Послегомеровский эпос. Гесиод «Труды и дни». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Послегомеровский эпос. Гесиод «Труды и дни».

2020-05-07 337
Послегомеровский эпос. Гесиод «Труды и дни». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отличие от Гомера у Гесиода проявляется личностное начало, но считается, что у Гесиода проявляется лирическая рефлексия. Он не просто сообщает, но и эмоционально оценивает, в чем-то сомневается, реагирует, как личность, индивидуальность. Лирическое начало проявляется в Гомеровских гимнах. Местоимение «Я» встречается часто, боги говорят о себе. Гомеровские гимны посвящены Гермесу, Дионису, Афродите. На стыке эпического и лирического формируется психологическое «Я».

В поэме «Труды и дни» изображается годовой круг жизни, который наполнен живым отношением. Быт людей приобретает философское содержание, но и живое сочувствие. Грань очень тонкая, в отличие от Гомера у Гесиода внимание на жизни людей. Гесиод привносит мифологию связанную со сменой эпох, согласно которой человечество деградирует. Сначала был золотой век ->серебряный -> бронзовый ->железный ->деревянный – люди этого века хуже, чем люди золотого века. Гесиод изображает разные человеческие пороки/слабости, которые характеризуют современного человека и предупреждает о возмездии за эти грехи. В том фрагменте появляется эсхатологические мотивы (конец света).

 

«Труды и дни» — поэма, состоящая из 828 стихов, разделяется на две самостоятельные части, обращённые к брату поэта, Персу, и написанные в разное время. Первая часть вмещает стихи от 11 до 382. Поводом для её сочинения послужило то обстоятельство, что Перс, промотав своё наследство вместе с той частью, которую он, при помощи неправедных судей, отнял у своего брата, стал грозить Гесиоду новой тяжбой.

До 382 стиха поэма состоит из экономических наставлений и разного рода изречений. Только часть их относится к Персу, остальные имеют более общий характер и связаны между собою слабо. Даже если они и принадлежат перу Гесиода, мы должны считать их просто вставками, к делу не относящимися.

С 383 стиха начинается новая поэма, собственно «Труды и дни». Перс разыскал своего брата, удалившегося с родины, и просит у него помощи; но Гесиод, вместо материальной поддержки, даёт ему в этой поэме советы относительно сельского хозяйства и домоводства, указывая ему путь к честному приобретению состояния.

Говоря в «Трудах и днях» о земледелии, Гесиод представляет времена года с описанием тех земледельческих работ, которые свойственны каждому из них; затем даёт некоторые наставления касательно мореходства, так как беотийский земледелец осенью, по окончании полевых работ, сам нагружал свою жатву на корабли и вёл торговлю с соседями. К концу поэмы снова идёт ряд отдельных правил и изречений разного рода, к делу не относящихся. Последнюю часть поэмы, в которой говорится о днях месяца, удобных для того или другого занятия, по-видимому, следует считать за самостоятельную поэму, хотя Гесиод мог быть автором и этого отрывка.

Как произведения дидактические, обе эти части «Трудов и дней» отличаются краткостью, и даже мифические сказания и басни, приводимые для пояснения главной мысли, изложены, сравнительно с гомеровской поэзией, весьма сжато.

Тон «Трудов и дней» отличается сухостью и трезвостью взгляда; но в некоторых местах, там, где Гесиод говорит о власти богов, о непоколебимом порядке и вечном нравственном законе, он возвышается до торжественности, и речь его звучит подобно словам жреца, предсказывающего будущее.

Хотя «Труды и дни» имеют мало художественных достоинств, так как отдельные части этой поэмы связаны между собою слабо и без особого искусства, однако, благодаря своему нравственному содержанию, она высоко ценилась древними, которые пользовались ею для воспитательных целей.

Гесиод начинает «Труды и дни» хвалою Зевсу, волею своею унижающему гордых и возвышающему смиренных. Сделав это вступление, Гесиод обращается к своему брату, и говорит ему, что состязания делятся на дурные и хорошие. Дурное состязание — судебная тяжба; хорошее — соревнование в земледелии и ремёслах. Пусть брат уклоняется от дурных состязаний, не подкупает судей, чтобы во второй раз отнять у Гесиода его собственность, и находит для себя выгоду честным трудом.

