Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности

2020-03-31 538
Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования являются непосредственно практическими задачами социальной работы. Осуществлять компетентно эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.

Исследователи и практические работники единодушны в том, что социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины, социологии, педагогики, экономики, права, этики и др. Знание теории, методики и технологии социальной работы и умение их применять в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность специалиста к профессиональной деятельности.[2]

Однако представляется, что невозможно объективно выстроить структуру и содержание квалификационных характеристик только при помощи сопоставления теоретической и практической моделей профессионалов. Необходимо учитывать требования к свойствам, качествам личности и развитости различных компонентов сознания, психологии и практической деятельности социального работника, которые сегодня предъявляет реальная жизнь. Безусловно, профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Однако не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность всей жизни. Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и др.

Рассматривая личностные образования, свойства социального работника, следует подчеркнуть концептуальную идею исследования, которая заключается в следующем: профессия, деятельность, ее специфика и особенности требует (вызывает) развития и формирования определенных профессионально важных качеств.

Обратимся к историческим примерам, которые обосновывают данную идею. В частности, основатель социальной школы в США, М.Ричмонд, акцентировала внимание в деятельности социального работника на индивидуальной социально-психотерапевтической помощи человеку, клиенту, разрабатывая принципы и технологии "ментальной гигиены". При этом подходе ведущими, определяющими профессиональными качествами личности социального работника выступали, прежде всего, коммуникативность, толерантность, ответственность, аналитичность, наблюдательность, прогностичность, реактивность, эмпатийность, рефлексивность и др.

Аналогичную вариативность развития необходимых профессиональных и личностных качеств специалиста социальной работы мы отмечаем и в работах российских исследователей: В.Г.Бочаровой, Л.Д.Деминой, И.А.Зиминой, А.И.Ляшенко, Е.И.Холостовой, Б.Ю.Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б.Шмелевой и др.

Деятельность, ее специфика в работе с различными направлениями, категориями и группами людей, их проблемами требует определенных личностно-профессиональных качеств и образований, характеристик, свойств, специалиста социальной работы.

Но вместе с тем следует учитывать следующие концептуальные положения:

Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.

Личность социального работника - это человек, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе "человек-человек", в которой особую роль играют процессы общения, взаимоотношений, взаимодействия.

Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.

Личность социального работника формируется, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональной деятельности и, как активный субъект этой деятельности, она изменяет себя и деятельность.

В итоге профессиографического анализа исследователями была построена обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника. Метод моделирования широко используется в современной науке, включая педагогическую. "В педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которого происходит выделение моделируемых объектов, отображаемых в модели," - отмечает В.В.Краевский.

Проблемы моделирования исследуются известными педагогами и психологами (работы С.И.Архангельского, П.Я.Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В.Давыдова, Ю.А.Конаржевского, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, Н.Г.Салминой, В.А.Сластенина, Л.М.Фридмана, Т.И. Шамовой, Н.М. Яковлевой и др.), которые придерживаются понимания модели как системы, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Моделирование трактуется как метод познания объекта через модель. Действия с моделями позволяют исследовать отдельные новообразования, качества, стороны или свойства объекта. Причем, несмотря на то, что модель многозначна, в основе своей она сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта или системы объектов. (см: схему 1).

 

Схема 1

 

Представим характеристику отдельных компонентов личности социального работника как профессионала. Исследователи (И.А. Зимняя, И.И. Ляшенко, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) подчеркивают, что чем труднее для освоения профессия, чем значимее она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Эта позиция имеет прямое отношение к личности социального работника.

Как показывают исследования, практико-гуманистическая направленность деятельности составляет определяющее базовое основание социальной работы. Важнейшей же характеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей эффективность его деятельности, является ее "гуманистический потенциал" и ценностная ориентация, определяющая личностный смысл профессиональной деятельности, отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность.[1] Для эффективного социального работника характерна ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

В частности, М. Рокич уделял большое внимание изучению ценностей. Он определял ценности личности как "абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях"[2]

М. Рокич писал о том, что "все люди обладают похожими ценностями, но в разной значимости для каждого. Все личностные ценности организованы в системы..."

