Методология учебного пособия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методология учебного пособия

2020-05-07 118
Методология учебного пособия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном пособии представлены тестовые задания, позволяющие осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся, воспитанников, выяснить уровень их освоения. Они принадлежат к традиционным тестам, которые в своей основе имеют задания, правила их применения, рекомендации по интерпретации полученных результатов. 

Воспользуемся классификацией тестов, предложенных в педагогической литературе Аванесовым В.С[1] и Беспалько В.П.[2], и дадим классификационную характеристику тестовых заданий, включенных в пособие.

    По виду они принадлежат к группе тестовых заданий закрытого типа (каждый вопрос имеет три варианта готового ответа), в котором необходимо выбрать правильный ответ.

По содержанию - гомогенные, так как касаются содержания отдельной учебной дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», реализуемой в рамках дополнительной образовательной программой как «Сам себе спасатель».

По этапам контроля:

· входной (проверка готовности к обучению, установление того, что знают обучаемые, воспитанники из обеспечения безопасности жизнедеятельности);

· текущий (в том числе диагностический);

· тематический (по определенной теме)

· промежуточный;

· итоговый.

По средствам предъявления:

· использованием бланка, на котором написаны задания, и контрольной карточки, в которую необходимо внести ответы;

· использованием бланка, на котором записан один вопрос, в окончании которого написано «Ваши действия:» с предложением на основании своего имеющегося опыта и представлений ответить на этот вопрос (один из вариантов использование неполного блока ответов);

· компьютерные (вопросы внесены в компьютер), при наличии учебных мест + компьютер для каждого из участников, выполняющих тестовое задание; контрольные карточки + выведенные на экран тестовые задания для общего обозрения;

· практические: при проведении деловых игр, тренингов, учебно-тренировочных походов. Участия в смоделированных ситуациях  на местности, объектах, в социуме.

По характеру интерпретации результатов, в связи с отсутствием стандартного объема они не являются  критериально-ориентированными. Результат определяется по сумме набранных баллов при выполнении задания (один правильный ответ - один балл).

Так как мы не можем оперировать какими-то точными величинами (стандартами), в данном пособии мы говорим не о тесте, а о тестовом задании.

Выполнение тестовых заданий обязательно требует краткого комментирования, особенно на этапе входного контроля, если они преследуют цели определения первоначального уровня знаний.

Тестовые задания в пособии сгруппированы в две главы. В первой главе «Изучение чрезвычайных ситуаций» тестовые задания в разделах расположены с учетом общепринятой классификацией чрезвычайных ситуаций.

Во второй главе «Тестовые задания, используемые для проведения соревнований» тестовые задания сгруппированы также в разделы, включившие в себя задания, которые можно использовать как при проведении соревнований разного ранга и масштаба, так и проведения конкурсов.

Как уже было сказано, задания эти принадлежат к группе тестовых заданий  закрытого типа.   Выполнение задания  требует выбрать правильный ответ из трех предложенных (один из которых правильный,  два других ответа  не совсем  правильные). 

В каждом разделе первой главы представлены 20 вопросов, отражающих ключевые понятия изучаемого материала. Ответы на них позволят узнать объем как уже имеющихся знаний у обучающихся, воспитанников на этапе входного контроля, так и усвоенного учебного материала в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. 

В каждом разделе второй главы представлено разное количество вопросов: от 10 до 30. Это обусловлено тем, что они применяются в рамках соревнований и для их выполнения вводятся временные  рамки от нескольких минут в таких видах, как «Туристский поход. Маршрут выживания», «Поисково-спасательные работы» до 1 часа при проведении конкурсного задания в конкурсе «Сам себе спасатель»

Источниковой базой для создания тестовых заданий первой  главы послужило учебное пособие «Защита в кризисных ситуациях» авторского коллектива (В.А.Пучков, В.А.Васнев, И.А.Винокуров, А.Т.Смирнов, В.Я. Степанов, Н.В.Твердохлебов) под общей редакцией Ю.Л.Воробьева. Это пособие рекомендовано в качестве учебного пособия для школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»[3]. Кстати, работы этого же авторского коллектива в настоящее время в качестве учебников рекомендованы для учащихся в тех образовательных учреждениях, в которых реализуются новые программы ФГОС.

