Исследования творческого воображения в отечественной и зарубежной психологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Исследования творческого воображения в отечественной и зарубежной психологии

2020-03-31 552
Исследования творческого воображения в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется процессу воображения. Так, в отечественной и зарубежной психологии данному вопросу посвящены труды Л.С. Выготского [3], Е. И. Игнатьева [11], О.М. Дьяченко [9], С.Л. Рубинштейна [26], Д.Б. Эльконина [25], Л.С. Пиаже [21], З. Фрейда [26], Т. Рибо [8] и др.

По мнению Л.С. Выготского, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

А. Л. Галин [5], Р.С. Немов [23] эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что нереально, что не соответствует действительности. Л. С. Выготский, Э.В. Ильенков [12], С. Л. Рубинштейн [26] считают, что воображение - основа всякой творческой деятельности, которое одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Т. Рибо [20] подчеркивает, что всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский [4] отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

О создании новых образов упоминает в своем определении и А.В. Петровский [8], характеризуя творческое воображение как процесс, предполагающий самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Э.В. Ильенков [12] в своем определении творческого воображения указывает, что новые, оригинальные образы являются результатом процесса манипулирования различным образом.

Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [29] несколько иначе рассматривают термин творческого воображения, полагая, что оно заключается в понимании и применении ребенка приемов выразительности, таких как гипербола, метафора, при создании какого-либо образа.

В.А. Аверин считает, что пусковым механизмом творческого воображения служат сильные эмоции, а само творческое воображение есть изживание гнетущих эмоций, возникших в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень.

По мнению С. Л. Рубинштейна [26], воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое. Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме.

По мнению Е. И. Игнатьева [11], «основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

З.Фрейд [27] рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствий, который господствует в раннем детстве, находит отражение в функциях и речах ребенка. Согласно З.Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции. Ту же позицию продолжает развивать Ж.Пиаже [27]. Исходной точкой развития ребенка, по Ж.Пиаже, является мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

В «Философской энциклопедии» воображение определяют как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

По мнению А.В.Морозова [21], воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский [20] указывают, что воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

По словам А.В. Петровского [20], воображение представляет собой аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

По классификации А.В. Морозова [21], основными функциями воображения являются:

1. Представление действительности в образах.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

.   Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

.   Формирование внутреннего плана действий.

.   Планирование и программирование деятельности.

.   Преображение действительности; если основной функцией памяти является сохранения опыта человека, то одно из функций воображения - преобразование опыта для построения образов будущего.

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. А.В. Петровский и С.Л. Рубинштейн [26] выделяют:

. По признаку активности различают:

· Активное воображение - воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что - либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.

·   Пассивное - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

· Продуктивным (творческим) воображение называют создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

·   Репродуктивное (воссоздающее) - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем - либо уже сделанное (сотворённое).

Е. О. Гарлицких, А. Грин, В.Т. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн [18] отмечают, что образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Е. О. Гарлицких, А. Грин, С. Л. Рубинштейн [18] выделяют следующие процессы:

· Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

·   Комбинирование -прием воображения, представляющий собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

·   Акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

·   Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

·   Агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

·   Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

·   Прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

·   Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

·   Прием замещения - это замена одних элементов другими.

·   Прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности многие исследователи такие как А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский подчеркивают, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Базой воображения, указывают А.В. Брушлинский [2], А.Л. Галин, Е. О. Гарлицких, А. Грин [5], Т. Рибо [8], всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявшие материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Воображение, как уже об этом говорилось, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

А.В. Петровский и С.Л. Рубинштейн [26] выделяют и другие виды воображения: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многих жизненно-важных потребностей, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов, мы можем сделать следующие выводы:

· проблема изучения творческого воображения, не смотря не значительные исследования зарубежных и отечественных психологов, остается достаточно актуальной;

· воображение - высший психический процесс аналитико-синтетической деятельности, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, чувств, переживаний, связано со способностью и необходимостью творить новое, отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме;

· творческое воображение - это процесс преобразования впечатлений и манипулирования образами, наглядными впечатлениями, универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов;

· целью творческого воображения является создание новых образов;

· деятельность воображения осуществляется с помощью механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, реконструкция, схематизация, типизация;

· продукт творческого воображения не всегда может быть материализован и в продукте ярко проявляются эмоциональные впечатления;

· в литературе выделяются разные виды воображения в зависимости от признака активности и в зависимости от самостоятельности и оригинальности образов; определены приемы и способы преобразования имеющихся образов.

Особенности развития творческого воображения особенно важно изучать у детей дошкольного возраста. Специфику развития данного процесса рассмотрим в следующем параграфе.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.