Территориальные подсистемы туризма — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Территориальные подсистемы туризма

2020-05-06 742
Территориальные подсистемы туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Туризм как деятельность человека, связанная с перемещением в пространстве, постоянно оказывает влияние на все без исключения территории, которые посещают туристы. Туризм всегда связан с ресурсами, структурой и развитием определенной территории, независимо от ее размеров.

Территориальные подсистемы — это географические пространства, обладающие целостным единством разнообразных видов взаимозависимых элементов, связанных общими процессами. В границах этого пространства складываются экономические, социальные и другие взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, предпринимателями, различными группами населения, местными органами власти и посетителями (туристами). Территория привлекает туриста своей специфической характеристикой, самобытностью, а во многих случаев искусственно созданным образом. Поэтому в общей туристской системе следует различать многочисленные территориальные (географические) подсистемы, которые приобрели и обладают автономными свойствами открытых систем, но служат общему делу — развитию туристской деятельности.

Ключевым элементом туризма как системы является территория, которая привлекает туристов, куда они совершают свою поездку и где проводят какое-то время. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. В современной теории туризма такие территории со сформированной туристской системой принято называть — туристские дестинации. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения».

В конце 1970-х гг. профессор Н. Лейпер (Австралия), с учетом того, что туристская система функционирует в окружающей среде и взаимодействует с ней, предложил свое видение географической структуры туристской системы (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Географическая структура туристской системы

 

Согласно модели Н. Лейпера структура туристской системы включает территорию постоянного проживания посетителя, транзитную территорию и туристскую территорию (дестинацию), которые связаны устойчивыми маршрутами следования посетителей.

В свое время эта модель получила широкую известность, и до сих пор некоторые исследователи туризма используют ее в качестве базовой в своих работах. Однако в настоящее время в связи с развитием авиационных маршрутов и скоростного железнодорожного движения, роль транзитной территории является не столь актуальной, стирается грань между спецификой территории постоянного проживания путешественника и территорией дестинации. Сегодня в период активного развития международного и внутреннего туризма каждая из упомянутых территорий является или в ближайший период времени может стать туристской дестинацией. В 90-х годах ХХ века термин дестинация стал официальным термином в сфере туризма. Всемирная туристская организация (UNWTO), ввела в своих документах следующее официальное определение: «дестинация — физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность».

В современной российской и мировой науке о туризме и рекреации сложилось комплексное социальное, географическое, экономическое и философское понимание дестинации. Но при этом до сих пор этот вопрос остается дискуссионным и единого устраивающего всех определения так и не сформировано. В нормативно-правовых актах Российской Федерации понятие «дестинация» не определено. Ниже нами приведены некоторые сложившиеся в российских научных школах формулировки.

Дестинация — место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием (НовиковВ.С.).

Туристская дестинация — это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, удовлетворяющая следующим условиям: наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем, это должен быть именно тот набор услуг  и обязательно такого качества, которые турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт; доступность; наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке (Морозов М.А.).

Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую как физическая, политическая или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей (Е.В. Аленова).

Туристские дестинации — это страны, регионы, города и другие территории, которые выбирают для посещения туристы и которые являются результатом воздействия их деятельности (Гончарова Н.А.).

Таким образом, концепция туристской дестинации основана на следующих утверждениях:

во-первых, туристская дестинация может рассматриваться как специфичный продукт, поскольку совокупность реализуемых в ее пределах туристских услуг обладает потребительской и меновой стоимостью;

во-вторых, коммерческий успех той или иной дестинации определяется социально-экономическими, политическими и другими внешними условиями как в самой туристской дестинации, так и на сбытовых территориях и транзитных регионах.

Каждой дестинации свойственны свои специфические особенности, но все же можно выделить и шесть общих:

1) дестинация обладает туристским ресурсным потенциалом;

2) современная туристская дестинация является управляемой системой, имеющей определенные органы государственного и общественного управления, определяющие общую политику развития, формирующие инвестиционный климат, регулирующие правила перемещения туристских потоков;

3) дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. таким образом, важно с помощью управления поддерживать отличительные характеристики дестинации, чтобы не получался «унифицированный туристский ландшафт»;

4) дестинация неразделима, т.е. для потребления туристского продукта туристы должны физически присутствовать в том месте, где он непосредственно производится;

5) услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники, обслуживающие данную дестинацию. таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других;

6) туризм является важным экономическим фактором региональной экономики, поэтому дестинации играют определенную роль в социально-экономическом развитии региона.

Будем придерживаться следующего понимания: Туристская дестинация — это управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки.

Предлагается следующая классификацию туристских дестинаций (табл. 4) построенную на выделении 34 типов дестинаций на основании семи признаков. Каждый из учитываемых признаков отражает ту или иную важнейшую характеристику, определяющую особенности менеджмента территориальных систем.

Таблица 4 – Типология дестинаций

 

Организация туристской деятельности на конкретной территории обусловлена ее обустройством, освоением, управлением и населением. Развитие территории, наличие и сохранение природных, исторических и культурных ценностей, стимулирует туристскую деятельность, а туристская деятельность, в свою очередь, при правильной организации, способствует улучшению качества жизни населения. Это взаимосвязанный и взаимозависимый процесс. Такие территории представляют собой жизненное пространство местного населения и одновременно туристское пространство. Турист, находясь в выбранном им месте краткий период времени, имеет определенные цели посещения, связанные с бизнесом или проведением свободного времени, оценивает свою деятельность, потребляемые услуги и впечатления по определенным параметрам. Человек, постоянно проживающий на территории, имея другие цели, связанные с различными аспектами жизни, на основании множества своих параметров оценивает динамику уровня жизни и ее качество.