Зевс постановил, что жизнь человека обречена на труд и бедствия. Когда Прометей тайно принёс с неба огонь для облегчения жизни людям, Зевс послал к людям Пандору с ящиком, полным всяческих бедствий. С той поры владычествуют на земле нужда и страдание. Особенно сильно стало владычество страданий в пятом, железном веке, когда к физическим бедствиям присоединились пороки, неверие, несправедливость.

По мнению автора «Трудов и дней», цари уподобились ястребу, терзающему соловья, и на жалобы его отвечающему: «Я сильнее тебя». Но только то государство пользуется спокойствием и благоденствует, в котором справедливо относятся и к гражданину, и к пришельцу. На ту страну, где сильные беззаконники, подкупленные подарками и судящие неправо, Зевс посылает мор и голод; народ её гибнет, женщины не рождают детей, война опустошает её, и корабли её тонут. Сонмы бессмертных существ, святых служителей Зевса, скрытых мглою, невидимые, обозревают землю, наблюдают дела людей — справедливы они или беззаконны. За грехи царей, утверждается страдает народ. По праву сильного поступают звери; а человеку Зевс дал справедливость, величайшее из всех благ.

Боги постановили, что хорошие качества приобретаются трудами, в поте лица. Длинен и крут путь, приводящий к добродетели, он идёт в гору, но когда ты взойдёшь на высоту, будет тебе легко и хорошо. Труд приятен богам, и нет стыда в нём. Только то, что приобретено честным трудом, идёт на пользу, только оно прочно. Остерегайся согрешать против отца и брата, против сирот и слабых. Служи богам, приноси им жертвы чистыми руками и с чистым сердцем. Дорожи друзьями и соседями, советует Гесиод, расположение их полезно. Приглашай их на обеды, давай им подарки щедрее полученных от них. Не поддавайся обольщениям любимой жены — кто доверяет жене, доверится и обманщикам. Имей наследников, чтоб они сохранили и увеличили твоё наследство, но не заводи слишком много детей.

Дальше у Гесиода идёт описание самих «трудов и дней». Он рассказывает брату, каким временам года соответствуют те или иные полевые труды, и как должно вести их, чтобы сельское хозяйство шло хорошо. Во-первых, надобно обзавестись домом, посудою, хорошими рабами без семей и чад. Во-вторых, надо приобрести ручную мельницу, ступу и два плуга из сухого дубового или вязового дерева, срубленного осенью. Пахарем должен быть раб средних лет, крепкого здоровья и солидного характера. Перед работою надобно давать ему на завтрак восемь ломтей хлеба. В плуг должно запрягать двух девятилетних волов.

Гесиод считает, что самая лучшая пора для посева — когда Плеяды перестают восходить и скрываются на сорок ночей: воздух тогда свеж, а земля размягчена дождями. За сеятелем должен идти мальчик с мотыгою и прикрывать зёрна землёю, чтобы птицы не выклевали их. Надобно молиться божествам земли, чтобы выросло священное зерно Деметры.

Когда будешь вести полевые работы, как должно, то будешь ты радостно видеть обильные запасы в твоём доме, не будешь завидовать другим; напротив, другие будут просить у тебя помощи.

Но если сеять хлеб во время зимнего солнцестояния, жатва будет так мала, что весь хлеб нивы принесёшь домой в корзине. Впрочем, не все годы одинаковы. Тот, кто запоздал с посевом, ещё может поправить дело: он должен дождаться, когда в возрождающейся зелени дуба начнёт куковать кукушка, и Зевс даст три дождя. Хороший поселянин пользуется и зимним временем.

Автор полагает, что хороший хозяин должен заблаговременно позаботиться о том, чтобы рабы выстроили себе хижины для защиты от зимнего холода, когда северный ветер волнует море, валит в горах дубы и ели на мёрзлую землю. Дрожа, прячутся тогда животные, холодно и тем, у которых длинная шерсть. Даже старика мороз заставляет бежать. Нежная девушка любит тогда сидеть дома с матерью.

