Сущности и структуре личностного мировоззрения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сущности и структуре личностного мировоззрения

2020-04-01 147
Сущности и структуре личностного мировоззрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1

1.1.Сущности и структуре личностного мировоззрения

1.2 Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения

1.3 Воспитание патриотического чувства в учащихся

1.4 Самое дорогое для человека - отечество

1.5 О народности в общественном воспитании

1.6 О национальных задачах школы

Глава 2

2.1 Афинская Эфебия - образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма

2.2 Пути формирования патриотического чувства

2.3 Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России

2.4 Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников

Заключение

Список литературы


Введение

 

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Сегодня вопросы образования (воспитания), остававшиеся до последнего времени на периферии государственного интереса, вдруг оказались в центре внимания не только общественности но и властных структур: от имени последних заговорили о духовности, патриотическом и даже физическом воспитании подрастающего поколения. Разумеется, этому следует только радоваться, если разговоры не останутся разговорами.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

патриотическое воспитание гражданское мировоззрение

Особенную обеспокоенность правительство выразило по поводу патриотического воспитания, справедливо отметив, что таковое в системе образования у нас на сегодня отсутствует, а подрастающее поколение не "отягощено" чувством патриотизма. Следом и наша общественность тоже выразила свою озабоченность, однако в несколько неожиданном направлении: может ли школа решить эту задачу - ведь любое воспитание есть насилие над юными душами, а насильно патриотом никого не сделаешь. В связи с этим хочется задать вопрос; а каким образом можно сформировать нравственность, патриотизм, духовность, если этот процесс вынести за скобки воспитания? И как эту проблему можно решить без школы.

Разумеется, не идет речь о том, что патриотизм воспитывается только школой. В не меньшей степени любовь к Родине, готовность защищать ее интересы, восприятие исторически сложившихся национальных традиций, знание истории и культуры своего народа формируется в семье, закрепленными в обществе ценными ориентациями, тем, что принято называть духовностью. Но вместе с тем, вряд ли кто станет отрицать, что школа самым непосредственным образом включена в этот процесс, более того, воспитание названных качеств есть одна из ее задач в ряду тех, что связаны с культурными целями образования.

Из выше указанного могу предположить, что выбранная мной тема на сегодняшний день является актуальной не только для государства, но и для простых граждан РФ;

Данная тема в теории разработана достаточно хорошо, но на практике не получила достойного применения;

Цель данной работы сравнить идеи патриотического воспитания в СССР и России;

Объектом изучения является патриотическое воспитание.

Методом исследования является изучение книг, статей из журналов и программ по патриотическому воспитанию.


Глава 1

 

Патриот - это тот, кто любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Глава 2

 

В качестве вступления мне бы хотелось немного рассказать о древнем городе Афины, а именно о Афинской Эфебии, как образце воспитания патриотизма, поскольку общество этого города с детства воспитывалось в духе патриотизма и любви к Родине.

 

Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников

Сегодня, безусловно, необходима концентрация усилий учителей и воспитателей на формировании важнейшего интегративного качества человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А.И. Солженицын).

Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования нашего Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета.

За последние два года ситуация в стране начала меняться в лучшую сторону по отношению к гражданскому, в том числе и патриотическому воспитанию. Одним из важнейших направлений peализации этой программы для вузовского образования становится формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, актуализируется проблема подготовки будущих учителей к работе, связанной с воспитанием в духе патриотизма.

Многие положения отражены в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (смотри приложение)

Проведены три Всероссийские научно-практические конференции по воспитанию детей, молодежи, населения многонациональной, много конфессиональной России в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Их рекомендации нашли отражение в публикациях журнала "Педагогика", в частности в круглом столе" [2000. № 5. С. 41-58] и других практико-ориентированных материалах.

