Особенности творческого исследования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности творческого исследования

2020-05-07 221
Особенности творческого исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Письменная работа истории и теории исполнительства претендует на статус творческой вдвойне. С одной стороны, любая научная работа представляет собой творческий процесс, а с другой – работа по проблемам искусства творческая в смысле соответствия характеру предмета. В связи с этим каждому студенту, приступающему, например, к написанию реферата, необходимо ознакомиться или восстановить свои знания особенностей творческого процесса.

Подготовка.

С чего начать? Мыслей вроде бы много, а вот самой первой фразы, самого первого слова не хватает... С чего вообще начинается творческий процесс? С поисков этой самого первого слова или с поиска формы? А может быть с поиска средств или самой темы?

Одно несомненно: творческий процесс начинается с поиска. Учёные и определяют творчество как «разновидность поисковой активности» [32]. С того момента, как  студент получает задание по написанию работы уже начинается подсознательно поиск темы (если таковая не задана конкретно), как настоящий художник, он «ловит то, что может его как-то натолкнуть на замысел» [41, с. 19], «собирание материалов, фиксация конкретных впечатлений представляют собой по существу непрерывный процесс» [41, с. 29]. Данный этап работы является одним из этапов, первым из четырёх основных этапов творческого процесса, условно определённых как подготовка, созревание, реализация и критическое осмысление.

Тем, кто впервые столкнулся с проблемами творческой работы, необходимо сделать два вывода:

- творческий процесс настоятельно требует условий для его осуществления и, самое главное, неопределённого времени;

- трудности, возникающие на любом этапе творческого процесса, следует считать закономерным, объяснимым и нормальным явлением.

Реализация замысла.

В самое начало процесса творчества психология ставит внешние и внутренние восприятия, которые являются «опорными точками для будущего творчества» [9, с. 20].  В период активного творческого поиска, который мы определили как первый этап, этап подготовки, неоценимо «значение художественных впечатлений», как источника вдохновения и своеобразного толчка к возникновению замысла [41, с. 21]. Г. М. Цыпин приводит пример такого творческого «касания», называя его весьма эффективным рабочим приёмом, когда требуется как-то «активизировать, разбередить собственную мысль»: «Иногда мне было просто лень писать, – рассказывал в одном из писем И. А. Гончаров, – тогда я беру книжку Ивана Сергеевича: она так разогревает меня, что лень и всякая другая дрянь улетучивается во мне и рождается охота писать» [37, с. 164].

По теории Л. С. Выготского, многообразные проявления процесса восприятия дают основу для накопления материала для творчества. Этап накопления материала к творческому акту Е. И. Замятин сравнивает с пирамидой: «Искусство работает пирамидально: в основе новых достижений – положено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды» [12, с. 505]. Итак, моментом подготовки в узком смысле может быть период от выбора объекта творчества или получения заказа до начала непосредственно осуществления творческого акта – собственно работы над поставленной задачей. В широком смысле подготовка может быть самым длительным этапом в творческом процессе, т.к. подготовкой можно считать длительный период накопления впечатлений и знаний о предмете, начало которого практически трудно уловить.

За накоплением материала следует его переработка, процесс которой включает в себя диссоциации и ассоциации воспринятых впечатлений. Процесс диссоциации, выделение отдельных черт и оставление без внимания других, лежит в основе абстрактного мышления, которое очень важно в творческой деятельности как преимущественно внутренней. Диссоциированные элементы подвергаются процессу изменения. «Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу…Эти следы представляют собой процессы, они движутся…» [10, с. 21].

Следующим в процессе переработки впечатлений является момент ассоциации, объединения диссоциированных и изменённых элементов, который приводит к комбинации отдельных образов, приведению их в систему. Ассоциации, по существу, являются важнейшим звеном акта творчества, когда из элементов прежнего опыта путём комбинирования их, применения в новом качестве, рождается новое содержание.

Ассоциативный ряд, который возникает на основе полученных впечатлений, является своеобразной реакцией нашего подсознания. Достаточно одного слова, чтобы наша память подсказала нам несколько ассоциаций. На долю сознания выпадает из этих ассоциаций выбрать более подходящую [12, с. 509]. Единство сознательной и подсознательной сфер в творческом процессе ещё более наглядно проявляется в период созревания замысла, в котором происходит детальное осмысление замысла, поиск формы.

Итак, процесс «вынашивания» замысла к великой радости творца, наконец, переходит в стадию реализации идеи. Каким образом мы узнаём, что «пришло время сесть за перо»? Появляется ощущение ясности и определённости, чёткое осознание того, что и как нужно делать далее. «Пришло время» – это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным [16, с. 380].

