Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения

2020-03-31 510
Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На современном этапе развития психологии определена сущность воображения, накоплен богатый материал о факторах, условиях развития воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий [6], О.М. Дьяченко [10], Г.Д. Кириллова [13], Е.Е. Кравцова, Н.Н. Палагина [8], С.Л. Рубинштейн [26], Т. Рибо [9] и др.), о механизмах воображения (В.В. Давыдов, А.Я. Дудецкий [7], Э.В. Ильенков [12], Л.С. Коршунова [14], Е.Е. Кравцова, А.В. Петровский), о видах воображения (Л.С. Выготский [4], О.М. Дьяченко [9], А.В. Запорожец [25], Ж. Пиаже, Т. Рибо [9]), выявлена связь воображения с игровой деятельностью ребенка (Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин [25]).

А. Я. Дудецким, Е. А. Юлустиной [7] и др. установлено, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

О.М. Дьяченко, Е. О. Гарлицких, А.И. Кириллова [8] отмечали, что все психологи, изучавшие творческое воображение ребенка, признавали его существенную роль в познавательном развитии. Однако зарубежные исследователи, В. Штерн и Д. Дьюи [21] рассматривали творческого воображения дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого, то есть воображение ребенка более творческое, чем воображение взрослого. На несостоятельность подобной точки зрения указывали в своих трудах Л.С. Выготский [4], В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко [10], Э.В. Ильенков, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина. Так, например, В.С. Мухина считала, что воображение ребенка во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения также менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. О.М. Дьяченко [9] отмечала, что при получении задания сочинить, придумать что-нибудь интересное многие дети терялись и отказывались это сделать или выполняли задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могли выполнить задание творчески.

Опыт ребенка, отмечает Л.С.Коршунова [14], складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Еще И.В. Гете [21] говорил, что воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, но дитя больше живет в фантастическом, нежели в реальном мире. Так же интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение.

Л.С. Выготский [4] доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Французский психолог Т. Рибо [9] представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

· детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

·   юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

·   зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Л.С. Выготским выделены этапы развития воображения у детей дошкольного возраста. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Л.С. Выготский [4] в развитии творческого воображения в дошкольном возрасте предлагает представить как движение от предметной ситуации к возникновению у детей особой позиции.

О.М. Дьяченко [9] выделяет следующие этапы развития воображения:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Здесь специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен, их образы могут отличаться значительной оригинальностью.

Второй этап в развитии воображения - возраст 4-5 лет. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Это было выявлено в исследовании Е.М. Гаспаровой [25], которая указывает на трудность возникновения мнимой ситуации.

Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребёнок 4-5 лет нацелен на следование образцам.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку. творческий воображение дошкольный зрение

Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает новые образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Так же здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовать его.

Л.С. Выготский отмечает, что уже в самом раннем возрасте можно отметить у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Игра ребёнка не есть просто воспоминание о пережитом, а является творческой переработкой пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка.

А.Я. Дудецкий [6] утверждает, что творческое воображение начинает формироваться в границах воссоздающего воображения. В процессе образного воссоздания, совершаемого ребенком под воздействием речи говорящего, начинают вкрапливаться элементы собственного творчества. По мере того так ребенок все больше и больше будет упражняться в действиях такого рода, элементы его самостоятельного творчества будут, естественно, увеличиваться и усложняться. Наступает, наконец, момент, когда ребенок попытается сам, без помощи взрослого, придумать задачу, стихотворение, сказку и тому подобное. Пробы такого рода следует считать показателем становления творческого воображения ребенка. Последующие упражнения разовьют его. Стремление к самостоятельному творчеству появляется у детей в возрасте 5-6 лет.

О.В. Боровик [1], В.П. Глухов, М.М. Нудельман [24] и др. подчеркивают, что особое значение приобретает исследование процесса воображения у детей при наличии тех или иных отклонений в развитии.

Особенности творческого воображения у детей с нарушениями развития изучались О. Боровиком [1], В.П. Глуховым [23], Т.В. Егоровой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, И.Н. Палагиной, Н.А. Цыпиной, Ж.И. Шиф [19] и др.

Влияние изобразительной деятельности и игры на развитие творческого воображения у детей с особенностями развития изучали: Г.А. Власова, Н.М. Домарева, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, У.В. Ульенкова [19].

Изучению влияния психических нарушений на развитие человека и характера этого влияния посвящены работы Р.М. Боскис, О.В. Боровика [1], А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Д.М. Маянца, М.М. Нудельмана [24], М.Ю. Рау, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ю.А. Трухановой [19] и других. Между тем, исследование творческого воображения у детей с особыми возможностями здоровья вызывает особый интерес, так как первичный эффект и вторично возникающее своеобразие в развитии создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов.

Уровень творческого воображения зависит от объема информации, от богатства опыта. Зачастую ограниченность общения с взрослыми и сверстниками мешает приобретению необходимого объема информации, приемов, способов реконструкции. У детей с нарушениями специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, в частности своеобразным развитием значения слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.

