Призыв к искренности как манифест оттепели — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Призыв к искренности как манифест оттепели

2020-05-07 123
Призыв к искренности как манифест оттепели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ:

ЖУРНАЛ «НОВЫЙ МИР» АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО (1950-1954; 1958 – 1970) КАК ПЛОЩАДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ

 

«Новый мир» один из старейших советских литературно-художественных журналов. Он был создан  в 1925 году. Журнал возглавляли известные люди: нарком просвещения СССР А.В.Луначарский и главный редактор газеты «Известия» Юрий Стеклов, затем литературный критик и историк Вячеслав Полонский, генеральный секретарь Союза советских писателей Владимир Ставский. После войны редактором был Константин Симонов. Он руководил журналом с 1946 по 1950-й год.

В историю русской культуры и журналистики журнал вошел, прежде всего, с именем Александра Твардовского. Под его руководством журнал сыграл выдающуюся роль в формировании либерального умонастроения в годы оттепели.

 

Борьба с «Новым миром»

 

Как главный редактор журнала Твардовский обладал большим общественным весом и, соответственно, особыми возможностями. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, кандидатом в члены ЦК КПСС, секретарем Союза писателей СССР, он был лауреатом Ленинской премии (бывшая Сталинская), четырежды лауреатом Государственной премии, был удостоен многих орденов и медалей. Но несмотря на все эти регалии и высокий статус, ему приходилось испытывать на себе возрастающее с каждым годом давление консервативных сил.

Когда наступил конец «хрущевской оттепели», для журнала и самого Твардовского настали сложные времена. Журнал постоянно ругали за «очернительство», «искажение истории», «критику колхозного строя» и т.д. Твардовского перестали избирать в государственные и партийные органы. В течение нескольких лет велась литературная (и не только литературная) полемика «Нового мира» с журналом «Октябрь», главным редактором которого был убежденный  сталинист Всеволод Кочетов.

После ввода советских войск в Чехословакию и подавления «пражской весны» в августе 1968 года в Советском Союзе подняла голову реакция, усилился цензурный пресс – и с каждым днем становилось все более ясно, что «Новому миру» в этих условиях не выжить. В советской прессе началась кампания травли «Нового мира». Ее возглавил журнал «Огонек» и газета «Социалистическая индустрия». Т

Летом 1969 года в «Огоньке» появилось «письмо одиннадцати». Это был резкий выпад в ответ на статью публициста Александра «О традициях и народности», опубликованную в «Новом мире». Дементьев здесь резко критиковал авторов журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник», продвигавших национально-патриотическую идеологию с оттенком великодержавного шовинизма. Тогда же в «Социалистической индустрии» появилось «Открытое письмо главному редактору «Нового мира» тов. Твардовскому А.Т.», за подписью некоего мифического токаря, Героя Социалистического Труда Ивана Захарова. В этом письме традиционно вымышленный «глас народа» писал по поводу опубликованных в журнале статей писателя Андрея Синявского: «Именно на страницах «Нового мира» печатал свои «критические» статейки А.Синявский, чередуя их с зарубежными публикациями антисоветских пасквилей». Ожесточенную борьбу с журналом вел Главлит, систематически не допускавший к печати самые интересные и острые материалы.

О давлении на журнал говорит и тот факт, что подписка на него в те годы неизменно ограничивалась, а на родине Брежнева, в Днепропетровской области была вообще запрещена. В последние два года редакторской деятельности Твардовского тираж журнала был чрезвычайно малым – всего 271 тысяча экземпляров, а в это же время другие, более послушные журналы имели миллионные тиражи.

Прямо уволить Твардовского с должности главного редактора руководство Союза писателей СССР не решалось – все-таки всенародно известный поэт, классик. Твардовского постепенно выдавили. Из редколлегии удаляли близких Твардовскому людей и назначали ему враждебных. На это у Союза писателей были права. В конце концов в феврале 1970 года Александр Твардовский сам подал заявление об уходе. Как вскоре выяснилось, для Твардовского журнал означал жизнь – в буквальном смысле слова. После разгрома «Нового мира» он прожил совсем недолго. Как писал впоследствии Александр Солженицын: «Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище, его страсть – его журнал».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРОТИВНИКИ «НОВОГО МИРА»

 

Из отчета о совещание в МГК партии с московскими пи­сателями собрании

(«Литературная газета», 19 марта 1963 г.)

