Литературные принципы Горация в «Послании к Пизонам» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Литературные принципы Горация в «Послании к Пизонам»

2020-05-07 1194
Литературные принципы Горация в «Послании к Пизонам» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Послание к Пизонам» («Искусство поэзии») излагает мысли Горация о поэзии, хотя не имеет претензии быть ученым трактатом о ней; эта маленькая поэма написана без строгой системы; Гораций передает в ней сыновьям Луция Пизона те свои мысли о поэзии, который, по его мнению, заслуживают внимания этих молодых людей, занимавшихся поэзией. В особенности он останавливается на драме, которая находилась тогда в упадке, но говорит и о других видах поэзии, не стесняя себя определенным порядком обзора их. Гораций написал «Послание к Пизонам» с целью обратить внимание своих молодых друзей на те трудности, какие должны преодолевать начинающие поэты; он, очевидно, хочет предостеречь их от модной слабости знатных римлян писать стихи без призвания к поэзии. В этой поэме Горация нет ни особенной учености, ни оригинальности мыслей, но здравый смысл и тонкий вкус придают ей большое достоинство. Гораций излагает свои взгляды на поэтическое творчество, дает советы поэтам, полемизирует с защитниками неправильных, с его точки зрения, теорий. Гораций насыщает «Послание к Пизонам» собственными мыслями и наблюдениями. Он предстает перед нами в послании как теоретик римского классицизма, требующий от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей. «Послание к Пизонам» имеет форму непринужденной беседы, где поэт, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь к читателям с практическими советами, приводит примеры и пересыпает свою речь шутками и остротами. Поэт, по мнению Горация, должен быть мыслителем и глубоко образованным человеком. Гораций выступает в «Послании к Пизонам» противником архаистов, требующих слепой приверженности старине; не согласен он и с теми, кто видит в поэзии лишь развлечение. Гораций подчеркивает и необходимость эмоционального элемента, который мог бы увлечь читателя.

Послания

Послания принято сравнивать с сатирами, потому что тематически они тоже затрагивают разные вопросы современной жизни. Гораций их не считал поэтическими, настаивая на том, что это не литературные сочинения, а частные письма. Главное значение отводится объемному посланию Пизонам, в котором Гораций, обращаясь к своим собеседникам, дает им рекомендации, прежде всего в драматургии. Гораций говорит об избранности поэта, о том, что поэт оказывается посредником между богами и людьми. Именно это требует от него особой ответственности.

Общий принцип – это принцип соответствия формы и содержания, которая определяется здравым смыслом.

 Римляне любили рациональную завершенную форму, Гораций ее и защищает. Требуется вдохновение, еще больше

требуется действие ума. Пропорция делает поэзию и прекрасной и полезной, потому что она учит гармонии.

Говоря о характерах, он советует учиться у жизни, наблюдать за жизнью, только тогда образ будет полноценным.

 Гораций мыслит как реалист. Конечно, важное внимание он уделяет языку. Язык становится инструментом и предметом творчества.

 Требования изящества и законченности приводили к совершенству формы. Из его наследия осталось большое количество афоризмов, мини-произведений. Грацианская латынь стала основой для преподавания языка в более поздние эпохи.

В преподавании латыни это было важно, потому что античное искусство сохранилось в период средневековья, когда все христианское казалось недостойно сохранения, кроме языка. Вместе с языком сохранилась и латинская поэзия, которая потом стала основой для литературного возражения.

 

Римская поэзия. Гораций.

Большую известность Горацию принесли его оды (кармина). Оды также связаны с греческими авторами, с Анакреоном, Пиндаром, Сафо и Алкеем. Его заслугой было то, что он познакомил римлян с греческой лирикой.

 Оды тоже обращены к Миценату. Тематика од может воспригиматься как философская, он размышляет о смысле жизни, о любви, о поэтической славе, он изображает сельскую идиллию и т.д.

Особое место среди од занимает цикл “Римские оды”, в которых он призывает вернуться к прежним, простым и искренним нравам, которые современный Рим забывает. Кроме того, римские оды были ценны тем, что в них последовательно изображается эллинизация. Среди од Горация особое значение для русской поэзии получили его стихотворения “Лебедь”, которую переводит Державин, и ода “Памятник”. В оде “Лебедь” он вступает в литературную полемику с метаморфозами. Овидия, изображает посмертие души как превращение в лебедя. Душа поэта, превратившись в лебедя, обретает бессмертие и славу.

