Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-05-07 | 319 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
· контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
· парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
· имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».
3) Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).
4) Анимизм — вера в существование души и духов.
Примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов. Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов.
5) Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.
Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.
|
Вывод: Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.
Билет 17. Хозяйство и общество эпохи позднего Палеолита
Эпоха позднего палеолита берет свое начало примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э.
Возникновение человека современного типа. Средний палеолит открывается событием исключительной важности для всей мировой истории -- на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens. Это произошло в Северной Африке или Передней Азии. Биологи, изучая гены живущих сейчас людей в разных регионах мира, относящихся к разным народам и даже расам, установили, что все люди ведут свое происхождение от одного общего корня -- первой на Земле пары людей современного типа, «Евы» и «Адама»
Кроманьонский человек
(так принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) существенно отличался от неандертальца. Средний рост мужчины-кроманьонца составлял 180 см, кости его были намного тоньше, чем у его предшественников, физически кроманьонц был слабее мощного и выносливого неандертальца. Зато усовершенствовалось строение черепа: увеличилась высота черепной коробки, выпрямилась лобная кость, появился подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца, как и современных людей, составлял около 1400 -- 1500 см3. В современной толпе кроманьонец ничем бы особенным не выделялся, и даже узоры папилярных линий у него на пальцах были такими же, как у нас. Мозговые извилины у первых разумных людей были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.
|
(опускаю факт существования Денисовцев, хоббитов)
Хозяйство среднего и верхнего палеолита
Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества.
Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанном в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Огонь добывался трением двух кусков древесины или высеканием искры из кремня. Овладение
огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни.
Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши (подправка рабочих краев или всей поверхности каменных орудий путем отделения мелких чешуек от поверхности камня с помощью нажатия или легких ударов по заготовке) орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.
Народонаселение позднего палеолита. 40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика. И хотя к этому времени человек заселил уже большую часть земной суши, вся численность населения мира вряд ли превышала 2 -- 4 млн. человек.
Рост народонаселения резко ограничивали полная опасностей жизнь и тяжелый повседневный труд. Длительные голодовки приводили к высокой смертности среди детей и стариков. Ранние "браки" становились частой причиной бесплодия, и обычным было безбрачие части молодых мужчин из-за многоженства стариков. Наконец, существовала практика сознательного ограничения рождаемости, когда интервал между рождениями составлял не менее трех лет. Если дети рождались чаще, их убивали. Нередко убивали также одного из близнецов.
Матриархат.
В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключалась не в том, что во главе рода стояли женщины, как еще недавно полагали ученые, а в том, что в условиях группового брака, характерного для этого периода, счет родства можно было вести только по женской линии. Таким образом, материнский род -- это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.
|
Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам -- мужчинам 40--50(сильно примерная цифра) лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве. Формально их власть, конечно, не опиралась на законы -- их еще просто не было, но фактически редко случалось, чтобы к советам вождей не прислушивались, а их приказы не выполнялись.
В период позднего палеолита уже существуют первые в истории человечества общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода -- экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом
между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестко.
Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. На стоянках во время кочевий мужчины и женщины располагались поодаль, и контакты между ними ограничивались. Переход из детской во взрослые группы не был простым и сопровождался специальными обрядами -- инициациями, как правило, мучительными и опасными, особенно для мальчиков.
Хозяйственная деятельность.
Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.
Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Так, на охоте стало применяться новое охотничье снаряжение -- копьеметалка. Это было первое в истории человечества механическое приспособление для метания камней и дротиков, намного увеличившее дальность и точность полета. Охотники все шире использовали ловчие ямы, сети, изгороди и механические западни. Рыболовство все чаще осуществлялось при помощи гарпунов, рыболовных крючков, сетей. Занимаясь собирательством, люди помогали себе специальными мотыжками, сделанными из дерева и камня.
|
Возросший уровень каменной техники позволил резко расширить ассортимент изготовляемых орудий; впервые появились кремневые орудия, края которых в принципе оформлены так же, как и у современных стальных резцов. Люди стали делать также и каменные зернотерки и песты для растирания орехов и кореньев.
