Организация творческого объединения обучающихся в детской художественной школе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация творческого объединения обучающихся в детской художественной школе

2020-05-07 486
Организация творческого объединения обучающихся в детской художественной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Выпускная квалификационная работа

 

Квалификационная работа                                 Исполнитель:

допущена к защите                                        Божко Наталья Александровна,

Зав. кафедрой                                                      обучающаяся по направлению

                                                                         подготовки 44.04.01

_______  ________________                           «Педагогическое образование»

дата        подпись                                       магистерская программа

                                                                         «Художественное образование»

                                                                         Руководитель:

                                                                         кандидат педагогических

                                                                         наук, доцент кафедры

                                                                         художественного образования

                                                                         Самакаева Марина Юрьевна

 

 

Екатеринбург 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………

1.1. Творческая деятельность обучающихся в образовательном процессе детской художественной школы………………………………………………

1.2. Специфика организации творческого объединения обучающихся в учреждениях дополнительного образования…………………

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………

2.1. Условия организации деятельности творческого объединения в

Североуральской художественной школе………………………………………..

2.2. Результаты опытной работы……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью государственной молодежной политики на современном этапе является стимулирование деятельности молодежных и детских общественных объединений, что нашло отражение в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [, с. 27]. Указанная задача перекликается с основными положениями «Концепции художественного образования РФ», опирающейся на государственный документ «Национальная доктрина образования в РФ», где говорится о необходимости и «реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды», по использованию различных подходов и методов для организации творческой деятельности детей в учреждениях общего и дополнительного образования [ ].

Организация творческих объединений на базах детских художественных школ может стать средством для реализации задач данных государственных программ, способствовать формированию коммуникабельной творческой личности, для защиты интересов молодых поколений, которые будут нести особую ответственность за сохранение и развитие национальных культурных богатств страны и наследия искусства в будущем. Но на практике мы видим недостаточное, а иногда и полное отсутствие подобных объединений в дополнительном образовании.

Творческие объединения в рамках учреждений дополнительного художественного образования представляют собой так называемые «союзы единомышленников по интересам», которые способствуют процессу социализации обучающихся, деятельность которых особенно эффективна при общности интересов и совместной деятельности детей и взрослых. Деятельность творческих объединений также может стать основанием для удовлетворения потребностей, интересов ребенка, формирования новых устремлений. Творческое объединение может выполнять и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права и достоинство, уникальность творчества ребенка. При этом за детьми должно оставаться право выбора деятельности объединения, где ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками, социальными ролями, приобретая опыт практической творческой деятельности, возможность создания реализации собственных программ, считает И.О.Ф (указать автора диссертации)    

Активная творческая позиция личности в коллективе в значительной степени определяется позицией преподавателя. Своеобразие опыта коллективной деятельности заключается в том, что обучающиеся и преподаватели представляют собой единое учебно-творческое объединение.

Разработкой научно-педагогических основ деятельности детских и молодежных самоуправляющихся объединений на разных этапах развития страны занимались известные отечественные педагоги: Ю.К. Бабанский,     В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Психолого-педагогические аспекты проблемы были охарактеризованы в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Лутошкина, Н.Д. Никандрова. Добавить имена. Однако в данных работах рассматривалась деятельность пионерских и комсомольских организаций, детских школьных трудовых объединений, а также временных объединений (спортивных, художественных, музыкальных, драматических) в условиях пионерских, а впоследствии детских оздоровительных, лагерей. Аналогичных исследований, рассматривающих организацию и деятельность творческих объединений в рамках учреждений дополнительного художественного образования фактически нет.

Практика показывает, что в настоящее время деятельность объединений по интересам не стала органичной частью творческой среды в образовательных учреждениях. Нормой для современных обучающихся в дополнительном образовании является ограничение выражения своего творческого потенциала в рамках учебной рабочей программы. Аналогичные явления можно наблюдать и в образовательном процессе детских художественных школ. Однако, практика показывает, что помимо исполнительского мастерства изобразительной грамоты будет целесообразно дать возможность каждому участнику образовательного процесса реализовывать свой творческий потенциал, продемонстрировать свою позицию в воплощении определенного художественного образа, наиболее интересного для юного художника. В таком случае будут созданы условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей каждого обучающегося, которые будут способствовать их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.

Все вышесказанное позволило выявить следующие противоречия:

– между политикой государства в области образования, направленного на развитие творческой личности в условиях общеобразовательного и дополнительного образования и недооценкой опыта работы детских творческих объединений в решении этой задачи;

– между разработанностью условий организации различных детских и молодежных объединений на базе общеобразовательных школ и других различных социальных учреждений и отсутствием аналогичных исследований по выявлению условий организации творческих объединений в рамках детских художественных школ;

– между обоснованной художниками, искусствоведами и деятелями культуры необходимостью введения различных творческих объединений обучающихся для стимуляции творческой деятельности личности и недостаточной разработанностью теоретического и методического обеспечения для их введения в практику детских художественных школ;

Проблема исследования заключается в выявлении возможностей творческих объединений на базе детской художественной школы в стимуляции и полноценном раскрытии творческого потенциала юных художников.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему магистерского диссертационного исследования: «Организация творческого объединения обучающихся в детской художественной школе».

