Гомеровский эпос. «Одиссея». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Гомеровский эпос. «Одиссея».

2020-05-07 230
Гомеровский эпос. «Одиссея». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Илиада».

 

Илиада повествует об осаде Трои (Илии). Люди обратились к Зевсу с просьбой сократить человеческий род (перенаселение) и Зевс развязал войну между греками и троянцами из-за похищения Елены - троянской. Есть и мифологическое объяснение: богиня раздора Эрида подбрасывает золотое яблоко с надписью «Красивейшей» и за него стали бороться Гера, Афина и Афродита. Они обратились к Парису. Афродита пообещала ему Елену и таким образом выиграла спор. Осада занимает 10 лет, и заканчивается благодаря хитрости Одиссея (царя Итаки), который предложил троянского коня. О событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора, рассказывает «Илиада». «Илиада» представляет собой военно-героическую эпопею, в которой первое место занимает рассказ о событиях.

 

Содержание:

 

10год войны между троянцами и ахейцами. Греки осаждают главную стену города. Войну ведут и люди, и олимпийские боги. Последние, не только борются друг с другом, но и вмешиваются в ход людской войны.

В ахейский лагерь приходит служитель Апполона. Он просит Агамемнона освободить из греческого плена свою дочь. Предводитель не хочет отдавать девушку, тк она его любимая наложница. Она пользуется большим его вниманием, чем законная жена Агамемнона – Клитемнестра. И предводитель грубо прогоняет жреца. Мало того, он оскорбляет его. Говорит ему в след о том, что его дочь всю свою жизнь проведет среди греков и будет его наложницей до конца дней своих.

Удрученный горем отец просит Апполона наказать греков. И с того дня начался в их военном стане ужасный мор, уносящий жизни самых сильных и лучших воинов. Эта кара была послана на них богом.

Ахейцы собирают совет. Ахилл укоряет Агамемнона в том, что тот виноват во всех их бедах. Напоминает и том, что он втянул их в эту долгую войну. В итоге, царь все же отдает девушку. Но после он забирает у Ахилла одну из его рабынь.

Ахилл в гневе обращается к своей матери – Фетиде. Та, в свою очередь, молит Зевса насылать на греков неудачи.

В последующих сражениях Ахилл участия не принимает. Троянцы вздохнули с облегчением – ведь Ахилл был очень сильным воином и был он неуязвим. Теперь же, когда он не сражался, враг начал громить греческую армию. И даже когда противник чуть было не нанес решительный удар по ахейцам, он не вышел из своей палатки. Спасла их от поражения богиня Гера. Она отвлекла внимание Зевса от хода войны. За это время греческие воины смогли перевести дух и собраться с полными силами для отражения решающего нападения троянцев.

Заменить Ахилла на поле боя решает его лучший друг – Патрокл. Он одевает доспехи героя и принимает участие в сражении. Троянцы, обрадованные тем, что герой не участвовал в сражениях, при виде его возвращения в страхе бегут с поля битвы. Патрокл, не в силах совладать со своей гордостью бросается в преследование неприятеля. Это была его ошибка. В итоге этой затеи была раскрыта его хитрость. Патрокл был сражен Гектором – сыном царя Трои.

Узнав о гибели своего друга, Ахилл возвращается к боевым действиям. Он жаждет отомстить. Гефест выковал ему по его просьбе и новое оружие, и новые доспехи.

Зевс, наблюдая за ними, взвешивает на своих весах судьбы обоих героев. И чаша Ахилла перевешивает. Это означает, что ему суждено быть победителем, а Гектору – побежденным. И он отворачивается от них, не вмешивается – пусть все идет так, как должно, пусть вершится рок.

И вот, неуязвимый Ахилл убивает ненавистного врага. Но злость его не утихает. Он привязывает его тело к своей лошади и везет его в свой стан. Каждый день объезжает он на коне вкруг того места, где похоронен Патрокл. И каждый день волочит он за собой труп побежденного Гектора.