 

«Мы участвуем в горячих, жестоких идеологических боях,— говорит А. Сурков.— То, что было сказано в выступлениях товарищей Н. С. Хру­щева, Л. Ф. Ильичева на встречах с деятелями литературы и искусства, нам надо положить в основу своей деятельности. Надо все сделать для того, чтобы как можно быстрее за своим рабочим столом ответить делом на заботу партии об идейной чистоте нашего боевого оружия, о его силе и мощи.

Мы должны прямо сказать и о некоторых ошибочных тенденциях, проявившихся в последнее время. Я преисполнен уважения к замечатель­ному публицисту Илье Эренбургу. Но мемуары его нуждаются в серьез­ном, глубоком критическом разборе».

«Задача советских писателей — воспитывать молодежь на положитель­ных примерах, вести ее к светлому будущему, к коммунизму,— ска­зал В. Тевекелян.— С этой точки зрения мне не ясна позиция, которую занимает редакция журнала „Новый мир". Мы знаем не только опублико­ванную на страницах этого журнала повесть А. Солженицына „Один день Ивана Денисовича", но и его рассказ „Матренин двор". Когда читаешь рассказ, складывается впечатление, что психология крестьянина осталась такой же, какой была шестьдесят лет назад. Но это неверно! Нам нужны произведения, которые бы исторически правдиво рассказывали об огромных революционных изменениях, происшедших в советской де­ревне».

Из статьи С. Павлова «Творчество молодых — служению великим идеалам» 

(«Комсомольская правда», 22.111.1963).

 

«Под предлогом борьбы против последствий культа личности и догма­тизма некоторые литераторы, кинематографисты, художники стали как-то «стесняться» говорить о высоких идеях, о коммунизме. Жонглируя вы­соким понятием «жизненная правда», извращая это понятие, они населяют свои произведения людьми, стоящими в стороне от больших обществен­ных интересов, погруженными в узкий мирок обывательских проблем. И вот этих-то мещан иные авторы изображают с наибольшей симпатией!

Вред подобных произведений для воспитания молодежи очевиден. Подростку, не имеющему жизненного опыта, трудно критически разоб­раться в таких ущербных персонажах, тем более, что школа приучает его видеть в писателях авторитетных наставников. Вот и приходится нашим педагогам воевать с дурным влиянием некоторых книг, предназначенных для молодежи. Зато буржуазная пропаганда охотно берет такие произве­дения на вооружение, широко переводит и рекламирует их. На VIII Всемир­ном фестивале молодежи и студентов представители американской, французской, итальянской и других делегаций рассказывали нам, что моло­дежь их стран часто спрашивает: почему в жизни мы встречаем хороших советских людей, а в некоторых советских книгах пишут совсем о других? И действительно, стоит почитать мемуары И. Эренбурга, «Вологодскую свадьбу» А. Яшина, путевые заметки В. Некрасова, «На полпути к Луне» В. Аксенова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Хочу быть честным» В. Войновича (и все это — из журнала «Новый мир») – от этих произве­дений несет таким пессимизмом, затхлостью, безысходностью, что у че­ловека непосвященного, не знающего нашей жизни могут, чего доброго, мозги стать набекрень. Кстати, подобные произведения «Новый мир» печатает с какой-то совершенно необъяснимой последовательностью».

 

 

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ:

ЖУРНАЛ «НОВЫЙ МИР» АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО (1950-1954; 1958 – 1970) КАК ПЛОЩАДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ

 

«Новый мир» один из старейших советских литературно-художественных журналов. Он был создан  в 1925 году. Журнал возглавляли известные люди: нарком просвещения СССР А.В.Луначарский и главный редактор газеты «Известия» Юрий Стеклов, затем литературный критик и историк Вячеслав Полонский, генеральный секретарь Союза советских писателей Владимир Ставский. После войны редактором был Константин Симонов. Он руководил журналом с 1946 по 1950-й год.

В историю русской культуры и журналистики журнал вошел, прежде всего, с именем Александра Твардовского. Под его руководством журнал сыграл выдающуюся роль в формировании либерального умонастроения в годы оттепели.