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование условий организации творческого объединения обучающихся в детской художественной школе и апробация эффективности их деятельности на практике.

Объект исследования: деятельность творческого объединения обучающихся в детской художественной школе.

Предмет исследования: условия организации творческого объединения, обеспечивающие творческую активность обучающихся в детской художественной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что творческая активность учащихся в детской художественной школе может быть повышена, если

 – будут созданы творческие объединения, основанные на совместной деятельности обучающихся, педагогов и профессиональных художников;

– профессиональные художники станут культурными посредниками во взаимодействии юных художников с окружающим миром, что будет содействовать их саморазвитию и самоопределению.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по теме исследования с целью выявления наиболее оптимальных условий организации деятельности творческого объединения обучающихся.

2. Определить основные направления и формы деятельности творческого объединения, позволяющие стимулировать творческую активность обучающихся в детской художественной школе.

3. Выявить специфику взаимодействия обучающихся с педагогами и профессиональными художниками в рамках деятельности творческого объединения, предусматривающего реализацию различных творческих мероприятий (беседы, дискуссии, выставки, мастер-классы, выставки-концерты и др.).

4. В ходе опытной работы проверить результативность деятельности творческой объединения обучающихся на примере Североуральской детской художественной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– основные положения психологии о природе творческой деятельности личности (Л.С. Выготский, А.Я. Зись, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев,  З.Н. Новлянская, Е.М. Торшилова и др.);

– основные положения современных концепций художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.Н. Юсов);

– основные положения концепции личностно ориентированного образования (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский,            В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

– основные положения теории художественного образования о методах и средствах обучения (В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.);

– основные теоретические положения о специфике работы детских и подростковых общественных объединений и организаций (Р.А. Литвак, А.С. Макаренко, М.Р. Мирошникова, С.Л. Паладьев, М.Н. Рожков,        И.И. Фришман и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы:

– теоретические: анализ психолого-педагогической, специальной и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и структурирование изученного материала; анализ учебных планов и программ детских художественных школ искусств и детских школ искусств; обобщение опыта работы творческих объединений детских художественных школ;

– эмпирические: педагогическое наблюдение за творческой деятельностью учащихся детской художественной школы, опытная работа.   

Опытная работа проводилась в течение 2017 – 2018 г.г. на базе Североуральской детской художественной школы.

  Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступление с докладами где, написании статьи в сборнике научных трудов

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Творческая деятельность обучающихся в образовательном процессе детской художественной школы

 

В современных условиях многогранного развития системы современного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети данных учреждений  и спектра предоставляемых в них образовательных услуг; возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечение высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятия с детьми с целью их положительной социально-культурной адаптации в обществе, выявление и поддержки наиболее способных, творчески-одаренных детей.

В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» [ ]

 Существующие подходы, лежащие в основе образования XXI века, задают ориентиры для культурного обогащения общества гуманным, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию для сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и обучающихся.

Одной из ведущих задач модернизации современного образования в РФ является обеспечение условий для саморазвития личности оучающихся через включение в социальные, интеллектуальные, творческие практики, что возможно при условии осуществления свободного выбора видов деятельности, а значит, подразумевает вариативность образовательных предложений.  В сложившихся условиях именно вариативность, как ведущая тенденция российского образования выступает, как необходимое условие расширения возможностей саморазвития личности при решении жизненных задач.

В современной научно-педагогической литературе вариативность образования звучит как тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп детей и индивидуальным особенностям отдельных обучающихся, а также возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия  [...].

Вариативность полностью раскрывается в дополнительном образовании детей, предоставляющем возможность выбора направлений и видов деятельности, которые для конкретного обучающегося являются приоритетными и представляют собой «психологическую базу» саморазвития личности.  Еще Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет» [с. 45].

Дополнительное образование детей в настоящее время приобретает новый статус. Востребованность неформального образования как важнейшая составляющая образовательного пространства современного российского общества нашла свое отображение в основополагающих документах образовательной политики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [ ].

