Тема занятия: Ступень педагогического общения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема занятия: Ступень педагогического общения

2020-05-07 206
Тема занятия: Ступень педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Дата: 19.03.20г.

По дисциплине:      Риторика в ДОУ

Тема занятия: Ступень педагогического общения

Цель занятия: Практически овладеть риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

 

Ступень педагогического общения

Вопросы, разбираемые на занятии.

1. Сущность педагогического общения

2. Этапы профессионально-педагогического общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Модели поведения педагога в профессиональном общении.

5. Основные характеристики речи педагога.

6. Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста.

Самостоятельно выполните следующие задания:

Задание 1. Интервью (ответьте на следующие вопросы, запишите себя на диктофон, прослушайте запись и проанализируйте свое интервью)

1. Интересны ли вам дети?

2. Интересно ли вам с ними общаться?

3. Интересны ли вам проблемы, которые их волнуют?

4. Интересны ли вы детям?

5. Интересны ли вы в общении?

6. Способны ли вы оценить свой собственный кругозор?

7. Не кажетесь ли вы иногда самому себе «серым» человеком?

 

Задание 2.

В психологии выделяют шесть базовых эмоции: радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев.

Выполните в парах простое упражнение на развитие эмпатии: «партнер А», используя мимические средства, изображает одну из перечисленных эмоций; «партнер Б» должен определить, что за эмоция изображается. Если на первом этапе возникают затруднения, воспользуйтесь эталонами словесных описаний выражения различных эмоций

Эталоны словесных описаний выражения различных эмоций

Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.

Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены), брови подняты, на лбу горизонтальные складки, лицо застывшее.

Презрение: уголки рта опущены, губы плотно сжаты (кривая улыбка), глаза сужены (взгляд холодный), брови нахмурены, голова поднята вверх.

Страдание: губы опущены (рот в болезненной гримасе), на лбу морщины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные (малоподвижный взгляд) или прикрыты.

Страх: брови приподняты, лицо искажено, рот приоткрыт, глаза расширены (взгляд бегающий).

Гнев: губы и зубы плотно сжаты, ноздри вздрагивают, глаза превращены в щели, брови резко сведены, на переносице вертикальные складки, лицо искажено (на лице судороги).

Упражнения на развитие эмпатии и педагогического общения

Упражнение 1.

Вы ездите на работу, учебу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное по­ложение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.

Упражнение 2.

Зайдите во время родительского собрания в группу, где вы ни кого не знаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по журналу или в беседе с воспитателем).

Упражнение 3.

Посетите урок, где вы не преподаете (желательно в восьмом десятом классе) и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением?

Почему (личностные качества)?

То же — в наименьшей?

Почему?

Укажите самого большого «индивидуалиста» в классе.

Постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Что их может связывать?

Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.

Упражнение 4.

Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации более успешные коллеги. Анализируя их действия, используйте ваши знания о бессловесных и словесных действиях.

Упражнение 5.

Вы приходите в дом, где много незнакомых людей. Ваша задача:

-первые пять минут удерживать на себе внимание (не только за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагантных манер);

-если среди гостей есть признанный «любимец публики», постарайтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обеспечить свое лидерство;

-когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебивайте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (только имейте в виду, что этого не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).

Упражнение 6.

В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите вашего кол­легу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача — он не должен суметь это определить.)

Упражнение 7.

Попросите кого-либо из сокурсников про­анализировать ваше занятие с детьми  по следующей схеме.

 

Таблица 16 Схема анализа занятия для изучения педагогического общения

 

1. Сколько раз на занятии воспитатель хвалил или поощрял детей, группу или кого-либо одного?  
2. Сколько раз высказывал недовольство или порицание?  
3. Сколько раз повторял (точно или пере формулируя) высказывание ребенка?  
4. Сколько вопросов было задано группе или отдельным детям?  
5. Сколько было отдано приказов и прямых указаний? (Их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «Пойди...», «Сделай...»)  
6. Сколько вопросов (по существу занятия) было задано детям?  
7. Сколько раз дети отвечали по собственной инициативе, а не по требованию воспитателя?  

 

Упражнение 8.

