Если хочешь чему-то научиться, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Если хочешь чему-то научиться,

2020-05-07 129
Если хочешь чему-то научиться, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если хочешь чему-то научиться,

Откажись от безопасности неведения

Ричард Бах. Карманный справочник Мессии

 

Введение

Человек, вступив в XXI век, осознав себя как представителя самой высокоорганизованной части окружающей среды, за всю свою историю существования так и не смог сказать, что все, что его окружает, так хорошо знакомо и подвластно ему, что никакой опасности для его жизнедеятельности не существует. Так же, как его древний пращур, он находится в 100% экстремальной ситуации. И только полученные человечеством знания, умения и навыки позволяют ему принимать правильные решения в той или иной ситуации на уровне сознания,  и подсознания.

Задачей общего и дополнительного образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности стало формирование у обучающихся, воспитанников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

Самое главное, чему они должны научиться – это культуре безопасности жизнедеятельности, иметь не только знания и умения, но и практические навыки по профилактике и предотвращению критических ситуаций, как в своей повседневной жизни, так и в социуме.

Тех знаний, которые обучающиеся, воспитанники получают, изучая школьный курс ОБЖ, недостаточно для их практико-ориентированного применения. Возможности, которые имеет дополнительное образование, позволяют им не только дополнить, расширить имеющиеся знания и умения, но и совершенствовать навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности на практике.

         Педагогами дополнительного образования используются различные формы организации учебного процесса, направленные на дальнейшее совершенствование педагогически технологий, направленных на получение не только общекультурных знаний, умений и навыков, но и практико-ориентированных при реализации программ, близких  к школьному курсу ОБЖ («Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный спецназ» «Туристы-проводники»).

       На всех этапах учебного процесса большое внимание уделяется контролю уровня полученных знаний, формирующихся умений и глубины сформированных навыков. Контроль, как компонент процесса образования, несет в себе функцию обучающую, диагностическую, воспитательную. Все эти функции можно найти в организации контроля через выполнение тестовых заданий.

    Автором пособия при реализации дополнительных образовательных программ «Туристы-проводники» (сделано 3 выпуска с 1993 по 2000г) и «Профильный класс спасателей. Первоначальная подготовка спасателей» (сделано три выпуска с 2001 по 2013 год) были разработаны тестовые задания при изучении отдельных модулей, тем, занятий учебно-тематического плана под общим названием «Сам себе спасатель».

Основными целями этих заданий являлось выявление уровней полученных знаний и сформированных умений и навыков у обучающихся, воспитанников. 

Одновременно выяснялся вектор индивидуального развития, направленного на сознательное осознание необходимости не только получить знания, но и использовать их в повседневной жизни, продолжить свой профессиональный рост.

Тестовые задания использовались для активизации участия обучающихся, воспитанников по изучению программного материала на всех этапах, как учебной деятельности, так и при проведении деловых игр, учебно-тренировочных походов, тренингов, соревнований.

Выпускников этих объединений отличает высокий уровень культуры в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Во всех выпусках есть выпускники, избравшие профессии, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности, или близкие к ним.

В данном пособии собраны более 240 вопросов, ответы на которые помогут обучающимся, воспитанникам сравнить свои первоначальные знания на начало изучения темы, с полученными знаниями по итогам ее изучения и закрепления.

Почему учебное пособие названо «Сам себе спасатель»? Да потому, что полученные обучающимся, воспитанником знания, умения, навыки, прежде всего, будут использованы им самим в обеспечении собственной безопасности жизнедеятельности. Потому что он, вооруженный ими, никогда не скажет «Такого со мною не может быть».

Что представляют тестовые задания, их место в классификации тестовых заданий, их источниковая база – обо всем этом мы и попытаемся рассказать в следующей части работы.

 

Раздел I. Общий

К какому типу наводнений относится наводнение, вызванное стеснением живого сечения потока реки русловыми дорогами, дамбами, мостовыми переходами, что уменьшает пропускную способность русла и повышением уровня воды?

А. вызвано естественным режимом водного объекта;

Б. вызвано естественным режимом водного объекта,  действиями человека;

В. антропогенно обусловленное.

