Гарантии, льготы и защита прав инвесторов. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Гарантии, льготы и защита прав инвесторов.

2020-04-03 134
Гарантии, льготы и защита прав инвесторов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Иностранные инвестиции В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

Инвестиционный климат – совокупность экономических, правовых, политических, организационных, социальных и других факторов, определяющих возможности эффективной, стабильной предпринимательской деятельности, связанной с различными рисками (деловой энциклопедический словарь).

Гарантии прав инвесторов. Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов. Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению. Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности (статья 9 ИК).

Гарантии использования результатов инвестиционной деятельности. Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности (статья 10 ИК).

Защита инвестиций. Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются Инвестиционным кодексом и законами Республики Беларусь (статья 11 ИК).

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR). Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд (статья 12 ИК).

Гарантии от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд. Вред, в том числе убытки, причиненные в результате указанных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда. Порядок возмещения вреда, в том числе убытков, определяется актами законодательства Республики Беларусь (статья 13 ИК).

Среди важнейших факторов, которые оказывают влияние на географию притоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2009-2011гг., руководители ТНК назвали следующие: размеры местного рынка, рост рынка, наличие поставщиков и партнеров, доступ на международные и региональные рынки, а также стабильная и благоприятная деловая среда [4]. Республика Беларусь обладает сравнительно малыми размерами внутреннего рынка и находится в окружении трех стран, экономика которых будет наиболее привлекательной для иностранных капиталовложений в посткризисные годы. Среди 15 наиболее привлекательных для ПИИ стран мира, названных 74% ТНК в опросе ЮНКТАД о перспективах мировых инвестиций – Российская Федерация (5-е место) и Польша (14-е место). Также в тридцатку привлекательных для ПИИ стран вошла и Украина [4]. Таким образом, в условиях конкуренции за свободные ПИИ Республике Беларусь необходимо создавать более выгодные условия для осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому целью статьи является анализ тенденций поступления прямых иностранных инвестиций в республику и выявление факторов, улучшающих инвестиционный климат.

В 2010-2013гг. рейтинг Республики Беларусь в оценке Doing Business Всемирного банка стабилизировался на уровне 58-60 места среди 183 стран (таблицы 1–2). Также наблюдается устойчивая тенденция роста иностранных инвестиций и числа предприятий с зарубежным капиталом (таблицы 3–5), что в совокупности свидетельствует об улучшении инвестиционного климата.

Республика Беларусь является стабильным лидером в позициях «открытие нового бизнеса» (9 место), «регистрация собственности» (3 место), «вступление в силу контрактов» (13 место). Значительно улучшились позиции: «защита инвесторов» – со 109 до 82 места (рост 27 пунктов), «лицензирование» – с 44 до 30 места (рост 14 пунктов), «закрытие бизнеса» – с 74 до 56 места (рост 18 пунктов) (табл.2).

Однако по рейтингу «подключение к электросетям» в том же отчете республика занимает 171-е место, по «трансграничной торговле» – 151-е, по условиям получения кредита – 104 место, а по условиям налогообложения – 129-е место, хотя благодаря сокращению количества, размеров налогов и периодичности их уплаты здесь наблюдается значительное улучшение позиции (рост 54 пункта).

По фактору благоприятности деловой среды у Беларуси появились новые конкуренты – Азербайджан, Грузия и Армения. Однако рейтинг отслеживает далеко не все индикаторы, имеющие значение для инвесторов. Всемирный банк сосредоточил внимание только на 10 элементах, притом, что деловой климат определяется значительно большим числом компонентов. К примеру, в отчете не дается оценка стабильности законодательства. Принимая решение о вложении капитала иностранные инвесторы оценивают в первую очередь опыт работы локальных предпринимателей, собирают информацию об успешности проектов.

Т а б л и ц а 1 – Оценка Всемирным банком бизнес-среды некоторых стран с транзитивной экономикой, 2010г.

Категория Беларусь Казахстан Россия Украина Молдова Армения Азербайджан Грузия
Благоприятность бизнес-среды 58 63 120 142 94 43 38 11
Открытие нового бизнеса 7 82 106 124 77 21 17 5
Лицензирование 44 143 182 181 161 72 158 7
Наём рабочей силы 32 38 109 83 141 62 33 9
Регистрация собственности 10 31 45 141 17 5 9 2
Получение кредита 113 43 87 30 87 43 15 30
Защита инвесторов 109 57 93 109 109 93 20 41
Уплата налогов 183 52 103 181 101 153 108 64
Трансграничная торговля 129 182 162 139 140 102 177 30
Вступление в силу контрактов 12 34 19 43 22 62 26 41
Закрытие бизнеса 74 54 92 145 90 49 84 95

Источник: [6].