Сосуществование туристов и местных жителей в определенный временной период приводит к столкновению интересов при использовании туристских ресурсов, производстве и реализации туристского продукта. Если турист ощущает недоброжелательное отношение местного населения, то, независимо от качества полученных туристских услуг, это отрицательно скажется на его желании вновь посетить данную территорию и рекомендовать ее для посещения своим знакомым. Когда у одной или обеих сторон появляется чувство (более или менее поддерживаемое реальным положением вещей) необходимости борьбы за завоевание ограниченных и связанных условий использования территории, возникает необходимость обеспечения баланса интересов туристов и местного населения в области их потребностей и желаний для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций и обеспечить устойчивое развитие территории.

Это и является главной целью территориальной подсистемы. Являясь составной частью экономической и социальной структуры конкретной территории, туристская деятельность развивается совместно с этой структурой — ее развитие обусловлено и ограничено возможностями этой структуры.

Организационно туристские территориальные системы могут развиваться как государственные природные заповедники; национальные и природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, порядок и условия деятельности которых устанавливает Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями).

Основным предназначением особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является предоставление востребованных обществом услуг, в том числе, поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ.

К специально организованным и управляемым территориальным туристским системам относятся и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) организуемые согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. 04.03.2013). Согласно Федеральному закону об особых экономических зонах под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, санаторно-курортного лечения и отдыха граждан, а также туристская деятельность, разработка, добыча и использование месторождений минеральных вод (включая их промышленный розлив), лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, в том числе для осуществления деятельности по санаторно-курортному лечению и реабилитации граждан. Следовательно, целый ряд элементов ОЭЗ ТРТ взаимопроникают в экономические и социальные туристские подсистемы.

Все более широкое развитие в Российской Федерации получают особые экономические зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня — территории, деятельность участников которой ориентирована на сохранение и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, лечения и отдыха граждан, а также на использование природных ресурсов.

Путешествия во все времена совершались в такие места, которые имели особое географическое местоположение и представляли интерес для людей в получении новых знаний, посещении природных и исторических объектов, в поддержании или восстановлении здоровья. Появились центры и территории, которые активно посещались путешественниками, где предоставлялись не только туристские услуги, а развивалась деятельность сопутствующих организаций, складывалась специфическая система взаимоотношений между окружающей средой, путешественниками и местным населением — своего рода кластер (англ. cluster — гроздь, пучок, скопление).

Появившаяся в 90-х годах XX в. теория кластеров Майкла Портера обосновала необходимость организации деятельности отраслевых кластеров, как метода повышения конкурентоспособности в период глобализации.

Парадигма создания кластеров постоянно совершенствуется, о чем свидетельствует многообразие определений содержания этого понятия. М. Портер относит туристский кластер — к традиционным кластерам. По его определению «кластер — это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».

Кластеры являются территориальным проявлением экономической подсистемы туристской системы. Две подсистемы взаимосвязаны через единство субъекта этих систем — посетителя (туриста). Дестинация — это территориальная система, привлекающая посетителей, которая по своим размерам может быть как очень небольшой (исторический памятник), так и громадной территорией (страна, регион). Кластер является системой другого типа, в большинстве случаев тоже ограниченной определенными территориальными рамками, но предназначенной для обслуживания дестин ации. Это совокупность элементов, связанных с производством и продвижением, потреблением услуг и товаров. В зависимости от размеров дестинации на ее пространстве могут быть организованы несколько кластеров, обеспечивающих определенные функциональные ниши. Коренное отличие этих систем в том, что дестинация, при определенных условиях, может быть туристским продуктом, а кластер — никогда.

Использование кластерного механизма на конкретной территории формирует особую систему институциональных, экономических, организационных, психологических отношений. Эта система стимулирует постепенный уход от общепринятых шаблонов взаимоотношений при реализации туристского потенциала через инновационные проекты, используя свойства проектирования при котором одни проекты инициируют появление других новых проектов.

Процессы кластеризации происходят и на территории Российской Федерации. Актуальность создания кластеров в нашей стране в значительной мере определяется необходимостью развития партнерства между государством, частным бизнесом и наукой, совместные усилия которых должны быть направлены на эффективное использование местных особенностей для повышения конкурентоспособности регионов.

Создание кластеров — системных объединений — базируется прежде всего на знании и способствует совершенствованию качества предоставления услуг каждым участником такого объединения и в то же время влияет на подготовку кадров, обмен информацией, созданию инновационных продуктов. В кластере присутствует элемент научного подхода — это участие организаций, связанных с наукой, образованием и научной разработкой развития туризма.

Чтобы создать конкурентные преимущества туристского направления кластер должен представлять собой добровольное объединение представителей различных сфер деятельности, не имеющих прямых технологических связей, обусловленных отраслевой специализацией, с привлечением научных и образовательных учреждений, которые коллективно воплощают в жизнь реальный механизм государственно — частного партнерства и сотрудничества в проведении совместной деятельности по реализации программ и планов, направленных на эффективное экономическое и социальное развитие всей конкретной территории.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.