 

Призыв к искренности как манифест оттепели

 

Впервые Твардовский возглавил журнал в 1950 году. Начало 1950-х было отмечено разгулом мракобесия. Одна за другой по стране волнами прокатывались агитационно-пропагандистские кампании. Пресловутая кампания борьбы с космополитизмом была прямо направлена на искоренение малейших признаков инакомыслия в сфере духовного и информационного производства. Журналистика и литература были подчинены задачам пропаганды. Однако как только после смерти Сталина наметились тенденции к либерализации режима, «Новый мир» не только включился в намечавшуюся волну оттепельных настроений, но и возглавил ее. Твардовский привлек в журнал талантливых молодых публицистов и литературных критиков Владимира Померанцева, Михаила Лившица, Марка Щеглова, прозаика Федора Абрамова, положившего начало так называемой «деревенской прозе», говорившей суровую правду о судьбе русской деревни.

Настоящим манифестом оттепельных настроений стала статья Владимира Померанцева «Об искренности в литературе» (НМ 1953 №12). В форме литературно-критической статьи Владимир Померанцев обсуждал актуальные общественно-политические проблемы. Призывая писателей к «искренности» он призывал их отказаться от конъюнктуры, от приукрашивания действительности. Мерилом достоинства настоящей литературы он призвал считать уровень правды.

Статья Померанцева вызвала необычайный общественный резонанс. Почувствовать атмосферу времени дает возможность эпизод из повести Солженицына «Раковый корпус» – дело здесь происходит в онкологическом отделении больницы. Это диалог рабочего паренька Дёмки и Авиеты, дочери высокопоставленного партийного чиновника, студентки-филологини, комсомолки и красавицы. Она пришла в больницу навестить отца. Вот этот диалог:

– Скажите, пожалуйста... А как вы относитесь к требованиям искренности в литературе? – Что, что? – живо обернулась к нему Авиета <…> И сюда эта искренность пролезла? Целую редакцию за эту искренность разогнали, а она опять тут?Авиета посмотрела на Дёмкино непросвещённое неразвитое лицо. Не оставалось у нее времени, но и под дурным влиянием оставлять этого пацана не следовало.– Слушайте, мальчик! – звонко, сильно, как с трибуны объявила она. – Искренность никак не может быть главным критерием книги. При неверных мыслях или чуждых настроениях искренность только усиливает вредное действие произведения, искренность – вредна! Субъективная искренность может оказаться против правдивости показа жизни – вот эту диалектику вы понимаете?Трудно доходили мысли до Дёмки, он взморщил весь лоб. – Не совсем, –  сказал он.– Ну хорошо, я вам объясню. <…> Нет ничего легче взять унылый факт, как он есть, и описать его. Но надо глубоко вспахать, чтобы показать те ростки будущего, которые не видны.– Ростки...– Что?? – Ростки сами должны прорасти, – торопился вставить Дёмка, – а если их пропахать, они не вырастут.– Ну? хорошо, мы не о сельском хозяйстве говорим. Мальчик! Говорить народу правду – это совсем не значит говорить плохое, тыкать в недостатки. Можно бесстрашно говорить о хорошем – чтоб оно стало ещё лучше! Откуда это фальшивое требование так называемой «суровой правды»? Да почему вдруг правда должна быть суровой? Почему она не должна быть сверкающей, увлекательной, оптимистической! Вся литература наша должна стать праздничной!  В конце концов, людей обижает, когда об их жизни пишут мрачно. Им нравится, когда о ней пишут, украшая её». (НМ201)

Иными словами, призыв к искренности в литературе был протестом против лжи партийного официоза, и в конечном счете протестом против пресловутого принципа партийности. И это хорошо понимали партийные идеологи. Статья Померанцева была признана идеологически ошибочной и подверглась резкой критике. Кроме того под удар партийных идеологов попал сам Твардовский, написавший поэму «Теркин на том свете» – острый памфлет против партийной бюрократии. О рукописи стало известно в ЦК. Партийные функционеры консерваторы получили возможность свести с журналом счеты. В итоге появилось решение секретариата ЦК КПСС (секретарем по идеологии был тогда «серый кардинал» М.А. Суслов) «Об ошибках журнала «Новый мир» от 12 августа 1954 года. Твардовского освободили от должности главного редактора. Журнал вновь возглавил Константин Симонов.  Но и Симонов «проштрафился» перед партийными бонзами, заявив, что послевоенные постановления партии по вопросам литературы и искусства нанесли огромный вред советской культуре.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.