В своих исследованиях М.М. Нудельман [24] выявила, что дети с нарушениями склонны к упрощенному, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность их творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

По словам А.Г. Литвака [19], воображение - это своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшихся. Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Отличаясь от представлений по своим функциям (образы памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), воображение теснейшим образом с ними связано. Ни один даже самый фантастический образ воображения не может быть создан без опоры на представления, а в конечном счете без опоры на объективную реальность. По мнению С.Л. Рубинштейна [26], отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, разнообразнее опыт человека, тем - при прочих равных условиях - богаче будет и его воображение. Отсюда становится ясным, что узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению.

В тифлопсихологии конца XIX - начала XX вв. существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых.

Представители ассоциативной психологии (Г.П. Недлер, К. Краузе [19]) утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Утверждая зависимость воображения от ощущений, тифлопсихологи данного направления не видели его тесной связи с мышлением, речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения, и разрывали единство чувственного и понятийного.

В противовес тифлопсихологам и педагогам, придерживавшимся сенсуалистического направления, А.А. Крогиус, А.М. Щербина [19] и другие авторы развивали идеалистическую концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству “внутренней” жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой “внутренний мир”, а это способствует развитию “высших” психических процессов. Воображение слепых характеризуется упомянутыми авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения и т.п. Аналогичный взгляд на творческие возможности слепых, как ничем не ограниченные и являющиеся проявлением “внутренних сил”, была широко распространена среда людей, очень далеких от научной психологии. Например, В. Гюго [19] писал об ослепшем поэте Араго: “Когда гаснет телесное око, загорается око ума”.

Приведенные взгляды, несмотря на их противоположность, имеют много общего, так как и в первом и во втором случае разрывается единство чувственного и логического.

Только диалектико-материалистический подход, рассматривающий процесс психического отражения как единство чувственного и логического, может объективно вскрыть особенности воображения при слепоте.

По мнению А.Г. Литвака [19], сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления - при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых (Герман, Джестроу, Челпанов), отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

В непроизвольных формах воображения при внезапной слепоте или резком снижении зрения в зрелом возрасте может иметь место их интенсификация. Она проявляется в наплыве зрительных сновидений, носящих яркую эмоциональную окраску или в возникновении зрительных иллюзий и функциональных галлюцинаций. В психологии это явление получило название "синдром Шарля Боне". Считается, что данное явление представляет собой непроизвольную форму компенсации сокращения зрительной стимуляции. Вообще, воображение имеет тенденцию активизироваться в условиях неопределенности, при недостатке информации. Слепоту и слабовидение можно рассматривать как частный клинический случай депривации, при которой недостаток внешней информации частично возмещается за счет активизации деятельности воображения. Однако это явление имеет место только у поздно ослепших и только в области непроизвольного воображения.

Одной из важнейших предпосылок развития воображения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объектом трансформации в образные комплексы воображения. Процесс трансформации, комбинирования прежнего опыта составляет сущность фантазии человека. Отсюда следует, что другим, не менее важным условием развития воображения является формирование операционально-комбинаторных механизмов этого процесса.

Как уже отмечалось А.Г. Литваком [19], качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов. Несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя компенсаторные функции.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. А.Г. Литвак полагает, что при прочих равных условиях (возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т.д.) сила воображения будет находиться в прямой зависимости от состояния зрительных функций.

Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей учителя. Целенаправленное, управляемое педагогом воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую. учебную) склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. С. Геллер писал, что эти образы фантазии, являющиеся для его (слепого) развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, слепой оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира.

Исследование М.Г. Морозовой [19] показало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, актрисами, археологами и т.д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог. Только тесно связанная с жизнью мечта будет активизировать деятельность человека, потерявшего зрение, поможет ему занять соответствующее место в жизни.

Творческое воображение слепых, как отмечает А.Г. Литвак [19], из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте. Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых.

Низкий уровень творческого воображения у слепых связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л.С. Выготский [4], слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих областях культуры, науки, искусства возможна только при наличии зрения. Трудно представить, чтобы слепорожденный, никогда не воспринимавший мир во всем великолепии его красок, игры света и тени, мог бы образно и типично воспроизвести его в художественном произведении.

Ограниченность творческих возможностей слепорожденных в области искусства подтверждается отсутствием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Все известные слепые художники - и гениальный английский поэт Мильтон, и легендарный Гомер, и французский скульптор-анималист Видаль, и многие другие - ослепли в пору возмужания или зрелости. Их творчество основано на богатом запасе зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы.

Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. Это положение подтверждается практикой слабовидящих и слепых ученых, добившихся поразительных успехов в области кибернетики (Н. Винер), топологической алгебры (Л. Понтрягин) и многих других.

По словам А.Г. Литвака [19], для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у слепых и слабовидящих и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.

Воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.

В отличии от детей с нарушением зрения, у детей развивающихся в норме в старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное воображения, когда ребенок планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. Ребенок учится пользоваться непроизвольно возникающими образами. Таким образом, произвольное воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.