Труд как простая кооперация. Труд в позднем палеолите был простой кооперацией т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались, разумеется, пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания. Однако постепенно возникло и усилилось разделение производственных функций. Так, при проведении загонной охоты выделяются организаторы, загонщики, те, кто разделывал добычу, переносил ее на место стоянки.
Сельбища и стойбища.
Люди позднего палеолита, как и их предшественники, вели кочевой образ жизни, мигрируя в поисках пищи по мере того, как они опустошали свою
охотничью территорию. Но некоторые племена, жившие в наиболее благоприятных условиях -- с быстрым естественным воспроизводством флоры и фауны в своей местности, -- начали переходить к частичной оседлости. Об этом свидетельствуют сельбища -- поселения, в которых люди жили десятки и даже сотни лет. Жилища представлены традиционными пещерами, пол которых нередко покрывался галькой для предохранения от сырости и устилался шкурами животных. Новыми видами жилищ были переносные шатры-чумы, а также большие (до 600 м2) общинные дома. Наряду с поселениями постоянными существовали и временные -- так называемые стойбища, в них люди оставались от одного дня до нескольких недель.
Виды собственности
Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в ее коллективном пользовании -- фактически, в коллективной собственности. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. Что касается орудий труда, бытовой утвари, украшений -- все это находилось в нестрогой личной собственности: хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой сородич мог взять чужую вещь и пользоваться ее без спроса. Пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов.
Обмен и дарообмен
В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение -- при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)
|
Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин -- соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины оставляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда приходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. Потом роли общин менялись. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами -- его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.
Образование рас
Поддержание добрососедских отношений было важной и непростой задачей: в этот период начался процесс формирования разных народов и рас.
Расы более или менее точно совпадали с границами материков. Так, европеоидная раса сформировалась в основном в Европе, монголоидная -- в Азии, негроиды населяли Африку и Австралию. Таким образом, в образовании рас главную роль, по-видимому, сыграли природные условия. Расовые признаки -- темная кожа и курчавые волосы у негров, эпикантус и подкожный жир на лице у монголоидов, большой нос у европейцев -- трактуются как результат длительной адаптации к окружающей среде
Билет 18. Хозяйство и общество мезолита
Мезолит – эпоха каменного века между палеолитом и неолитом. Другие названия: средний каменный век, голоценовый палеолит, эпипалеолит. Практически все исследователи соотносят мезолит с периодом от 10 до 6 тысячелетия до нашей эры.
Хозяйство и быт
Изменения природной среды привели к изменению образа жизни мезолитического населения. Образ жизни в мезолите становится всё более и более оседлым. Из-за появления резких природных различий между отдельными географическими районами в мезолите формируются специфические особенности освоения человеком того или иного региона. Так, в южной зоне — зоне лесостепей преобладает интенсивное собирательство. Передний Восток стал на долгое время регионом, откуда мигрировавшее население несло новые культурные традиции на соседние территории. Лесная же зона на очень долгое время остается традиционным миром охотников, рыболовов, собирателей.
Распространение лесных и степных видов животных, появление большого количества птицы, рыбы и моллюсков, широкое распространение е теплолюбивых видов растительности-все это предоставляло много новых пищевых ресурсов людям и соответственно требовало выработки новых форм хозяйства. Меняется традиционный способ охоты, на промысел выходят теперь небольшие группы охотников. В мезолите повсеместно распространяется действенное оружие-лук и стрелы. Оно позволяло охотиться как на крупных, так и более мелких одиночных животных и на птиц. Так как водных пространств в окружающей природе стало очень много, а стадных копытных животных значительно меньше, в мезолите резко возрастает роль рыболовства. Наиболее важным достижением в рыболовстве было применение сетей. Освоение водных пространств вызвало появление лодок. В зимнее время были нужны другие средства передвижения – сани, лыжи. Изготовление всех этих предметов требовало использования разнообразных орудий для деревообработки. Новые способы добычи необходимых для жизни ресурсов вызывали новый уклад жизни- появление небольших групп охотников и рыболовов, живших довольно подвижно.
