Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества.

2020-05-07 154
Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процветающее, стабильное общество - это общество, вдох­новляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Оте­честву, стремлением дать каждому гражданину высокий мате­риальный достаток и т. д. Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Ав­торы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплина, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, ко­торое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружа­ют, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.

Изучение родословной имеет длинную историю. Башкиры с давних времен передавали из поколения в поколение родословную своей семьи -Шежэрэ.

В селах и деревнях Республики и Бурзянского района проводятся Праздники Шэжэрэ Байрам. Знакомство с истоками позволяет детям осоз­нать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:

1) Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.

2) Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.

3) Использовать невостребованные возможности семьи.

4) С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана-вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т. д.).

5) Расширять мотивацию изучения истории Отечества.

6) Освоить методику написания реферата по родословной.

7) Помогать старшеклассникам успешно осваивать большие объемы учебного материала.

8) Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке.

1-й этап. 5 класс. В 5 классе во вводном курсе истории мож­но рассмотреть такие темы:

1. «История моего имени» (экскурс в историю имени ребенка).

2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).
3. «История моих предков».

4.«История моей улицы, моего дома».

5.«История моих бабушек и дедушек».

6.«История моих родителей».

7.«Родословное древо».

Названия предложенных тем ориентировочные, так как дети сами могут додумывать их на уроке. К каждой теме составляет­ся вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размыш­ляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие - с помощью родных. Ис­пользуют разные методы и приемы: словесный, наглядный, ис­следовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной га­лерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.

Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10-11 лет. В этом возрасте на­ступает благоприятный момент для изучения истории семьи.

1. Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необыч­ность содержания урока, чувство долга и ответственность ре­бенка).

2. Сформированы способность к творчеству и исследова­тельской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассмат­ривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.

2-й этап. 8-11 классы. Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах. У учащихся появляет­ся желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, же­лание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завое­вать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.

Готовность к исследовательской деятельности; эвристиче­ское мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разум­ными учебными программами.

История семьи в старших классах изучается совместно с ис­торией Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анали­зируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы.

Возникающие проблемы решаются путем изучения материа­ла из учебника. История семьи проецируется на историю стра­ны. Информация учебника начинает звучать по-новому, стано­вится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. Темы ре­фератов:

• «Как встретили XX век мои предки».

• «Октябрьская революция в судьбах моих предков».

• «Колхозное строительство и моя семья».

• «Кем мы гордимся в нашей семье».

• «Семейные традиции».

Учителю, решившему включить родословие в курс отечест­венной истории, можно дать следующие методические советы:

1. Школьники должны быть максимально вовлечены в учеб­ный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.

2. Школьники должны использовать при изучении родосло­вия равные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, за­интересованных лиц, музейные и архивные материалы).

3. Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.

4. Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.

5. Работа над родословной должна быть доступной и инте­ресной.

6. В процесс работы должны быть вовлечены родители, с ко­торыми необходимо провести предварительную доверительную беседу.

Таким образом, в результате работы над родословной с це­лью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, ук­репляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою при­частность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сде­ланного в истории своей семьи открытия.

Патриотическое воспитание в процессе изучения исто­рии родного края.

Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огром­ной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у под­растающих поколений.

Страницы истории родного края, города, поселка дают не­мало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Ве­ликой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, сви­детелей исторических событий. Велико эмоциональное воздей­ствие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев собы­тий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются свя­зующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исто­рический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность обще­ния с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе та­ких встреч от этих поистине исторических личностей, им необ­ходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повто­рились больше те несчастья, то горе и та боль, которые при­шлось пережить народу нашей страны и нашего города-героя в те страшные годы. Им интересно узнавать, как изменился облик родно­го края в послевоенное время.

Дети принимают активное участие в подготовке и проведе­нии тематических классных часов, викторин, посвященных па­мятным датам в истории своего села, и внеклассных мероприятий, посвященных отдельным страницам героической истории род­ного края. Ведется поисковая работа по ОБД «Мемориал», учащиеся участвуют в Бессмертном полке, участвуют в акциях «Ветеран живет рядом», ведут исследовательскую работу.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.