 

Т а б л и ц а 2 – Оценка Всемирным банком бизнес-среды Республики Беларусь в динамике

Категория 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Благоприятность бизнес-среды 58 91 60 58
Открытие нового бизнеса 7 7 9 9
Лицензирование 44 45 42 30
Регистрация собственности 10 6 3 3
Получение кредита 113 96 97 104
Защита инвесторов 109 108 79 82
Уплата налогов 183 183 158 129
Трансграничная торговля 129 152 154 151
Вступление в силу контрактов 12 11 14 13
Закрытие бизнеса 74 98 42 56
Наём рабочей силы 32 н/д н/д н/д
Подключение к электросетям н/д 174 173 171

Источник: [6,7,8].

 

В реальный сектор экономики (кроме банков) в 2011г. иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд.USD инвестиций, что в 26 раз больше, чем в 2002г., из них в транспорт и связь рост составил 61 раз, в промышленность – 25 раз (табл. 3). Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) возросла и составила 70% от всех поступивших инвестиций. В отраслевом разрезе лидерами по ПИИ стали транспорт и связь (44%), торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (45%). Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в 2011г. значительно возросло и составило 2159 млн.USD, что в 12,5 раза больше 2002г., в том числе наибольший рост наблюдается в промышленности – в 18 раз. Сельское хозяйство республики является непривлекательной отраслью для иностранного капитала: доля ПИИ в сельское хозяйство и колеблется по годам от 0,3 до 1,5%, а удельный вес чистого поступления ПИИ на село составляет 0,5-1,0%.

 

Т а б л и ц а 3 – Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики

Республики Беларусь

Показатели 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г
Поступление иностранных инвестиций по отраслям, всего, млн.долл.США 722,2 1306,5 1517,4 1816,2 4036,1 5421,9 6525,9 9303,7 9085,5 18878,6
В т.ч. промышленность  200,7 347,1 423,5 806,0 894,0 2371,2 2790,5 2808,8 2055,1 4932,7
 сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство   3,9 6,8 12,8 2,8 11,5 29,4 33,6 26,0 15,9 32,5
транспорт и связь 102,2 237,3 279,8 215,5 340,8 748,2 681,7 3728,7 5046,6 6231,5
торговля и общест. питание 269,8 393,3 464,6 281,5 435,5 320,6 556,5 945,9 1322,5 н/д
 торговля, ремонт автомобилей, быт. изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2454,6 2392,1 1632,1 6712,4
общая коммерч. деят-ть по обеспеч. функцион. рынка 89,2   278,3 292,2 449,5 2208,3 1631,7 1941,5 1479,3 326,2 н/д
 операции с недвиж. имущ.,аренда и предоставление услуг потребителям  н/д н/д н/д н/д н/д н/д 251,2 201,3 172,3 632,2
Поступление прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего,млн.долл.США 298,9 674,5 859,2 451,3 748,6 1313,5 2279,8 4821,1 5569,4 13248,0
в т.ч. промышленность   40,0 93,6 130,3 76,7 133,6 227,1 422,8 251,4 292,4 929,0
 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 5,2 3,6 0,6 1,3 21,7 23,9 17,4 8,7 26,5
 транспорт и связь 98,5 123,5 153,3 24,4 9,8 233,7 281,8 3127,6 4319,1 5849,7
торговля и обществ. питание 146,8 246,6 353,4 27,2 67,1 73,4 178,4 731,2 754,5 н/д
 торговля,ремонт автомобилей,быт. изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1390,5 1220,2 813,6 5964,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,8 196,4 202,5 304,1 497,3 623,6 1234,1 494,8 70,2 н/д
 операции с недвиж.имуществом,аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 83,5 131,9 68,6 328,2
Чистое поступление, изъятие (–) иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего,млн.долл.США 202,1 68,4 145,6 268,5 655,1 1278,5 845,6 725,1 425,2 4053,4
в т.ч. промышленность 3,5 77,6 100,7 103,3 244,7 546,7 324,0 253,9 -11,4 1941,4
сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство   3,8 6,4 -0,01 -8,6 -6,4 3,7 25,2 19,3 2,4 9,3
транспорт и связь 53,8 77,1 -23,9 25,5 72,5 428,6 122,6 256,3 428,2 843,0
торговля и обществен. питание 113,7 -64,7 54,1 76,6 216,8 42,4 206,5 171,9 48,8 н/д
торговля,ремонт автомобилей,быт. изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д -35,9 128,5 -44,0 701,3
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка -11,3 -45,0 16,4 60,5 98,1 39,9 -202,9 -40,1 -74,9 н/д
операции с недвиж. имуществом,аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 174,9 119,1 2,4 360,0
Чистое поступление, изъятие (–) прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего,млн.долл.США 172,2 93,0 130,9 64,4 105,9 565,1 682,7 420,9 360,6 2159,3
в т.ч. промышленность 24,3 67,9 86,7 36,1 30,2 164,2 358,2 103,8 111,8 431,2
 сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство      3,8 5,0 2,2 0,5 1,0 4,2 19,8 14,1 0,6 10,4
транспорт и связь 83,5 27,1 9,2 10,8 -16,0 186,6 106,8 119,7 251,1 674,3
торговля и обществен. питание 77,8 -41,1 28,2 14,8 50,4 46,3 128,5 105,3 -23,5 н/д
 торговля,ремонт автомобилей,быт. изделий и предметов личного пользования        н/д н/д н/д н/д н/д н/д 99,6 55,1 -29,9 703,9
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,1   26,4 -6,5 -8,4 13,0 63,5 -16,6 -50,5 -0,6 н/д
операции с недвиж. имуществом,аренда и предоставление услуг потребителям  н/д н/д н/д н/д н/д н/д 59,9 107,9 10,8 250,3