Общество
Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные с нарушением общественных норм. Накапливаются новые знания об окружающем мире. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм,
полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей. В конце мезолита в пределах племя формируются элементы самоуправления: племенной совет, военные и общественные вожди, старейшины. Мезолитические общины преимущественно ориентировались на прибрежные ресурсы. Что касается домостроительства, то значительное потепление климата отразилось и в этой области человеческой деятельности. Обнаружены следы довольно больших и иногда углубленных построек из дерева или временных сооружений типа шалашей. В южных областях люди использовали пещеры, навесы, гроты, а также строили легкие наземные жилища. Жилища сооружали из стволов деревьев или ветвей, покрывая их зимой тюленьими шкурами, а летом – корой, листьями, водорослями. Пищу жарили и пекли, но уже умели подогревать воду, бросая в раковинные сосуды раскаленные камни – данный процесс - камневарение.
Билет 20.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.
Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. С его слов, эта революция «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации.
Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.
Изучение археологических материалов относительно быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. Например, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство. Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В. М. Бахтой:
-оседлость;
-создание и хранение запаса;
-интервал в последовательности работ;
-цикличность труда;
-расширение спектра деятельности.
Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех: 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. Поэтому советский историк В. А. Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта независимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.
Билет 21.
Возникновение Металлургии.(так как только про возникновение, то поэтому кратко и по делу)
Металлургия- (от греческого –добываю руду) это область науки, охватывающая процессы получения металлов из руд.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что различные народы добывали металл с давних пор, примерно с каменного века. Так, в 1950-1960 годах в Малой Азии следы выплавки меди датируются уже 7—6 тысячелетием до н. э.(так же на территории Балканского полуострова найден медный топор, относящийся к культуре Винча, датированный 5500 г. до н. э.) Разумеется, свои первые опыты в металлургии древний человек проводил с легкоплавкими металлами: серебром, оловом, а также железом метеоритного происхождения. Обработка металлов с более высокой температурой плавки была просто невозможной в те далекие времена. Так, в III тысячелетии до н.э. (=3 век до н.э) египтяне научились изготавливать довольно неплохое оружие из метеоритного железа, которое ценилось далеко за пределами Древнего Египта. Эти прочные клинки очень скоро нарекли «небесными кинжалами».
Около 5500 лет назад (4 век до нашей эры) человечество вступает в новую эпоху своего развития – Бронзовый век. Тут человек уже научился извлекать медь и олово из горных пород и также в это время человек открывает абсолютно новый сплав-бронзу. (Бронза - сплав меди, в основном с оловом)
Что касается получения железа из рудного тела, то оно датируется примерно 2ым веком до нашей эры также в Малой Азии. Именно с этой даты и начинается Железный век в развитии общества.
Билет 22.
Важнейшим фактором в прогрессе древних обществ был взаимный обмен материальными ценностями, степень развития которого во многом определяла и уровень, достигнутый человечеством. По существу, обмен и торговля во многом раскрывают механизм связей, влияний, контактов, как правило, обнаруживаемых в ходе конкретных археологических исследований. Необходимость обмена часто сама являлась причиной возникновения связей и контактов.
Понятие:
Первобытный обмен – это обмен товарами, который происходил в первобытном обществе, когда у пещерных людей зародились основы социума и первичных экономических отношений.
Зарождение и развитие первобытного обмена:
Зарождение первобытного обмена произошло тогда, когда в человеческом обществе начался процесс разделения труда. Например, одни люди занимались выделкой мехов, другие охотились, третьи собирали плоды и так далее. Для полноценной жизни необходимы были почти все изделия, которые производились людьми, но один человек не мог произвести все и сразу. Поэтому возникла необходимость обменных процессов: то, что делал один человек, менялось на созданное другим, в результате община первобытных людей успешно существовала и развивалась.
Вместе с тем этот первобытный обмен был не случайным или спорадическим явлением, а составной частью жизни древних обществ. Не изменяя натурального характера хозяйства, обмен приобретал огромное культурное значение, способствуя распространению технических усовершенствований, сближая племена, часто не находящиеся даже в родственных связях.
