Ступень педагогического общения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ступень педагогического общения

2020-05-07 246
Ступень педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы, разбираемые на занятии.

1. Сущность педагогического общения

2. Этапы профессионально-педагогического общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Модели поведения педагога в профессиональном общении.

5. Основные характеристики речи педагога.

6. Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста.

Самостоятельно выполните следующие задания:

Задание 1. Интервью (ответьте на следующие вопросы, запишите себя на диктофон, прослушайте запись и проанализируйте свое интервью)

1. Интересны ли вам дети?

2. Интересно ли вам с ними общаться?

3. Интересны ли вам проблемы, которые их волнуют?

4. Интересны ли вы детям?

5. Интересны ли вы в общении?

6. Способны ли вы оценить свой собственный кругозор?

7. Не кажетесь ли вы иногда самому себе «серым» человеком?

 

Задание 2.

В психологии выделяют шесть базовых эмоции: радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев.

Выполните в парах простое упражнение на развитие эмпатии: «партнер А», используя мимические средства, изображает одну из перечисленных эмоций; «партнер Б» должен определить, что за эмоция изображается. Если на первом этапе возникают затруднения, воспользуйтесь эталонами словесных описаний выражения различных эмоций

Эталоны словесных описаний выражения различных эмоций

Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.

Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены), брови подняты, на лбу горизонтальные складки, лицо застывшее.

Презрение: уголки рта опущены, губы плотно сжаты (кривая улыбка), глаза сужены (взгляд холодный), брови нахмурены, голова поднята вверх.

Страдание: губы опущены (рот в болезненной гримасе), на лбу морщины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные (малоподвижный взгляд) или прикрыты.

Страх: брови приподняты, лицо искажено, рот приоткрыт, глаза расширены (взгляд бегающий).

Гнев: губы и зубы плотно сжаты, ноздри вздрагивают, глаза превращены в щели, брови резко сведены, на переносице вертикальные складки, лицо искажено (на лице судороги).

Упражнения на развитие эмпатии и педагогического общения

Упражнение 1.

Вы ездите на работу, учебу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное по­ложение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.

Упражнение 2.

Зайдите во время родительского собрания в группу, где вы ни кого не знаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по журналу или в беседе с воспитателем).

Упражнение 3.

Посетите урок, где вы не преподаете (желательно в восьмом десятом классе) и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением?

Почему (личностные качества)?

То же — в наименьшей?

Почему?

Укажите самого большого «индивидуалиста» в классе.

Постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Что их может связывать?

Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.

Упражнение 4.

Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации более успешные коллеги. Анализируя их действия, используйте ваши знания о бессловесных и словесных действиях.

Упражнение 5.

Вы приходите в дом, где много незнакомых людей. Ваша задача:

-первые пять минут удерживать на себе внимание (не только за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагантных манер);

-если среди гостей есть признанный «любимец публики», постарайтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обеспечить свое лидерство;

-когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебивайте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (только имейте в виду, что этого не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).

Упражнение 6.

В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите вашего кол­легу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача — он не должен суметь это определить.)

Упражнение 7.

Попросите кого-либо из сокурсников про­анализировать ваше занятие с детьми  по следующей схеме.

 

Таблица 16 Схема анализа занятия для изучения педагогического общения

 

1. Сколько раз на занятии воспитатель хвалил или поощрял детей, группу или кого-либо одного?  
2. Сколько раз высказывал недовольство или порицание?  
3. Сколько раз повторял (точно или пере формулируя) высказывание ребенка?  
4. Сколько вопросов было задано группе или отдельным детям?  
5. Сколько было отдано приказов и прямых указаний? (Их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «Пойди...», «Сделай...»)  
6. Сколько вопросов (по существу занятия) было задано детям?  
7. Сколько раз дети отвечали по собственной инициативе, а не по требованию воспитателя?  

 

Упражнение 8.

Попросите воспитанников группы кратко (одним-двумя словами) обрисовать в устной форме способ по­ведения и общения в группе сотрудников ДОО, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характе­ристиками» (по одному на педагога с просьбой их перетасовать) под­писывать не следует, и вообще это задание для детей должно быть «проверкой наблюдательности и знания людей». Для них это будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых педагогов вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнения 7.

Устное описание, можно заменить рисунками детей, где педагогов можно сравнить с знакомыми детям животными.

Изучите следующие понятия:

БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешне­го облика человека, участвующего в общении.

ВЕС — индикатор эмоционального состояния и физического само­чувствия человека.

ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ физический и психологический промежуток между партнерами в общении, характеризующий степень их взаимной близости или отдаленности.

ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ — неосознаваемый психический процесс, направленный на поддержание у человека высоких представлений о себе, внутреннего психологического комфорта, устранение или сведе­ние до минимума ощущений страха, тревоги.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ — непосредственно или преднамеренно со­здаваемое учителем визуальное впечатление о своей личности.

КОНФЛИКТ (межличностный) противоречие, столкновение личностных смыслов во взаимоотношениях двух людей, возникающее в силу того, что оба желают реализовать в данный момент взаимоис­ключающие интересы.

КОНФЛИКТОГЕН — любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту

МИФ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ особого рода установка, имеющая в своей основе нереалистический подход к педагогической деятель­ности.

МОБИЛИЗАЦИЯ состояние психофизической готовности чело­века к предстоящим действиям.

ОБЩЕНИЕ взаимодействие субъектов (отдельных людей, групп, организаций), в котором происходит обмен рациональной информа­цией, эмоциями, деятельностью.

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, разви­тия, воспитания.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ гипертрофированное стремление к совер­шенству в собственной деятельности, сопровождающееся страхом сде­лать что-либо недостаточно хорошо.

ПРИСТРОЙКА — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестику­ляции, позах.

РЕАЛИЗМ — ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении деятельности.

РЕЛАКСАЦИЯ - состояние покоя, расслабление или резкое сни­жение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Иног­да термин «релаксация» используется для обозначения непродол­жительных, сознательно нацеленных на умственное, эмоциональное и телесное расслабление и отдых моментов педагогического взаимо­действия.

РИТУАЛ — стереотипный набор последовательных действий, извест­ных и понятных участникам и окружающим.

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - содержание речевого действия, а так­же формы, в которые облекается это содержание.

СТРАХ - эмоциональное состояние, отражающее защитную реак­цию человека при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия.

СУБКУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных и принятых в рамках некоторой реальной группы лю­дей (возрастной, национальной, профессиональной, территориальной, группы по интересам и др.).

ЭМПАТИЯ - способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека; проникновение-в чувствование, сопереживание ситуации.

 

Если Ваш коллега, отличающийся своей доступностью, веселостью, легкостью в общении, начал жаловаться вам на снижение дисциплины, уменьшение продуктивности занятия. Что вы могли бы ему посоветовать?

Почему большинству людей бывает очень трудно повысить эмоциональное состояние собеседника, находящегося «в миноре»? Почему педагог в своей повседневной работе чаще подавляет, чем вдохновляет детей?

Опишите свои ощущения от общения с человеком, в облике которого читаются разные варианты мобилизации и веса.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.