией, обработанной компетентными сотрудниками в знаниях, а также с возможностью ее использования в признании угроз государственной безопасности. Это требует переосмысления подхода к вопросам организации безопасности, при условии, что в настоящее время большее значение приобретают те элементы, которые обеспечивают эффективное функционирование организации в постоянно меняющемся окружении.

Способность отвечать на новые вызовы в сфере безопасности, требует знаний о различных аспектах жизни человека во всей сложности отношений психосоциальных, культурных, этнических или религиозных.

Есть определенные возможности, использование которых
в значительной степени зависит от осознания взаимосвязи между укреплением институциональных механизмов безопасности, предоставляемых государством, с использованием транснациональных институтов, например, в рамках процесса политической интеграции и соблюдением гарантий гражданских прав и свобод. Здесь также можно указать зависимость между эффективным и безопасным государством, и, следовательно, организацией, обеспечивающей условия для жизни и развития граждан, которая уважает их индивидуальные и либертарианской права и стандарты открытого общества.

Действие подчинено так таких целей, рассчитанные на улучшение социального чувства безопасности, может принести желаемые последствия, если примет форму образовательной программы для безопасности. Условии, однако, включение этих мероприятий в системный проект, на основе стратегии национальной безопасности, опираясь на влиятельные круги и научные, обладающие максимально возможной поддержкой политической жизни. Эти меры, принятые в рамках государства, было бы, однако, вероятно, недостаточно. В нынешних условиях взаимозависимости также следует постулировать введение этих действий в более широкий контекст транснациональных усилий по созданию видения новой безопасной демократии. Открытым останется вопрос запуска такого процесса.

Резюме

Отмеченное выше, проекция тенденций изменения гражданского общества в эпоху информационной заставляет поставить вопрос, можно ли еще говорить о существовании общества samoorganizującego, где легко указать группы, активно продвигающие определенные видения развития? Кажется, что основой нынешнего кризиса гражданского общества является отсутствие такого рода видения. Низовые инициативы, социальная активность в большей степени возбужденная является следствием появления в публичном пространстве негативных предпосылок (событий, вызывающих протест социальный), чем положительные (стремление к изменению условий жизни на основе последовательную проекцию будущего или политическую программу). Тем не менее, инициативы снизу вверх – аффилированные, как находящиеся вне контроля правительства – являются частью наблюдаемой социальной реальности. В аспекте безопасности общества проблемой, однако, является захват подверженности этих инициатив на внешнюю манипуляцию и управление. Уязвимость
к этим угрозам представляется в современных информационных условиях огромной, а также формулировка необоснованных обвинений в публичных дебатах, что социально девальвирует их.

Очередные барьеры гражданского общества, определяет роль государства и его органов. Здесь, правда, нельзя еще категорически говорить о сумерках гражданского общества, хотя бы из-за того, что государство не в состоянии контролировать всех сфер деятельности людей. Постоянно совершенствуются технической возможности слежки за гражданами и их использования правовых учреждений, безопасности государства, остаются
в соответствующего отношения для увеличения возможности принятия индивидуальных и коллективных действий незаконным действиям в киберпространстве. Кажется, понятно, что за этой преступной деятельностью, должны следовать полномочия служб, ответственных за безопасность. Однако и здесь необходимы государственные учреждения, требующие сохранения верховенства закона в деятельности государственных органов, что идеально материализовалось бы при назначении независимых от исполнительной власти органов контроля над процессами обработки информации о гражданах. Такого рода институты способствуют закреплению значения доверия граждан к органам государства. Когда их нет, нет и оснований для признания уважения верховенства закона в этой сфере.

Однако процесс наблюдения за гражданской деятельностью также имеет негосударственное измерение. В этом выражении также отмечается отсутствие работоспособности государства, как гаранта гражданского безопасности против возможных злоупотреблений, связанных с массовой обработки данных о людях и о их различных форм активности, организации коммерческие, часто межнациональные. Они работают в значительной степени вне контроля правительств. Однако, имеют влияние на общественную жизнь – узоры потребления, максимизации доходов и их источники, формы деятельности, отношения между людьми, отношение к явлений и процессов в общественной сфере.