Расчеты авторов на основе источника [5].

 

В общей структуре прямых иностранных инвестиций в 2011г. акционерные вложения увеличились на 3,2 млрд. долл. США по сравнению с 2010г. Значительный приток прямых иностранных инвестиций в 2011г. объясняется покупкой в ноябре 2011г. российским предприятием ОАО «Газпром» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долл. США и доведением своей доли в организации до 100%.

На практике большинство иностранных инвесторов предпочитают покупку существующих предприятий и их модернизацию, чем строительство новых. При этом, как правило, одно из основных требований – это получение контрольного пакета акций. А поскольку программа привлечения иностранного капитала не увязана с программой приватизации, отечественные предприятия привлекают кредиты иностранных банков, но это – не прямые иностранные инвестиции. Поставленная в 2013г. правительством цель – модернизация промышленных предприятий не должна ограничиваться только закупкой современного отечественного и иностранного оборудования. С продажей доли собственности иностранному инвестору предприятие получает не только высокотехнологичное оборудование, но и передовые технологии в организации производства, а также новые каналы сбыта за рубежом.

Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2011г. поступила от резидентов России (54,4%), Соединенного Королевства (30,4%). Участие всех остальных было почти символическим (табл. 4). Ушли с рынка Виргинские остова, Австрия, активизировались инвесторы из Украины. Беларусь занимает 7-е место в десятке стран – крупнейших получателей капитала из Российской Федерации (после Кипра, Нидерландов, США, Швейцарии, Виргинских островов и Великобритании) [2].

Т а б л и ц а 4 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %     

Показатели 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г
Австрия 0,8 0,3 0,9 1,0 2,4 1,5 1,7 0,1 0,1 н/д
Виргинские острова, Британские   25,0 5,8 0,6 1,7 0,3 0,4 1,6 0,02 0,02 н/д
Германия 2,4  2,8 2,4 1,3 2,3 2,1 4,1 1,1 1,1 1,1
Кипр 20,1  2,3 1,7 1,8 3,8  16,3  11,5 2,1  1,1 2,6
Литва н/д н/д 0,4 0,8 0,7 1,3 0,5 0,6 0,8 0,7
Нидерланды 1,5  0,8 1,5 1,9 2,3 2,0 1,2 0,8  0,1 0,6
Польша н/д н/д 1,1 1,6 2,6 1,4 0,9 0,4 0,5 0,6
Россия 17,8  21,4 17,8  8,7  6,1 16,7 14,4 83,5  90,8 54,4
Соед.Королевство 4,9  3,0 4,9 3,6 3,1 1,6 1,9 1,1  1,0 30,4
США 3,5  2,4 3,5 3,3 3,2 2,9 1,6 0,7  0,7 0,8
Швейцария 0,2  53,0 59,6 67,3 66,4 44,2 53,3  7,3  0,7 н/д
Эстония 0,3  0,2 0,6 0,8 2,3 2,7 1,4 0,3  0,2 н/д
Украина н/д н/д 0,02 0,1 0,01 0,1 0,2 0,1 0,1 4,2

Расчеты авторов на основе источника [5].

