Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника

2020-03-31 195
Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

социальный работник личность профессиональный

Рассматривая профессионально-личностное развитие социального работника как проблему исследования, в частности, выделяя тенденцию взаимообусловленности личности и деятельности, считаем правомерным обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим определить и обосновать этот процесс.

В частности, понятие "профессиональное становление" и "профессиональное развитие" некоторыми исследователями используются как тождественные. Но вместе с тем, некоторое различие в данных понятиях присутствует. В частности, Е.М.Борисова рассматривает профессиональное становление как развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.[8]

В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу выступает понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида, личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественным, качественным и структурным преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.

Термин "идентификации личности с профессией", часто используемый зарубежными исследователями, означает слияние жизни человека, профессионала с его деятельностью, когда приобретенные им профессионально обусловленные качества и свойства начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к деятельности. Данные понятийные характеристики в контексте нашей проблемы включают и личностный компонент, активность человека как в профессиональной подготовке, самой деятельности, так и в профессиональном становлении и развитии.

Ввиду этого, выделенный компонент в нашем исследовании как "готовность личности к развитию и саморазвитию" выступает важной основой подготовке будущего специалиста социальной сферы. Личностная готовность означает стремление личности к саморазвитию, самоизменению, самокоррекции, рефлексии в выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

Как показало наше исследование, основной тенденцией профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности.

Ориентируясь на гуманистическую стратегию в профессиональном образовании, формировании специалиста в вузе, в данном случае - социального работника, мы рассматриваем его как субъект деятельности, как субъект развития и саморазвития.

Характеризуя единство личности и его деятельности, Б.Г.Ананьев пишет: "Внутренний мир человека и мера напряженности его работы... является показателем духовного богатства индивидуальности".[9] Таким образом, он утверждает, что, отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует, активизирует деятельность.

По определению Л.П.Буевой, "сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Вне деятельности нет человека, но его сущность не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена"[10] Соответственно и деятельность социального работника не может осуществляться без готовности личности к деятельности, наличия личностных и профессионально необходимых качеств субъекта, которые воплощаются в профессиональной деятельности.

Вместе с тем, личность и деятельность социального работника имеют относительную самостоятельность и характеризуются несводимостью друг к другу.

Внешнее воздействие дает развивающий эффект лишь в том случае, когда личность это воздействие внутренне приняла как органическую часть своей жизненной позиции (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.). Внешнее по отношению к личности воздействие (например, специально-профессиональное образование), с одной стороны, прямым образом влияет на развитие личности социального работника, с другой - и это главное - создает "образовательную среду" (В.Розин) для стимулирования самоорганизации личности, для ее профессионализма. Социальное и образовательное воздействие извне создает предпосылки для проявления механизма саморазвития, но лишь сама личность способна развернуть в себе духовный и профессиональный потенциал. По мере профессионализации личности (абитуриент, студент, специалист) соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону усиления самоорганизации личности.

Деятельность социального работника не может осуществляться без развития профессионально обусловленных личностных качеств. Качества же воплощаются в профессиональной деятельности, оцениваются и получают развитие с позиций требований деятельности. Деятельность не получает успешного, продуктивного результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы типичные свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.

"Строя" себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, реабилитации как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.

В то же время, взаимосвязь и взаимовлияние личности и деятельности социального работника показывают их относительную самостоятельность и несводимость друг к другу. Во-первых, личность выражается прежде всего в совокупности профессионально необходимых характеристик. Во-вторых, все проявления личности, в том числе индивидуальные, не покрываются деятельностью, так как личность проявляется во всем многообразии форм жизнедеятельности, а не только в профессиональном труде. В-третьих, личность социального работника как человека сама по себе представляет высшую человеческую ценность.

Философы предупреждают о несводимости личности к выражению только в формах деятельности, ибо такое сведение неизбежно ведет к чисто инструментальной трактовке человека как орудия стоящей над ним деятельности.[11] Вместе с тем, и деятельность нельзя растворять в личности специалиста, она обладает своими функциями, направленностью, структурой, качественными характеристиками. Однако в длительном, сложном процессе профессионализации осуществляется движение в сторону их единства, понимаемого как взаимовлияние в развитии.

Личность через индивидуальность активно влияет на нормативные требования к деятельности, придает ей индивидуально-творческий, уникальный характер. И только в случае достижения единства профессионально необходимых качеств личности и деятельности социального работника можно говорить о явлении профессионализма деятельности.

Итак, целевой задачей взаимообусловленности единства личности и деятельности служит идентификация человека с профессией, с его деятельностью. Другими словами, профессионально обусловленные личностные качества и свойства, приобретенные в процессе деятельности, начинают проявляться и во всех других сферах его жизнедеятельности, определяя его отношение к действительности.

По мере профессионализации личности соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону активности самой личности. Создание оптимальных внешних предпосылок усиливают внутренние предпосылки активности личности, повышая ее субъективность, рефлексивность, креативность, что обуславливает ее профессионально-личностное развитие, саморазвитие как специалиста-профессионала.

Рассмотренная тенденция подводит к выводу о взаимодействии, единстве, взаимосочетании и взаимообусловленности личности и деятельности в плане профессионального и личностного развития специалиста в области социальной работы. Включение интегративно-модульной, рефлексивно-управленческой технологии позволило внешнее "воздействие" осуществлять "прицельно" на определенную сторону личности и учебно-профессиональную деятельность, формируя личностно-профессиональные основания, свойства, качества.

Создание оптимальных внешних условий (в организации и содержании профессионального обучения) усиливает внутренние предпосылки личности, повышая ее субъектность, творческую активность.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.