Эпоха информационная порождает необходимость решения общей задачи согласования индивидуальных выборов, в сфере широко понимаемой общественной активности с общим интересом и нового кадра последнего. Кажется, это возможно только
в том случае, когда новые формы общения принесут ощутимо возможности соглашения. Гражданское общество в эпоху информационной должен действовать, опираясь на какую-то форму согласования минимального стандарта личной безопасности, правовые гарантии его защиты и возможности проверки с этой точки зрения относительно единицы действий других участников информационных отношений. Это требует, с одной стороны, усиления роли главного гаранта гражданской безопасности-то есть государства, с другой, сдачи его институтов в большей степени социального контроля. Другая перспектива проявляется как возвращение к «комфортной», упорядочивающей социальный порядок идеи «сильного государства». В рассматриваемых здесь условиях информационной революции, государство авторитарными, не должно стать гарантом безопасности, с точки зрения индивидуальной свободы граждан, но, вероятно, с большим успехом ограничит их права к самоорганизации и активности в реализации планов, не происходящих от политической власти.

Глава 8.

ПРАВА В ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

 

Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович,

декан юридического факультета, профессор кафедры уголовного права
и процесса Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, член межведомственной комиссии по профилактике правонарушений
при акиматеКостанайской области, кандидат юридических наук,
ассоциированный профессор (г. Костанай, Республика Казахстан)

10 января 2018 года в Республике Казахстан стартовал полномасштабный переход в новую глобальную технологическую (цифровую) реальность, выраженной в кардинальной трансформации всех известных политических и социальных институтов, а значит и правового регулирования.

Этот процесс закономерный и предпосылки имелись давно.

На текущий момент в рамках реализации государственной программы диджитализации[305] дан старт комплексной и системной работы по следующим приоритетным направлениям:

1. Цифровизация промышленности и электроэнергетики.

2. Цифровизация транспорта и логистики.

3. Цифровизация сельского хозяйства.

4. Развитие электронной торговли.

5. Развитие финансовых технологий и безналичных платежей.

6. Государство – гражданам.

7. Государство – бизнесу.

8. Цифровизация внутренней деятельности государственных органов.

9. «Умные» города.

10. Расширение покрытия сетей связи и ИКТ инфраструктуры.

11. Обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ.

12. Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании.

13. Повышение цифровой грамотности населения (подготовка, переподготовка).

14. Поддержка площадок инновационного развития.

15. Развитие технологического предпринимательства, стартап культуры и НИОКР.

16. Привлечение «венчурного» финансирования.

17. Формирование спроса на инновации.

В целях создания необходимых условий для планомерной реализации таких задач государственной программы «Цифровой Казахстан» была разработана и утверждена Концепция о так называемом киберщите, которая вводит в оборот соответствующий понятийно-категориальный аппарат. По мнению экспертов, киберщит Казахстана – это симбиоз многих стратегий кибербезопасности, которые уже применяются в Норвегии, Эстонии, Франции, Германии и ряде других стран[306].

Кибербезопасность – состояние защищенности информации в электронной форме и среды ее обработки, хранения, передачи (электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) от внешних и внутренних угроз, то есть информационная безопасность в сфере информатизации[307].

Правовые основы обеспечения кибербезопасности включают
в себя 30 нормативных правовых актов, в том числе следующие:

1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля
2014 года;

2. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года;

3. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

4. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»;

5. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года
«О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

6. Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;

7. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»;

8. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

9. Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года
«О науке»;

10. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года
«О национальной безопасности Республики Казахстан»;

11. Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года
«О персональных данных и их защите»;

12. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года
«О гражданской защите»;

13. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»;

14. Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации»;

15. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года
«О государственных закупках».

Другая группа официальных документов имеет важное значение, поскольку определяют необходимые критерии, параметры соответствующей технологической платформы и архитектуры. В этой связи, есть целесообразность привести ряд ключевых из них. Они таковы: 1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»;

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 298 «Об утверждении Правил проведения аттестации информационной системы, информационно-комму-никационной платформы «электронного правительства», Интернет-ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности»;

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от
8 сентября 2016 года № 529 «Об утверждении Правил и критериев отнесения объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры к критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры»;

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 «Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности»;

5. Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 января 2015 года № 66 «Об утверждении Единых правил взаимодействия и централизованного управления сетями телекоммуникаций»;

6. Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1240 «Об утверждении Правил выдачи сертификата безопасности»;

7. Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1241 «Об утверждении Правил применения сертификата безопасности»;

8. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 января 2016 года № 60 «Об утверждении Правил взаимодействия государственных органов по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сетях телекоммуникаций».

9. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 66 «Об ут-верждении Правил проведения мониторинга обеспечения ин-формационной безопасности, защиты и безопасного функционирования объектов информатизации «электронного правительства».

10. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 63 «Об утверждении методики и правил проведения испытаний сервисного программного продукта, информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства», Интернет-ресурса государственного органа и информационной системы на соответствие требованиям информационной безопасности».

11. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 67 «Об утверждении Правил оказания услуг доступа к Интернету в пунктах общественного доступа к Интернету»;

12. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 65 «Об утверждении Правил присоединения сетей операторов междугородной и международной связи к точке обмена Интернет-трафиком»;

13. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 108 «Об утверждении Методики проведения аттестационного обследования информационной системы, информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства», Интернет-ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности»;

14. Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 118 «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета».

Еще в 2014 году зав.сектором отдела правоохранительной системы Администрации Президента РК, д.ю.н. Биекенов Н.А. отмечал, что «быстрая информатизация, масштабы потенциальных последствий преступлений в киберпространстве требуют от государства серьезного внимания к развитию национальной системы кибербезопасности. Первоочередные шаги в этом направлении должны предусматривать разработку необходимой нормативно-правовой базы и повышение эффективности работы соответствующих институциональных структур с учетом зарубежного опыта в этой сфере»[308].

Главным консультативно-совещательным органом при Правительстве страны является Совет по вопросам обеспечения кибербезопасности Республики Казахстан, который включает
в себя профильное министерство по цифровизации и информационной безопасности, правоохранительные и спецслужбы, отраслевые IT-компании и соответствующие подразделения госорганов, финансовых и иных учреждений и организаций, экспертов от ВУЗов[309].

Как подчеркивается специалистами «в «Цифровом Казахстане» на три года для создания Национального координационного центра информационной безопасности выделено 28,8 млрд тенге. Также предусмотрены бюджетные средства по оснащению лаборатории по исследованию вредоносного кода –
44,2 млн. тенге, по исследованию средств информационной безопасности – 1,2 млрд. тенге, на лабораторию по кибербезопасности – 184 млн. тенге, а также на координацию по вопросам реагирования на инциденты киберзащиты в казахстанском сегменте интернета – 793 млн. тенге»[310].

Впервые юридическая ответственность за компьютерные преступления была предусмотрена в УК РК 1997 г. всего одной статьей 227 «Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» в главе 7 «Преступления в сфере экономической деятельности»[311] Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел»
в 2014 году были внесены изменения в УК, в соответствии с которыми появилась новая глава 7.1 УК РК «Преступления против безопасности информационных технологий»[312].

С 1 января 2015 г. вступил в действие новый – второй по счету Уголовный Кодекс Казахстан. В этой связи Козаченко И.Я. выразил мнение, что концептуальные положения нового УК Республики Казахстан носят взвешенный характер и достаточно адаптированы к взаимодействию с бесконечно многочисленными социально-правовыми регуляторами человеческого общежития[313].

Так, данный юридический документ содержит ряд нововведений, в том числе и по «компьютерным правонарушениям». Еще на стадии законопроектных работ совершенно справедливо акцентировалось внимание на необходимости усиления защиты информационной безопасности Казахстана.

Так, специалисты справедливо констатировали, что нынешнее состояние уголовного законодательства характеризуется отсутствием продуманной и четкой последовательности в его постоянных изменениях, недостаточности, а порой и отсутствием уголовно-правовой регламентации современных противоправных посягательств, особенно в сфере информационных технологий, медицины, экологии, градостроительства и архитектурной деятельности[314].

В новом УК Казахстана, нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере компьютерной информации расположены в самостоятельной главе 7 «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи» и включают
9 основных составов правонарушений.

Кроме того, в УК Республики Казахстан введены 15 новых квалифицированных составов уголовных правонарушений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных сетей, рассредоточенных в других главах УК. Клевета, оскорбление совершенные публично или с использованием информационно-коммуникационных сетей влекут уголовную ответственность по ч.ч. 2 статей 130, 131 соответственно УК Республики Казахстан.

Незаконное собирание сведений о частной жизни лица,
а также возложение обязанности принятия таких мер, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений физических лиц предусматривает более строгую ответственность в соответствии
с ч.ч. 2 статей 147, 148 УК Казахстана, если они совершены лицом с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо путем незаконного доступа к электронным информационным ресурсам, информационной системе или незаконного перехвата информации, передаваемой по информационно-коммуника-ционной сети.

В главе 4 «Преступления против мира и безопасности человечества», два состава уголовных правонарушений видоизменились (статьи 161 УК «Пропаганда или публичные призывы
к развязыванию агрессивной войны» и 174 УК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»), в главе 5 «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» (статья 179 УК) «Пропаганда или публичные призывы
к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти или насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан», статья 180 УК «Сепаратистская деятельность») содержат нормы, предусматривающие повышенную уголовную ответственность за совершение деяния с использованием информационно-коммуникационной сети.

