Право пациента на допуск к нему адвоката, законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Право пациента на допуск к нему адвоката, законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя

2020-05-06 608
Право пациента на допуск к нему адвоката, законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В числе прав пациента закреплено право на допуск к нему адвоката, законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя. Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(53) порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат имеет соответствующее удостоверение, форма которого утверждена Приказом Минюста РФ от 5 февраля 2008 г. N 20*(54). В то же время представлять интересы пациента может не только адвокат, но и иное лицо. Подавляющее большинство нормативных актов предусматривают данную ситуацию, закрепляя статус такого участника правоотношений как "защитник", которым может быть любое лицо. По-видимому, такое же уточнение необходимо внести в комментируемый закон.

Перечень законных представителей отсутствует в каком-то едином акте. Для несовершеннолетних таковыми будут выступать родители, усыновители или попечители (ст. 26, 28 ГК РФ, ст. 64 СК РФ). Для детей, оставшихся без попечения родителей, до передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ). Для граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства - опекуны (ст. 32 ГК РФ). Для пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющие законного представителя - администрация и медицинский персонал психиатрического стационара (ст. 39 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(55)). И это еще не окончательный перечень.

Право на допуск священнослужителя соответствует духу европейской политики в области здравоохранения. Так, Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (принята Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, март 1994 г.) закрепляет, что каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения. Пациент имеет право на достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культуральным и личностным ценностям. В процессе лечения и ухода пациент имеет право на поддержку семьи, родственников и друзей, а также на духовную и пастырскую помощь*(56).

Анализируемое право приобретает большое значение, поскольку уровень религиозности в нашей стране последовательно возрастает. Это наталкивается на определенные конфликты, связанные с некоторым взаимным недопониманием самих пациентов, врачей и священнослужителей. Об этом хорошо свидетельствует социологическое исследование, показавшее, что как медицинские работники, так и пациенты указали на серьезные трудности в реализации права пациента на допуск священнослужителя*(57). В августе 2011 г. министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова направила специальное письмо в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви, в котором указала, что администрация медучреждений не имеет права отказывать священнослужителям в допуске к пациентам, так как это противоречит "не только нормам закона, но и нормам морали". Министр напомнила, что между Минздравсоцразвития и РПЦ было подписано соглашение, которое предусматривает сотрудничество в сфере создания условий для деятельности православных религиозных организаций и православных социальных служб, включая проведение богослужений и организацию домовых храмов в стационарных учреждениях здравоохранения.

Необходимо отметить, что не только Закон об охране здоровья граждан регулирует порядок реализации анализируемого права. Статья 37 Закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(58) предусматривает: все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе встречаться со священнослужителем наедине. Закон указывает, что данное право распространяется на всех пациентов без исключений, а форма общения должна исключать присутствие посторонних лиц. Аналогичным образом звучит статья 12 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"*(59): лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право встречаться со священнослужителями наедине.

С учетом наличия значительного количества религиозных организаций нередко возникают вопросы о том, кто может обладать специальным статусом "священнослужитель". Следует признать, что такое понятие в российском законодательстве отсутствует. Косвенное определение присутствует в Указе Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 969 "О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу"*(60), согласно которому священнослужителем признается гражданин, получивший духовный сан (звание) и занимающий в религиозных организациях соответствующие должности. Здесь следует учитывать, что есть разница между религиозными объединениями и религиозными организациями. В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(61) религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Коренное отличие заключается в том, что религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Необходимо также уведомление органов местного самоуправления о создании и деятельности религиозной группы. Религиозная организация имеет государственную регистрацию и статус юридического лица.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", определяя статус религиозных объединений, в меньшей мере уделяет внимания статусу священнослужителя. Следует учитывать, что право на предоставление условий для отправления религиозных обрядов*(62) распространяется только на официальные религиозные организации (прошедшие государственную регистрацию). Таким правом не обладают религиозные группы, поскольку ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливает, что именно религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Для того, чтобы определить неточность статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан, необходимо сравнить ее содержание со статьями иных законов, определяющих порядок взаимоотношения граждан и священнослужителей в отдельных сферах общественной жизни. Например, пункт 107 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел закрепляет: "Для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым допускается приглашение в ИВС священнослужителей религиозных объединений, зарегистрированных в установленном порядке"*(63). Статья 69 Гражданского процессуального кодекса РФ еще более точна, когда устанавливает, что не подлежат допросу в качестве свидетелей священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди. Именно в таком ключе следует понимать статью 19 Закона об основах охраны здоровья граждан, что пациент имеет право на допуск священнослужителя религиозной организации, прошедшей государственную регистрацию.