 

В 2011г. вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал (в долл. США) возрос в 5 раз по сравнению с 2002г., среднегодовая численность работников увеличилась в 4 раза, объём производства товаров (в бел. руб.) – в 128 раз (табл. 5).

За исследуемый период экспорт товаров организаций с иностранными инвестициями возрос в 14 раз, импорт – в 25 раз. На протяжении 10 лет организации с иностранными инвестициями имеют отрицательное внешнеторговое сальдо, наибольшее – в 2009г. – (-7,4) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,044) млрд. долл. США. В 2011г. импорт также преобладал над экспортом в 1,9 раза и внешнеторговое сальдо было отрицательным – (-8) млрд. долл. США. В целом по внешней торговле товарами Республика Беларусь имела меньшее отрицательное сальдо в 2009г. – (-7,265) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,6) млрд. долл. США, в 2011г. – (-4,34) млрд. долл. США [5]. Таким образом, организации с иностранными инвестициями предпочитают ввозить импортное сырьё и материалы и продавать готовую продукцию на внутреннем рынке республики.

 

Т а б л и ц а 5 – Основные показатели деятельности организаций с иностранными

Инвестициями

Показатели 2000г. 2005г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Число организаций на конец года, единиц  1860 3545 4218 4880 5176 5876 5759
В т.ч. совместные 1179 1903 2321 2704 2819 3168 3227
     иностранные 681 1642 1897 2176 2357 2708 2373
Вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал на конец года, млн. долл. США 335 745 1133 1179,4 1291,1 1416,5 1629,5
В т.ч. совместные 207 385 714 748,7 767,1 852,9 874,8
     иностранные 128 360 419 430,7 524,0 563,6 747,9
Среднегодовая численность работников,тыс. чел.  81,4 160,1 185,7 301,9 291,6 309,8 328,4
В т.ч. совместные 63,0 110,1 125,3 229,3 220,8 212,6 217,8
     иностранные 18,4 50,0 60,4 72,6 70,8 97,2 80,6
Объем производства товаров и услуг, млрд. руб.   811 8365 15015 31948 34249 45783 103414
В т.ч. совместные 671 5874 9186 24931 26851 34870 73701
     иностранные 140 2491 5829 7016 7397 10913 22090
Экспорт товаров, млн. долл. США 691 3334 4809 10074 4734 3877 9422
В т.ч. совместные 445 1707 2183 6416 2753 2796 7608
     иностранные 246 1627 2626 3658 1981 1080 1116
Импорт товаров, млн. долл. США 696     4879 8682 13680 12110 12921 17444
В т.ч. совместные 506    2037 3173  7306  7404 9209 7773
     иностранные 190     2842 5509 6374 4706 3712 9210
Сальдо: экспорт – импорт, млн. долл. США -5 -1545 -3873 -3606 -7376 -9044 -8022
Оптовый товарооборот, млрд. руб.  320  5048 16356 22400 16500 24764 46719
В т.ч. совместные 212 1619 1909  13823 9814 16373 37664
    иностранные 108 3429 14447 8577 6686 8391 8243

Расчеты авторов на основе источника [5].

 

По результатам опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре-ноябре 2009г. (руководитель исследования доцент БГЭУ Елена Петрушкевич) общая положительная оценка инвестиционного климата Беларуси иностранными инвесторами в 2009г. увеличилась до 78%, что на 9% больше, чем в 2008г. Число удовлетворительных оценок возросло с 57% до 63%. Иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и её относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики, правовое обеспечение и социальная ответственность исполнения договоров, существующая система урегулирования споров, улучшение условий регистрации нового бизнеса. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. респонденты отметили также значительное превышение числа факторов, препятствующих (14) и не благоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Среди неблагоприятных факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций, наиболее значимы риск непрямой экспроприации собственности, санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (64%), степень бюрократизации (60%), уровень налоговой нагрузки (59%), регулирование ценообразования (55%), административные процедуры (54%) [2, 4].