 

Вам повезло, вы выбрались на лед, но у вас нет возможности развести костер, да и до ближайшего населенного пункта далековато. Каким способом вы постараетесь подсушить вашу одежду, с которой, как из крана еще пока льется вода?

А. одежду необходимо снять, выкрутить и опять одеть на себя;

Б. не снимая одежды, вы начнете быстрым темпом двигаться в сторону населенного пункта;

В. не снимая одежды, вы покачаетесь в снегу, несколько раз поменяв места для качания, а затем, стряхнув лишний снег, вы начнете быстрым темпом двигаться в сторону населенного пункта.

18.Чем похож и чем отличается смерч от урагана, бури, шторма:

А. опасное метеорологическое явление с высокими скоростями ветра, широкой зоной охвата, продолжительностью действия, разрушающей силой действия;

Б. опасное метеорологическое явление с высокими скоростями ветра, захватывающими слои воздуха на одинаковой высоте, широкой зоной охвата, продолжительностью действия, не разрушающей силой действия;

В. опасное метеорологическое явление с высокими скоростями ветра, захватывающем воздушные слой вертикально по высоте, не широкой зоной охвата, не значительной продолжительностью действия, разрушающей силой действия.

На контейнерах, сбрасываемых с воздуха терпящим бедствие на воде, нанесены цветные ленты для опознавания их содержимого. Что вам, если вы терпите бедствие в воде, сбросили в контейнере с черной лентой?

А. в контейнере находятся плоты, компасы, карты, инструменты;

Б. в контейнере находятся продовольствие и вода;

В. в контейнере находятся одеяла и одежда.

 

В самолете рядом с вами сидит ваш ребенок и пожилая женщина. Ни ребенок, ни пожилая женщина не умеют надевать кислородную маску. При необходимости ее надевания, в какой последовательности вы окажите им помощь?

А. наденете кислородную маску своему ребенку, потом пожилой женщине, потом себе;

Б. наденете кислородную маску себе, своему ребенку, потом пожилой женщине;

В. наденете кислородную маску своему ребенку, потом себе, потом пожилой женщине.

 

13. Ваши действия при «жесткой» посадке самолета:

А. подгоните ремень безопасности так, чтобы он был закреплен ниже у ваших бедер; согнитесь и сцепите руки под коленями или схватитесь за лодыжки; голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их как можно дальше (под переднее кресло); не покидайте свое кресло до полной остановки самолета;

Б. подгоните ремень безопасности; освободите карманы от острых предметов; согнитесь и сцепите руки под коленями или схватитесь за лодыжки; голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже; ноги вытяните, как можно дальше (но не под переднее кресло); не покидайте свое кресло до полной остановки самолета;.

В. подгоните ремень безопасности так, чтобы он был закреплен ниже у ваших бедер; освободите карманы от острых предметов; согнитесь и сцепите руки под коленями или схватитесь за лодыжки; голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их как можно дальше (но не под переднее кресло); не покидайте свое кресло до полной остановки самолета.

 

14.Ваши действия по обеспечению личной безопасности в салоне общественного транспорта:

А. в транспорте лучше сидеть; если стоять – в центре салона, держась за поручни;

Б. в транспорте лучше сидеть; если стоять – на задней площадке салона, держась за поручни;

В. в транспорте лучше сидеть; если стоять – в передней площадке салона, держась за поручни.

 

15. В случае падения автомобиля (автобуса) в воду, его можно покинуть, освободившись от лишней одежды, захватив документы, деньги:

 

А. вдохнуть- выдохнуть несколько раз воздух, открыть дверь или выбить окно, выйти из автомобиля (автобуса), оттолкнуться от него и всплыть на поверхность;

Б. вдохнуть- выдохнуть несколько раз воздух, открыть дверь или выбить окно, взяться руками за крышу выбраться из автомобиля (автобуса), оттолкнуться от него и всплыть на поверхность;

В. открыть дверь или выбить окно, подождать пока вода заполнит салон наполовину, вдохнуть- выдохнуть несколько раз воздух, взяться руками за крышу выбраться из автомобиля(автобуса), оттолкнуться от него и всплыть на поверхность.