Незамеченным пробирается к грекам царь Трои – Приам. Он идет к Ахиллу с просьбой отдать ему тело Гектора. Надавив на жалость, он получает то, за чем шел. Гектора подобающе похоронили.

А тем временем, в греческом стане замышляется хитроумный план против Трои. Придумал его Одиссей – царь острова Итака. Ахейцы заявляют троянцем о своей капитуляции. Троя ликует – они, наконец, одержали такую долгожданную победу в этой войне. Потеряв бдительность, они принимают дар от греков – большого деревянного коня.

Ночью продолжается празднование. Внутри подаренного коня были спрятаны самые лучшие греческие воины. А в бухте уже стояли корабли. Хитростью одержали греки победу. Пала Троя

 

Поэзия Катулла.

 

Прославился как лирик эпохи Цезаря и Цицерона. Входил в круг поэтов-неотериков. Неотерики следовали эпикурейским ценностям, особое внимание уделяли формальной стороне поэзии, художественной технике, ценили простоту и изящество языка.

Любимыми жанрами Катулла были небольшие элегии, эпиграммы, эпиллии (небольшие эпические поэмы). Катулл также прославился как автор обличительных стихотворений, которые даже римляне считали непристойными. Специалисты оценивали не сами ругательства, а смелость обличения власти. Большое количество стихотворений обращены против Цезаря (93), против его вероятного любовника Мамурра (29), против них вместе – 57, 2 стиха написаны против любовницы Мамурра. Обличительные стихотворения стали отчасти восприниматься как политические, т.к. Катулл был республиканцем, выступал против культа императора.

Катулл написал несколько торжественных од.

В наследии Катулла особое место занимают любовные послания к Лесбии (имя он заимствует у Сапфо). Считается, что Лесбией была знаменитая римская гетера Клавдия, которая занимала высокое положение в обществе. В неё был влюблён и Катулл. Имя Лесбия он выбрал, чтобы подчеркнуть связь с древнегреческой традицией.

В литературном отношении стихи к Лесбии – шедевр римской лирики, они считаются образцом психологической поэзии. Стихи были открыты довольно поздно – в 19 веке. Сборник из 116 стихотворений был издан с комментариями. Комментатор Л. Швабе предположил, что Лесбия и есть Клодия.

Лирические тексты Катулла выстроились в своеобразный роман в стихах, в котором передаются разные этапы любви поэта и Клодии. Вероятно, позже она его бросила. Поэт тоскует, страдает в одиночестве, упрекает её в неверности, пытается вернуть. Это лирика одинокого печального героя. Он разочаровывается в людях, богах. Любовь воспринимается как болезнь, источник страданий. С другой стороны, обида соединяется с чувством гнева. Катулл злиться на её новых любовников и на неё саму. В 58-м стихотворении от называет её блудницей. В стихах, где он не злится, возникает трогательная, нежная интонация. Много раз повторяется деталь, что у Лесбии был ручной воробей, и сама героиня сравнивается с птицей.

Самым показательным считается стихотворение «Ненавижу и люблю». В нём передаётся внутренняя борьба чувства, в котором ненависть и любовь сливаются в сложные переживания.

Заслугой Катулла становится эмоциональная напряжённость, которые критики сравнивают со струной. Катулла часто переводили русские классики, в частности, Пушкин. Стихотворение «Пьяные горечью Фалерна» в его переводе прославляет дружбу.

 

Поэма Овидия «Энеида».

 

Прославление Вергилия связано с его главным произведением – поэмой “Энеида”.

 

Эней почитался римлянами как родоначальник их цивилизации, он был сыном богини Афродиты, Венеры, которая спасает его после разрушения Трои и потом помогает ему в странствиях и в основании будущего Рима.