Гесиод советует брату надеть длинную шерстяную одежду, обуться в сандалии из толстой воловьей кожи на меху, надеть на плечи плащ из шкурок козлят, сшитых воловьими жилами, накрыть голову войлочной шапкой, чтобы не мёрзли уши, когда утром дует холодный северный ветер, и стелется по полям туман. Дни тогда короткие, ночи длинные, людям и скоту довольно половины той пищи, какая нужна с наступлением весны. Когда придёт шестидесятый день после зимнего солнцестояния, подрезай виноградные лозы: это должно быть сделано до возвращения ласточек. А когда пчела, боясь Плеяд, станет прятаться между листьев, точи серп для жатвы, буди рабов на рассвете: в эту пору надо торопиться с трудами, чтоб успеть убрать хлеб.

Утро — третья часть дня. Чтобы скорее кончить работу, надобно трудиться с раннего утра. Когда расцветёт репейник, и с восхождением Сириуса наступит пора томительного зноя, надобно уходить под тень скал и в прохладе подкрепляться смешанным с чистою родниковою водою красным вином, хлебом, козьим молоком и мясом, говядиной.

Когда засияет Орион, вели рабам молотить и веять хлеб на хорошо утоптанном току и собирать провеянный хлеб в сосуды. Когда хлеб собран в дом, надо завести зубастых собак и кормить их, чтобы они охраняли запасы от воров. Теперь можно дать отдых рабам и не запрягать волов, пока не станут высоко подниматься Орион и Сириус. Тогда наступает сбор винограда. Собрав дары Диониса, радующие сердце, продержи их десять дней на солнце и пять в тени, а затем выжимай их сок и сливай его в сосуды. С наступлением осенних дождей Гесиод советует сложить в доме дерево для плуга и других орудий.

Так излагаются в «Трудах и днях» правила земледелия. Мореходам тоже следует замечать времена года. Когда Плеяды, испугавшись Ориона, уходят в море, и начинают бушевать ветры, вытащи корабль из опасного волнения на берег и подложи под его бока камни. Надобно вычерпать из него воду, чтобы дерево не гнило. Все снасти должно перенести в дом.

Через пятьдесят дней после солнцестояния, когда лето приближается к концу, небо становится ясно, море спокойно и благоприятно плаванию. Тогда пора снарядить корабль и, стащив его в воду, заботливо укладывать в него груз и вверяться ветрам. Но спеши вернуться до начала зимних бурь и осеннего ненастья.

Весною, когда начинают распускаться листья на смоковнице, море тоже удобно для плавания. Но мореходство, убеждён Гесиод, всегда соединено с опасностями — лучше заниматься земледелием, ужасна смерть в волнах. Прибыль для человека дороже жизни, иначе не пускался бы он в бурное море. Не вверяй своего состояния кораблю, большую часть его оставляй дома. Соблюдай во всём умеренность.

После наставлений относительно земледелия и мореходства Гесиод возвращается к домашнему быту, рассуждения о котором были прерваны этим длинным трактатом.

Когда ты достигнешь зрелого возраста, будешь иметь лет тридцать, то женись: много ранее или много позже того, не следует жениться.

Гесиод считает, что в жёны следует брать девушку честного поведения. Он советует брату выбирать жену из соседних семейств: выбирай такую девушку, которой идёт пятый год девической зрелости. Добродетельная жена — драгоценное сокровище. От дурной, расточительной жены преждевременно седеют волоса мужа.

Будь верен другу и прямодушен с ним, не оскорбляй его. Когда он, поссорившись с тобою, захочет восстановить дружбу, примирись. Будь разумно гостеприимен. Не злословь, не попрекай никого бедностью. Не уклоняйся от общественных пирушек: на них больше веселья и меньше расходов, чем при домашних угощениях.

За этим следуют правила относительно всяческих дел обыденной жизни. Тут есть правила о том, как сожительствовать с женою, молиться, переходить речки вброд, купаться. Эти наставления показывают, что суеверная заботливость о соблюдении религиозной формалистики была не чужда эллинскому народу, а в его понятиях об угождении божеству было много грубого. Эллины придавали очень большое религиозное значение мелким обрядам. Последний раздел наполнен суеверными наставлениями о том, какие дни счастливые и несчастливые для тех или других дел. Счёт счастливых и несчастливых дней идёт по лунному месяцу, и кажется, что их суеверное значение во времена Гесиода было связано с характером богослужебных обрядов, какие совершались в те дни.

