О национальных задачах школы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О национальных задачах школы

2020-04-01 124
О национальных задачах школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не случайно заканчиваю 1 Главу этим параграфом. В предыдущих разделах много говорилось о идеях и этапах патриотического воспитания, о его необходимости для целостного развития человека и общества. Но теория есть теория; что реально существовало в обществе, какие проблемы и недостатки и, наконец, для чего все эти идеи по формированию любви к отечеству. На эти вопросы, на мой взгляд, наиболее широко ответил А.А. Мусин-Пушкин, автор ряда работ по патриотическому воспитанию. ……Главное и самое существенное зло нашей современной русской школы, и это на всех ступенях ее, начиная от начальной народной школы и кончая нашими университетами и специальными высшими учебными заведениями, заключается, по глубокому моему убеждению, в крайне выраженном ее космополитизме. Она прежде всего "не национальна".

Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями.

Такая школа неизбежно теряет под собой твердую почву, обращается в международную, космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев.

Не будучи воспитана с молодости в принципах, составляющих неотъемлемую собственность, отличительную особенность русского народа, наша молодежь, кончая среднюю школу и переходя в высшие учебные заведения, представляет из себя весьма шаткий по своим убеждениям, неустойчивый и легко поддающийся пагубному постороннему влиянию элемент.

Этот, к сожалению, весьма многочисленный контингент студентов, не получая в настоящее время в средней школе ни привычки к систематическому труду, никакой выдержки, ни умственной, ни нравственной, ни патриотического, ни национального образования, при почти полном, к сожалению, отсутствии всякого воспитательного влияния семьи и школы и при свойственной в особенности русской молодежи идейности, естественно, весьма легко, незаметно для себя поддается злокачественному влиянию гораздо более опытных товарищей, сознательно увлекающих менее опытных и более идейных в противозаконные сообщества.

Такова крайне печальная картина, наблюдаемая нами в настоящее время почти повсеместно в России.

Школа должна обязательно на всех ее ступенях стоять вне всякой политики, заботясь исключительно об умственном и нравственном развитии своих учеников, так как в этом ее сила, независимость и влияние.

Совершенно отрицая, с чисто педагогической точки зрения, возможность какой бы то ни было политики в стенах школы, не следует, конечно, забывать, что школа преследует учебно-воспитательные цели не вне пространства и времени; она является государственным учреждением, и как таковому ей не только не могут быть чуждыми культурно-исторические задачи государства, на средства которого она существует, но, напротив, на ее прямой обязанности лежит проведение в сознание подрастающих поколений уважения к своему государству и чувства любви к родному народу, многовековым трудом которого создалось это государство; короче - школа должна быть национальной, каковой она была и есть везде в Европе; национальный же характер ее достигается не критикой текущих событий, неизбежно поверхностной и пристрастной, но серьезным, вдумчивым отношением к прошлому своей родины, к истории своего народа.

К сожалению, наша русская школа не национальна. В этом ее существенный, органический недостаток, и отсюда - ее главнейшие беды и злоключения; отсюда - постоянно раздающиеся жалобы на книжность ее, на непреложимость сообщаемых ею знаний к жизни, на поверхностное знакомство учащихся с тем, что касается действительно настоящей России, при крайне слабом развитии в учащихся интереса вообще к научным занятиям, и все это завершается прискорбным явлением последнего времени, когда место учения заняла политика.

Наша современная школа, как не национальная, лишена опоры в самой себе, и не тут ли коренится испытываемая ею печальная необходимость во внешней поддержке - в той иногда чрезмерной регламентации, на которой выросло современное недовольство ею, и не отсюда ли бессилие ее в средствах борьбы с волнениями учащихся, так как она не всегда располагает иными барьерами, кроме запретительных и карательных?

Однако ни ослабление регламентации, ни даже устранение правительственной опеки над школою, ни какие-либо другие частные изменения в программах или в самом строе учебных заведений не внушат веры в школу, пока она не станет национальной. Вне воздействия на чувство любви учащихся ко всему родному, к национальным идеалам, историческим подвигам и заветам своего народа, тщетными останутся всякие попытки удалить те посторонние влияния, которые под видом политики проникли ныне в школу, вызывая волнения и вражду между учащимися.

Национальная школа - это фермент государственного организма; в ней залог преуспеяния самого народа, и культурная роль такой школы сильнее познается при разноплеменном составе государства.

Школа везде в культурных странах национальна, и только у нас, в России, к сожалению и к величайшему вреду для юношества, замечается нечто совершенно противоположное.

Наше преподавание в общем в средней школе не всегда старается развить в ученике здоровую идеализацию, часто не раскрывает перед ним возвышающих душу светлых, величавых образов родной истории, родной литературы; оно недостаточно останавливается на рассмотрении положительных типов изучаемых произведений словесности, разбор которых, однако, мог бы благотворно действовать на молодое воображение юноши. В нашей школе, напротив, слишком часто подчеркиваются и ставятся на первый план в преподавании исключительно отрицательные стороны литературного типа, разбираются особенно подробно темные, неприглядные черты и современной нашей русской жизни, и нашего исторического прошлого. При таком направлении преподавания в средней школе исключается всякая возможность говорить о развитии в русской молодежи любви к родной стране, к родному прошлому.

Поэтому полагая, что вернейшее средство к врачеванию указанных недугов современной нашей школы заключается в проведении в ней национальной идеи, национального направления. Труд этот вознаградится сторицею умственным и культурным преуспеянием нашей родины.

Однако, чтобы изменить у нас это пагубное направление всего преподавания, преимущественно в школе, где оно особенно сильно дает себя чувствовать, необходимо, чтобы сами преподаватели имели благотворное воспитательное влияние на класс, а чтобы этого достигнуть, они должны быть сами дисциплинированы, сами должны пройти через строгую воспитательную школу, сами, наконец, должны быть проникнуты этими положительными идеалами, которые придется им проводить среди своих учеников.


Глава 2

 

В качестве вступления мне бы хотелось немного рассказать о древнем городе Афины, а именно о Афинской Эфебии, как образце воспитания патриотизма, поскольку общество этого города с детства воспитывалось в духе патриотизма и любви к Родине.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.