Если в 2009г. по оценке экспертов Всемирного банка в Беларуси для подготовки и подачи налоговой отчетности бухгалтером затрачивалось в среднем 800-900 часов в год или около 100 рабочих дней, то в 2011г. – значительно меньше – 798 часов. Для улучшения ситуации в области налогообложения в 2012-2013гг. в республике сделаны существенные шаги: отменен ряд налогов (налог на услуги, сбор на развитие территорий, четыре платежа в составе экологического налога), налог на добавленную стоимость разрешено уплачивать один раз в квартал, налог на прибыль – по итогам года при его снижении с 24% до 18%, расширены возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Отменены отчисления в инновационные фонды из себестоимости, теперь они формируются в размере 10% от уплаченного налога на прибыль. Снижены налоги при упрощенной системе налогообложения с 7 до 5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; с 5 до 3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость. Отменяется ставка в размере 15 %, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в качестве налоговой базы валовой доход. Стандарты учета и отчетности по-прежнему отличаются от международных сложностью и многообразием.

Программным, стратегическим документом, знаменующим кардинальное изменение отношений власти и частного бизнеса, стала Директива Президента №4 от 31.12.2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [3]. В Директиве предполагается развитие добросовестной конкуренции на основе свободного ценообразования, проведение открытой антимонопольной политики, способствование массовой передаче в частную собственность государственной недвижимости на льготных условиях, гарантия необратимости приватизации, запрет на межобластные ограничения на товарных рынках, сокращение налоговой нагрузки и количества проверок, уменьшение административной ответственности бизнесменов. Однако в Директиве не упоминается необходимость решения проблемы неравных условий доступа к ресурсам для предприятий различной формы собственности и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны местных властей. Эксперты ЮНКТАД отмечают также нерешенность вопроса о праве собственности на землю для коммерческого или промышленного использования, для этих целей земля сегодня выдается в аренду, а также нестабильность законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне- и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практикой. К тому же предприятиям далеко не всегда предоставляется время, чтобы подготовиться к очередным нововведениям.

Заключение. Экономическая система страны, ожидающей инвестиции, должна соответствовать экономической системе страны-инвестора с точки зрения общего порядка ведения дел на предприятиях: в вопросах защиты собственности; в структуре бухгалтерского и налогового учета; в наличии гарантий; в системе ценообразования; в понимании административных прав органов власти. Рассматривать вопрос инвестиционной привлекательности необходимо в сравнении со странами-соседками, а не с внутренними условиями. Поэтому в первую очередь рекомендуется усовершенствовать законодательство Республики Беларусь для защиты иностранных инвестиций с учетом мировой практики в следующих областях: прямая и непрямая экспроприация и национализация (статья 11 Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь), необходимо определить четкий перечень причин реквизиции и национализации имущества инвестора, разработать методику определения убытков от реквизиции и национализации, обеспечить доступ к международным механизмам разрешения споров (доступ к международному арбитражу).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дулевич, Л.И. Тенденции формирования инвестиционного климата /Л.И. Дулевич, П. Балицкая // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК: сб. науч. тр. / Гл. ред. М.З. Фрейдин. – Горки-Щецин: Белорусская сельскохозяйственная академия, Западнопоморский технологический университет в Щецине, 2011. – Выпуск 8. – С. 76–79.   .

2. Куницкий Р. Сдать всё лишнее/ Эк. газета. 2010. 20 авг. № 64 (1381). С. 1,4.

3. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента №4 от 31.12.2010г./ Эк. газета. 2011.11 янв. № 2 (1420). Информбанк, С. 2-5.

4. Петрушкевич Е., Барбьери М. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь/ Банкаускi веснiк. Снежань 2009. С. 50-57.

5. Статистический ежегодник: Республика Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. Минск, 2012. – 715 с.

6. Doing Business 2011. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank – Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/ – Дата доступа: 25.01.2011.

7. Doing Business 2012. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank – Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/ – Дата доступа: 25.01.2012.

8. Doing Business 2013. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank – Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/ – Дата доступа: 26.01.2013.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.