Научная новизна исследования: — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Научная новизна исследования:

2020-05-07 278
Научная новизна исследования: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Теоретически обоснована возможность организации творческого объединения обучающихся, педагогов и художников-профессионалов для стимуляции и развития творческого потенциала юных художников.

2. Определены и обоснованы условия организации творческого объединения в рамках детской художественной школы, предусматривающие взаимодействие и обмен опытом.

3. Доказана эффективность организации творческого объединения в рамках детской художественной школы для стимуляции творческого потенциала юных художников, расширения их художественного кругозора и совершенствования профессиональных художественных знаний, умений и навыков.

Теоретическая значимость исследования состоит

– в обобщении опыта и специфики деятельности детских и подростковых общественных объединений и организаций с позиции их применения в работе творческих объединений в детских художественных школах;

– в выявлении и обосновании условий организации творческих объединений в детских художественных школах: создание коллектива по творческим интересам; стимулирование творческой активности обучающихся; комфортные, художественно обогащенные условия образовательной среды, предполагающие сотворчество и ситуацию успеха в результате творческой деятельности участников объединения; предоставление учащимся возможности участия в культурно-просветительских мероприятиях города и области.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытной проверке условий организации творческих объединений в детских художественных школах; в обосновании основных направлений и видов деятельности объединений, способствующих стимуляции творческого потенциала юных художников, совершенствованию их профессиональных художественных знаний, умений и навыков.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Творческая деятельность обучающихся в образовательном процессе детской художественной школы

 

В современных условиях многогранного развития системы современного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети данных учреждений  и спектра предоставляемых в них образовательных услуг; возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечение высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятия с детьми с целью их положительной социально-культурной адаптации в обществе, выявление и поддержки наиболее способных, творчески-одаренных детей.

В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» [ ]

 Существующие подходы, лежащие в основе образования XXI века, задают ориентиры для культурного обогащения общества гуманным, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию для сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и обучающихся.

Одной из ведущих задач модернизации современного образования в РФ является обеспечение условий для саморазвития личности оучающихся через включение в социальные, интеллектуальные, творческие практики, что возможно при условии осуществления свободного выбора видов деятельности, а значит, подразумевает вариативность образовательных предложений.  В сложившихся условиях именно вариативность, как ведущая тенденция российского образования выступает, как необходимое условие расширения возможностей саморазвития личности при решении жизненных задач.

В современной научно-педагогической литературе вариативность образования звучит как тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп детей и индивидуальным особенностям отдельных обучающихся, а также возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия  [...].

Вариативность полностью раскрывается в дополнительном образовании детей, предоставляющем возможность выбора направлений и видов деятельности, которые для конкретного обучающегося являются приоритетными и представляют собой «психологическую базу» саморазвития личности.  Еще Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет» [с. 45].

Дополнительное образование детей в настоящее время приобретает новый статус. Востребованность неформального образования как важнейшая составляющая образовательного пространства современного российского общества нашла свое отображение в основополагающих документах образовательной политики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [ ].

В соответствии с вышеперечисленными документами основной целью современного образования является подготовка многогранно развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию. Дополнительное образование – часть общего образования, позволяющего обучающимся приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.  По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, пространство дополнительного образования является благоприятным для саморазвития ребенка. Оно позволяет дает направление ребенку к саморазвитию в том виде деятельности, который соответствует направленности личности, интересам и потребностям, а также дает возможность быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности [ с. 47

Для дополнительного образования детей, отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, характерно отсутствие стандартизации и наличие вариативности, которая выражается:

 – в добровольном выборе направлений и видов деятельности, содержании образования, объема и темпа его освоения, педагога, а также формы освоения образовательной программы;

– отсутствии универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для естественного роста, культурного и личностного становления, творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели (по В. И. Слободчикову) [ с. 354–355];.

 Кроме того, указывает И.В. Иванова, дополнительное образование предусматривает:

 – учет индивидуальных потребностей ребенка и его семьи;

– реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ;

 – учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг [ с. 179–184].

В системе дополнительного образования детей (подростков) наблюдается та атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и обучающимися, которые способствуют гуманизации отношений. Такой процесс обучения предусматривает повышенное внимание к личности обучаемого, поиск таких форм и методов преподавания, при которых создаются комфортные условия для всестороннего, гармонического развития личности. Кроме того, такой тип образования представляет собой феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.

Вариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать направление, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет раскрыть его творческие способности.

 Согласно действующим ФГОС: «Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия общего и дополнительного образования: интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

– пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка» [с. 2].