Стадия реализации замысла совсем не обязательно происходит «безоблачно». Казалось бы, найдены и форма, и средства, но процесс творческой работы не выглядит гладким. Он как бы рассыпается от возникающих вновь противоречий, отбрасывая нас назад. Трудности, связанные с этим явлением, Н. Волков считает настоящей «драмой творчества» и называет проблемой обратных связей [7, с. 212].   Воплощение замысла происходит при постоянном возобновлении проверки уже сделанного, «минуты вдохновенной работы, – чаще сохраняемые памятью художника, – сменяются периодами трезвого пересмотра созданного» [6, с. 211]. Каждый новый шаг приводится в соответствие с основной идеей, происходит тщательный отбор, «отсекание всего лишнего». Иначе говоря, прежде, чем идти дальше, мы каждый раз заново прочитываем написанное, нами руководит инстинкт формы и логики. «Объективные свидетельства творческого процесса говорят о постоянном участии в нём восприятия возникающего произведения. Они говорят о значении для успеха процесса оценки, сделанного на всех этапах. Оценивается соответствие нового куска не только общему, как правило, вначале неясному замыслу и воспринимаемой жизни, но также другим частям произведения по его внутренней логике. Произведение напоминает развивающийся организм. В ответ на сделанное всё время поступает информация о сделанном, чтобы вызвать к жизни новые задачи» [6, с. 212].

Проверка.

Переходы от этапа к этапу в творческом процессе весьма условны. Но окончание третьего этапа узнать нетрудно – в написанном, нелегко давшемся труде поставлена последняя точка. Но третий этап, как было уже сказано не последний этап в творческом процессе, т.к. после того, как работа окончена, начинается этап проверки, оценки, критического осмысления сделанной работы.

Итак, из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Написание исследовательской работы, даже учебной, представляет собой творческий процесс.

2. Осуществление задуманного проекта требует соблюдения необходимых условий, определённого времени, воли и терпения.

3. Грамотный подход к организации работы является залогом успеха.

Требования к жанру научной работы

Наиболее распространено определение науки как сферы человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [4]. При этом рассматриваются различные формы отражения действительности в общественном сознании: отражение её в обыденном и в научном познании, а также в художественно-публицистических произведениях. Исследование характеризуется как особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Различают четыре признака принадлежности процесса и результатов деятельности к сфере науки, особенно важно дать себе в этом отчёт в творческих (например, педагогических или музыкально-исследовательских работах). Первый из них – характер целей, которые мы ставим [4, с. 51]. Цель может быть практической или познавательной. Второй признак – выделение специального объекта исследования. Объектом в нашем случае может быть музыкальная педагогика и исполнительство. (О предмете исследования речь пойдёт ниже).

Третий признак – применение специальных средств познания; например, применение следующих методов: экспериментирование, моделирование, создание гипотез, наблюдение, самонаблюдение, метод систематизации наблюдений, анкетирование, интервью, сравнительный и лонгитюдный методы и т.д.

Четвёртый признак – однозначность терминологии. Это непременное требование к научному познанию. Несмотря на то, что в течении времени содержание понятий непрерывно обогащается и меняется, в рамках одного научного труда автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться этих определений до конца. Без специальной оговорки он не имеет права употреблять термин в разных значениях [4, с. 52].

Весь материал научно-исследовательской работы излагается в стиле научной речи – в виде безличного монолога, выражение собственного мнения в чистом виде считается не соответствующим жанру научной работы. В связи с этим используются языковые конструкции, исключающие употребление лич­ных местоимений.

При оформлении научной работы обычно настоятельно рекомендуется перечисление элементов понятийного аппарата [1]. В описании всех последующих определений позволим себе опереться на тезисы, составленные по работе А. Ф. Ануфриева.

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования (к этому вопросу мы ещё вернёмся в последующих главах) – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Можно назвать два основных направления её характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике актуальности научного исследования [1, с. 15].

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. По мнению А. Ф. Ануфриева, проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое ещё не приняло развёрнутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения [1].

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существуют несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается [1, с. 20].

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

В исследовании следует различать методику, цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях.

Научная новизна. Целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Как уже отмечалось, в работе, выполненной в учебных целях, это требование не является категоричным. Для учебных научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.

Практическая значимость.

Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нём данными, второе  – с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов [1, с. 28].