Считается, что через Энеиду римляне пытались себя противопоставить грекам. Римские императоры считали, что Рим – это возрожденная Троя, и поэтому, завоевав Грецию, Рим восстанавливал справедливость, доминирование Трои.

 

Эней у Вергилия – это идеальный герой: это и хороший сын, и храбрый воин, любовник, патриот, защитник родины. Это делает его образ условным, схематическим. Вергилий подражает Гомеру.

Греческие образы были более сложными, более психологически противоречивыми.

 Первая часть “Энеиды” похожа на “Одиссею”, а вторая на “Иллиаду”.

Образ Инея обессмертил Вергилия как мифотворца. Изображение Вергилия помещалось на фрески.

Ему в заслугу ставили рациональную завершенность, монументальность.

 

Особенности:

• посвящена и прошлому, и настоящему.

• драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

• соотносит мифологическое прошлое и современность

• судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

• Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

• и Эней и Дидона показаны в развитии

• Каждый эпизод – эпилии.

 

Сюжет поэмы состоит из двух частей: первые шесть песней поэмы посвящены странствованиям Энея от Трои до Италии,  а вторые шесть - войнам в Италии с местными племенами. Вергилий очень во многом подражал Гомеру, так что первую половину "Энеиды" вполне можно назвать подражанием "Одиссее", вторую же - "Илиаде".

 

Содержание:

 

Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

Рассказ Вергилия начинается с середины жизни Энея, во время его странствий в водах будущего Карфагена, между Африкой и Сицилией. Главный герой попадает в бурю, посланной гневом Юноны, но ему помогает Нептун и спасает от погибели. Волны расступаются и корабль Энея прибивается к неизвестному берегу – Африке, где царствует молодая Дидона. В честь прибытия гостей, царица устраивает знатный пир, во время которого раскрываются загадки падения Трои.

Эней, как свидетель войны, рассказывает о хитрости греков, которые при благословении Минервы, соорудили деревянного коня и подогнали к вратам Трои как знак примирения, а сами скрылись за ближайшие острова. Конь, начиненный греческими солдатами, был ввезен троянцами на свою территорию, как признак победы над греками. Под покровом ночи, опьяненные празднованием троянцы были перебиты греками, которым открыли врата их воины, вылезшие из коня. Спящему Энею в это время сниться Гектор, кличущих героев к последнему бою. Проснувшись, Эней видит пылающий город и пытается собрать войско для отмщения. Однако к нему приходит его мать-Венера в виде видения и призывает к спасению отца и сына, ведь Троя уже пала. Эней покидает город, унося из пламени своего отца и маленького сына к гущам леса, где с остатками троянского войска строит корабли.

Эней с троянцами шесть лет бродил по морям, терпел бури и нападения морских чудовищ. Во время небольших высадок на сушу, главный герой снова терпит неудачи: смерть отца и изгнание оракулов. За скитаниями пристально следят боги и однажды во сне Энею является Меркурий, чтобы посылать троянцев к берегу Африки, где можно вновь обрести покой.

В Африке завязывается роман между Энеем и Дидоной, однако боги предвидели герою другую судьбы и отзывают Энея в Рим. Расставание Дидона не в силах перенести и совершает самоубийство. На территории будущего Рима происходит последняя битва, где после затяжной войны Эней и Турн, лидеры двух враждующих войск, выходят на битву тет-а-тет.

Чаша судеб на Олимпе склонилась в пользу Энея, принеся ему победу. Кровная месть свершилась, а троянцы наконец наши новую родину, обосновавшись в Риме. Произведение учит читателя искренней любви к близким, прививает патриотические чувства и необходимость противостоять судьбе и случаю, чтобы идти до конца.

Сатирикон» Петрония.