Как показывает практика, система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: изобразительное искусство, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, техническое творчество (моделирование), туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность,  спорт, исследовательская работа и другие. То есть дополнительное образование знакомит обучающихся с творческой деятельностью и творчеством в целом.

Понятие «творчество» является предметом анализа многих наук: философии, психологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и др.

Согласно «Словарю» С.И. Ожегова, «творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Художественное творчество. Народное творчество...» [с. 819].  Тогда как «Советский энциклопедический словарь» дает более широкое определение творчества, «как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». «Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества" [ с.977]. Подтверждение второго толкования дают большинство учёных (В.И. Андреев,                     Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, К.Р. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.С. Шубинский и др.). В определениях понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных компонента: «деятельность» и создание «нечто нового» в результате этой деятельности. Общим во многих концепциях является факт оценки результата («продукта») деятельности по новизне и оригинальности, что долгое время интерпретировалось исследователями в качестве главного критерия творчества.

На основании анализа научной литературы мы можем сделать вывод, что творчество – это явление многомерное, его проявления очень многообразны и единственно правильное понимание творческой деятельности довольно сложно определить.  Д.Б. Богоявленская справедливо отмечает, что, «несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено» [ с.49].

Однако, кроме области научных исследований, слово «творчество» широко употребляется и применительно к повседневной деятельности людей. В исследованиях Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошиной,                    С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова, О.К. Тихомирова и др. выделяются определённые критерии, по которым можно различать творческую и нетворческую деятельность. Однако при всём многообразии подходов к рассмотрению проблемы творчества в трудах учёных до сих пор не определены единые критерии творческой деятельности. Например, позиция Я.А. Пономарева, говорит, что универсального критерия творчества не существует. По его мнению, должен быть разработан комплекс критериев, которые соответствовали бы разным сферам творческой деятельности [

Таким образом, если все исследователи говорят о «деятельностном» характер творчества, но в понятие «нового» в творчестве делит их мнения, и появляются два взгляда на эту проблему. С одной стороны, «высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества», с другой – творчество есть необходимое условие существования и даже в обыденной повседневной жизни человек, как указывает Л.С. Выготский, «воображает, комбинирует и создаёт нечто новое для себя, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»»

Таким образом, творчество включает в себя два этапа: результативный (творчество как результат) и процессуальный (творчество как процесс). И результат и процесс творчества должены отличаться новизной и оригинальностью.

 Для педагогической науки важным является определение, данное в «Новой иллюстрированной энциклопедии», демонстрирующее комплексное понимание творческой деятельности: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» [с. 30] Определяя творческую деятельность как процесс, для которого важным является преобладание ориентации на поиск новых форм, путей, средств ее организации, в результате которой возникает новый «продукт».

Таким образом, творческая деятельность это форма деятельности человека или коллектива, направленная создание качественно нового, никогда ранее несуществовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, использования нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, учитывая опыт решения данной проблемы.

 Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления или способность варьировать способы решения, критичность или способность отказаться от непродуктивных стратегий, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и другие. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, практически любому ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить, в чем в нашем случае задача педагога или художника-наставника. Сущность творческого процесса в проявления творческих способностей, результате творчества, масштаба достижений обучающимися, которые могут варьироваться от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие творческого потенциала ребенка зависит от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, типа мышления, темперамента, характер, особенностей эмоционально-волевой сферы. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом».  Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную творческую деятельность при творческих объединениях, например, в центре детского творчества, в детской художественной школе или детской школе искусств, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия.

 

1.2. Специфика организации творческого объединения обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Художественные творческий потенциал человека с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе отделяется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство выражает в себе все особенности творческого отношения человека к действительности.

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании" (17-18), является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве главной цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.  Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро,, предприимчивость, упорство в достижений цели, профессиональная компетентность, гражданская ответственность за то, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств является актуальной проблемой, особенно в школьные годы. Уровень сформированности творческой активности личности в современном обществе должен быть высок, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни. На выполнение этой задачи направлены усилия в деятельности педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания учебно-воспитательного процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и другие отмечали значимость единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей обучающегося; большое внимание ими уделялось индивидуальному подходу в работе с детьми, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и во время досуга детей. И в настоящее время, всесторонне рассматривая эти проблемы, одной из приоритетных задач педагогической науки является выстраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка и его творческой активности.

В системе дополнительного художественного образования заложен большой воспитательный потенциал, так как общение педагога- художника (музыканта, хореографа) с детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности.  

Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого действия, выражающийся в радостном предвкушении успеха. Занимаясь в школах дополнительного образования, ребенок должен ощущать радость творчества. Педагоги могут чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности  и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы (сопереживание (эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.). Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то рисунок, танец, песня или организация творческих конкурсов, выставок или культурно-просветительских мероприятий, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.

В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности, не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества, то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Обучающиеся, занимаясь в творческой деятельностью, приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества.

Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым.

В качестве примера развития творческой активности у обучающихся путем создания творческого объединения мы взяли Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Североуральскую детскую художественную школу».

Для осуществления творческой деятельности на базе детской художественной школы путем создания творческих объединений требуется активное участие обучающихся, педагогов и профессиональных художников из внешней профессиональной среды, что будет содействовать появлению нового коллектива в творческой среде.

Основными принципами взаимодействие педагогов-художников с обучающимися в рамках творческого объединения, с точки зрения               А.С. Макаренко, могут стать: 1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья; первое детство, количество любви и мера суровости; 16) детская радость, игра; 11) наказание и награда [с.321].

Понятие «творческое объединение» в «Советском Энциклопедическом словаре» описано как «творческие союзы в СССР, т.е. добровольные, общества, объединяющие лиц по творческим профессиям, например, Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз архитекторов» [с.977].

 Применительно к данному исследованию, творческое объединение – это содружество, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личностей в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности.

Творческое объединение предусматривает союз равноправных участников разновозрастного сообщества для развития и поддержки социальных инициатив юных художников в их творческой деятельности и пропаганде изобразительного искусства среди детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у обучающихся способностей к творческой деятельности необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению и применению художественных знаний, умений и навыков, стимулировали бы творческую активность в результате решения творческих задач.

Творческая деятельность обучающихся в детской художественной школе представлена работой в творческом объединении, являющихся одной из форм внеаудиторной деятельности обучающихся, проявляющих углубленный интерес к различным видам творческой деятельности. Работа их организована на добровольных началах. Руководят в творческим объединением преподаватели специальных предметов и профессиональные художники. Эффективность работы объединения во многом зависит от профессиональной и педагогической подготовленности его руководителя, и в первую очередь от его увлеченности, умения организовать подростков и поддержать их творческое общение. Руководителю объединения преподавателям и художникам-наставникам принадлежит важная роль в решении задач воспитания и содействие в практической подготовке обучающихся к выставочным, концертным, конкурсным и другим творческим мероприятиям, а также организация мастер-классов, являясь членом добровольного объединения учащихся, основанного на общности интересов, организует целеустремленную коллективную творческую деятельность обучающихся и несет полную ответственность за их действия.

Основной задачей творческих объединений является расширение и углубление специальных знаний и профессиональных умений обучающихся, развитие их творческого мышления и способностей, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей.

Занятия в творческом объединении проводятся в форме бесед, дискуссий, обсуждение докладов, подготовки и участия в конкурсах, выставках, концертах, мастер-классах, содействие в подготовке проектов по оформлению городских пространств. Содержанием работы творческого объединения будет создания условий для формирования и удовлетворения культурных запросов, духовных потребностей, стимулирования творческой активности его участников, также может стать направляющей ступенью в области профориентации. Обучающиеся детской художественной школы, входящие в состав творческого объединения, будут «примерять» на себя роли специалистов творческих профессий. Тем самым деятельность в объединении может стать системой мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии.

Эффективность работы творческого объединения, развитие творческого мышления обучающихся во многом зависит от организации их деятельности: обязательно включать всех членов объединения во все сферы его деятельности, отводя каждому участнику свою роль, позиция взрослых заключается в выполнении роли культурного посредника во взаимодействии подростка с изобразительным искусством, в передаче собственного опыта художественной деятельности, в обеспечении условий, в которых юный художник в соответствии с новыми жизненными реалиями, духовными и художественными интересами развивает свои потенциальные возможности и сохраняет свою уникальность, а также стимулировании творческой активности детей.

Существует множество способов стимулирования деятельности школьников, наиболее предпочтительны методы стимулирования поведения и деятельности Ю.К. Бабанского. 

"Стимулировать — значит побуждать,  давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание.

Первым методом стимулирования поведения и деятельности является - соревнование, которое по мнению Ю. К. Бабанского рождено социалистическим способом производства и соответствующими ему общественными отношениями. Как метод воспитания соревнование базируется с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Второй метод - поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива..."

Третьим методом стимулирования поведения и деятельности по Ю. К. Бабанскому является метод наказания, который не применим ни в какой форме в стимулировании творческой деятельности обучающихся.