 

4. Софокл.

Родился в Колоне возле Афин. Был другом Перикла. Занимал крупные государственные посты, в частности, был казначеем. Участвовал в войнах того времени, якобы был командующим. Кроме того, он был известным спортсменом. Участвовал в состязаниях по искусству, музыкальных конкурсах, состязаниях поэтов. Был близок с философскими школами, в частности, считается, что он входил в круг, связанный с софистами.

По мнению специалистов, он написал от 100 до 120 пьес, до современности дошли 7 трагедий и 1 сатирова-драма.

Главными достижениями были пьесы которые рассказывали о царе Эдипе.

Софокл усложнил сценографию, за счет дискуссий между героями. В его пьесах появляется 3 актёр, вместо диалога появляется полилог (более двух говорящих). Разрабатывается тема, связанная с чувством долга, причём выстраиваются очень сложные драматические интриги. Трагедии человека интересует его больше, чем судьбы богов. В аналитический психологии сюжет, связный с Эдипом, впервые был описан Фрейдом «эдипов комплекс». Софокл показывает тёмные стороны души. Ситуации, описанные в тексте, были осознанны как архетиповые/общечеловеческие. В мировой литературе «комплекс Эдипа» и «комплекс Электры» изображались многократно, являются общечеловеческими.

 

«Царь Эдип».

 

Мудрый и высоконравственный человек, невольно совершивший преступление, шаг за шагом распутывает сложный узел своей судьбы, и, узнав истину, наказывает себя: выкалывает глаза, чтобы в страданиях провести остаток жизни.

Аристотель считал ее образцом применения композиционного приема трагической иронии. Этот прием состоит в создании на основании какого-либо недоразумения такой ситуации, которая заставляет персонажей драмы ожидать счастливого разрешения конфликта, тогда как зрителям ясно, что он закончится величайшей катастрофой.

Действие трагедии сопровождается постоянно нарастающей тревогой в душе действующих лиц. Эта трагедия Софокла необычайно динамична; нарастающая тревога заставляет напряженно ожидать трагической развязки. Трагедия демонстрирует как будто бы бессилие человека, ограниченность его возможностей перед лицом божественной воли. Однако глубоко религиозный поэт предлагает людям не отчаиваться перед лицом страданий, насылаемых на первый взгляд несправедливо; Софокл считает, что если человек разумен, то путем страдания придет к мудрости примирения. Софокл ставит в этой трагедии проблему честности и нравственного долга человека.

Содержание:

 

В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей. Собственно благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу - прорицателю Тересию. Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.

Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник. Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.

В это время приходит посланец из Коринфа и извещает Эдипа, что его отец умер, и коринфяне хотят видеть его на престоле. Однако Эдип отказывается, мотивируя это тем, что ему предсказали убить отца и женится на собственной матери. Поэтому он и покинул Коринф. Тогда вестник объявляет, что на самом деле Эдип не родной сын коринфской царской четы, что он получил его от пастуха из Фив. Иокаста все понимает, ведь у нее когда-то был сын, которого ее муж отдал пастуху. Пастух должен был оставить мальчика в лесу, чтобы не исполнилось страшное пророчество. Когда пастуха привели к царю, он сознался, что действительно отдал ребенка другому пастуху, который направлялся в Коринф. В то же время другой пастух подтверждает, что именно Эдип убил Лаию.

Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы избежать не возможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.

«Антигона».