Сатирико́н — произведение древнеримской литературы, автор которого во всех рукописях называет себя Петроний Арбитр. По жанру, начиная с XVII века, принято относить к романам; более древних романов до нашего времени не сохранилось. Время написания не может считаться окончательно установленным, но наиболее вероятен I век н. э., эпоха Нерона. По традиции мениппей Петроний украсил свое произведение стихотворными вставками. В них он воспроизводит стиль, манеру, метры латинских поэтов-классиков - Вергилия, Овидия, Горация, Гая Луцилия. До наших дней сохранились фрагменты из 15-й, 16-й и, может быть, 14-й книги (20-я глава). Сколько всего было книг, неясно. Эти фрагменты дошли до нас вместе с отрывками из других авторов в рукописях, относящихся не ранее, чем к IX—X векам н. э. Первое издание фрагментов из Петрония увидело свет в Милане в конце XV века. Более полный текст, так называемая скалигеровская копия, был издан в Лейдене в 1575 году. Самая полная рукопись Петрония, содержащая значительную часть «Пира» (гл. 37—78), была найдена в 1650 году в Трогире в Далмации и издана в Падуе в 1664. Её полное название «Фрагменты сатир Петрония Арбитра из книг пятнадцатой и шестнадцатой».В 1692 (или в 1693) француз Франсуа Нодо, дополнив «Сатирикон» собственными вставками, опубликовал в Париже якобы полный текст романа с французским переводом, сославшись на рукопись, найденную в Белграде в 1656 году. Подделку вскоре обнаружили, так как она мало помогала выяснению различных трудных мест и противоречий в сохранившемся тексте и содержала довольно много нелепостей и анахронизмов. Однако вставки Нодо и поныне сохраняются в некоторых изданиях и переводах, поскольку они до известной степени помогают связать в одно целое дошедшие до нас во фрагментарном виде главы.Несмотря на принятое обозначение, вопрос о жанре «Сатирикона» остается дискуссионным, поскольку применение к «Сатирикону» термина «роман» условно даже в его античном понимании. По форме это смесь стихов и прозы (характерная для менипповой сатуры), по сюжету — своеобразный авантюрно-сатирический роман, пародирующий греческий любовный роман.

 

Сатиры Ювенала.

 

