Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-05-07 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Квалификации, которые присваиваются студентам, успешно заканчивающим своё обучение на исполнительских специальностях, показывают определённую универсальность полученных студентами знаний. Данный универсализм берёт своё начало в неразделимости музыкальной педагогики и исполнительства, опирающихся на единую теорию исполнительства. Несмотря на то, что в профессиональной практике их пути существенно расходятся, если иметь в виду более глубокое погружение в мир одной из профессий, т.к. каждая из них требует больших временных ресурсов, методическая основа остаётся единой.
Под информационной основой деятельности, согласно теории В. Д. Шадрикова, понимается совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с согласованностью цели и результата [38].
Попробуем проанализировать с этой точки зрения теорию профессиональной деятельности скрипача. В своём развитии информационная основа деятельности проходит несколько стадий. Первоначально она предстает перед учеником в нормативно-одобренной форме, отражающей основные принципы и критерии деятельности профессионалов. Особенности первой стадии развития состоят в том, что информационная основа деятельности профессионала, с одной стороны, не может быть полностью и адекватно передана в нормативном описании или изложении, а с другой – не может быть адекватно усвоена учеником и реализована им в своих действиях. Причина в том, что многие сложные процессы не поддаются точному словесному описанию. Кроме того, профессионал (педагог, наставник) ориентируется во многом на сформированные в процессе деятельности субъективные определения.
|
В связи с этим В. Д. Шадриков делает вывод, что содержание информационной основы деятельности для разных уровней профессионализации должно быть различно. А именно: первоначально в информационную основу деятельности включаются признаки, доступные для восприятия, усвоения и реализации в исполнительных действиях. На наш взгляд, данный этап должен характеризоваться некоторым ограничением количества поставленных задач.
В процессе формирования информационной основы деятельности выделяются процессуальные и результативные признаки. Под процессуальными необходимо понимать информационные признаки, на которые ориентируются выполняемые действия, т.е. они несут информацию, используемую в процессе выполнения определённых действий. Результативные признаки дают информацию о полученном результате в сравнении с целью деятельности.
На первых этапах освоения действия ведущее значение принадлежит процессуальным признакам, на завершающих – результативным. Применимо к началу инструментального обучения этот тезис можно выразить следующим образом: на начальном этапе мы более часто задаём вопрос: что сделано, на последующих этапах – как сделано.
По мере роста профессионального мастерства количество результативных признаков увеличивается, также, на наш взгляд увеличивается количество поставленных задач и, соответственно, требований.
Чередование процессуальных и результативных признаков на любом этапе освоения информационной основы деятельности решается конкретностью ситуации: например, если действие состоит из компонентов, выполнение которых не вызывает трудностей у ученика, то ведущую роль сразу могут играть результативные признаки.
Значимость отдельных признаков усваивается при передаче знаний или раскрывается в практической деятельности на основе предварительного описания. Педагог должен обеспечивать обновление информационной основы деятельности по мере роста профессионального мастерства ученика.
|
На следующем за начальным этапом постепенно устанавливаются связи между отдельными признаками и формируются информационные системы. В результате накопления качества и количества информации повышается успешность профессиональной деятельности.
Кроме описания процесса формирования профессиональных действий информационная основа деятельности содержит и процесс формирования образов действия. Д. А. Ошаниным [26] выделены их специфические взаимосвязанные особенности: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность и способность к функциональной деформации: «Оперативный образ адекватен задаче действия. Обслуживая решение некоторой задачи, он ей и соответствует наилучшим образом. Он эффективен и в этом смысле наиболее надежен. Он обеспечивает решение задачи или способствует ее решению как в благоприятных условиях, так и в условиях более жестких – при возникновении возможных трудностей, помех и т.д.»
Важный момент состоит в том, что информационная основа деятельности должна отражать структуру деятельности. Этот тезис, на наш взгляд, необходимо интерпретировать следующим образом. Формированию профессиональных умений и профессионально важных качеств в деятельности инструменталиста проходит не путём освоения отдельных навыков, а в процессе изучения музыкальных произведений. Умения и навыки выступают в роли способа и средства для достижения художественной цели. Поэтому структура информационной основы деятельности исполнителя непременно должна содержать элементы работы над художественными произведениями как ведущие и неотъемлемые компоненты.