В процессе развития человеческого общества предлагаемых товаров становилось больше, да и качество работы различных мастеров стало сильно различаться. Это порождало конкуренцию на рынке предложения, "цены", следовательно, становились неодинаковыми. Возникла необходимость перехода к иным формам обмена, и люди создали первые деньги, которыми были шкурки животных, каменные пластинки или иные вещи, обладающие определенной стоимостью. Большинство ученых считает, что возникновение денежной единицы, пусть даже не такой, какая привычна для нас сегодня, стала завершающим этапом первобытного обмена.
Основная цель:
Основная цель первобытного обмена – получить что-то необходимое при наименьших потерях. Например, если человек умеет охотиться, то ему легче
добыть зверя на охоте и обменять его на другие необходимые вещи, чем делать их самостоятельно. Или если первобытный человек обладает навыками трудовой деятельности – зачем ему тратить время на охоту? Лучше он усовершенствует условия жизни общины, получив в обмен кров и пищу.
Значение для человеческого общества:
Значение первобытного обмена для человеческого общества просто огромно, потому что он стал основой всех экономических взаимодействий современности. Разделение труда и первобытный обмен – основы классового неравенства, которое достигло просто огромных размеров в феодальных обществах средних веков и капиталистических государствах нового времени.
Билет 24. Война в первобытном обществе
Ответ строится на трудах различных ученых и на примерах древних-первобытных племен.
1. Концепция ритуализированной агрессии Конрада Лоренца:
-Столкновения такого рода чрезвычайно редко связаны с реальным применением силы, люди из первобытных племён стремятся минимизировать собственные риски при столкновении, и прибегают к насилию тогда, когда имеют значительное преимущество над противником
-Насилие становится тем более привлекательным вариантом разрешения конфликта, чем ниже риски потерь или ранений для нападающей стороны
-Принимая грозный вид, каждая из сторон стремилась убедить другую отказаться от борьбы.
2. Ассиметричная война:
-Нападающие осуществляют активные действия, лишь имея многократный перевес сил над противником или используя фактор неожиданности. В противном случае обе стороны конфликта сохраняют пассивность.
-Преобладает демонстративная агрессия, сопровождаемая криками, грозными позами и мимикой. Участники часто могут обмениваться ударами дубинок или копий.
3. Аборигены в Австралии (Ллойд Уорнер):
-Конфликт между крупными группами или даже племенами принимал форму ритуального противостояния, место и время которого обычно согласовывались заранее.
-Обе стороны почти никогда не приближались друг к другу вплотную, но держались на расстоянии примерно 15 метров, при этом перебраниваясь, бросая копья или бумеранги.
- Наиболее многочисленные жертвы наблюдались при совершении внезапных набегов, когда противники стремились застать друг друга врасплох или нападали ночью. Это происходило, когда нападающие (как правило, небольшие группы) намеревались убить определённого человека или членов его семьи (большой набег мог быть также проведён группами, состоявшими из мужчин целых кланов или даже племён).
4. Яномамо в Амазонии (Наполеон Шаньон):
- Коллективные столкновения у яномамо были жёстко отрегулированы правилами, приняв форму, подобную турниру. Их участники должны были обмениваться ударами по очереди.
- При другом варианте поединка в ход шли деревянные жерди, которыми соперники били друг друга по головам. Такая форма поединка считалась более почётной.
- Яномамо устраивали непрерывные рейды и ответные набеги, преследовавшие лишь весьма ограниченные цели.
5. Папуасы Новой Гвинеи (Эдвард Вайда):
- Наступательным оружием у папуасов были простые луки, длинные копья и топоры с навершием из полированного камня. Средством защиты служили большие, в рост человека, деревянные щиты, поверхность которых ярко расписывалась. Из-за тяжести во время сражения щиты устанавливали на землю.
- Сражение обычно устраивалось по согласованию сторон и проводилось на специальной площадке, на границе племенной территории. Обе стороны, укрываясь за большими щитами, с некоторого расстояния метали друг в друга копья и стрелы.