Сатиры Ювенала можно разделить на две группы: сатиры, написанные в первый период творчества, рисующие пороки высшего общества, и сатиры второго периода – на морально-философские темы, сближающие Ювенала с Горацием. Сатиры первого периода имеют резко обличительный характер. Распущенность, развращенность нравов заставили Ювенала избрать сатиру как самое острое оружие борьбы в литературе. Со страстью обрушивается Ювенал на могущество денег в Риме, на роскошь богатых людей, особенно из среды вольноотпущенников, которые приобрели сокровища позорным для свободного человека путем. Их образ жизни резко контрастирует с нищенским существованием бедняков, обитающих в развалинах и находящихся в полной зависимости от власти влиятельных людей. Социальная несправедливость выражается не только в материальной зависимости от богачей – Ювенал в своих сатирах глубже подходит к этому вопросу. Его возмущает политическое и социальное неравенство. Бедняки не участвуют в совете. «Кресла очисти для всадников, раз у тебя не хватает ценза», – с горечью заявляет он. Бедняка можно безнаказанно, несправедливо обидеть, даже прибить, и вся «свобода» этого свободного человека состоит в том, что «битый, он просит сам, в синяках весь, он умоляет, зубы хоть целы пока, отпустить его восвояси». Четвертая сатира откровенно направлена против Домициана и его режима, политический характер сатира получает почти с самого начала. «Наполовину задушенный мир терзался Флавием. Рим пресмыкался перед последним лысоголовым Нероном». Здесь Ювеналом дается пародия на государственный совет, созванный для решения вопроса, как приготовить огромную камбалу, для которой не нашлось соответствующего блюда; резко отрицательны характеристики государственных деятелей. Форма эпической поэмы с использованием в начале ее традиционного обращения к музам только усиливает целенаправленность произведения и делает сатиру особенно острой. Пятая сатира Ювенала почти целиком посвящена унизительному положению клиентов, которых угощают худшими блюдами, между тем как сам патрон признает только изысканные кушанья. Развратный образ жизни аристократок, измена мужьям, их беспорядочные любовные связи, жестокое обращение с рабами изображены в шестой сатире. Ювенал выступает в ней против увлечения иноземным, против нездорового интереса к восточным культам, связанным с развратными оргиями. В седьмой сатире Ювенал привлекает внимание читателей изображением бедственного положения людей умственного труда: поэтов, адвокатов, преподавателей риторики, при этом надеется на щедрость императора Траяна. С возмущением рисует Ювенал в восьмой сатире картину нравственного упадка знатных людей, тех, кем некогда был славен Рим, называя многочисленных представителей сенаторского сословия. Теперь это опустившиеся, развращенные потомки. В них нет гражданских чувств, и плебей в этом отношении их превосходит. Ювенал считает, что лучше быть братом Терсита и походить на Ахилла, чем сыном Ахилла, подобным Терситу. Наконец, в девятой сатире поэт опять высказывается против разврата, позорящего семейные отношения. Этой сатирой заканчивается первый период творчества Ювенала, который, по словам Пушкина, можно охарактеризовать как «Ювеналов бич». Действительно, в сатирах первого периода Ювенал гневно бичует пороки высшего общества императорского Рима. Всю силу своего темперамента он сосредоточил на изображении нравственного вырождения некогда знатных родов, морального падения семьи, безграничной власти денег, являющейся источником преступлений, беспутства, пресыщенности жизненными благами одних и нищенского существования других. Сатиры, второго периода, написанные Ювеналом после 120 г., не отличаются таким обличительным характером, как указанные выше. В них Ювенал в более спокойном тоне оценивает жизнь с точки зрения стоической морали. Он ставит вопросы о неразумных человеческих желаниях, о воспитании детей, об угрызениях совести, о преимуществах военного сословия.Сатиры второго периода написаны в декламационно-риторическом стиле. Общий тон этих стихотворений – примиренческий. Нет смысла в стремлениях к славе, богатству, высокому положению, если боги все предопределяют. Важно только сохранить здоровый дух в здоровом теле.
В зависимости от направленности сатиры Ювенал умеет варьировать язык. Пародируя эпическую поэму, он употребляет возвышенные слова, сменяя их в другом случае простыми, безыскусственными, используя нередко грубую лексику низов общества. Негодующий характер сатир первого периода предопределил их стиль. Для выражения чувства гнева, возмущения Ювенал пользуется нагромождением ярких образов, гиперболами, амплификацией (усиление), патетическими восклицаниями, вопросами. Хотя эти приемы свойственны были риторике, но у Ювенала они так органически вплетаются в ткань произведения, что у читателя не создается впечатления искусственности или фальши. Некоторые сентенции и выражения Ювенала стали крылатыми, например: «В здоровом теле здоровый дух»; «хлеба и зрелищ». В морализирующих рассуждениях сатир второго периода риторически-декламационный характер выражен очень ясно. В средние века Ювенал привлекал читателя как моралист. В XVIII-XIX веках Ювеналом интересовались как борцом против деспотизма и тирании.

 

20. Смысл жизни и философия красоты. Понятие катарсиса. Этические и эстетические идеи в творчестве Сократа, Платона («Федр», «Пир»), Аристотеля («Поэтика»), Эпикура. Эпикурейство, софизм, идеализм, материализм, скептицизм, киники. Литературные принципы Горация в «Послании к Пизонам».

 

Понятие катарсиса

 

Катарсис - эстетическое воздействие искусства на человека. Термин употреблялся многозначно: в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Этические и эстетические идеи в творчестве Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура

Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной; ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Прекрасное не может существовать как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в отношении, а в сущности совпадает с целесообразным.