Попросите воспитанников группы кратко (одним-двумя словами) обрисовать в устной форме способ по­ведения и общения в группе сотрудников ДОО, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характе­ристиками» (по одному на педагога с просьбой их перетасовать) под­писывать не следует, и вообще это задание для детей должно быть «проверкой наблюдательности и знания людей». Для них это будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых педагогов вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнения 7.

Устное описание, можно заменить рисунками детей, где педагогов можно сравнить с знакомыми детям животными.

Изучите следующие понятия:

БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешне­го облика человека, участвующего в общении.

ВЕС — индикатор эмоционального состояния и физического само­чувствия человека.

ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ физический и психологический промежуток между партнерами в общении, характеризующий степень их взаимной близости или отдаленности.

ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ — неосознаваемый психический процесс, направленный на поддержание у человека высоких представлений о себе, внутреннего психологического комфорта, устранение или сведе­ние до минимума ощущений страха, тревоги.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ — непосредственно или преднамеренно со­здаваемое учителем визуальное впечатление о своей личности.

КОНФЛИКТ (межличностный) противоречие, столкновение личностных смыслов во взаимоотношениях двух людей, возникающее в силу того, что оба желают реализовать в данный момент взаимоис­ключающие интересы.

КОНФЛИКТОГЕН — любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту

МИФ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ особого рода установка, имеющая в своей основе нереалистический подход к педагогической деятель­ности.

МОБИЛИЗАЦИЯ состояние психофизической готовности чело­века к предстоящим действиям.

ОБЩЕНИЕ взаимодействие субъектов (отдельных людей, групп, организаций), в котором происходит обмен рациональной информа­цией, эмоциями, деятельностью.

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, разви­тия, воспитания.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ гипертрофированное стремление к совер­шенству в собственной деятельности, сопровождающееся страхом сде­лать что-либо недостаточно хорошо.

ПРИСТРОЙКА — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестику­ляции, позах.

РЕАЛИЗМ — ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении деятельности.

РЕЛАКСАЦИЯ - состояние покоя, расслабление или резкое сни­жение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Иног­да термин «релаксация» используется для обозначения непродол­жительных, сознательно нацеленных на умственное, эмоциональное и телесное расслабление и отдых моментов педагогического взаимо­действия.

РИТУАЛ — стереотипный набор последовательных действий, извест­ных и понятных участникам и окружающим.

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - содержание речевого действия, а так­же формы, в которые облекается это содержание.

СТРАХ - эмоциональное состояние, отражающее защитную реак­цию человека при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия.

СУБКУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных и принятых в рамках некоторой реальной группы лю­дей (возрастной, национальной, профессиональной, территориальной, группы по интересам и др.).

ЭМПАТИЯ - способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека; проникновение-в чувствование, сопереживание ситуации.

 

Если Ваш коллега, отличающийся своей доступностью, веселостью, легкостью в общении, начал жаловаться вам на снижение дисциплины, уменьшение продуктивности занятия. Что вы могли бы ему посоветовать?

Почему большинству людей бывает очень трудно повысить эмоциональное состояние собеседника, находящегося «в миноре»? Почему педагог в своей повседневной работе чаще подавляет, чем вдохновляет детей?

Опишите свои ощущения от общения с человеком, в облике которого читаются разные варианты мобилизации и веса.

 

Практическое занятие

Дата: 26.03.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Вопросы, разбираемые на занятии.

1. Какими бывают жанры выступлений?

2. Перечислите виды информационных выступлений.

3. Каковы правила подготовки информационного выступления.

4. Особенности протокольно-этического выступления.

5. Виды протокольно-этического выступления, основные требования к ним.

6. Перечислите виды споров.

7. Этапы подготовки дебатов.

Самостоятельно выполните следующие задания:

Задания 1.

   Какие утверждения правильные?

1.Объявление — это публичная информация о каком-либо событии, происшествии.

2.Объявление — это публичная информация о том, что про­изойдет или произошло.

3.Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма,

4.Лекция — это выступление специалиста по какой-либо теме.

5.Лекция — это развернутое выступление специалиста.

6.Доклады могут иметь любую продолжительность.

7.Доклады могут быть от 20 мин до 1 ч и более.