Формирование информационной основы деятельности должно происходить в соответствии со следующими принципами [27]:
- единства с развитием профессиональных способностей и физиологических функциональных систем, лежащих в их основе,
- реализации индивидуального подхода,
- формирования у обучаемого необходимых личностных качеств, психологической готовности к разнообразию профессиональных требований,
- индивидуального стиля деятельности педагога – определяющей фигуры процесса профессиональной подготовки,
- ориентации на конкретную концепцию личности профессионала (преподавателя, наставника), проповедуемые им теоретические положения, а также способы формирования и развития профессионально важных качеств, навыков, умений, установок (исходя из особенностей передачи знаний в творческих профессиях)
|
- выбора психолого-педагогических воздействий на обучаемого,
- объединения понятийного аппарата в едином тезаурусе,
- интериоризации особенностей профессиональной среды,
- синтеза достижений самых разных отраслей психологической науки и других наук о человеке,
- непрерывного обновления содержания профессиональной подготовки.
Однако применение знаний на практике ставит новые задачи, с которые не удаётся сталкиваться в течение даже такого длительного процесса, каким является инструментальное обучение. Интеграция знаний, привлекаемых для решения задач специфики каждой конкретной профессиональной деятельности, предполагает создание фактически нового направления исследований и создания практически новой информационно-научной основы данной профессиональной деятельности.
Это происходит потому, что в процессе целенаправленной активности личности появляется необходимость психологического изучения деятельности с тем, чтобы раскрыть механизм психической регуляции деятельности, проследить, как в процессе этой деятельности изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и как сама деятельность принимает индивидуальный характер [38].
Если ранее мы рассматривали процесс обучения профессии в широком смысле, то при прикосновении с узкой спецификой каждой из профессиональных модификаций вновь встаёт вопрос об обеспечении на практике достижения поставленных целей наиболее эффективным путем [27]. В результате каждая из разновидностей профессии скрипача должна иметь свою собственную теорию, глубоко связанную с достижениями не только музыкальных наук, но и многих других наук о человеке.
Вопрос о применении знаний к практике, по мнению С. Л. Рубинштейна, – это не только и не просто вопрос об упражнении как многократном выполнении одной и той же деятельности с целью закрепления знаний; это вопрос и о специфическом способе научения или овладения знаниями в процессе деятельности, направленной непосредственно не на учение, а на другие практические цели. «В процессе такой деятельности не просто закрепляются те знания, которые были приобретены в специальной учебной деятельности, а приобретаются новые стороны или качества знаний, которых первый способ – собственно учёбы – дать не может» [34, с. 16]. Основное значение практики, – считает С.Л. Рубинштейн, – заключается в том, что она включает приобретение знаний и умений в жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.
|
Таким образом, начало работы в том или ином профессиональном коллективе или в том или ином профессиональном качестве можно считать завершающим этапом обучения (стажировкой). «Завершающие этапы обучения, дающие подлинное мастерство в какой-либо деятельности, достигаются именно таким путём – в процессе выполнения деятельности: лишь реально исследуя в ходе работы, выполняемой <…> с тем, чтобы разрешить определённую проблему, человек овладевает подлинным мастерством исследования» [34, с. 16].
Подведём некоторые итоги:
1. Информационная основа деятельности представляет собой всю сумму приобретённых в процессе профессионального обучения знаний.
2. В связи с изменениями, происходящими в окружающей действительности, развитием науки и профессиональной методики, меняется и содержание информационной основы деятельности.
3. Опыт выдающихся современных профессионалов-исполнителей и педагогов представляет собой ценный материал, который требует анализа и обобщения, обновляя, дополняя и расширяя, в свою очередь, информационную основу деятельности.
4. Учебно-исследовательская деятельность студентов-исполнителей служит средством углубления их знаний в области информационной основы профессиональной деятельности.
2. Необходимые сведения о специфике учебно-исследовательских работ
Основная цель учебно-исследовательской деятельности – приобщение к научной деятельности и самообразование. В связи с этим критерий новизны в студенческих работах не так принципиально важен. Даже если студенческое исследование страдает некоторой компилятивностью, выполнение его имеет достаточно большое познавательное значение. Исследования, проведённые в рамках учебной деятельности, призваны решать следующие задачи:
1. Расширение опыта самостоятельной учебной деятельности.
2. Развитие умения работать с литературой, выбирать нужный информационный источник, фиксировать и критически анализировать прочитанное.
3. Изучение различных форм и методов исследовательской работы.
4. Овладение методологической культурой.
5. Выработка способности к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определённых концепций, форм и методов познания.
6. Совершенствование умения самостоятельно ставить и решать задачи, требующие обращения к научному знанию.
7. Устранение потребительского отношения к науке, ориентированного на преимущественное усвоение «рецептов», различных форм «готового» знания.
8. Повышение мотивации использования научных знаний для анализа и совершенствования своей работы.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!