 

В диалогах “Пир”, “Федр”, “Федон” Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов вообще к прекрасным телам, нравам и обычаям и, наконец, к высшему знанию - идее прекрасного. В этой идеалистической конструкции Платона просматривается мысль, что источник красоты нужно искать в объективных условиях, вне субъекта.

Вопросы эстетики Аристотель рассматривает в “Риторике”, “Политике” и “Поэтике ”. В центр своих эстетических исследований философ ставит проблему прекрасного. Искусство и эстетическое сознание являются воспроизведением прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, гармонией, а потому абсолютно прекрасно. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного - живые существа, и в особенности человек. Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга.

 

Согласно Эпикуру, боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; душа является особым видом материи; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии (под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом, а не чувственные удовольствия); нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

 

Философские учения

Эпикурейство - склонность к комфорту, стремление к жизненным удовольствиям.

Для софизма была характерна позиция, отвергающая существование абсолютной истины и позиция, согласно которой невозможно познать сущность чего-либо.

Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя как объективная реальность является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Кинизм - предельное опрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера»; отстраненность от культуры и общества; способность к независимому существованию и самоограничению; независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Послания

Послания принято сравнивать с сатирами, потому что тематически они тоже затрагивают разные вопросы современной жизни. Гораций их не считал поэтическими, настаивая на том, что это не литературные сочинения, а частные письма. Главное значение отводится объемному посланию Пизонам, в котором Гораций, обращаясь к своим собеседникам, дает им рекомендации, прежде всего в драматургии. Гораций говорит об избранности поэта, о том, что поэт оказывается посредником между богами и людьми. Именно это требует от него особой ответственности.

Общий принцип – это принцип соответствия формы и содержания, которая определяется здравым смыслом.

 Римляне любили рациональную завершенную форму, Гораций ее и защищает. Требуется вдохновение, еще больше

требуется действие ума. Пропорция делает поэзию и прекрасной и полезной, потому что она учит гармонии.

Говоря о характерах, он советует учиться у жизни, наблюдать за жизнью, только тогда образ будет полноценным.

 Гораций мыслит как реалист. Конечно, важное внимание он уделяет языку. Язык становится инструментом и предметом творчества.

 Требования изящества и законченности приводили к совершенству формы. Из его наследия осталось большое количество афоризмов, мини-произведений. Грацианская латынь стала основой для преподавания языка в более поздние эпохи.

В преподавании латыни это было важно, потому что античное искусство сохранилось в период средневековья, когда все христианское казалось недостойно сохранения, кроме языка. Вместе с языком сохранилась и латинская поэзия, которая потом стала основой для литературного возражения.

 

Римская поэзия. Гораций.

Большую известность Горацию принесли его оды (кармина). Оды также связаны с греческими авторами, с Анакреоном, Пиндаром, Сафо и Алкеем. Его заслугой было то, что он познакомил римлян с греческой лирикой.

 Оды тоже обращены к Миценату. Тематика од может воспригиматься как философская, он размышляет о смысле жизни, о любви, о поэтической славе, он изображает сельскую идиллию и т.д.

Особое место среди од занимает цикл “Римские оды”, в которых он призывает вернуться к прежним, простым и искренним нравам, которые современный Рим забывает. Кроме того, римские оды были ценны тем, что в них последовательно изображается эллинизация. Среди од Горация особое значение для русской поэзии получили его стихотворения “Лебедь”, которую переводит Державин, и ода “Памятник”. В оде “Лебедь” он вступает в литературную полемику с метаморфозами. Овидия, изображает посмертие души как превращение в лебедя. Душа поэта, превратившись в лебедя, обретает бессмертие и славу.

 

В “Памятнике” Гораций видит свое бессмертие в том, что он служил Риму. И память о нем останется до тех пор, пока будет существовать вечный город. Сама по себе идея подражания имела развитие в том смысле, что главным памятником является его творчество. Во вторых, в вечности остается не вся поэзия, а только та, которая служила обществу.

