Тема 8. Региональная бюджетно-налоговая система — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 8. Региональная бюджетно-налоговая система

2020-05-07 154
Тема 8. Региональная бюджетно-налоговая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество часов: 1 час

Основные вопросы/план темы.

1. Бюджетные отношения региона. Бюджет региона. 

2. Основные функции бюджетной системы региона. Принципы формирования бюджетной системы региона. 

3. Методы формирования регионального бюджета. Региональный аспект финансово-бюджетных отношений в РК. Роль совершенствования межбюджетных отношений в обеспечении расширенного воспроизводства экономического потенциала региона.

4. Официальные трансферты общего характера(бюджетные субвенции и бюджетные изъятии) как основной механизм регулирования отношений между уровнями бюджетов. Функционирование налоговой системы в условиях региона.

5. Региональные механизмы налогового регулировапния экономики и социальных процессов.

Тезисы лекции

Регулирующие функции государства в региональном развитии реализуются путем использования широкого арсенала административных, правовых и экономических инструментов. Одним из важнейших механизмов является финансово-экономические регулирование, в особенности межбюджетные отношения.

В бюджетных системах с устойчивым разделением доходов и полномочий по расходам основным инструментом регулирования межбюджетных дисбалансов являются межбюджетные трансферты. Различаются два основных типа трансфертов: вертикальные (от бюджетов вышестоящего уровня к нижестоящим) и горизонтальные (между бюджетами одного уровня). Вертикальные межбюджетные трансферты, в свою очередь, подразделяются на общий (выравнивающий) и целевые (специальные) трансферты.

По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального развития можно разделить на две группы:

- общеэкономические регуляторы или макроинструменты, воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях;

- регуляторы адресного воздействия или микроинструменты.

Макроинструменты региональной экономической политики представляют собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной а) политики налогов и расходов, б) монетарной политики, в) тарифной политики. Для проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки на бизнес, льготные налоги на доходы, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель их применения – поднять конкурентоспособность регионов на национальном и внешнем рынках, способствовать их динамичному развитию и включения их ресурсов в хозяйственный оборот и улучшение условий жизни проживающего населения.

Микроинструменты региональной экономической политики применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов регионального хозяйства. Выделяются два главных направления воздействия: на труд и на капитал. Политика воздействия на труд предполагает: а) переориентацию труда на месте, его переподготовку, б) пространственное перемещение рабочей силы. А политика воздействия на капитал включает в себя: а) налоги и субсидии, б) повышение эффективности рыка капиталов, в) улучшение процесса управления субъектами, г) административный контроль.

Во многих странах с целью стимулирования социально-экономического развития и преодоления кризисной ситуации используют особые методы и механизмы регулирования экономической деятельности. Это создание СЭЗ, технополисов, зон предпринимательства и т.д.

Литература.

1.Турекулова Д.М. и др. Государственное управление экономикой в Казахстане: Учебное пособие/Бейсенгалиев Б.Т., Жуманова Б.К., Курманов Н.А. – Алматы: Эверо, 2015. – 288

2.Сейтхожина Д.А. C Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – Алматы: CyberSmith, 2017. – 288 с.

3.Рыманов Д.М., Купанова С.А. Основы теории управления: учебно-методический комплекс / Рыманов Д.М., Купанова С.А. – Алматы: «Эверо» баспасы, 2015. – 98 с.

4.Сембиева Л.М. «Денежно-кредитное регулирование экономики» для студентов и магистрантов экономических специальностей. 1-том. Учебное пособие по дисциплине – Алматы: Эверо, 2017 г. – 320 с.

5.Цеховой А.Ф. Теория и практика управления проектами: Учебное издание. / А.Ф. Цеховой, М.А. Винницкая, М.А. Карлинская. – Алматы: изд-во «Эпиграф», 2016 –172 с. 6.Илл. 21, табл. 61.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 1 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У.Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 332 с.

7.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 2 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У. Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 384 с

Формат проведения занятия:лекция – презентация с раздаточным материалом.

 

Тема 9. Планирование и прогнозирование развития экономики регионов

Количество часов: 1 час

Основные вопросы/план темы.