16. Вы едете пассажиром на переднем месте автомобиля, столкновение которого с другим автомобилем неизбежно. Ваши действия:

А. закройте голову руками и завалитесь на бок, распластавшись на сидении;

Б. завалитесь на бок, крепко держась за сидение;

В. закройте голову руками, крепко упретесь в сидение.

17. В автомобиле есть пострадавший, ноги его зажаты, есть раны. Угрозы взрыва автомобиля нет. Ваши действия:

А. поможете пострадавшему выбраться из автомобиля, обработаете раны, успокоите, подождете вместе с ним прибытие медицинской помощи;

Б. попросите у пострадавшего разрешения оказать ему помощь, осмотрите его, успокоите, дадите ему обезболивающие, обработаете раны и, не вытаскивая его из автомобиля, успокоите, подождете вместе с ним прибытие медицинской помощи;

В. попросите у пострадавшего разрешения оказать ему помощь, поможете пострадавшему выбраться из автомобиля, обработаете раны, успокоите, подождете вместе с ним прибытие медицинской помощи.

В России потенциально опасными могут быть все большепролетные здания (крытые рынки, катки, стадионы, бассейны, аквапарки, цирки, концертные залы),построенные по индивидуальным проектам. Особенно какие из них?

А. объекты, построенные по индивидуальным проектам в 1950 – 1960 годах;

Б. объекты, построенные по индивидуальным проектам в 1970 – 1980 годах;

В. объекты, построенные по индивидуальным проектам в 1950 – 1970 годах.

При гидродинамических авариях на гидротехнических сооружениях на затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления. Какой зоне соответствует данная характеристика: «скорость течения воды 15-20 км/час, протяженность ее 15-20 км, время прохождения волны – 50-60 минут»:

А. зона слабого течения;

Б. зона быстрого течения;

В. зона среднего течения.

17. В каком случае можно предпринять попытку эвакуироваться самостоятельного из зоны гидротехнической аварии (вы находитесь дома, на верхнем этаже, уровень воды не повышается)?

А. из вашего дома видима незатопленная территория;

Б. необходимость получения медицинской помощи; отсутствие перспектив в получении помощи со стороны;

В. из вашего дома не видна незатопленная территория, но у вас есть строительные материалы, из которых можно изготовить подручное плавательное средство.

Что такое игромания?

А. этим термином называют пристрастие к играм: на компьютерах, игровых автоматах, в казино и пр.;

Б. это серьезная психическая болезнь, на сегодня нет методик ее лечения;

В. это серьезная психическая болезнь, вызывающая зависимость, напоминающая алкогольную или наркотическую, не связанную с приемом веществ, изменяющих психическое состояние.

Всякая толпа имеет свою структуру, которая состоит: из ядра, участников, обывателей, любопытных. Какой части структуры толпы принадлежит следующая характеристика: «они не проявляют большой активности. Их привлекает процесс волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование»?

А. участники;

Б. любопытные;

В. обыватели.

Раздел I. Задания для проведения соревнований по виду «Туристский поход», «Маршрут выживания».

 

Задание 1.

1. Вы, в составе туристской группы, передвигаетесь по маршруту, имея достаточное количество снаряжения, продуктов питания и воды и не зависите от тех обстоятельств, в которых Вы оказались. Как можно назвать Вашу жизнь и деятельность в данное время:

А. автономное существование;

Б. выживание;

В. автономное выживание.

 

2.В каком случае экстремальные ситуации (смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевание или повреждение организма человека, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование) могут стать чрезвычайными ситуациями природного характера:

А. если они оказали воздействие на отдельно взятого человека;

Б. если они оказали воздействие на группу людей;

В. если они вызвали многочисленные человеческие жертвы, причинили значительный материальный или другой ущерб.

 

3.Рассмотрите предлагаемые Вашему вниманию варианты и определите, в каком из них сложилась экстремальная ситуация?

А. в результате перехода через замерзшую речку один из участников провалился в воду, сильно промок, был спасен, но основательно промок. Было холодно, дул сильный ветер. Группа находилась вдали от жилья. Все очень устали;

Б. в результате перехода через замерзшую речку один из участников провалился в воду, но был спасен. В нескольких сотнях метров находился населенный пункт;

В. в результате перехода через замерзшую речку группа провалилась в воду, сильно промокли, но река была неглубокая, все выбрались на берег. В нескольких сотнях метров находился населенный пункт.

