Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-03-31 | 276 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 111». В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Прежде чем приступить к эксперименту мы познакомились с детьми, установили с ними контакт. Дети вели себя доброжелательно. На предложение поработать вместе живо откликнулись, очень заинтересовались.
Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа:
. Подбор методик исследования и изготовление необходимого для них оборудования.
. Проведение эксперимента.
. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Цель исследования: изучение психологических особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью эксперимента были обозначены следующие задачи:
. Определить уровень развития творческого воображения у старших дошкольников.
. Выявить индивидуально-типологические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).
Методика «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.
Ребенку предлагалось 10 карточек, на которых были изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Ответ записывали и давали следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
|
Если ребенок не принимал инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисовали на листе бумаги круг и показывали, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просили ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не использовались.
При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывали ребенку. Если двое детей превращали круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывался ни одному из этих детей.
Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:
I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
III уровень (низкий) - 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Методика «Преврати кружок в предмет» направлена на изучение оригинальности рисунка и определение уровня развития воображения.
В качестве материала был представлен стандартный лист бумаги с нарисованной на ней фигурой (круг) и цветные карандаши.
После объяснения и показа задания экспериментатором, ребенку предлагалось нарисовать какое-либо изображение, предмет, чтобы в итоге получился законченный рисунок. После дорисовывания фигуры его спрашивали о том, что он нарисовал.
|
Обработка данных производилась в баллах, по следующим критериям:
· принятие задачи
2 балла - если ребенок принимал задачу на построение образа воображения
балл - если частично принимал задачу
баллов - если не принимал задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура
- оригинальность
2 балла - ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, с фантазией, хотя изображение не является совершенно новым
балл - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии
баллов - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия
детализация
2 балла - образ и детали рисунка тщательно проработаны
балл - образ и детали рисунка проработаны средне
баллов - не очень хорошо проработаны детали
Суммируя балы по трем показателям, были выделены следующие уровни и характерные для них особенности.
I уровень (высокий) - 5-6 баллов: дети принимают задачу на построение образа, рисуют нечто оригинальное, необычное. Образ и детали рисунка тщательно проработаны.
II уровень (средний) - 3-4 балла: дети также принимают задачу на построение. Образы не являются новыми, но несут в себе элементы творческой фантазии. Детали рисунка проработаны средне.
III уровень (низкий) - 0-2 балла: Дети частично принимают задачу на построение образа воображения, рисуют нечто очень простое, неоригинальное. Образ и детали проработаны средне.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!