В заключение ещё несколько правил. Научное исследование основывается на норме деятельности – научном методе, который обеспечивает возможность получения точно установленных фактов и закономерностей. Необходимым признаком научного исследования является возможность воспроизведения полученных в нем данных другими исследователями. Результаты научного исследования описываются с помощью формально-логических средств. Это создаёт основу для их понимания другими людьми и их трансляции [1, с. 48].

Выводы:

1. Жанр научного исследования предполагает выполнение определённых композиционных и содержательных требований, определяющих принадлежность данной работы и полученных в ней результатов к сфере науки.

2. Учебно-исследовательская работа должна включать основные элементы понятийного аппарата научного исследования, а именно: актуальность темы, цель и задачи, новизна, практическая значимость.


3. Рекомендации по выполнению письменной теоретической работы (реферата)

Данный раздел написан методом компиляции из нескольких источников [8; 18; 7]

Реферат и его структура

Реферат – (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа (или его части), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом или его частью, и определение целесообразности обращения к нему.

В учебном процессе реферат – это обзор литературы по исследуемой проблеме. Чаще всего реферат понимается как изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме. Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и других источников. Именно такого типа рефераты обычно задают студентам. Следовательно, главное, что должен показать студент, – это умение работать с литературой, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников. В отличие от курсовых и дипломных работ реферат пишется не только по специальным, но и по общим предметам. Обычно сдача рефератов является формой зачета. Однако некоторые пре­подаватели практикуют подготовку и чтение в группе сту­денческих рефератов и докладов в ходе учебного семест­ра.

Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над рефератом, будет только в том случае, когда в ее процессе студент воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволяет ему познать собственные психологические особенности – сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли; учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности. Тогда самостоятельная работа над учебным курсом и над самим собой образует прочное единство, и будет способствовать сознательному, творческому овладению наукой.

Итак, реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем или научным руководителем, но в выборе темы инициативу может проявить и студент.

В отличие от рефератов, выполняемых в ходе учебного процесса, реферат, написанный для сдачи государственного экзамена, проходящего в форме защиты теоретической работы, выполняет определённую квалификационную функцию, т.е. готовится с целью получения определённой квалификации, например, «преподаватель». Именно такая теоретическая работа позволяет продемонстрировать уровень профессиональной эрудиции студента, и прежде всего умение самостоятельно вести научно-методическую работу и решать конкретные профессиональные задачи.

Реферат не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальнос­тью студента, ибо в нём присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и увлечения, обусловлен­ные определёнными условиями его профессиональной деятельности. Своеобразие реферата проявляется также и в том, что в нём студент упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.

Структура реферата должна способствовать правильному раскрытию темы реферата, т.е. должна быть правильно выбрана последовательность изложения мате­риала.

Эффективность научной работы в наиболь­шей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям це­лостности, системности и связности, а также критерию соразмернос­ти его частей [18].

Критерий целостности требует неразрывного  единства целого и его частей. Критерий системности требует рассматривать элементы реферата как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает формальное объединение разнородных элементов.

Связность – критерий, обеспечивающий наличие в тексте определен­ной структуры. Связность обеспечивает взаимообусловлен­ность и соотнесенность различных фрагментов текста.

Приложения существенно рас­ширяют содержание работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, но они не являются обязательными для каждого реферата.

Напомним, что материал реферата излагается в стиле научной речи – в виде безличного монолога, выражение собственного мнения в чистом виде считается неуместным, не соответствующим жанру научной работы. В связи с этим используются языковые конструкции, исключающие употребление лич­ных местоимений.

Структура реферата состоит, и это общеизвестно, из трёх основных частей: вступление, основная часть и заключение. При этом основная часть может содержать такое количество глав, сколько предполагает наиболее стройное изложение темы. Как отмечает И. Н. Кузнецов, в любой творческой деятельности есть противоречие между структурой работы и её содержанием. Опытные авторы хорошо знают, что тема обладает свойством «вести» автора [19, с. 91]. Из этого следует, что каждая тема как бы подталкивает нас к определённой структуре основной части, что, в общем-то, даёт автору некоторое ощущение свободы.

Распространённая ошибка студентов состоит в убеждении, что главное – хорошо изложить содер­жание работы в основной части. Между тем с формальной точки зрения главными являются введение, в котором содержится общая характеристика работы, и заключение, где подводятся итоги исследования. Придерживаться подобной строгости в студенческих рефератах или нет – решает каждый преподаватель, задавший определённую работу, но студенты, чьё будущее может быть связано с наукой, должны знать, что в соот­ветствии с конвенциональными установлениями общая характе­ристика работы включает следующие обязательные пункты [29]:

- Актуальность темы.