 

Задание 2.

О времени выхода на маршрут предупреждены все заинтересованные в обеспечении безопасности службы. Им заранее отправлены письма. В силу сложившихся обстоятельств,   время и дата выхода на маршрут изменена.

Задание 3

Задание 4

1.Каким документом руководствуется руководитель похода и администрация школы, при подготовке, проведении походов и экскурсий с учащимися?

А. Положением и Уставом образовательного учреждения, утвержденным вышестоящим органом управления образования;

Б. Приказами и распоряжениями вышестоящего органа управления образования (районного (городского), республиканского);

В. Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий, утвержденной МО РФ.

 

2.В каком виде администрации образовательного учреждения и руководителю туристской группы необходимо иметь соглашение принимающей организации для приема туристской (экскурсионной) группы или для организации ночлега?

А. письменное соглашение принимающей организации или путевка экскурсионной организации;

Б. устное   согласование руководителя группы с принимающей организацией;

В. устная договоренность администрации школы с принимающей организацией.

В аварийной ситуации группа разделилась на подгруппы (для разведки маршрута, заброски продуктов, попросить помощь и др.), в которых были назначены руководители из числа более подготовленных участников. Как долго может быть такая группа в автономном существовании?

А. до тех пор, пока не вернется назад к месту разделения группы или месту назначенной встречи;

Б. на два-три часа с обязательным выходом к месту назначенной встречи;

В. в соответствии с поставленными целями и задачами, но не более чем на 8 часов.

 

Задание 5.

1.В аварийной ситуации Вы оказались в безопасном месте. Оценив обстановку, Вы решили самостоятельно выходить к людям. Порядок Ваших действий:

А. оказать помощь пострадавшим; определить ослабленных участников; определить направление выхода; сориентироваться и целенаправленно выходить к населенному пункту;

Б. оказать помощь пострадавшим; определить ослабленных участников; оставить записку, в которой рассказать о случившемся с Вами аварийном событии; определить направление выхода; сориентироваться и целенаправленно выходить к населенному пункту;

В. оказать помощь пострадавшим; определить ослабленных участников; оставить записку, в которой рассказать о случившемся с Вами аварийном событии и указать Ваш путь движения и предполагаемые действия; определить направление выхода; сориентироваться и целенаправленно выходить к населенному пункту.

 

2. В аварийной ситуации Вы решили ожидать помощь, перебравшись в безопасное место. Оказав помощь пострадавшим, какие еще действия Вы выполните одновременно, но в каком порядке по степени важности:

А. организуете укрытие; найдете топливо и разведете костер; организуете, поиск воды и пищи; приготовите пищу; будете подавать аварийные сигналы;

Б. будете подавать аварийные сигналы; найдете топливо и разведете костер; организуете поиск воды и пищи; приготовите пищу; организуете укрытие. 

В. будете подавать аварийные сигналы; найдете топливо и разведете костер; организуете укрытие; организуете поиск воды и пищи; приготовите пищу.

 

В аварийной ситуации Вы потеряли все продукты питания. У каждого из Вас в карманах остались небольшое количество сухарей, конфет, сахара, и кусочки колбасы и сыра. Как Вы воспользуетесь этими запасами?

А. соберете все оставшиеся продукты вместе, на виду у всех пересчитаете их и разделите поровну; затем съедите вначале скоропортящиеся продукты (колбасу, сыр), а потом все остальные;

Б. соберете все оставшиеся продукты вместе, пересчитаете их и разделите поровну; затем съедите вначале все самое вкусное, а затем все, что менее вкусное;

В. каждый посчитает все продукты, оставшиеся у него,  и сам определится, что съесть вначале, а что потом.

 

 9. Вы передвигаетесь по засушливой местности несколько дней и очень хотите пить. У вас полная фляжка воды. Как следует поступить:

 

А. утолить жажду, выпив примерно половину имеющейся воды;

Б. беречь воду и пить примерно по чашке в день за один прием;

В. пить часто, но по одному глотку и медленно.

 

10. Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия?