Но даже при таком уточнении понятие священнослужителя имеет некоторые неопределенности. Если обратиться к Толковому словарю Ушакова, то в нем понятие священнослужителя связано с христианским вероучением и толкуется как служитель религиозного культа, имеющий одну из степеней священства. В Толковом словаре Ожегова записано: "Служитель церкви, отправляющий богослужения и требы". Наиболее распространенным способом уяснения смысла понятия священнослужителя считается обращение за разъяснением в Епархиальное управление (если речь идет о Русской Православной Церкви). Согласно статье 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат российскому законодательству. В этой связи разъяснение понятия "священнослужитель" составляет прерогативу конфессий.

Согласно каноническим правилам Русской Церкви к священнослужителям относятся лица прошедшие хиротонию (рукоположение). Соответственно, монашествующие, если только они не являются священниками, не являются иеромонахами и архиереями, а также учащиеся духовных школ, не рукоположенные в священники, не являются священнослужителями*(64). В Исламе вообще отсутствует понятие "священнослужителя", осуществляющего посредничество между Богом и людьми. Все мусульмане являются сами себе "священнослужителями" и не нуждаются в посредниках в общении с Господом*(65). В индуизме нет какой-то централизованной церковной организации. В Индии есть брахманы - особая каста священнослужителей. Но брахман мог стать и ученым, учителем, судьей. Еще больше может возникнуть проблем с определением понятия "священнослужитель" в религиозных организациях, не имеющих своего массового распространения. Следует учитывать, что в преамбуле Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" первично указывается на христианство, ислам, буддизм, иудаизм как неотъемлемую часть исторического наследия народов России, именно в отношении этих конфессий необходимо находить толкование понятия "священнослужитель" с учетом их внутреннего устройства.

Взаимодействию государственных органов здравоохранения и религиозных организаций посвящены ряд документов. Так, 13 июля 2001 г. было направлено Письмо Минздрава России N 2510/7429-01-32 "О взаимодействии с религиозными организациями", в котором указывалось: "Следует отметить, что в работе с так называемыми "новыми" церквями подчас возникают проблемы, связанные с особым содержанием религиозных идей, формами богослужения, взаимоотношений прихожан и "светского" общества: речь идет о сектантско-фанатических тенденциях в их деятельности (церковь "Доверие и триумф" и др.)". Утверждено также Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25 августа 2011 г. N 15-4/10/2-8348 "О соблюдении прав пациентов при обращении за медицинской помощью и ее получении на допуск к ним священнослужителя", в котором подчеркивается недопущение нарушений положений законодательства об охране здоровья граждан в части закрепления права пациента на допуск к нему священнослужителя, в том числе, в случае нахождения в реанимационном отделении.

Законодательный опыт стран СНГ свидетельствует, что в большинстве стран не установлены столь либеральные правила допуска священнослужителя к пациенту. Так, Закон Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения" не содержит норм о допуске священнослужителя (кстати, аналогичен Закон Латвийской Республики "О медицине" - закон страны, не являющейся членом СНГ). Отсутствует такая норма и в Законе Республики Армения "О медицинской помощи, обслуживании населения". В статье 6 Основ законодательства Украины об охране здоровья только в 2007 г. появился отдельный пункт, закрепляющий право пациента, пребывающего на стационарном лечении в заведении здравоохранения, на допуск к нему священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда. Статья 91 Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения предусматривает, что пациент имеет право на достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям, а также на поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей религиозных объединений.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.