Морские течения, их классификация и географическое значение — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Морские течения, их классификация и географическое значение

2020-05-07 401
Морские течения, их классификация и географическое значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морское течение – это поступательный горизонтальный перенос огромных масс воды верхнего слоя океана на большие расстояния по определенным путям в виде широких полос глубиной несколько сотен метров.

А) По происхождению морские течения классифицируются следующим образом:

1. Фрикционные - возникающие под действием сил трения воздуха о воду. При этом осуществляется давление ветра на склоны волн. Ветровая энергия передается на некоторую глубину. Выделяются два подтипа:

а) ветровые - вызванные временными ветрами;

б) дрейфовые - вызванные долговременными установившимися ветрами (пассаты).

2. Гравитационные – образующиеся под действием силы тяжести из-за возникновения уклона водной поверхности. Выделяются три подтипа:

а) плотностные - вызванные перераспределением плотности воды,

б) бароградиентные - возникающие вследствие перераспределения атмосферного давления, приводящие к наклону уровня воды,

в) стоковые - создающиеся при наклоне уровня вследствие притока береговых вод (Дунай, Днепр, Днестр создают избыток вод на северо-западном шельфе Черного моря).

3. Приливные - возникающие под действием приливообразующих сил Луны и Солнца.

4. Инерционные – остаточные течения, наблюдающиеся после прекращения действия всех возбуждающих движение факторов.

Б) По устойчивости выделяют группы:

1. Постоянные (Гольфстим, Куросио)

2. Периферические (муссонные, приливные)

3. Временные (вследствие интенсивных дождей, ветров).

В) По расположению выделяют течения:

1. поверхностные

2. глубинные

3. придонные

4. прибрежные.

По относительной температуре воды:

1. Теплые – с температурой воды большей, чем в окружающих водах.

2. Холодные – с температурой воды меньшей, чем в окружающих водах.

По солености:

1.Опресненные (например, стоковые поверхностные из Черного моря в Мраморное)

2. Осолоненные (например, глубинное из Мраморного в Черное море).

Д) По характеру движения:

1. прямолинейные (Восточно-Австралийское)

2. криволинейные (Южно-пассатное)

3. циклонические (Исландское, Норвежское)

4. антициклонические (Канарское, Перуанское)

Роль океанических течений в жизни нашей планеты трудно переоценить, поскольку движение водных потоков непосредственно влияет на климат планеты, погоду, морские организмы. Многие сравнивают океан с огромной тепловой машиной, которую приводит в движение солнечная энергия. Эта машина создаёт беспрестанный водообмен между поверхностными и глубинными слоями океана, обеспечивая его растворённым в воде кислородом и влияя на жизнь морских обитателей.

Случается и так, что холодное течение становится тёплым: средняя температура окружающей среды повышается на несколько градусов, из-за чего на землю проливаются теплые тропические ливни, которые, оказавшись в океане, губят рыбу, привыкшую к холодной температуре. Результат плачевный – в океане оказывается огромное количество дохлой мелкой рыбы, крупная рыба уходит, рыбный промысел прекращается, птицы покидают свои гнездовья. В результате местное население лишается рыбы, урожая, который побили ливни, и прибыли от продажи гуано в качестве удобрения. На восстановление прежней экосистемы нередко может уйти несколько лет.

Система океанических течений в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах

Тихий океан:

Сформированы крупнейшие теплые течения:

Куросио. Движется от Тайваня к Японскому архипелагу. Делится на Северо-Тихоокеанское, идущее до Американских берегов, и Цусимское, огибающее север Японии.

Восточно-Австралийское.

Аляскинское.

Холодные:

Калифорнийское. Ветвь Северо-Тихоокеанского, движущаяся вдоль калифорнийского берега.

Перуанское. Приток Южного Пассатного, огибающий Галапагос.

Курильское.

Нейтральные:

Северное Пассатное. Направлено от полуострова Калифорния к Филиппинам. Возле Тайваня превращается в Куросио.

Южное Пассатное. Устремлено от Галапагоса к южному австралийскому берегу. Переходит в Восточно-Австралийский поток.

Северо-Тихоокеанское. Исходит из Куросио. Движется от Японии к Америке. Является истоком Калифорнийского и Аляскинского.

Южно-Тихоокеанское.

Алеутское.

Экваториальное (Межпассатное) противотечение.

Атлантический океан:

Теплые потоки:

Гвианский.

Бразильский. Приток Южного Пассатного, исходящий из прибрежных вод Бразилии.

Северо-Атлантический. Начинается возле Ньюфаундленда, формирует несколько разнонаправленных потоков.

Гольфстрим. Зарождается близ Флориды, идет к Ньюфаундленскому шельфу.

Холодные:

Фолклендский.

Канарский. Ответвление от Северо-Атлантического.

Лабрадорский. Начинается у Канарских островов, входит в Гольфстрим.

Бенгельский. Начало у южных африканских берегов. Конец – Южный Пассатный.

Нейтральные:

Северный Пассатный. Формируется у западных африканских берегов, направляется к Антильскому архипелагу, расходится на Антильскую и Гвианскую ветви.

Южный Пассатный. Исток у африканского берега. Направлен к южноамериканскому берегу, дает Бразильскую и Гвианскую ветви.

Южно-Атлантический.

Индийский океан:

Крупные течения:

Игольное (теплое).

Западно-Австралийское (холодное).

Нейтральные: Муссонное (соединяющееся с Межпассатным), Южное Пассатное (идущее от Австралии к Мадагаскару, формирующее Мозамбикскую и Межпассатную ветку), Сомалийское (начинающееся от Южного Пассатного, переходящее в Муссонное).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.