Социальный работник: личность и профессия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социальный работник: личность и профессия

2020-03-31 169
Социальный работник: личность и профессия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный работник: личность и профессия

 


Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника

Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности

Качественная характеристика социального работника

Глава 2. Основные тенденции и условия профессионально-личностного становления и развития социального работника.

Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника.

Непрерывность и целостность профессионально-личностного развития социального работника

Заключение

Литература


Введение

 

Закономерность институирования социальной работы в России на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы политического и экономического развития основ рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи. Поэтому социальная защищенность отдельного человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике общества и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности впервые у нас в России узаконена в 1991 г. С этого периода обозначился активный интерес философов, историков, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной работы, социальной помощи населению, к профессиональной подготовке кадров для социальных служб.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях А.Г.Асмолова, С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, Н.С.Данакина, Н.Ф.Дементьевой, И.Г.Зайнишева, И.А.Зимней, В.Н.Келасьева, А.А.Козлова, В.В.Колкова, Е.И.Комарова, Ю.А.Кудрявцева, В.А.Лукова, В.М.Маневича, А.М.Панова, Л.В.Топчего, М.В.Фирсова, Е.И.Холостовой, З.АЛнковой, В.Н.Ярской и др.

Психолого-педагогические основы социальной работы раскрываются в исследованиях Б.Н.Боденко, В.Л.Болобанова, А.Я.Варги, Б.З.Вульфова, В.Ш.Масленниковой, Н.Ф.Масловой, А.В.Мудрика, Т.В.Мухаметзяновой, В.А,Никитина, Л.Я.Олиференко, В.С.Торохтия, Г.Н.Филонова, Б.Ю.Шапиро, Т.Д.Шевеленковой, и др.

Процесс становления социального работника как профессионала проанализирован В.Г.Бочаровой, Л.Д.Деминой, И.А.Зимней, В.И.Курбатовым, И.МЛаврененко, А.И.Ляшенко, И.В.Неретиным, К.М.Оганяном, П.Д.Павленком, З.М.Саралиевой и др.

С учетом вышеизложенного и в ходе развития педагогической науки нами была поставлена проблема исследования: социальный работник: личность и профессия. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования и позволило решить следующие задачи:

обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;

выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;

определить базовые основания и характеристики личности социального работника;

разработать и проверить опытным путем теоретическую модель профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы;

вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;

Методологическую основу исследования составляли важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.

В качестве специальной методологии исследования выступали системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональному образованию и развитию специалиста социальной сферы.

В своей работе я стремилась доказать, что совокупность полученных в ней объективных результатов заключает в себе решение актуальной научной проблемы выявления тенденций создания и организации условий профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. В соответствии с этим:

выдвинута и обоснована идея субъектного развития и саморазвития социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования;

осуществлен теоретико-методологический анализ, в результате которого определены сущность, структурно-уровневые характеристики и личностные особенности социального работника;

построена прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;

вскрыты и обоснованы ведущие педагогические условия и тенденции профессионально-личностного развития специалиста социальной работы.


Заключение

 

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный работник” ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных работников на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Профессия “социальный рабтник” необходима современному российскому обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.

 

 


Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. - М., Вып. 6, 1992.

. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - М: Педагогика, 1980.

. Антология социальной работы. В 5 т., Т.1: История социальной помощи в России/Сост. М.В.Фирсов. - М., 1994.

. Асмолов А.Г. Личностный смысл - психология. Словарь. - М., 1990.

. Басов М.Я. Личность и профессия. - М.- Л., 1926.

. Беляева Л.А. О структуре профессиональной деятельности социального педагога // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Тезисы докладов российско-американского семинара по проблемам образования. Комитет соц. педагогики и социальной работы. 25-27 мая 1993 г. - Екатеринбург, 1993.

. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.

. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. - М.: Прогресс, 1986.- 399с.

. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы /Пер. со шведского: Общ.ред. С.Ю.Горлова. - М., 1992. -340с.

. Ботов В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа. - М., 1992. Вып.6.

. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: SVR Аргус, 1994.

. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. - М., 1994.

. Галагузова М.А. Проблемы подготовки социальных педагогов // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Тезисы докладов российско-американского семинара по проблемам образования. Комитет социальной педагогики и социальной работы. 25-27 мая 1993 г. - Екатеринбург, 1993.

. Григорьев С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. -Барнаул-Москва, 1993.

. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. - М., 1996. N1.

. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. Библиотечка социального работника. - М.: Союз, 1994.

. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - Барнаул, 1994.

. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994. -127с.

. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. - М., 1995. - 236с.

. Дубровина В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.

. 3айнишев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. Вып. 6. / Отв.ред. И.А.Зимняя. -М., 1992. - 206с.

. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. N1.

. Иващенко А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. - М., 1992. Вып. 1.

. Ковальчук М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. - М., 1992. Вып. 5.

. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений //Российский журнал социальной работы. - М., 1995. N2.

. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. - М.: Наука, 1995.

. Обучение социальных работников в Европе. Полное описание обучения социальных работников в 21 европейской стране / Введение и заключение Х.Д.Брауна, Д.Крамера. - Берлин, 1986.

. Оганян К.М. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. - СПб., 1994.

Социальный работник: личность и профессия

 


Содержание

 

Введение


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.