Далее, с учетом участившихся случаев совершения преступлений против собственности через Интернет впервые появились нормы, устанавливающие ответственность за мошеннические действия путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы, а также за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием путем незаконного доступа в информационную систему либо изменения информации, передаваемой по информационно-коммуникационной сети.

Верховный Суда Республики Казахстан подчеркивает, что
в современной практикенередки случаи совершения мошенничества, путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системывыраженные в действиях виновного, направленных на завладение имуществом или правом на имущество пользователя информационной системы, совершенные посредством информационных технологий (компьютера, компьютерных программ, интернета, сотового телефона и т.п.), путем размещения в информационной системе заведомо недостоверных сведений или программ, с целью реализации его преступного умысла на обман пользователя посредством Qiwi-кошелька, интернет – банкинга и т.д.»[315].

Главный финрегулятор страны – Национальный банк приводит интересные сведения[316]. С учетом глобальных тенденций по переходу на электронные банковские услуги безналичные платежи с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли по количеству на 92,5%, по сумме на 88,2%, составив 232,0 млн. операций на сумму 3 048,5 млрд. тенге. За 2017 год посредством интернет и мобильного банкинга с использованием платежных карточек было совершено 91,8 млн. операций на сумму 1,2 трлн. тенге. В Казахстане на 1 января 2018 года 73% банков второго уровня (24 банка) предоставляют услуги мобильного банкинга для физических лиц. Выросла популярность приобретения и использования электронных денег. Так, в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество операций с электронными деньгами выросло на 88,1%, объем возрос в 2,3 раза. На конец 2017 года выпуск электронных денег осуществляли 13 банков Республики Казахстан, при этом для населения на рынке было представлено 17 систем электронных денег.

В целях ужесточения уголовно-правовой реакции на терроризм и преступлений связанных с терроризмом теперь пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов указанного содержания совершенные с использованием информационно-комму-никационных сетей также будут влечь более строгую уголовную ответственность.

Публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан, публичное оскорбление депутата Парламента Республики Казахстан при исполнении им депутатских обязанностей или в связи с их исполнением, публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением – все эти составы преступлений против порядка управления дополнены квалифицированным признаком – совершенные с использованием информационно-коммуникационных сетей.

В свете наших исследовательских интересов, следует обратить внимание, что вышеуказанным способом совершаются также преступления, связанные с торговлей людьми, которые
в рамках криминологической политики рассматриваются как одна из серьезных глобальных угроз человечеству.

«Wszystkie wyżej wymienione aspekty zróżnicowanej działal-ności świadczą lub co najmniej dają podstawy do tezy o przesłan-kach do powstania odrębnego kierunku – polityki kryminologicznej w zakresie walki z zagrożeniami kryminalnymi, wśród których jedno z czołowych miejsc zajmuje handel ludźmi»[317].

Таким образом, закономерный процесс новеллизации уголовного законодательства Казахстана проявляется в том, что за весьма короткий период не только появились совершенно новые составы уголовных правонарушений[318], связанные с защитой информации и информационных систем, а также состоялось оформление их в особую и самостоятельную общность с внутренним единством. Далее мы приведем обзорный анализ собственно так называемыхкиберпреступлений. Объем настоящей публикации не позволит их раскрыть более полноформатно.

Неправомерный доступ к охраняемой информации,
информационную систему или сеть телекоммуникаций
(ст. 205 УК РК)

Объектом данного деяния выступают общественные отношения по обеспечению информационной безопасности – защищенности электронных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной структуры от внутренних и внешних угроз. Биекенов Н.А. в ранее упомянутой публикации приводил следующие данные: Казахстан занимает 18-е место
в мире по количеству получаемого спама и 7-е по опасности веб-серфинга. Почти половина пользователей Интернета в 2010 г., становились объектами атак со стороны хакеров, и эта цифра
в 2011 г. увеличилась на 47%. По данным Kaspersky Security Network, Казахстан стал объектом 85% интернет-атак в Центральной Азии. При этом за последние три года наблюдается тенденция их роста пропорционально развитию цифровой инфраструктуры.[319]

Одним из ярких мировых примеров может служить тот факт когда в мае 2017 года юзерыиз порядка 150 государств, включая и нашу страну, подверглись атаке вируса WannaCry, параллизовавшего деятельность компьютерных устройств и за возобновление которых хакерами выдвигались требования выкупа
в сумме около 600 долларов США[320].