- Разработанность проблемы.

- Цель и задачи исследования.

- Теоретические и методологические основы.

- Научная новизна исследования.

- Практическая значимость исследования.

- Апробация результатов исследования.

В первой части (введении) также могут содержаться дополнительные пункты, которые встречаются во многих работах: объект исследования (или границы исследования), основные гипотезы, структура работы.

При написании реферата, вы должны иметь в виду параметры, по которым будут оценивать вашу работу. Оценивая студенческий реферат, преподаватель обра­щает внимание на ваше умение работать с научной лите­ратурой, вычленять проблему из контекста, на навыки ло­гического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной пол­нотой использовать рекомендованную литературу, пра­вильно, без искажений смысла, понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в про­цессе написания рефератов приобретается уме­ние грамотно сослаться на используемые источники, пра­вильно процитировать авторский текст.

По некоторым требованиям реферату должна предшествовать аннотация. Это важно, если реферат будет рекомендован к публикации.

Аннотация – краткая характеристика документа (произведения печати), его части или группы документов (произведений печати) с точки зрения названия, содержания, формы и других особенностей. Обычно она пишется в 5–7 строк, реже – в боль­шем объеме.

Если говорить об аннотации к книге, то она раскрывает не только содержание, но и другие существенные стороны произ­ведения: его основную идею, время создания, читательское на­значение. В аннотации могут содержаться сведения об авторе. Но основное назначение аннотации – указать важнейшие внут­ренние признаки, отличающие данное произведение от других, аналогичных по теме или содержанию. Аннотация помещается на обратной стороне титульного листа. Вот пример аннотации:

Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя, – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2005.

Книга посвящена связи между творческим мышлением инструменталиста и его технической работой над произведением. Автор обращается к опыту многих выдающихся музыкантов, привлекая их наблюдения и высказывания для рассмотрения техники как инструмента мышления, противопоставляя такой подход рутинной практике обучения. Работа над музыкальным произведением предстает в единстве физических действий и эмоционально-интеллектуальных усилий исполнителя.

Данная работа предназначена для педагогов и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Объем реферата должен быть не менее 15 страниц компьютерного набора, шрифт 14, Times New Roman, интервал полуторный, поля слева широкие, для подшивки или переплёта.

Точ­ный объем реферата по гуманитарным дисциплинам зависит и от темы, и от количества про­работанных источников, и от задачи, которую ставят перед со­бой студент-автор и его руководитель. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. В рамках разумного объем, как нам представляется, должен быть не более 25-30 страниц (на стандартных листах формата А4).

Рассмотрим, из чего складывается этот объем и как оформляется каждая структурная единица реферата,

Композиция и её элементы

Композиция реферата – это последовательность расположе­ния основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта по выбору композиции работы. Каждый автор может избрать любой строй и порядок организации материалов, чтобы во внешнем их расположении просматривалась их внутренняя логическая связь, и расположить их в таком виде, какой он считает наиболее убедительным для раскрытия избранной темы. Однако для рефератов, выполненных в целях получения квалификации, лучше придерживаться рекомендованной, традиционно сложившейся оп­ределенной композиционной структуры, основными элементами которой в порядке их расположения яв­ляются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

Рассмотрим каждый из элементов композиции.

Титульный лист

Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные данные о работе и ее авторе. Титульный листявляется важной страницей теоретической работы и заполняется по строго определенным правилам.

Обычно на сайте учебного заведения размещается шаблон титульного листа, которому необходимо следовать. Можно запросить образец титульного листа на выпускающей кафедре.

В среднем поле титульного листа (заглавие) пишется название темы реферата, всегда прописными буквами, кото­рое приводится без слова «Тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ееосновному содержанию.

Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) претендуют на то, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой, поэтому в работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.

Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

Под заголовком (подзаголовочные данные) располагают сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т. п.  Вид работы (доклад, реферат, курсовая работа, дипломная работа) указывается ниже наименования темы строчными буквами.

После заглавия, ближе к правому краю титульного листа (сведения об ответственности) указываются фамилия (фамилии) лица (лиц), имеющих отношение к подготовке реферата, т. е. руководителя или руководителей (если их два-три). При этом указывают ученую степень, ученое звание руководи­теля (если они имеются).

В нижнем поле указываются место выполнения работы (название города) и год ее написания (выходные данные). При этом ни слово «год», ни даже буква «г» не пишутся.