Два принципа вступают между собой в конфликт в лице дочери Эдипа Антигоны и фиванского царя Креонта. Нарушив запрет, Антигона хоронит брата, которого царь считал изменником родины. С точки зрения Креонта, слово царя должно быть свято для граждан, и нарушение царского указа ничем нельзя оправдать. Но для Антигоны превыше всего нравственные неписаные законы, освященные временем и предписанные богами; эти законы повелели ей выполнить родственный долг и воздать брату почести, причитающиеся мертвому. Обрекая Антигону на голодную смерть, Креонт проявляет не жестокость, а предусмотрительность правителя, боящегося навлечь на город беду. Софокл показывает сложность решения проблемы правильного выбора нормы поведения человека в обществе. Трагическая вина Креонта состоит в превышении власти, нарушении моральных принципов. Если Антигона погибает с осознанием исполненного долга, то Креонт остается жить с сознанием непоправимой вины перед богами, согражданами, женой и сыном. «Антигона» – трагедия Креонта, трагедия неправильно понятой власти.

 

Содержание:

 

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили. Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигона согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считает что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч. Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

 

5. Греческий театр. Эсхил («Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея»).

 

Эсхил.

В истории мировой литературы его часто называют отцом греческой трагедии. Считается, что Эсхил был знатного рода и, возможно, связан с мистериями. Наверное, он участвовал войнах, в частности, в знаменитой войне с персами. Его драматургия имеет патриотическую тематику. Как философ, он затрагивает идею рока. И люди оказываются не только в конфликте друг с другом, но и в противостоянии с богами. Эсхил протестует против тирании и деспотизма, защищает идеалы свободы. Объем его творчества согласно Аристотелю и другим греческим историкам 70 трагедий и 20 комедий (сатирических драм). Эсхил использовал хореографию. Танец был скорее формой эвретигии (то есть благородным движением).

«Персы» – историческая трагедия, поставленная в 472-м году. В основе трагедии война и Персов и Греков. Изображается поражение персов, которое оплакивает вдова царя Дария Атосса. Действие сводится к изображению горя, связанного с гибелью людей. Динамика событий связана с появлением вестника (глашатая/посланника). Но греческое слово «вестник» переводится как ангел, поэтому вестник воспринимается как посланник богов. В христианской трагедии вестники/ангелы стали посланниками - защитниками людей. Трагедия написана возвышенным стилем. Цель: вызвать у публики переживания военной драмы.

 

Содержание:

 

Ксеркс - сын Дария, собрал все свое имеющееся войско великой Азии, чтобы пойти воевать с Грецией.

Атосса - матерь Ксеркса ночью видит сон о том, как ее сын вместе со своим войском терпит поражение от врагов. Ей снится ссора двух немолодых особ между собой, а ее сын Ксеркс раздобыл где-то большую колесницу и впряг в нее двух разгневанных женщин, чтобы тем самым они разрешили свои споры, и пришли к примирению. Однако он не преуспевает: одна из них с уверенностью тянет на себя ярмо, а другая яростно разрывает упряжку. Эти склоки приводят к тому, что Ксеркс спотыкается и падает на землю. Несчастная мать в ужасе просыпается, быстро соображая, что же ей предпринять. Она решается попросить совет у мудрых старейшин, ответ же их в том, что ей поможет только искренняя молитва, обращенная к богам.

Чуть позже прибывает гонец с печальными известиями. Он сообщает, что греки сумели обмануть все войско Ксеркса. А вышло это так: один грек сделал вид, что он предатель и рассказал всем, что все войны планируют сесть на свои судна и покинуть Грецию навсегда. Ксеркс же на это ответил, что нужно немедленно окольцевать весь остров и дождаться отбытия греков, чтобы застать их врасплох, а затем разделаться с врагами. Однако противники перехитрили их, они в свою очередь подкрались к кораблям персов и разделались с ними, в бою выжили лишь единицы. Ксеркс же сбежал вместе с последними войнами, оставшимися в живых.

Мать Ксеркса просит богов поговорить с умершим мужем взамен на жертву, они соглашаются. К ней является его тень, чтобы узнать, что случилось. Атосса рассказывает мужу о поражении их сына и о потерянном войске. Дарий отвечает ей, что война не была лучшим выходом, так как на стороне Греции боги, они ее защищают от врагов. Именно поэтому все войны погибли. Они поплатились жизнями за то, что с дурными намерениями ступили на землю греков, греки им и отомстили.