Ниже приводятся таблицы, отражающие ценностные ориентации (ценностей - целей и ценностей - средств) студентов и работающих кадров - социальных работников.

Среднегрупповой проранжированный ряд жизненных ценностей имеет следующее представление (См. Таблицу № 1):

 

Таблица № 1

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

 

соц. р-к

студент

соц. р-к

студент

Безопасность своей семьи, родных, близких

1

1

5,0

4,8

 

Отсутствие войн и межнациональных конфликтов

2

3

4,9

4,6

Безопасность страны

3

7

4,5

4,0

Счастье, преданная дружба

4

4

4,9

4,5

Внутренняя гармония (отсутствие конфликта с собой)

5

6

4,1

4,1

Выполнение своих обязанностей (профессиональных, семейных)

6

10

4,0

3,5

Признание в обществе, в кругу людей, коллег

7

5

3,9

4,2

Независимость, свобода выбора

8

9

3,8

3,8

Активная жизнь, внутренний подъем

9

8

3,6

3,9

Спокойная, благополучная жизнь

10

13

3,6

3,0

Равенство (равные возможности для всех), спасение души, вечная жизнь

11

14

3,4

2,9

Красота природы и искусства

12

12

3,3

3,1

Духовная и физическая близость

13

2

3,2

4,7

Удовольствия (приятная, с достатком жизнь, свободная от дел и забот)

14

11

2,3

3,3

                     

 

Инструментальные ценности (т.е. ценности - средства) отражают следующие позиции респондентов социальных работников (См. таблицу № 2):

 

Таблица № 2

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

  соц. р-к студент соц. р-к студент
Ответственность (надежность) 1 7 4,7 3,8
Широта взглядов (терпимость к чужому мнению) 2 8 4,3 3,7
Умение отстоять свою позицию, мнение 3 1 4,4 4,7
Сдержанность, самоконтроль 4 6 4,2 3,9
Участливость (забота о благополучии других) 5 9 4,0 3,6
Упорство в работе, стремление к успеху, признанию 6 3 3,7 4,2
Искренность, справедливость 7 2 3,5 4.3
Интеллектуальность, осведомленность 8 4 3,4 4,1
Независимость (во взглядах и поведении) 9 5 3,3 4,0
Нежность, гибкость 10 11 3,2 3,2
Вежливость, учтивость 11 12 2.9 3,2
Последовательность, рациональность 12 10 2,8 3,4
Чистоплотность, аккуратность 13 13 2.7 2,9
Исполнительность, почтительность, повиновение 14 14 2,5 2,5

 

Как видно из приведенных данных, социальные работники отдают приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, ближнем, мир без войн и конфликтов и т.д.), выполнению своих служебно-профессиональных, семейно-личных обязанностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: признание своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др. И такое же ранговое место имеет ценность - цель, как спокойная, благополучная жизнь. Это, несомненно, отражает современные реалии общественно-политической, социально-экономической, нравственной сфер жизни общества и человека.[3]

А в ценностях-средствах первые два места занимают ответственность, надежность, широта кругозора. Высоко ценят социальные работники и умение отстоять свою позицию, свое мнение, а также такие качества, как сдержанность, самоконтроль. Эти данные, видимо, характеризуют позицию и мотивацию современного руководителя, управленца. Поэтому, возможно, последний ранговый ряд занимают такие качества, как исполнительность, почтительность. К сожалению, респонденты не слишком высоко оценивают значение в своей жизни и деятельности интеллектуальности и независимости во взглядах и поведении. В этом плане имеется расхождение в анализе и ценностей-целей и ценностей-средств.

Наряду с такими ценностями, указанными социальными работниками, как безопасность своей семьи, близких, родных, отсутствие конфликтов, для студентов важны духовная и физическая близость с любимым человеком, счастье, преданная дружба. При этом признание в обществе, в кругу людей у студентов даже выше и по рангу, и по баллам, чем у работающих специалистов.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда и не в лучшую сторону).