Все данные титульного листа – это самые необходимые све­дения о работе и авторе, здесь нет ничего лишнего.

3.2.2. Содержание (план)

После титульного листа помещается оглавление, в котором при­водятся все заголовки написанной работы. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

В оглавление включаются абсолютно все заголовки, встречающиеся в тексте реферата. Фактически – это план реферата, но именовать его следует «Содержание». Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо распо­лагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени сме­щают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столб­це оглавления.

Разделы «Содержания» нумеруются арабскими цифрами; со­стоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой: раздел 3., подраздел 3.3. Если будут более дробные деления (пункты), они дописываются к подразделу справа и разделяются точкой: 3.3.4.

Итак, содержание – это и есть план реферата, в котором каж­дому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти.

Содержание – это не просто элемент структуры, позволяющий быстрее и подробнее ознакомиться с изложенным материалом, напомним, это ещё и план работы, который необходим в процессе написания реферата. Необходимость составления подробного плана является обязательным условием успешности написания любой научной ра­боты.

Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспек­тивно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить, закончив написание раздела. Лишь детально проработав план раздела, можно начинать пи­сать, следуя этому плану. При этом имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое следует выделить для изло­жения того или иного раздела или его отдельных частей. Конечно, в процессе дальнейшей работы план при­дется корректировать, но кое-какие ориентиры все же сохранятся и позволят работать дальше более осмысленно.

При оформлении реферата рабочий план превращается из подробного в оглавление, которое и представляется в окончательном варианте.

Введение

Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Во вступительной части реферата необходимо дать обоснование темы вашего реферата. Для этого нужно показать актуальность темы, т.е. соответствие задачам определённой науки на современном этапе ее развития,  сформулировать и кратко оха­рактеризовать основную проблему, степень её разработанности, цель и задачи своей работы, используемые источники.

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Объект – определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет – конкретный аспект проблемы, занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой работы или полностью с ней совпадает. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

Нужно подчеркнуть и новизну избранной темы реферата. В тех случаях, когда речь идет о повторном обращении к данной теме, то в качестве обоснования избранной темы приводятся соображения, касающиеся ранее проведенных исследований и их результатов с указанием преимуществ нового подхода, избранного вами.

Напомним, во введении даётся основная характеристика работы, о чём речь шла несколько выше.

Объем введения при объеме реферата 20 – 25 страниц – полторы-две страницы. Принято считать, что объем введения должен составлять при­мерно одну десятую часть общего объема работы.

Чтобы показать читателю реферата состояние разработаннос­ти выбранной темы, делается краткий обзор литературы, представ­ляющий собой анализ опубликованных работ по разрабатываемой проблеме.

В обзоре литературы автор стремится особо подчеркнуть те вопросы, которые остались неразрешенными, и таким образом определяет свое место в решении проблемы. В итоге обзор литературы должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нужда­ется в дальнейшей разработке. Если такой вывод не сделан, то разработка выбранной темы, собственно говоря, не имеет смысла.

В конце вводной части желательно описать структуру основной части, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обо­сновать последовательность их расположения.

Основная часть

Основная часть пред­ставляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цель­ным текстом [7]. В основной части последовательно, с соблю­дением логической преемственности между главами, рас­крывается поставленная во введении проблема, прослежи­ваются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывает­ся ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками.

При систематизации собранного материала в реферате лучше сочетать два принципа – хронологический и проблемный.

В процессе этого анализа должно быть уяснено, по каким этапам шло исследование, как, например, происходило освоение творческого наследия композитора или исполнителя, как менялись подходы к его творчеству, в чем причины того, что в более ранних исследованиях не были решены те или иные проблемы и т.д.

Все разделы основной части (параграфы) должны быть примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объе­му. Они должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

В конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего изложения.

В тексте глав основной части встречаются заго­ловки отдельных параграфов и подпараграфов. Заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов (т.е. слов, несущих основную смысловую нагрузку). Чаще всего такие слова отражают предмет, о котором идет речь, или дают общие харак­теристики этого предмета.

Любой заголовок должен быть точен. Он точен, когда адекватно соответствует содержанию помещенного под ним текста. Он не дол­жен сокращать или расширять объем смысловой информации, содер­жащейся в тексте, т.е. быть не шире и не уже последнего.

Заголовок должен быть краток, без лишних слов, не несущих конкретной смысловой информации. Однако чрезмерная краткость опасна. Особенно опасны однословные заголовки, ибо чем короче загол


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.