 

А. внимательно оглядываясь по сторонам в поисках безопасного места, и там постараетесь пожар переждать;

Б.внимательно оглядываясь по сторонам, будете двигаться в наветренном направлении (навстречу ветру);

В. внимательно оглядываясь по сторонам, будете двигаться в подветренном направлении (в сторону, куда дует ветер).

 

Раздел II. Задания для проведения соревнований «Поиск пострадавшего. Поисково-спасательные работы»

Задание 1.

1.Назовите основные задачи оказания первой доврачебной помощи:

А. пострадавшего успокоить, устранить действия травмирующего фактора, восстановить нарушенное дыхание и сердечную деятельность(при необходимости), остановить кровотечение, обработать раны, устранить боль, напоить теплым чаем (если это не травма брюшной полости), утеплить и доставить в ближайшее медицинское учреждение или вызвать врача;

Б. пострадавшего успокоить, обработать раны, напоить теплым чаем, утеплить, остановить кровотечение, восстановить нарушенное дыхание и сердечную деятельность (при необходимости), доставить в ближайшее медицинское учреждение;

В. пострадавшего успокоить, напоить теплым чаем, утеплить и доставить в ближайшее медицинское учреждение.

 

2.Неотложная помощь при нарушении дыхания оказывается в следующей последовательности:

А. восстановить кровообращение путем наружного массажа сердца; провести искусственное дыхание; освободить дыхательные пути от слизи и других инородных тел;

Б. освободить дыхательные пути от слизи и других инородных тел; провести искусственное дыхание; восстановить кровообращение путем наружного массажа сердца;

В. освободить дыхательные пути от слизи и других инородных тел; восстановить кровообращение путем наружного массажа сердца; провести искусственное дыхание.

 

3.При первичной обработке поверхностных ран необходимо:

А. промыть рану проточной водой, залить спиртовой настойкой йода, забинтовать стерильным бинтом;

Б. промыть рану спиртом, наложить мазь, накрыть стерильной ватой, забинтовать стерильным бинтом;

В. обработать края раны спиртовой настойкой йода или перекисью водорода, наложить стерильную салфетку и забинтовать бинтом.

 

4.Что необходимо иметь для остановки артериального кровотечения:

А. жгут резиновый или кусочек веревочки, бинт, булавку, карандаш, полотенце;

Б. жгут резиновый или кусочек веревочки, бинт, булавку, карандаш, бумагу;

В. жгут резиновый или кусочек веревочки, бинт, булавку, карандаш, бумагу, часы.

 

5. В каких случаях показано наложение жгута?

 

А. при сильном артериальном кровотечении из артерий конечностей;

Б. при сильном артериальном кровотечении в брюшной полости;

В. при сильном артериальном кровотечении в области головы;

 

6.Жгут следует накладывать:

 

А. выше места кровотечения на голый участок тела;

Б. ниже места кровотечения на подложенную под жгут одежду, ткань, полотенце;

В. выше места кровотечения на подложенную под жгут одежду, ткань, полотенце.

 

7.Как можно определить правильность наложения жгута:

 

А. артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность цвета не меняет, пульсация сосудов выше наложенного жгута прекращается;

Б. артериальное кровотечение прекращается постепенно, конечность синеет, пульсация сосудов прекращается сразу;

В. артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность бледнеет, пульсация сосудов ниже наложенного жгута прекращается.

 

Раздел III. Задания для конкурса «Сам себе спасатель»

1. Ваша безопасность зависит:

 

А. от надежности охраны общественного порядка или личной охраны;

Б. от взаимоотношений окружающих вас людей и степени их надежности;

В. от собственной бдительности, наблюдательности, возможности быстро оценить окружающую обстановку.

 

 

2.Какие требования предъявляются к вашему внешнему виду в незнакомой обстановке?

 

А. быть похожим на окружающих и стараться быть всегда на виду;

Б. быть незаметным и похожим на окружающих;

В. отличаться от окружающих слегка.

 

Покинув квартиру надолго:

А. оставите все форточки открытыми, чтобы помещение проветривалось;

Б. закроете  только те форточки, к которым можно легко добраться;

В. закроете все форточки.