В ст.54 Закона РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК «Об информатизации» записано, что защита объектов информатизации осуществляется:

1) в отношении электронных информационных ресурсов – их собственниками, владельцами и пользователями;

2) в отношении объектов информационно-коммуникацион-ной инфраструктуры и критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры – их собственниками или владельцами.

По мнению Букалеровой Л.А., Остроушко А.В., «охраняемой официальной информацией» следует признать информацию, содержащую сведения о фактах, имеющих юридическое значение; созданную уполномоченным государством производителем (юридическим или физическим лицом); подчиняющуюся определенному правовому режиму оборота; находящуюся как на машинном носителе (компьютерная информация), на бумажных носителях (официальные документы), так и в человеческой памяти[321].

Прежде всего, важным является обращение к определению сущности информационно-коммуникационной инфраструктуры как родового и базового понятия. В соответствии с Законом РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК «Об информатизации» оно выражается как совокупность объектов информационно-комму-никационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним (п.23 ст.1). К таковым объектам законодатель относит: информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, сети телекоммуникаций, системы обеспечения бесперебойного функционирования технических средств и информационной безопасности.

Информационная система – организационно-упорядочен-ная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач[322].

Сеть телекоммуникаций – совокупность средств телекоммуникаций и линий связи, обеспечивающих передачу сообщений телекоммуникаций, состоящая из коммутационного оборудования (станций, подстанций, концентраторов), линейно-кабельных сооружений (абонентских, соединительных линий и каналов), систем передачи и абонентских устройств[323].

Электронный носитель – материальный носитель, предназначенный для хранения информации в электронной форме,
а также записи или ее воспроизведения с помощью технических средств (п.40 ст.3 УК РК).

Объективная сторона преступления охватывает любой способ неправомерного проникновения к охраняемой законом информации на электронном носителе, который всегда связан
с совершением определенных действий и может выражаться
в проникновении в информационную систему путем: использования технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты; незаконного использования паролей или кодов для проникновения в компьютер либо совершение иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя; хищение носителей информации при условии, что были приняты меры к их охране, если это деяние повлекло указанные в диспозиции последствий.

В ст.53 Закона РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК закреплено, что к несанкционированным и непреднамеренным действиям в отношении объектов информатизации относится блокирование электронных информационных ресурсов и (или) объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, то есть совершение действий, приводящих к ограничению или закрытию доступа к электронным информационным ресурсам и(или) объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Неправомерный доступ будет иметь место в случаях, когда лицо, не являясь собственником, законным владельцем или информации, содержащейся на электронном носителе, имеет право на работу с ней либо имеет доступ к работе с данным банком информации, но ограничено в объеме операций и вторгается
в ту часть банка данных, которая для него закрыта.

Как отмечают специалисты «неправомерный доступ к охраняемой Законом компьютерной информации, создание и распространение вредоносных программ являются стадией приготовления или покушения при совершении других преступлений, в первую очередь корыстных»[324].

Базовым понятием в данной норме является термин «доступ». Он взят из профессиональной терминологии; с точки зрения смысловой характеристики точнее было бы говорить
о «проникновении». Неправомерным проникновением к охраняемой информации будут действия лица, имеющего допуск
к операциям соответствующего ранга, если доступ осуществлен с нарушением правил работы с данным компьютером, системой, сетью, обеспечивающими устройствами, например с отключением систем безопасности, с игнорированием физических условий, создавшихся в месте работы (например, высокой температуры), которые заведомо угрожают сохранности информации.

Таким образом, неправомерный доступ – сложное понятие, включающее действия по: а) «физическому» проникновению, дающему возможность по своему усмотрению оперировать данным объемом информации; б) несанкционированным операциям с охраняемой информацией.

Состав преступления – материальный. Деяние является оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

На применение рассматриваемой статьи распространяется положение ч. 4 ст. 10 УК РК о том, что не является уголовным правонарушением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Субъективная сторона преступления предполагает обязательное наличие прямого или косвенного умысла. Необходимо устанавливать мотив и цель деяния. Они влияют не только на наказание, но и на решение вопроса о том, необходимо ли квалифицировать деяние по совокупности преступлений. Рассматриваемая норма имеет не только основной, но и ряд квалифицированных составов.

Ч.2 ст.205 УК предусматривает ответственность за посягательство на государственные электронные информационные ресурсы или информационные ресурсы государственных органов. К ним относятся: единая платформа интернет-ресурсов государственных органов, национальный шлюз РК, «электронное правительство», «электронный акимат».

Интернет-ресурс – <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.