 

В оде к Августу Гораций создает образцы для последующих хвалебных од.

 Она построена в системе гипербол. Прославляя Августа, он благодарит его за процветание, за мир, за то, что люди в правление Августа живут счастливо, именно поэтому он заслуживает всеобщей любви. Само имя – Август, передает идею изобилия.

 

К одам примыкает знаменитый “Юбилейный гимн”, написанный в 17Г. До н.э. Согласно пророчествам Август отмечал юбилей, который проходил раз в 110 лет. Августу понравились оды, прославляющие его, и он заказал этот гимн. Сам по себе гимн был посвящен Аполону, Диане и другим божествам, которым приносились жертвенные дары, сопровождавшиеся пирами.Гимн был исполнен детским хором, который состоял из 27 мальчиков и 27 девочек. Юбилейный гимн создает идеалическую картину процветания Рима, которому покровительствуют боги, условием этого процветания было правление императора. Ритмика гимна передавала четкую интонацию и 4-я строчка в строфе была намного короче, чем 3 предыдущие, врспринималась как восклицание, припев. Аполон у римлян воспринимаося и как бог солнца и бог искусства, поэтому Август ассоциировался с Аполоном. Символом великолепия, единства людей и богов был знаменитый храм – Пантеон, в куполе которого было отверстие. В это отверстие светило солнце.

 

 

Еврипид

 

Содержание:

Трагедия «Ипполит».

«Ипполит» - 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Эта мстительность, приписываемая Афродите – один из обычных у Еврипида выпадов против традиционных богов. Покровительствующая Ипполиту богиня Артемида появляется в конце трагедии, чтобы открыть Тесею истину и утешить Ипполита перед смертию. Оказывается, она не могла своевременно прийти на помощь своему почитателю, так как меж богов обычай – наперекор друг другу не идти. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Ипполит понимает, что Киприда взяла не одну, а три жертвы: он, отец и Федра. Он жалеет отца, говорит, что и его судьба достойна плача. Тесей желает заменить сына, называет свой грех затмением, ужасным даром богов. Отец обнимает сына. Сын снимает груз с отца, просит прощения у отца, Тесей говорит, что сын его одолеет смерть, прощается с ним, Киприда оставила на душе его клеймо страдания. Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Картина любовных мучений Федры нарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую она тщетно пытается побороть: чтобы спасти свою честь, она готова пожертвовать жизнью. Отказ возмущенного Ипполита заставляет Федру осуществить план самоубийства, но теперь уже с целью сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной клеветы на пасынка.

Уже Федра оказывалась бессильной жертвой страсти, с которой она не в состоянии была совладать. В позднейшем творчестве Эврипида еще более выдвигается момент зависимости человека от беспорядочно действующих сил как внутри, так и вне его, от внезапных порывов, от переломов судьбы, от игры случая.

«Алкеста»

Это трагедия со счастливым концом о борьба Геракла со Смертью. Смерь греки себе представляли как демона, уносящего душу умирающего к Аиду. Однажды Геракл сошелся с ней в схватке и голыми руками вырвал у неё душу, которая уже направлялась в преисподнюю. Душа эта была молодой царицы Алкестиды, жены царя Адмета.

А начало всей этой истории положила сора между отцом и сыном, Аполлоном и Зевсом. Отец наказывает сына и отправляет его служить пастухом у царя Адмета. Царь попался Аполлону на диво добрым и рассудительным, и пастух отплатил взаимностью, договорившись с Мойрами, богинями судьбы, что б каждый мог отдать свою жизнь за жизнь царя Адмета. Когда пришло время умирать, за царя свою жизнь первой отдала жена Алкестида. Смерь пришла за душой царицы, и Алкестида пошла переодеваться в смертный наряд, что б еще успеть со всеми проститься.