Дарий говорит, что у него мало времени и советует никогда впредь не трогать греков и их землю. В конце он говорит жене приготовить чистые одежды, потому что они пригодятся их сыну. Вскоре Ксеркс вернулся домой в разорванной одежде, больше похожей на лохмотья. Ему сложно перенести утрату своих братьев по оружию, лишь немногие из них вернулись домой.

 

«Прикованный Прометей». Образ Прометея был одним из любимых. Специалисты предполагают, что это сохранившийся пьеса была частью трилогии. В центре этой трагедии оказываются страдания героя, который воспринимается как покровитель людей. Прометей произносит развёрнутые монологи, которые выражают его внутренний мир, чувства. Характер Прометея привлекает своей идеей жертвенности, готовности страдать ради других. Зевс из отца всех богов превращается в тирана, он боится Прометея. У зрителей страдающий Прометей вызывает сочувствие. Гермес участвует в действии, оказывается в сложном положении, с одной стороны, он выполняет волю Зевса, а, с другой стороны, он подозревает, что Прометей страдает несправедливо. Возникает не только конфликт между богами, но и рассматриваются проблемы справедливости. Монологи Прометея близки лирической поэзии. Во-первых, в них раскрывается личностное Я, монолог от первого лица, во-вторых, они отличаются особой эмоциональной напряженностью.

 

Содержание:

 

Эсхил для написания своего произведения взял за основу миф о титане Прометее, который вступил в соперничество с богом Зевсом. Прометей боролся против титанов на стороне Зевса, но бог решил истребить человечество. Прометей решил украсть огонь для людей и своим поступком навлёк на себя беду.

По приказу Зевса бог Гефест приковывает Прометея к скале. Каждое утро к нему на грудь садился орёл и клевал печень, а за ночь она отрастала вновь. Прометей ведёт диалог с ветром. Он размышляет о том, что человечество раньше не осознавало увиденного и услышанного. Огонь и искусства, которым он обучил людей, были им нужны. Океаниды и Океан сочувствуют герою, но на просьбу помириться с Зевсом титан отвечает отказом.

По ходу произведения выясняется, что именно титан научил людей управлять лошадью и построил для них корабли. Любимая Ио в виде коровы, в образ которой заключила ее Гера, приходит на скалу. Пребывать рядом с возлюбленным она не может, так как её постоянно жалит овод. Прометей говорит ей, что его спасёт Геракл, который будет её потомком. Титан имел дар предвидения.

В дальнейшем, Прометея просят снова помириться с Зевсом, но тот отвергает предложение. В своей речи, которую он произнёс, мы видим честного и храброго мужчину. Зевс титана убить не может, поэтому он продолжает терпеть кару от своего противника.

Божественный огонь не должен был попасть к людям. Прометей в произведении – это борец за светлую жизнь. Он выступает положительным героем, который хочет своим поступком усилить прогресс человеческого рода. Антагонистом выступает бог Зевс, который против освоения людьми новых технологий. Громовержец показан тираном и деспотом. В трагедии мы видим борьбу нового со старым, отход людей от верований в богов и создание новых условий для жизни. Ревнители и блюстители старины не хотят перемен в лице Зевса и Геры, которые теряют власть над людьми. С помощью репрессий верховный бог может удержать власть на Олимпе, но теряет её над человечеством, которое становится свободным.

 

 

Трагедия «Орестея» – включает в себя три трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»; к ним примыкает пьеса «Протей». Главный герой трагедии Орест, становится посланником Аполлона, раздваивается между идеей справедливости и возмездия (хаоса и закона). Эмоциональное напряжение создается тем, что герои сталкиваются с силами, с которыми они не могут противостоять. С другой стороны, Эсхил подчёркивает важность закона, потому что без него освобождается хаос, и будет ещё хуже. Стиль «Орестеи» историки определяют как монументальный, а жанр как ораторию, потому что преобладают ораторские приемы.

 

Содержание:

 

«Агамемнон»

Это первая часть «Орестеи». Агамемнон уехал на великую битву, все ждут его, дозорные следят за сигнальными огнями, когда же придет весть о долгожданной победе в Троянской войне. Наконец, огни загораются, в Аргос приходит весть, что Агамемнон победил, но радости особой люди не испытывают и подозревают, что обязательно что-то произойдет. Ведь жена Агамемнона, Клитемнестра, давно живет и правит вместе со своим любовником Эгисфом. Оба они жаждут только одного - смерти царя. Царица хочет отомстить за смерть своей дочери, Ифигении, которую принесли в жертву перед Троянской войной, Эгисф мстит за своего отца и братьев.