- Наиболее распространённой формой ведения войны у папуасов являлись набеги, засады и нападения на деревни. Подобные предприятия могли осуществляться небольшими группами, улаживающими частные конфликты, или целыми племенными группами, стремящимися расширить принадлежавшую им территорию или завладеть принадлежавшими соседям полями.
6. Индейцы Северной Америки (Филипп Друкер, Джон Эверс):
- Главной формой войны у живших здесь тлинкитов были засады, рейды и набеги на вражеские деревни.
- Во время больших столкновений потери были значительно ниже, поскольку их участники без необходимости не подвергали свои жизни опасности и обычно избегали рукопашной схватки.
Билет 27
Второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности. Существенные изменения в технике, формах производства и образе жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Первым ремеслом стало гончарное производство. Были изобретены гончарные горны и гончарные круги. Далее развитие получило ткачество.
В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территориях Индии, Египта и Передней Азии зародилось металлургическое производство.
В III тысячелетии до н.э. началось изготовление бронзы.
Причины:
Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла)
Сущность:
Выделение ремесла из сельского хозяйства. (Гончарное дела, ткачество…)
Последствия:
1. индивидуализация труда
2. развитие частной собственности
РЕЗУЛЬТАТ:
Переход к производящему хозяйству
Многообразие продуктов, предназначенных для обмена
Развернутая система обмена
Необходимость ввода всеобщего эквивалента.
Второе общественное разделение труда
Так же к последствиям:
1.Индивидуализация труда
2.Развитие частной собственности
3.Переход к производящему хозяйству
4. Необходимость ввода всеобщего эквивалента (денег)
Билет 26.
В числе первых очагов земледельческой культуры были области Палестины, Египта, Иранского нагорья, а также предгорные районы Ирака и южной части Средней Азии.
Поначалу земледелие здесь было очень примитивным. В этих знойных и сухих местах оно было возможно только в предгорьях, где влажные ветры увеличивали количество осадков. Кроме того, в некоторых местах влагу давали тающие высокогорные снега. Первые земледельцы использовали здесь воду горных ручьев. Запруживая их, они таким образом орошали свои поля.
В V тысячелетии до н. э. земледельческие очаги получили широкое распространение в предгорных районах Западной Азии (культуры Телль-Халафа и Самарры).
Вскоре земледелие начало распространяться и в некоторых наиболее благоприятных для этого районах Индии и Китая.
Начало распространяться земледелие у неолитических племен Малой Азии, Балканского полуострова и других средиземноморских стран.
В период неолита, но несколько позже, чем на вышеназванных территориях, возникло земледелие в степной и лесостепной зонах Европы, а также у племен Кавказа.
К концу III тысячелетия земледелие уже получило широкое распространение во всех перечисленных районах.
Что касается других неолитических племен, то они в основном все еще продолжали жить охотой и рыболовством, отчасти и собирательством.
Вместе с земледелием все большую роль начинает играть разведение одомашненных животных. В этот период разведение скота нередко давало больший эффект, чем мотыжное земледелие и тем более охота. В местах, где для этого имелись благоприятные условия, скотоводство нередко становилось основным видом производства. Оно надежнее обеспечивало жизнь племени, чем охота. В некоторых случаях (особенно это касалось степных областей) племена даже оставляли земледелие и постепенно начали переходить исключительно к скотоводству.
Так, например, подобное произошло у некоторых племен, которые обитали в южнорусских степях в конце III и во II тысячелетии до н. э.
Так из общей массы первобытных племен постепенно начали выделяться скотоводческие пастушеские племена. Произошло первое великое общественное разделение труда.
Наиболее значимые изменения в IV–III тысячелетиях до н. э. произошли в жизни племен субтропических зон.