В соответствии с вышеперечисленными документами основной целью современного образования является подготовка многогранно развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию. Дополнительное образование – часть общего образования, позволяющего обучающимся приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.  По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, пространство дополнительного образования является благоприятным для саморазвития ребенка. Оно позволяет дает направление ребенку к саморазвитию в том виде деятельности, который соответствует направленности личности, интересам и потребностям, а также дает возможность быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности [ с. 47

Для дополнительного образования детей, отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, характерно отсутствие стандартизации и наличие вариативности, которая выражается:

 – в добровольном выборе направлений и видов деятельности, содержании образования, объема и темпа его освоения, педагога, а также формы освоения образовательной программы;

– отсутствии универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для естественного роста, культурного и личностного становления, творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели (по В. И. Слободчикову) [ с. 354–355];.

 Кроме того, указывает И.В. Иванова, дополнительное образование предусматривает:

 – учет индивидуальных потребностей ребенка и его семьи;

– реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ;

 – учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг [ с. 179–184].

В системе дополнительного образования детей (подростков) наблюдается та атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и обучающимися, которые способствуют гуманизации отношений. Такой процесс обучения предусматривает повышенное внимание к личности обучаемого, поиск таких форм и методов преподавания, при которых создаются комфортные условия для всестороннего, гармонического развития личности. Кроме того, такой тип образования представляет собой феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.

Вариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать направление, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет раскрыть его творческие способности.

 Согласно действующим ФГОС: «Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия общего и дополнительного образования: интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

– пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка» [с. 2].

Как показывает практика, система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: изобразительное искусство, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, техническое творчество (моделирование), туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность,  спорт, исследовательская работа и другие. То есть дополнительное образование знакомит обучающихся с творческой деятельностью и творчеством в целом.

Понятие «творчество» является предметом анализа многих наук: философии, психологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и др.

Согласно «Словарю» С.И. Ожегова, «творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Художественное творчество. Народное творчество...» [с. 819].  Тогда как «Советский энциклопедический словарь» дает более широкое определение творчества, «как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». «Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества" [ с.977]. Подтверждение второго толкования дают большинство учёных (В.И. Андреев,                     Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, К.Р. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.С. Шубинский и др.). В определениях понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных компонента: «деятельность» и создание «нечто нового» в результате этой деятельности. Общим во многих концепциях является факт оценки результата («продукта») деятельности по новизне и оригинальности, что долгое время интерпретировалось исследователями в качестве главного критерия творчества.

На основании анализа научной литературы мы можем сделать вывод, что творчество – это явление многомерное, его проявления очень многообразны и единственно правильное понимание творческой деятельности довольно сложно определить.  Д.Б. Богоявленская справедливо отмечает, что, «несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено» [ с.49].

Однако, кроме области научных исследований, слово «творчество» широко употребляется и применительно к повседневной деятельности людей. В исследованиях Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошиной,                    С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова, О.К. Тихомирова и др. выделяются определённые критерии, по которым можно различать творческую и нетворческую деятельность. Однако при всём многообразии подходов к рассмотрению проблемы творчества в трудах учёных до сих пор не определены единые критерии творческой деятельности. Например, позиция Я.А. Пономарева, говорит, что универсального критерия творчества не существует. По его мнению, должен быть разработан комплекс критериев, которые соответствовали бы разным сферам творческой деятельности [

Таким образом, если все исследователи говорят о «деятельностном» характер творчества, но в понятие «нового» в творчестве делит их мнения, и появляются два взгляда на эту проблему. С одной стороны, «высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества», с другой – творчество есть необходимое условие существования и даже в обыденной повседневной жизни человек, как указывает Л.С. Выготский, «воображает, комбинирует и создаёт нечто новое для себя, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»»

Таким образом, творчество включает в себя два этапа: результативный (творчество как результат) и процессуальный (творчество как процесс). И результат и процесс творчества должены отличаться новизной и оригинальностью.

 Для педагогической науки важным является определение, данное в «Новой иллюстрированной энциклопедии», демонстрирующее комплексное понимание творческой деятельности: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» [с. 30] Определяя творческую деятельность как процесс, для которого важным является преобладание ориентации на поиск новых форм, путей, средств ее организации, в результате которой возникает новый «продукт».

Таким образом, творческая деятельность это форма деятельности человека или коллектива, направленная создание качественно нового, никогда ранее несуществовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, использования нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, учитывая опыт решения данной проблемы.

 Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления или способность варьировать способы решения, критичность или способность отказаться от непродуктивных стратегий, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и другие. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, практически любому ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить, в чем в нашем случае задача педагога или художника-наставника. Сущность творческого процесса в проявления творческих способностей, результате творчества, масштаба достижений обучающимися, которые могут варьироваться от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие творческого потенциала ребенка зависит от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, типа мышления, темперамента, характер, особенностей эмоционально-волевой сферы. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом».  Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную творческую деятельность при творческих объединениях, например, в центре детского творчества, в детской художественной школе или детской школе искусств, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия.