Агамемнон входит в Аргос победоносно, на его колеснице плененная Кассандра, все ликуют, но также не могут скрыть и беспокойства от предстоящего ужаса. Клитемнестра притворно встречает царя со всеми почестями, пышностью и роскошью застилает глаза мужа, предложив ему сойти с колесницы по пурпурному ковру, который предназначался только Богам. Агамемнон входит в дом, затем в купальню, Кассандра, предчувствуя неладное, остается сидеть в колеснице, оплакивая свою судьбу. Коварная Клитемнестра заставляет войти в дом и прорицательницу. Затем убивает секирой обоих, торжествуя над их мертвыми телами.

Автор говорит о порочности сердец обитателей дворца, их жажде мести, гордости и самоуверенности. Ради удовлетворения своих низменных желаний герои готовы переступить через все нормы морали и нравственности, и это приводит их к гибели и дурной славе на века.

 

«Хоэфоры»

Со дня убийства Агамемнона прошло уже много лет. К его могиле однажды подошли два человека, одетых как странники. У того, что младше, был меч, а тот, что постарше, в руках держал два копья. Один из странников, который младше, по непонятной причине отрезал прядь своих волос и положил на надгробную плиту Агамемнона. Как оказалась, это был его сын Орест, которого спасла няня в день гибели его отца и отдала растить его царю Строфию в Фокиды. Другой же странник – это сын царя Пилад, друг Ореста. Не успели молодые люди отойти от могилы, как тут появились рабыни, направляющиеся к ним. Среди них была Электра – дочь убитого царя, которая была на равных с рабынями. Как оказалось, их направила царица Клитемнестра, что бы они совершили обряд по успокоению души Агамемнона, так как царице был вещий сон о том, что к ней явится разгневанная душа мужа.

Рабыни не любили хозяйку, ибо она при малейшем проступке наказывала их. Так как рабыни были троянскими, они всё время будоражили воспоминания у царицы о муже Агамемноне, что вызывало у неё злость. И вместо того, что бы просить душу покойного царя смиловаться над царицей, девушки вместе с Электрой стали призывать возле могилы мщение богов за поступок Клитемнестры. По окончанию своего обряда рабыни ушли, а Электра, задержавшись у могилы отца, увидела на надгробной крышке прядь волос, который цветом были схожи на её волосы. Она догадалась, что это прядь волос брата, но не могла понять, почему он сам не явился. И тут Орест окликнул сестру, он обернулась, но сразу брата не узнала, так как видела его в последний раз еще маленьким ребёнком. Брат показал доказательство родства – сотканная лично Электрой одежда, которую она сшила для него маленького. Сестра обрадовалась ему, а Орест рассказал ей истинную причину его прихода сюда. Его напутствовал на месть бог Аполлон, что бы он убил отчима, царя Эгисфа, и свою мать, убившие его родного отца.

Под видом посланников Орест и Пилад прошли в замок. Для царицы у них была весть о её сыне Оресте, который умер. Посланников пригласили в царские покои, где оставшись наедине с убийцами отца, Орест холоднокровно убивает сперва отчима Эгисфа, а потом, на окровавленном его теле убивает и свою мать Клитемнестру.

«Эвмениды»

В этой части Ореста преследуют фурии. Они отвечают за совершенную месть и несправедливые поступки. Он приходит к Аполлону, где нашел спокойствие, но Бог не смог его избавить от фурий и отправляет его странствовать. Призраком появляется его мать. Орест думает, что это всего лишь сон. Она просит фурий продолжать преследовать его. Они все же его находят и захватывают. Афина вмешивается в этот суд, а Аполлон становится его защитником. Он все же убеждает, что мужчина значит больше женщины. Затем проводят подсчет и голоса разделились поровну. Афина старается уговорить фурий и у нее это прекрасно получается. Теперь они входят в население Афин.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.