1. Прогнозирование, планирование и программирование как основные механизмы регулирования региональной экономики.

2. Роль местных представительных и исполнительных органов в разработке  и обеспечении выполнения планов развития экономики и социальной сферы регионов. 

3. Главное содержание планов-прогнозов регионального развития, их основные разделы и показатели.  

4. Классификация региональных программ.

5. Механизм реализации программы. Критерии оценки программы. Цели и ресурсы программы.

Тезисы лекции

Для реализации поставленных целей регионального развития экономическая политика предполагает разработку региональными органами управления определенной системы взаимосогласованных документов, каждый из которых должен удовлетворять требованиям к содержанию и глубине проработанности. Одними из таких важных документов являются планы-прогнозы регионального развития. В них отражаются, во-первых, наиболее эффективные направления развития экономики региона и во-вторых, они служат ориентиром и социально-экономическим обоснованием этих направлений.

Необходимость разработки таких планов-прогнозов обусловлено тем, что экономика региона как конкретная экономическая система, целостный организм, расположенный на одной территории, включает в себя множество хозяйствующих субъектов различной производственной специализации, занятых в разных общественных сферах, разнообразной собственнической принадлежности, с разнонаправленными интересами, потребностями и возможностями. Для динамичного их развития необходимо обеспечить определенную согласованность их экономической деятельности, координировать и контролировать их действия, направлять их в русло решения общерегиональных проблем, выработать такую стратегию развития региона, которая удовлетворяла бы всем требованиям эффективного и комплексного развития региона. Главными методами обеспечения такой согласованности является прогнозирование и планирование.

Прогнозирование – это процесс научного и вариантного предвидения тенденций предстоящего развития экономики, учитывающий как сложившиеся ее параметры, так и будущие технико-технологические изменения. Такой прогноз отражает цель прогноза, источники, объемы, возможности и условия привлечения и использования собственных и привлеченных в регион ресурсов развития, товарных рынков, возможного повышения эффективности экономики. Может разрабатываться на долгосрочную (свыше 10 лет), среднесрочную (5 и более лет), краткосрочную (до 1 года) перспективу. Эти прогнозы базируются на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности объективным закономерностям, альтернативности. На практике используются следующие методы прогнозирования: интуитивные и математические.

Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого в ожидаемых условиях развития.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным и стратегическим. По периоду действия выделяются: долгосрочные (оком на 10 и более лет), среднесрочные (сроком от 3-х до 5 лет), текущие (годовые) планы.

В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач разноудаленных по времени.

К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный и программно-целевой методы.

Следует отметить, что прогнозирование и планирование – это широко распространенные методы регулирования экономики в мировой практике. Практически во всех развитых странах мира разрабатываются имеющие правовую основу прогнозы и индикативные планы развития экономики. Сильные традиции имеет Франция, Япония, Германия, Нидерланды, США т другие страны.

Литература.

1.Турекулова Д.М. и др. Государственное управление экономикой в Казахстане: Учебное пособие/Бейсенгалиев Б.Т., Жуманова Б.К., Курманов Н.А. – Алматы: Эверо, 2015. – 288

2.Сейтхожина Д.А. C Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – Алматы: CyberSmith, 2017. – 288 с.

3.Рыманов Д.М., Купанова С.А. Основы теории управления: учебно-методический комплекс / Рыманов Д.М., Купанова С.А. – Алматы: «Эверо» баспасы, 2015. – 98 с.

4.Сембиева Л.М. «Денежно-кредитное регулирование экономики» для студентов и магистрантов экономических специальностей. 1-том. Учебное пособие по дисциплине – Алматы: Эверо, 2017 г. – 320 с.

5.Цеховой А.Ф. Теория и практика управления проектами: Учебное издание. / А.Ф. Цеховой, М.А. Винницкая, М.А. Карлинская. – Алматы: изд-во «Эпиграф», 2016 –172 с. 6.Илл. 21, табл. 61.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 1 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У.Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 332 с.

7.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 2 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У. Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 384 с

Формат проведения занятия:лекция – презентация с раздаточным материалом.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.