23.Уходя из дому в ночь, что лучше оставить:

А. включенную лампу;

Б. включенное на всю громкость радио;

В. включенную лампу и включенное на всю громкость радио;

 

24.Степень информированности окружающих о вашей предстоящей поездке:

А. расскажите  всем о ней и перспективах ее результатов;

Б. будут знать только те, от кого зависит успех вашей  поездки и кто может быстро организовать мне необходимую помощь в случае необходимости;

В. о предстоящей поездке и ее целях говорить никому не будете.

 

Заключение

   Тестовые задания в организации и проведении контроля знаний являются наиболее объективными, полностью исключают  субъективизм педагога. Выполняя тестовые задания обучающиеся, воспитанники находятся в равных условиях.

    При проведении вех видов контроля за уровнем полученных знаний можно проследить изменение их уровня от момента начала изучения темы, до момента подведения итогов.

И если в общей школе знания обучающегося, воспитанника могут быть оценены в пятибалльной шкале, то в дополнительном образовании  он может получить большее количество баллов за одну и ту же тему и тем самым повысить свой рейтинг.

Для педагога дополнительного образования, педагога – организатора ОБЖ в общей школе подготовка тестового задания требует минимальное время, оценка еще меньше. Выгода для педагога –организатора ОБЖ заключается еще и в том, что при ограниченном количестве часов в учебном плане можно увеличить процент контроля за усвоением материала, а также повысить число оценок на каждого учащегося.

Для педагога дополнительного образования результаты тестового задания позволят повышать  уровень знаний не только всех обучающихся, воспитанников одновременно, а конкретно каждого, строя его индивидуальный вектор в получении знаний.

    Вместе с тем, для педагога разработка качественного тестового задания длительный, трудоемкий и, порой, дорогостоящий процесс.

Контролируя знания, мы не можем установить причины пробелов.

    В тестовые задания включаются только ключевые понятия темы, но трудно через них установить всю полноту усвоенного материала, проверить обратную творческую связь обучающего, воспитанника в применении этих полученных знаний, умений, навыков.

И если педагог дополнительно образования имеет возможность проверить на практике уровень их усвоения у каждого обучающегося воспитанника, то этого не дано педагогу-организатору ОБЖ.

Как не интересны тестовые задания, как не результативны они во всех видах контроля знаний, а все же они не могут быть единственным инструментарием в организации учебного процесса в реализации общих и дополнительных программ по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Да здравствуют практические формы организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся, воспитанников, их жизненной позиции и стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию!

 

Библиография

1. Аванесов В.С., Структура тестовых заданий, М, Адепт, 1998

2. Беспалько В.П., Слагаемые педагогических технологий, М, Педагогика, 1989

3. Воробьев Ю.Л., общ. ред. Защита в кризисных ситуациях, М.,ИЦП «Святигор», 2006

4. Гостюшин А.В., Энциклопедия экстремальных ситуаций, М.,изд. «Зеркало», 1995

5. Гостюшин А.В., Шубина С.И., Азбука выживания, М.,изд. «Зеркало», 1996

6. Маслов А.Г., сост. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся, М.,ЦДЮТур,1998

7. Смирнов А.Т, ред. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся, М., Просвещение, 2007

 

 


[1] Аванесов В.С., Структура тестовых заданий, М.Адепт, 1998

[2] Беспалько В.П., Слагаемые педагогических технологий, М, Педагогика, 1989

[3] Воробьев Ю.Л., ред. Защита в кризисных ситуациях, М., ИЦП «Святигор»

[4] Смирнов А.Т., ред.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся, М, Просвещение,2007

[5] Гостюшин А.В., Энциклопедия экстремальных ситуаций», М., изд.Зеркало, 1995 г.

[6] Гостюшин А.В., Шубина С.И. «Азбука выживания», М, изд.Зеркало, 1996 г.

[7] Маслов А.Г., состав., Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся, М., ЦДЮТур, 1998

[8] Воробьев Ю.Л., ред. Защита в кризисных ситуациях, М., ИЦП «Святигор»

[9] Ракачева А.Г.,Твоя антитеррористическая защищенность, Черкесск, ООО «Снарк», 2013

[10] Воробьев Ю.Л., ред. Защита в кризисных ситуациях, М., ИЦП «Святигор»

Если хочешь чему-то научиться,


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.