 

В “Памятнике” Гораций видит свое бессмертие в том, что он служил Риму. И память о нем останется до тех пор, пока будет существовать вечный город. Сама по себе идея подражания имела развитие в том смысле, что главным памятником является его творчество. Во вторых, в вечности остается не вся поэзия, а только та, которая служила обществу.

 

В оде к Августу Гораций создает образцы для последующих хвалебных од.

 Она построена в системе гипербол. Прославляя Августа, он благодарит его за процветание, за мир, за то, что люди в правление Августа живут счастливо, именно поэтому он заслуживает всеобщей любви. Само имя – Август, передает идею изобилия.

 

К одам примыкает знаменитый “Юбилейный гимн”, написанный в 17Г. До н.э. Согласно пророчествам Август отмечал юбилей, который проходил раз в 110 лет. Августу понравились оды, прославляющие его, и он заказал этот гимн. Сам по себе гимн был посвящен Аполону, Диане и другим божествам, которым приносились жертвенные дары, сопровождавшиеся пирами.Гимн был исполнен детским хором, который состоял из 27 мальчиков и 27 девочек. Юбилейный гимн создает идеалическую картину процветания Рима, которому покровительствуют боги, условием этого процветания было правление императора. Ритмика гимна передавала четкую интонацию и 4-я строчка в строфе была намного короче, чем 3 предыдущие, врспринималась как восклицание, припев. Аполон у римлян воспринимаося и как бог солнца и бог искусства, поэтому Август ассоциировался с Аполоном. Символом великолепия, единства людей и богов был знаменитый храм – Пантеон, в куполе которого было отверстие. В это отверстие светило солнце.

 

 

Еврипид

 

Содержание:

Трагедия «Ипполит».

«Ипполит» - 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Эта мстительность, приписываемая Афродите – один из обычных у Еврипида выпадов против традиционных богов. Покровительствующая Ипполиту богиня Артемида появляется в конце трагедии, чтобы открыть Тесею истину и утешить Ипполита перед смертию. Оказывается, она не могла своевременно прийти на помощь своему почитателю, так как меж богов обычай – наперекор друг другу не идти. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Ипполит понимает, что Киприда взяла не одну, а три жертвы: он, отец и Федра. Он жалеет отца, говорит, что и его судьба достойна плача. Тесей желает заменить сына, называет свой грех затмением, ужасным даром богов. Отец обнимает сына. Сын снимает груз с отца, просит прощения у отца, Тесей говорит, что сын его одолеет смерть, прощается с ним, Киприда оставила на душе его клеймо страдания. Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Картина любовных мучений Федры нарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую она тщетно пытается побороть: чтобы спасти свою честь, она готова пожертвовать жизнью. Отказ возмущенного Ипполита заставляет Федру осуществить план самоубийства, но теперь уже с целью сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной клеветы на пасынка.

Уже Федра оказывалась бессильной жертвой страсти, с которой она не в состоянии была совладать. В позднейшем творчестве Эврипида еще более выдвигается момент зависимости человека от беспорядочно действующих сил как внутри, так и вне его, от внезапных порывов, от переломов судьбы, от игры случая.

«Алкеста»

Это трагедия со счастливым концом о борьба Геракла со Смертью. Смерь греки себе представляли как демона, уносящего душу умирающего к Аиду. Однажды Геракл сошелся с ней в схватке и голыми руками вырвал у неё душу, которая уже направлялась в преисподнюю. Душа эта была молодой царицы Алкестиды, жены царя Адмета.

А начало всей этой истории положила сора между отцом и сыном, Аполлоном и Зевсом. Отец наказывает сына и отправляет его служить пастухом у царя Адмета. Царь попался Аполлону на диво добрым и рассудительным, и пастух отплатил взаимностью, договорившись с Мойрами, богинями судьбы, что б каждый мог отдать свою жизнь за жизнь царя Адмета. Когда пришло время умирать, за царя свою жизнь первой отдала жена Алкестида. Смерь пришла за душой царицы, и Алкестида пошла переодеваться в смертный наряд, что б еще успеть со всеми проститься.