Дальше с другого сайта и сложными словами, так как это какая-то научная работа вроде я хз
Ф. Энгельс характеризует период варварства как «период введения скотоводства и земледелия, период усвоения методов повышения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности». В этот период человечество делает целый ряд очень важных шагов на пути прогресса. Они включают: введение гончарного искусства; приручение домашних животных, возделывание съедобных растений; употребление кирпича-сырца и камня для постройки домов, выплавку и обработку металла; изобретение буквенного письма и применение его для записывания словесного творчества. Археология позволяет установить как, когда и где были сделаны человечеством эти шаги на пути прогресса.
Ко времени Л. Г. Моргана наличие керамики было признаком «нижней стадии варварства». При раскопках за последнюю четверть века были обнаружены постоянные поселения с хорошо выраженными жилыми сооружениями, жители которых уже сделали важные шаги на пути производства пищи, но еще не знали керамики. С другой стороны, известны примеры собирателей пищи, использующих керамику. Нам кажется,что появление или отсутствие керамики не всегда может считаться определяющим признаком в установлении стадии развития. В связи с этим встает вопрос о том, что период варварства не всегда можно начинать с появления керамики, с введения гончарного искусства. В некоторых районах начало периода варварства характеризуется введением скотоводства и земледелия. Одновременно человек начинает строить дома из сырцового кирпича и камня. И лишь позже оседлое земледельческо-скотоводческое население, живущее в прочно построенных домах, начинает изготовлять керамику.
Итак, период варварства — это, прежде всего, период земледелия и скотоводства, что полностью соответствует цитированной выше характеристике, данной Энгельсом. Между периодами дикости и варварства — важное качественное изменение. Это качественное изменение и является первым крупным общественным разделением труда.
У нас нет сейчас данных, чтобы противопоставлять ход общественное развития в западном и восточном полушариях. Поэтому мы говорим, что первое общественное разделение труда, взятое во всемирно-историческом масштабе, было выделением земледельческо-скотоводческих племен.
Первое крупное общественное разделение труда — выделение земледельческо-скотоводческих племен — было переходом к новому периоду в истории человечества — к периоду варварства и имело огромное значение. Человечество смогло перейти от простого присвоения готовых продуктов природы к производству пищи. Отсюда — решающее значение этого события для дальнейшего развития общества.
Рассматривая археологические материалы, относящиеся к первому общественному разделению труда в древнейшем центре возникновения земледелия и скотоводства, мы убеждаемся, что они могут быть разделены на две стадии: стадию зарождающегося земледелия и одомашнивания животных и стадию первичных оседлых земледельческо-скотоводческих поселений.
К стадии зарождающегося земледелия и одомашнивания можно отнести те комплексы, которые включают предметы, косвенно указывающие на зарождающееся производство нищи, — и сделанные человеком, и естественные. К первым относятся серпы или лезвия серпов, зернотерки, песты, ручные мельницы, и пр., ко вторым — остатки злаков, кости, если они (по определению специалистов) могут принадлежать одомашненным животным.
К стадии первичных земледельческо-скотоводческих поселений относятся материалы, добытые из оснований теллей — жилых холмов. Естественно, когда археолог доходит до нижних горизонтов, раскоп его суживается до размеров колодца. Отсюда — известная ограниченность наших знаний этих памятников. Установление постоянных поселений и появление керамики — основные критерии начала данной стадии.
Первое общественное разделение труда, переход к земледелию и скотоводству, т. е. к производящей экономике, привели к невиданному до тех пор росту производительных сил и, как последствие этого, к значительному возрастанию населения.
Первое общественное разделение труда сделало возможным регулярный обмен. Во-первых, земледельческо-скотоводческие племена производили средства к жизни, качественно иные, чем племена собирателей, и, во- вторых, они могли производить этих средств больше, чем им было нужно для поддержания жизни. Этот излишек был еще мал, но уже его существование имело огромное значение.
Работа Энгельса показала, что первое общественное разделение труда создало условия, необходимые для второго крупного общественного разделения труда, для отделения ремесла от земледелия. Каждый член общества стал теперь производить продуктов больше, чем было необходимо для поддержания его существования. Этот излишек позволил выделиться специалистам, которые могли заниматься исключительно своим ремеслом и не участвовать в совместном добывании пищи остальными членами общества
Билет 28
Человек разумный- вид рода Люди
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!