Особая роль в управлении принадлежит прокуратуре (ДОПОЛНИТЬ) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особая роль в управлении принадлежит прокуратуре (ДОПОЛНИТЬ)

2020-04-03 162
Особая роль в управлении принадлежит прокуратуре (ДОПОЛНИТЬ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

        

Экологический мониторинг.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды"

 

Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

 

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

 

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством

Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных

(ст.63)

 

Цели государственного экологического мониторинга

– наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;

– наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;

– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

 

Единая система государственного экологического мониторинга создается в целях обеспечения охраны окружающей среды. Задачи Единой системы:

1. Регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

2. хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

3. анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

4. обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц,

индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды

 

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

• государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

• государственного мониторинга атмосферного воздуха;

• государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;  государственного мониторинга земель;

• государственного мониторинга объектов животного мира;

• государственного лесопатологического мониторинга;

• государственного мониторинга воспроизводства лесов;

• государственного мониторинга состояния недр;

• государственного мониторинга водных объектов;

• государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

• государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;  государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

• государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

• государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

• государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

 

 

Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации.

 

Полномочия субъектов в сфере мониторинга:

1. поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

2. поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

3. оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

4. определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

5. выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

6. направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

7. направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

8. выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

9. оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

10. создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

11. хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

 

 

 

Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя(ст.63.2):

• информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

• данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

        

Экологическое нормирование

 

Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам

 

Целью нормирования является установление предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

 

Предельно допустимые нормативы являются компромиссом между требованиями экологической безопасности и экономическими потребностями общества. Правовое значение нормативов состоит в том, что они являются критерием оценки правомерности поведения природопользователей, определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых требований.

 

Правовую основу экологического нормирования составляют: Глава 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 13 ЗК РФ; ст. 35 ВК РФ; ст. 11 и 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 87 ЛК РФ; ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 17 ФЗ «О животном мире» и др.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов, утвержден Правительством РФ. Система экологических нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы воздействия и предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДУ (предельно допустимый уровень), ПДК (предельно допустимая концентрация), ПДС (предельно допустимые сбросы), ПДВ (предельно допустимые выбросы)).

2. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются путем выдачи предприятию - природопользователю лимитов на изъятие природного ресурса либо размещение в окружающей среде отходов производства, выброса и сброса загрязняющих веществ.

3. Нормативы санитарных и защитных зон. По функциональному назначению они делятся на:

а) Водоохранные зоны. Ширина водоохранной зоны устанавливается в зависимости от площади или протяжённости водного объекта, и составляет примерно от 50 до 500 метров;

б) Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, делятся на три пояса с самостоятельным правовым режимом.

Первый пояс охватывает территорию, где находится самый источник водоснабжения, в пределах участков забора воды и расположения водопроводных сооружений. Второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Третий пояс охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Это из Постановления ЦИК и СHK СССР 17 мая 1937 г. в) Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения 4. Санитарно-эпидемиологические нормативы; 5. Нормативы градостроительного проектирования;

6. Рыбохозяйственные нормативы.

Нормирование осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам негативных воздействий, в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об охране окружающей среды», разработка нормативов включает:

1. Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию норматива;

2. Экспертиза и опубликование нормативов;

3. Установление оснований для разработки или пересмотра норматива;

4. Контроль за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды. В науке экологического права традиционно считается, что в основе нормативов лежат три показателя:

а) Медицинский. На основании данного показателя разрабатываются санитарно-гигиенические нормативы; б) Технологический;

в) Научно-технический.

Нормирование негативных воздействий на состояние окружающей среды - это особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных государственных органов в пределах, установленных для них компетенции, преследующий цель установить пределы допустимого вредного воздействия на природу и здоровье населения, с учетом современного уровня развития науки и техники, а также экономических условий.

 

В числе нормативов качества окружающей среды предусмотрены:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; 

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. 

 

Систему нормативов допустимого воздействия образуют: 

– нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов; 

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; – нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий); – нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; – нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Данный список нормативов не является исчерпывающим. 

 

В российском законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются законодательством для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий

        


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.