Как свидетельствуют данные, среди инструментальных ценностей студентов первые ранговые места получили: "умение отстоять свою позицию, мнение, справедливость, искренность; стремление к успеху, признанию; широта кругозора, осведомленность; независимость во взглядах и поведении". Эта картина соответствует психологической характеристики личности юношеского возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.В.Мудрик, Ю.М.Орлов и др.).

В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает, а затем "вызревает" мотивационно-ценностное отношение к профессии, формируется профессионально-ценностная ориентация, которая начинает "подпитывать" ту или другую стороны личности, способствующие их дальнейшему развитию и саморазвитию.

Именно профессионально-ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно-профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике "Я - концепции", "Я - образа". Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - "Я - концепция", центральным звеном которой является "самоценность".

По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивна, и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития.[4] Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - "Я - концепция", центральным звеном которой является "самоценность". Принятие собственной "самости" - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот - принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самоценности. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию выше рассматриваемого качества социального работника, а также дает основание для подтверждения акмеологического подхода в личностном и профессиональном развитии, саморазвитии специалиста по социальной работе.

 

Качественная характеристика социального работника

 

Современные исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

первая группа - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др.

Названные качества личности многие зарубежные исследователи считают наиболее важными (А.Пинкус, А.Манахан, М.Пейн и др.).

В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы, в основном, в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя - должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия. Идеи самопредъявления себя отражены в исследованиях У.Джеймса, МАргила, Д. Мида, Э.Гоффмана и др.

В связи с качественной характеристикой "самопредъявление себя", можно выделить и такую личностную особенность социального работника, проявляющуюся в способности формировать адекватную позицию в межличностном взаимодействии (вслед за Бёрне), как позиция "Я в порядке - вы в порядке". Эта позиция соотносится с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды другого. Человек, придерживающийся данной позиции, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменению ситуации. Такое личностное качество социального работника свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у самого подопечного есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность социальному работнику проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство его клиента форме, не ставит последнего в зависимость от социального работника.

Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в системе "человек-человек".

Т.Д.Шевеленкова особую роль в личностной характеристике социального работника отводит эмоциональной стороне.[5] К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность, она относит следующее:

легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота ("экстравертированность"), т.е. направленность психической деятельности вовне, на окружающий мир и других людей;

эмоциональная устойчивость, стабильность, являющаяся психической саморегуляцией и залогом устойчивости к стрессогенным факторам;

синтетический характер эмоциональных переживаний, преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта;

оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты;

толерантность как способность переносить фрустрацию без деструктивных следствий для самого себя и клиента;

неагрессивное, нестабильное поведение в конфликтных ситуациях; эмпатийность - способность быть готовым к эмоциональному проникновению в мир другого, сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.

В частности, социальному работнику, подчеркивает Т.Д.Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.[21]

Другой исследователь Б.Ю.Шапиро к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.[6]

Опрос, проведенный среди социальных работников, показал, что из предлагаемого максимального набора качеств и свойств респонденты (93 человека) выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последовательности, но одинаково часто. Из этого мы смогли выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:

интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);

моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);

коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);

волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);

организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость).

Таким образом, процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.

Отметим некоторые особенности этого процесса:

. Профессиональное-личностное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности;

. Этот процесс имеет ряд стадий, для выделения которых могут быть самые различные основания; каждая стадия характеризуется единством и достаточностью личностных признаков, удерживающих период в границах качественной определенности;

. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него.[7] Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.

. Профессиональные качества личности по мере их становления и развития начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность;

. Профессиональное развитие социального работника - это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной;

. Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности;

. Профессиональное становление зависит как от факторов субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т.д.), так и от объективных (например, значимость профессии в обществе, правовой и общественной ее статус и др.);

. Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности.

Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития специалиста мы рассматриваем как процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом "маршруте" его жизни. Системно-целостный подход, используемый в исследовании, объединяет все звенья профессионального образования, социального и профессионального становления специалиста в единую непрерывную "цепь" (В.А. Сластенин). Это способствует максимальному стимулированию активного состояния всех основных структурных компонентов личности социального работника в их взаимодополнении и сочетании.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.