 

1.2. Специфика организации творческого объединения обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Художественные творческий потенциал человека с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе отделяется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство выражает в себе все особенности творческого отношения человека к действительности.

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании" (17-18), является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве главной цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.  Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро,, предприимчивость, упорство в достижений цели, профессиональная компетентность, гражданская ответственность за то, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств является актуальной проблемой, особенно в школьные годы. Уровень сформированности творческой активности личности в современном обществе должен быть высок, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни. На выполнение этой задачи направлены усилия в деятельности педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания учебно-воспитательного процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и другие отмечали значимость единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей обучающегося; большое внимание ими уделялось индивидуальному подходу в работе с детьми, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и во время досуга детей. И в настоящее время, всесторонне рассматривая эти проблемы, одной из приоритетных задач педагогической науки является выстраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка и его творческой активности.

В системе дополнительного художественного образования заложен большой воспитательный потенциал, так как общение педагога- художника (музыканта, хореографа) с детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности.  

Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого действия, выражающийся в радостном предвкушении успеха. Занимаясь в школах дополнительного образования, ребенок должен ощущать радость творчества. Педагоги могут чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности  и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы (сопереживание (эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.). Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то рисунок, танец, песня или организация творческих конкурсов, выставок или культурно-просветительских мероприятий, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.

В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности, не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества, то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Обучающиеся, занимаясь в творческой деятельностью, приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества.

Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым.

В качестве примера развития творческой активности у обучающихся путем создания творческого объединения мы взяли Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Североуральскую детскую художественную школу».

Для осуществления творческой деятельности на базе детской художественной школы путем создания творческих объединений требуется активное участие обучающихся, педагогов и профессиональных художников из внешней профессиональной среды, что будет содействовать появлению нового коллектива в творческой среде.

Основными принципами взаимодействие педагогов-художников с обучающимися в рамках творческого объединения, с точки зрения               А.С. Макаренко, могут стать: 1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья; первое детство, количество любви и мера суровости; 16) детская радость, игра; 11) наказание и награда [с.321].

Понятие «творческое объединение» в «Советском Энциклопедическом словаре» описано как «творческие союзы в СССР, т.е. добровольные, общества, объединяющие лиц по творческим профессиям, например, Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз архитекторов» [с.977].

 Применительно к данному исследованию, творческое объединение – это содружество, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личностей в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности.

Творческое объединение предусматривает союз равноправных участников разновозрастного сообщества для развития и поддержки социальных инициатив юных художников в их творческой деятельности и пропаганде изобразительного искусства среди детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у обучающихся способностей к творческой деятельности необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению и применению художественных знаний, умений и навыков, стимулировали бы творческую активность в результате решения творческих задач.

Творческая деятельность обучающихся в детской художественной школе представлена работой в творческом объединении, являющихся одной из форм внеаудиторной деятельности обучающихся, проявляющих углубленный интерес к различным видам творческой деятельности. Работа их организована на добровольных началах. Руководят в творческим объединением преподаватели специальных предметов и профессиональные художники. Эффективность работы объединения во многом зависит от профессиональной и педагогической подготовленности его руководителя, и в первую очередь от его увлеченности, умения организовать подростков и поддержать их творческое общение. Руководителю объединения преподавателям и художникам-наставникам принадлежит важная роль в решении задач воспитания и содействие в практической подготовке обучающихся к выставочным, концертным, конкурсным и другим творческим мероприятиям, а также организация мастер-классов, являясь членом добровольного объединения учащихся, основанного на общности интересов, организует целеустремленную коллективную творческую деятельность обучающихся и несет полную ответственность за их действия.

Основной задачей творческих объединений является расширение и углубление специальных знаний и профессиональных умений обучающихся, развитие их творческого мышления и способностей, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей.

Занятия в творческом объединении проводятся в форме бесед, дискуссий, обсуждение докладов, подготовки и участия в конкурсах, выставках, концертах, мастер-классах, содействие в подготовке проектов по оформлению городских пространств. Содержанием работы творческого объединения будет создания условий для формирования и удовлетворения культурных запросов, духовных потребностей, стимулирования творческой активности его участников, также может стать направляющей ступенью в области профориентации. Обучающиеся детской художественной школы, входящие в состав творческого объединения, будут «примерять» на себя роли специалистов творческих профессий. Тем самым деятельность в объединении может стать системой мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии.

Эффективность работы творческого объединения, развитие творческого мышления обучающихся во многом зависит от организации их деятельности: обязательно включать всех членов объединения во все сферы его деятельности, отводя каждому участнику свою роль, позиция взрослых заключается в выполнении роли культурного посредника во взаимодействии подростка с изобразительным искусством, в передаче собственного опыта художественной деятельности, в обеспечении условий, в которых юный художник <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.