8.Автобиография — это письменный жанр.

9. В устном ответе не надо делать вывод.

10. В устном ответе надо делать вывод.

11.Информационное выступление должно обязательно содержать новую для слушателей информацию.

12.Информационное выступление надо постараться сделать для слушателей эмоциональным.

13.Информационное выступление не должно содержать несколько пунктов.

14.Информационное выступление должно дать исчерпывающую информацию по вопросу.

15.Информационное выступление не предполагает ответов на вопросы слушателей.

16.При информационном выступлении цифры и даты лучше записать на доске.

17.В информационном выступлении цифры и даты надо повторять.

18.Важнейшее требование к информационному выступлению — понятность содержания.

19.Темп речи в информационных выступлениях не должен быть высоким.9

20.В кратком информационном выступлении особенно важна мимика и жестикуляция оратора.

Правильные ответы: …….

Задание 2.

Представьте, что к вам приехал иностранец и просит объяснить ему, как играют в футбол: он видел игру, она ему нравится, но он не понимает правил игры. В его стране в футбол не играют.

Задание 3.

Объясните малышу, как надо играть в «классики».

Задание 4.

Объясните, что такое игра «Поле чудес» человеку, который ничего о ней не знает.

Задание 5.

Объясните сокурсникам кратко и понятно, как играют в прятки. Ваши товарищи будут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно: они сейчас малыши, сумейте им понятно объяснить.

Задание 6.

Сделайте устную аннотацию книги, которую вы только что прочитали.

Воспользуйтесь следующей моделью:

§ Книгу (название) написал писатель       

§ В книге рассказывается о событиях, которые происходят:…..(где, когда).

§ Главными героями книги являются…… 

§ С героями книги происходит много событий: они (перечисление наиболее интересных событий).

§ Читать эту книгу (очень интересно, увлекательно, приятно и т.д.).

Задание 7.

Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколесных велосипедов. 3. О том, что вы нашли чье-то собственное мнение на дороге. 4. О том, что вы покупаете использованные тюбики от зубной пасты (придумайте, зачем они вам нужны) и т.д.

Ваше мнение

Лекция, объяснение учителя на уроке — это жанры информацион­ные. Специалисты — преподаватели вузов, учителя — обычно хорошо владеют информацией, которую они сообщают. Почему же одних слу­шать легко, других — трудно, а третьих — вообще невозможно?

Задания 8.

Какие утверждения правильные?

1. Протокольно-этикетное выступление имеет целью соблюсти общественный ритуал.

2. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким.

3. Протокольно-этикетное выступление должно носить в своей основе эмоционально-развлекательный характер.

4. Протокольно-этикетное выступление должно содержать юмор.

5. Протокольно-этикетное выступление должно произноситься без конспекта.

6. Протокольно-этикетное выступление основывается на похвале.

7. Протокольно-этикетное выступление адресуется отдельному лицу.

8. Протокольно-этикетное выступление адресуется лицу или организации.

9. В протокольно-этикетном выступлении должны быть отмечены заслуги лица или организации.

10. Протокольно-этикетное выступление должно завершаться эмоциональным пожеланием.

Правильные ответы: …….

Задание 9. Вас пригласили первого сентября выступить перед первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

Задание 10. Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сумки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т.д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

Задание 11. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный институт и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об институте, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш институт отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть институт, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.

Задание 12. Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов будут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны произнести минутную приветственную речь перед открытием этого фестиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха.

Ваше мнение

Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неискренни. Почему, тем не менее, они очень распространены и во многих ситуациях необходимы?

Задание 13.

Какие утверждения правильны?

1. Дебаты – это форма полемики.

2. Дебаты помогли американцам сократить число курящих.

3. Дебаты помогли американцам решить расовые проблемы.

4. Дебаты помогли американцам решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и женщин.

5. Дебаты — это вид спора.

6. Русские люди часто прибегают к дебатам для решения сложных социальных проблем общества.

7. Соблюдение регламента при обсуждении вопросов не составляет труда для русского человека.

8. Дебаты развивают в обществе навыки публичного обсуждения важных проблем.

9. Дебаты должны проводиться в парламентах, а не на уровне рядовых граждан.