Источниковой базой для создания тестовых заданий  второй главы послужили материалы справочников, энциклопедий, нормативные документы. Это,  прежде всего, «Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся» под редакцией А.Т.Смирнова[4], «Энциклопедия экстремальных ситуаций» А.В. Гостюшина[5], «Азбука выживания» А.В. Гостюшина, Шубиной С.И.[6], «Инструкция по организации и проведении туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»[7].

В каждом разделе представлены задания только по ключевым понятиям изучаемой темы.

Вместе с тем они не статичны, их можно добавлять, комбинировать.

Можно менять полярность заданного вопроса. Например, «Участниками каких видов чрезвычайных ситуаций наиболее часто становились древние люди? » на«Какие виды чрезвычайных ситуаций были известны древним людям?».

Можно использовать тестовое задание для выявления предварительных знаний и умений, выявления жизненного опыта обучающихся, воспитанников. И далее расширять и углублять их методом от противного.

Важно учитывать только с какой целью, какой вид контроля заложен в основу тестового задания.

Тестовые задания обучающиеся, воспитанники могут использовать при подготовке к занятиям, находя ответы на поставленные вопросы, как в рекомендованной литературе, так и в самостоятельно выбранных источниках. В таком случае задания можно перевести в открытых заданий.

Представленные задания можно использовать при проведении деловых игр, тренингов, решении ситуативных задач при моделировании различных ситуаций в природе, на технических объектах, в социуме.

Отдельные вопросы тестовых заданий могут быть использованы и для проведения широкого обсуждения с целью выявления жизненной позиции обучающегося, воспитанника, его отношения к участию,  как себя, так и других в кризисных ситуациях (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игромания, драка).

С целью активизации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников можно использовать метод перекрестного контроля при проверке полученных ответов (сидящие справа, проверяют работы сидящих слева и наоборот).

В зависимости от материального обеспечения тестовые задания могут быть представлены  на бумажном носителе (карточка-вопросник и контрольная карточка для внесения ответов). Карточки-вопросники  готовятся заранее и должны быть удобны для многоразового использования (на этапах закрепления изучаемого материала). Контрольная карточка может быть такого вида:

 

Контрольная карточка

Фамилия имя______________________Объединение(класс)_____________

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ (А, Б, В.)                                        
баллы                                        

Проверил ____________________                    (ФИО)

 

Каждое тестовое задание предваряется рекомендациями: «Внимательно прочти вопрос. Выбери из предложенных ответов правильный, по твоему мнению,  ответ. Внеси ответ в контрольную карточку в виде буквы»

 В конце каждого задания желательно поблагодарить за  участие в этой работе: «Спасибо за ответы!», «Благодарю за ответы!».

При наличии компьютерного класса можно создать компьютерный вариант,  как карточки-вопросника, так и контрольной карточки.

Каждое тестовое задание можно предварять показом презентаций, фильмов, заранее подготовленных сообщений.

Если для преподавателя ОБЖ общеобразовательной школы работа с такими бумажными носителями дает дополнительную возможность проверить и оценить знания учащихся с последующим выставлением оценки (накапливание оценок возрастает), то для педагога дополнительного образования это возможность проанализировать уровень подготовки каждого воспитанника в разрезе всего курса обучения (контрольные карточки каждого воспитанника анализируются и систематизируются).

По завершению курса обучения из всех тестовых заданий по темам можно составить тестовые задания, которые включают как ключевые вопросы всех тем, так и вопросы, направленные на выяснение уровня компетентности по второстепенным вопросам.

Целью данного пособия не является описание вариантов использования тестовых заданий в процессе реализации образовательных программ, как общих, так и дополнительных.

В данном пособии мы приводим вопросы закрытого тестового задания как по одному источнику информации (глава первая), так и по нескольким источникам информации (глава вторая).

На все вопросы, внесенные в тестовое задание по теме, даны правильные ответы в виде таблицы:

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А В В А Б В А Б В В А А В А В А В А Б А

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.