Царицу выносят со дворца, следом идет Адмет с детьми. В предсмертной просьбе Алкестида просит мужа не обзаводиться новой женой, что б она не была плохой мачехой их детям. Просит, что б он был защитником для их сына и нашел достойного мужа дочери. Слова царицы были все тише и тише, пока она не умерла.

Геракл, идущий на север, был неподалеку владений старого друга царя Адмета, и решил зайти на ночлег. Он встречает поникшего царя, который его гостеприимно принял, а сам удалился. На последнее слово усопшей царице пришел пожилой отец Адмета, но от сына он услышал не благодарность, а лишь упреки. Прокляв друг друга, они разошлись в разные стороны.

В неведенье горя, Геракл пирует в замке, а рабы, прислуживающие ему, не могу разорваться: им грустно за смерть царицы, но в тоже время они должны улыбаться гостю. Узнавши от раба все подробности, Геракл собирается сразиться со Смертью, дабы вернуть жену другу. Вернулся Геракл во дворец, а с ним попутчица неизвестная. Зашел он в покои к царю, застав того в печали и тоске. Рассказал Геракл другу о своем поединке на кулаках, и что в равной схватке одержал победу, а заодно и приз – женщину. Вздернул накидку Геракл, а незнакомкой то Алкестида оказалась. Возрадовался царь Адмет, не знал как благодарить друга за подарок бесценный. А попросил его Геракл всего лишь, что б царь то был добр и праведен к родным и народу своему, и ушел.

 

«Медея»

Греческий герой Ясон приплывает в Колхиду, чтобы добыть Золотое Руно. Однако добыть его не так-то просто. Ему на помощь приходит дочь царя Медея, которая знает колдовство. С ее помощью Ясон получает Руно и отплывает, забрав с собой Медею. Чтобы задержать преследователей, девушка убивает брата и раскидывает куски его тела по берегу.

Возвратившись на родину Ясона, Медея уговаривает дочерей царя убить их отца. После этого колдунья якобы сможет возвратить его молодым. Однако после убийства она ничего не делает, а народ изгоняет бесчестных дочерей правителя. Теперь правлению Ясона ничего не угрожает, но через какое-то время жители города восстают против Медеи.

Забрав детей, Ясон и Медея убегают в Коринф. Но царь этого полиса, боясь власти колдуньи, уговаривает Ясона развестись с ней и жениться на его дочери. Этим якобы герой сможет спасти не только себя, но и своих детей. Ясон, который сам начинает бояться жены, соглашается. После этого Медею просят уйти из Коринфа, но идти ей некуда.

Приют она находит у правителя Афин Эгея, который страдает от отсутствия наследников. Воспользовавшись этим, ведьма обещает, что если царь приютит ее, то у него появится сын. Обретя новый дом, она решает отомстить Ясону. Еще перед отъездом из Коринфа она сделала вид, что смирилась с выбором мужа. Теперь же она готовит подарок для его молодой жены. Отравленный плащ и повязку женщина просит своих детей отнести мачехе, что те и делают. По возвращению детей, Медея плачет, прощается с ними и убивает их, понимая, что если этого не сделает она, то сделают другие.

Новая жена Ясона примеряет плащ, но вдруг он вспыхивает огнем. К ней на помощь бросается отец, но заколдованное пламя обвивает их обоих и они сгорают. Ясон бежит к Медеи, но она с телами детей убегает от него на колеснице.

 

Эзоп Басни.

«Лиса и Виноград»

 

Однажды увидела лисица на виноградной лозе сочные грозди. Ей захотелось добраться до них, чтобы поесть. Однако грозди висели так высоко, что как ни скакала лисица, как ни старалась, ей не досталось ни одной грозди. Уставшая и раздосадованная лисица сказала тогда: Да не нужен мне этот виноград! Зелен он еще! — и побрела прочь.
Мораль: вот так и некоторые из нас, не сумев добиться желаемого, притворяются, что это им вовсе не нужно или спешат обвинить в неуспехе обстоятельства.

«Орел и жук».


Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.554 с.