10. Дебаты — это вид публичного обсуждения проблемы.

11. Дебаты — это вид дискуссии.

12. Дебаты призваны решить проблему.

13. Дебаты призваны дать общественности материал для принятия решения.

14. Дебаты формируют гражданское сознание рядовых граждан.

15. Дебаты учат людей умению принимать во внимание другую точку зрения.

16. Дебаты противоречат принципу толерантности в отношениях людей.

17. Дебаты способствуют формированию толерантных установок в сознании людей.

18. Дебаты предполагают спор сторон.

19. Дебаты исключают прямой спор сторон.

20. Важность дебатов возрастает в эпоху демократизации общества.

Правильные ответы: …….

Задание 14. Подберите несколько аргументов к данным тезисам.

1. Курение вредит здоровью.

2. Школьная форма не нужна.

З. Вес должны заниматься спортом.

4.Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок.

5. Дети должны использовать опыт и знания родителей.

6. Хорошо учиться необходимо для будущего.

       

Задание 15. Закончите следующие фразы.

1. Я считаю, что зарядку делать необходимо, потому что, по первых,..., а во-вторых...

2. Я считаю, что зарядку делать бесполезно, потому что, во-первых,..., а во-вторых...

3. Я думаю, что я имею право приходить домой после И часов вечера, потому что, во-первых,..., а во-вторых...

4. Я думаю, что не стоит приходил, домой после 11 часов вечера, потому что, во-первых,..., а но вторых...

       

Задание 16. Прочитайте материалы для дебатов. Обсудите их и используйте эти материалы при подготовке дебатов.

Ваше мнение

Могут ли дебаты, если они получат распространение у нас в стране, помочь нашему обществу в решении социальных проблем?

Список литературы:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.

2. Евлашкина К.Е. Стили педагогического общения... Норильск, 2002.

3. Ильин Е. П. - Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.

5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение //Педагогика и психология. – 1979 - № 1.

6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 422с.

7. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005

8. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций НПО «МОДЕК». Воронеж, 2000.

 

Источники

http://festival.1september.ru/articles/516991/

http://bazareferat.ru/

http://webkonspect.com/?id=2419&labelid=24587&room=profile

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/27/konsultatsiya-dlya-pedagogovpsikhologicheskiy-nastroy-pered

http://xreferat.com/31/2165-9-russkiiy-yazyk-i-kul-tura-rechi.html

 

Практическое занятие

Дата: 26.03.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Задания 1.

Какие утверждения правильные?

1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

2.Культура речи человека символизирует его компетентность.

3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.

5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

6.Комплименты не имеют противопоказаний.

7.Лесть — это разновидность комплимента.

8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.

9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.

10.Повтор обращения только раздражает собеседника.

11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.

12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.

13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.

14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.

15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.

Правильные ответы: …….

 

Задание 2.

Прочитайте текст. Как готовит Остап Эллочку к просьбе? Перечислите все комплименты, какие Остап говорит в адрес Эллочки. Можно ли сказать, что Остапу за короткое время удалось расположить к себе совершенно незнакомую женщину? Благодаря чему? Какие правила речевого воздействия он использовал?

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кино открыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...>

Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

—    Прекрасный мех! — воскликнул он.

—    Шутите! — сказала Элл очка нежно. — Это мексиканский тушкан.

—    Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

—    Вы — парниша что надо, — заметила Эллочка после первых

минут знакомства.

—    Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

—    Хо-хо!

—    Но я к вам по одному деликатному делу.

—    Шутите!

—    Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

—    Хамите!

—    Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

-Жуть!

Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело — подумал он, — стулья расползаются, как тараканы».

—    Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

(И.Ильф, Е.Петров)

Задание 3. «Вежливый отказ».

Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.

Я не могу...

Нет...

Нег, не могу.

Никак не могу...

К сожалению, я не могу...

К несчастью, я не могу...

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае...

Я бы с удовольствием, но не могу...

Мне бы хотелось..., но не могу...

На это я пойти не могу.

Не просите, этого я сделать не могу...

Ни при каких обстоятельствах...

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом...

Нет, не получится...

Задание 4. Составьте диалоги «просьба—отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает.

Вот варианты возможных просьб. Придумайте дополнительные просьбы сами.

Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий — неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т.д.).

Прорепетируйте отказ с использованием самых вежливых формул с такой интонацией, с какой вы бы отказали другу, которого не хотите обидеть.

Дополните свой отказ мотивировкой отказа (например, у меня сейчас совсем нет времени, я готовлюсь к экзамену; у меня нет этой книги, я ее сам брал в библиотеке и т.д.)

Задание 5. Прочитайте тексты.

I. АНТОН И ПРЯНИК

За обеденным столом Антон и бабушка. Антон задумчиво грызет пряник.

Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу...

Антон (вяло). Не хочу апельсин.

Бабушка (убежденно). Антон, апельсины надо есть! В них витамин «цэ»..

Антон (убежденно). Не хочу витамин «цэ».

Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно.

Антон (проникновенно). А я не хочу полезно.

Бабушка (категорически). Надо слушаться!

Антон (с печальной усмешкой). А я не буду.

Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство). Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!

Антон (примирительно). А ну тебя.

(По В.Леви)

Перечислите использованные правила и приемы речевого воздействия.

Каков результат речевого воздействия бабушки на внука?

Какие слова мог не понять Антон? Почему?

Какой фактор речевого воздействия полностью игнорировала бабушка?

II. КАК АПЕЛЬСИН ПЕРЕХИТРИЛ ПРЯНИКА

Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однажды Апельсин (достает апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в Рот. — Эй, Пряник, — закричал Апельсин. — Постой, куда же ты? Погоди, минуточку! Давай поговорим.

Антон-Пряник. Давай.

Бабушка-Апельсин. Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не поступают.

Антон-Пряник. Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже.

Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый!

Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал...

Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку слизал. Понял?

Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди?

Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит, теперь очередь моя.

Как вы считаете, этот диалог эффективнее предыдущего? Обоснуйте свое мнение.

Какой самый важный фактор речевого воздействия в данном случае учтен бабушкой?

Задание 1.

Задание 2. Прочитайте текст.

Чем был разочарован Кунин во время богослужения? Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника? В каких еще случаях от них следует отказаться? Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?

—    Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота.

Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто. Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений.

(А. П. Чехов)

Задание 3. Прочитайте текст.

 Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый из жестов?

Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.

Задание 4. Выразите невербальными средствами следующие значения (ваши товарищи должны объяснить словами значение показанного жеста).

Предоставьте мне слово, я хочу сказать; подвезите меня; молчите; позвони мне; напиши мне; тише; не торопись, не спеши; давай это мне, сюда; заканчивай, закругляйся; пойдем пешком; очень прошу; сдаюсь; подумай; деньги нужны; проходите; болтун; чуть-чуть, немного; ненормальный; сыт по горло; тюрьма; мне надо спать; начальство там наверху; он похудел; он растолстел; он силач; (его надо) держать в руках; надо (дайте) поесть; который час; спички есть? привет! до свидания! холодно; клянусь; отлично; вот он!

Задание 5.

Ответьте невербально на фразы собеседника: Я очень хорошо к вам отношусь, Я вас понимаю.

Взглядом, мимикой лица, жестом передайте следующие стремления и состояния: скромность, кротость, удивление, стремление уйти от разговора, наивность, недоверие, возмущение, гнев, благодарность, восхищение, дружеское расположение, подозрительность.

Задание 6.

Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о...; опущенный подбородок говорит о том, что...; руки в боки говорят о...; скрещенные на груди руки говорят о том, что...; прикрывание рта ладонью говорит о том, что...; отведение взгляда в сторону говорит о том, что...; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что...; постукивание пальцами по столу говорит о том, что...; поднятый вверх подбородок говорит о том, что...; протянутые вперед руки говорят о том, что...; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что...

 

 

Список литературы:

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. М.: Наука, 2012. 188 с.

Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. 328 с

Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. 308 с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 390 с.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам. M.: ЭКСМО-Пресс, 2013. 101 с.

Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. 352 с.

Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014. 548 с.

Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63757. — Загл. С экрана.

 

 

Практическое занятие

Дата: 19.03.20г.

По дисциплине:      Риторика в ДОУ

Тема занятия: Ступень педагогического общения

Цель занятия: Практически овладеть риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.