Царицу выносят со дворца, следом идет Адмет с детьми. В предсмертной просьбе Алкестида просит мужа не обзаводиться новой женой, что б она не была плохой мачехой их детям. Просит, что б он был защитником для их сына и нашел достойного мужа дочери. Слова царицы были все тише и тише, пока она не умерла.

Геракл, идущий на север, был неподалеку владений старого друга царя Адмета, и решил зайти на ночлег. Он встречает поникшего царя, который его гостеприимно принял, а сам удалился. На последнее слово усопшей царице пришел пожилой отец Адмета, но от сына он услышал не благодарность, а лишь упреки. Прокляв друг друга, они разошлись в разные стороны.

В неведенье горя, Геракл пирует в замке, а рабы, прислуживающие ему, не могу разорваться: им грустно за смерть царицы, но в тоже время они должны улыбаться гостю. Узнавши от раба все подробности, Геракл собирается сразиться со Смертью, дабы вернуть жену другу. Вернулся Геракл во дворец, а с ним попутчица неизвестная. Зашел он в покои к царю, застав того в печали и тоске. Рассказал Геракл другу о своем поединке на кулаках, и что в равной схватке одержал победу, а заодно и приз – женщину. Вздернул накидку Геракл, а незнакомкой то Алкестида оказалась. Возрадовался царь Адмет, не знал как благодарить друга за подарок бесценный. А попросил его Геракл всего лишь, что б царь то был добр и праведен к родным и народу своему, и ушел.

 

«Медея»

Греческий герой Ясон приплывает в Колхиду, чтобы добыть Золотое Руно. Однако добыть его не так-то просто. Ему на помощь приходит дочь царя Медея, которая знает колдовство. С ее помощью Ясон получает Руно и отплывает, забрав с собой Медею. Чтобы задержать преследователей, девушка убивает брата и раскидывает куски его тела по берегу.

Возвратившись на родину Ясона, Медея уговаривает дочерей царя убить их отца. После этого колдунья якобы сможет возвратить его молодым. Однако после убийства она ничего не делает, а народ изгоняет бесчестных дочерей правителя. Теперь правлению Ясона ничего не угрожает, но через какое-то время жители города восстают против Медеи.

Забрав детей, Ясон и Медея убегают в Коринф. Но царь этого полиса, боясь власти колдуньи, уговаривает Ясона развестись с ней и жениться на его дочери. Этим якобы герой сможет спасти не только себя, но и своих детей. Ясон, который сам начинает бояться жены, соглашается. После этого Медею просят уйти из Коринфа, но идти ей некуда.

Приют она находит у правителя Афин Эгея, который страдает от отсутствия наследников. Воспользовавшись этим, ведьма обещает, что если царь приютит ее, то у него появится сын. Обретя новый дом, она решает отомстить Ясону. Еще перед отъездом из Коринфа она сделала вид, что смирилась с выбором мужа. Теперь же она готовит подарок для его молодой жены. Отравленный плащ и повязку женщина просит своих детей отнести мачехе, что те и делают. По возвращению детей, Медея плачет, прощается с ними и убивает их, понимая, что если этого не сделает она, то сделают другие.

Новая жена Ясона примеряет плащ, но вдруг он вспыхивает огнем. К ней на помощь бросается отец, но заколдованное пламя обвивает их обоих и они сгорают. Ясон бежит к Медеи, но она с телами детей убегает от него на колеснице.

 

Эзоп Басни.

«Лиса и Виноград»

 

Однажды увидела лисица на виноградной лозе сочные грозди. Ей захотелось добраться до них, чтобы поесть. Однако грозди висели так высоко, что как ни скакала лисица, как ни старалась, ей не досталось ни одной грозди. Уставшая и раздосадованная лисица сказала тогда: Да не нужен мне этот виноград! Зелен он еще! — и побрела прочь.
Мораль: вот так и некоторые из нас, не сумев добиться желаемого, притворяются, что это им вовсе не нужно или спешат обвинить в неуспехе обстоятельства.

«Орел и жук».


Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.