Творческая активность обучающихся в рамках объединения может развиваться путем взаимодействия с творчески активными преподавателями, как процесс творческого сотрудничества в достижении общей цели. Совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся достигает качественного нового уровня.

 Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса приводит к потребности в инициативных, творческих людях с нестандартным мышлением. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно развитие его должно быть постоянно и начинаться уже с раннего возраста ребенка.

В условиях дополнительного образования данная потребность может быть частично удовлетворена путем направленных на создание творческой атмосферы условий для активизации творческой деятельности.

Таким образом, характерной особенностью организации творческой деятельности в объединении на базе художественной школы является стремление обучающихся реализовать творческие способности в виде результата (концерта, мастер-класса, реализованного проекта и т.д.). Это стимулирует формирование потребности обучающихся в соревновании посредством художественного творчества и развивает у них интерес в овладении профессиональными умениями и навыками в области изобразительного искусства. Моментами поощрения детей выступают с успехом проведенные мероприятия, результаты творческой деятельности, награды за активное участие в творческой жизни художественной школы и города.

Приобщение детей к знаниям, опыту и ценностям, накопленным предшествующими поколениями, осуществляется на основе организаций основного и дополнительного образования. Современная школа как базовая составляющая отечественного образования направлена на реализацию основных учебных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Однако сегодня наблюдается актуальная потребность не только в специальных знаниях, но и в полноценном развитии личности, способной к саморазвитию, творческой деятельности, реализации активной жизненной позиции. Область образования и развития, выходящая за пределы общеобразовательного стандарта, находится в сфере деятельности организаций дополнительного образования, которая рассматривается как «важнейшая составляющая современного образовательного пространства».

Основу современного дополнительного образования составляет значительный образовательный блок, представленный рядом направлений разных областей культуры, науки и спорта. Каждое направление стремится восполнить недостающие знания, умения и потребности детей. При этом основным преимуществом дополнительного образования остается свобода в выборе образовательной деятельности, наличие оригинальных рабочих программ, разработанных, как правило, самими педагогами в соответствии с интересами и способностями детей. Особое место в процессе формирования целостной картины мира школьника занимают предметы художественного цикла. Искусство как наиважнейший аспект общего представления обучающегося о мире, его проблемах и взаимосвязях набирает многовековой опыт человечества, обладая большим познавательным потенциалом, способным проникнуть в сложные процессы духовной жизни человека.

С искусством также напрямую связано духовное воспитание, произведения которого являются носителем базовых отечественных духовных ценностей.

Современное художественное образование включает как общее, так и профессиональное образование. В школьной программе предметам художественного цикла отведена второстепенная роль, а количество учебных часов сведено до минимума. За данное время невозможно удовлетворить потребности детей в художественном развитии, дать необходимые знания, привить навыки практической художественно-творческой деятельности. Учреждения дополнительного художественного образования заполняют образовавшуюся нишу. Наше Творческое объединение дает возможность на добровольной основе стать частью художественной или культурно-просветительской деятельности. Система дополнительного художественного образования включает главным образом детские музыкальные школы (ДМШ), детские художественные школы (ДХШ), детские школы искусств (ДШИ). В формировании разносторонней личности неоценимое значение имеют ДХШ. Обучение изобразительному искусству дает импульс развитию познавательных и эстетических способностей школьника, формированию образного мышления, зрительного восприятия и памяти, художественного воображения, творческих способностей. Художественная деятельность в рамках детской художественной школы представлена как теоретическими, так и практическими дисциплинами. Более насыщенным по сравнению со школьными художественными программами является учебный план ДХШ, который включает такие предметы, как: рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, история искусств. Исходя из своеобразия учреждений дополнительного образования, ДХШ органически сочетает различные формы образовательной деятельности: традиционные практические и лекционные занятия, викторины, беседы, наблюдения с последующим их воплощением в живописной или графической форме, конкурсы, выставки.

В рабочие программы дополнительного предпрофессионального образования в детской художественной школе входят следующие содержания учебных предметов.

Теоретические и практические занятия по станковой композиции в детских художественных школах и школах искусств – средство общего эстетического воспитания обучающихся. Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эстетического воспитания. 

Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. 

Задачами программы являются развитие композиционного мышления, освоения определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят обучающимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.

Содержание учебного предмета «Станковая композиция» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись», «Рисунок», «Скульптура», «История искусств».

Программа рассчитана на пятигодичный курс обучения в детских художественных школах и школах искусств.

Концепция программы заключается в строгой последовательности изучения традиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения обучающимися новых принципов композиционного анализа, таких как введение в трех-плановое тональное пространство одного цвета, формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.

Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

В течение пяти лет обучения по данной программе обучающиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиц


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.