Учитывая проводившиеся опросы студентов и школьников, можно проследить проявившуюся динамику изменения отношения к Отечеству. Анкетируемые отвечали на вопрос: "Хотели бы вы жить, или учиться, или работать за рубежом?" Анализируя данные, можно сделать следующие выводы. Каждый третий студент хотел бы жить, или учиться, или работать за границей, где можно получить качественное образование в условиях более высокого уровня жизни. Говорить здесь об истинно патриотических чувствах не приходится. Причины общеизвестны. Нынешние студенты - это в большинстве своем молодые люди, рожденные в 1980-85 гг., чье личностное становление начиналось в самые сложные для России 1990-е гг., когда наблюдалась экономическая нестабильность и были утрачены многие формы воспитательной работы и внеурочной деятельности, идеалы "обезлюдели", т.е. ушли в тень истинные патриоты, вожди, военачальники, народные кумиры советской действительности, а новые еще не проявились. Позже изменение политики государства, постепенная стабилизация, происходившая в разных сферах общественной жизни, повлияли на снижение численности молодежи, желающей покинуть страну.

Опрос школьников выявил четкую картину снижения количества желающих покинуть страну. Их личностное становление начиналось чуть позже, когда наметились новые тенденции во внутренней политике нашего государства, когда вновь был сделан акцент не просто на воспитание, а гражданское, патриотическое. Поэтому и наблюдается картина снижения числа желающих жить и учиться за границей - с 1/3 до 1/10.

Сегодня патриотическое сознание - это особое мирочувствование, миропонимание, приобретаемое молодежью в результате социальной активности, формирующее мотивационную готовность проявить себя в предпринимательстве, следуя традициям служения Отечеству в избранных видах профессиональной деятельности и социально значимых поступках.

Оcoбое значение в связи с этим приобретает подготовка учителей к патриотическому воспитанию современной молодежи. В настоящее время сохраняются серьезные недостатки в преподавании: нет согласованности между психолого-педагогическими, специальными, естественнонаучными и социально-экономическими, а также психолого-педагогическими курсами; доминирует обучающая функция в ущерб воспитательной.

Сегодня актуальной становится проблема интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе интеграции учебных дисциплин, учета прикладного характера наук, осваивая которые будущий учитель успешно адаптируется в процессе профессиональной деятельности.

Знания предмета должны пополняться на основе современных педагогических технологий, а содержательной стороне подготовки должны соответствовать инновационные формы и методы обучения.

Особая роль в подготовке студентов к патриотическому воспитанию молодежи принадлежит курсу "Теория и методика воспитания". Эта дисциплина служит стержневой основой методической подготовки будущего учителя. Но если в Госстандарте на теорию и методику обучения отводится 412 ч, то на теорию и методику воспитания - менее 30 ч, и это при том, что в теории обучения отсутствуют воспитательные аспекты. Более того, Госстандартом не предусматривается изучение вопросов теории и истории патриотического воспитания.

Способность будущего учителя к воспитательной деятельности формируется в интегрированном процессе его теоретической подготовки в период учебы и личной практической деятельности. Применение знаний на практике развивает способность анализировать, связывать знания в единую систему с цепью овладения содержанием образования и воспитания учащихся.

Важную роль в подготовке студентов к патриотическому воспитанию школьников играет не только процесс непосредственной педагогической практики, но и их участие в общественно значимой деятельности. Занятый общественно полезным делом, будущий учитель обретает чувство ответственности за свою работу. Решая определенные задачи, он учится исполнять определенную социальную роль, вступает в отношения "ответственной зависимости" с людьми (А.С. Макаренко) в разнообразных ситуациях, каждая из которых способствует выработке собственной позиции, формированию личностных качеств.

Педагогическая практика - важнейший составной компонент общепедагогической подготовки, но далеко не всегда реализуемый.

Анализируя работу вузов, пришли к выводу, что ориентация студентов на проведение воспитательной работы со школьниками утрачивается на протяжении последних десяти лет. По последним данным, 64% студентов, начинавших педагогическую практику, считали своей основной задачей "знакомство со школой", 12% - "развитие коммуникативных умений" при работе со школьниками; 23% - "приобретение умений и навыков преподавания учебного предмета" и только 1% - "приобретение навыков воспитательной работы с молодежью". Никто не имел в виду воспитание будущих граждан нашей страны с позиций патриотизма.

Духовное пространство университетской среды должно быть наполнено идеями патриотизма, государственности, высокой духовности и служению на благо Отечества, тогда возможно будущий учитель обретет чувство ответственности за свою работу.

Профессиональное обучение и патриотическое воспитание это единый целостный процесс целенаправленного формирования личности гражданина. Нельзя изолировать патриотическое воспитание от процесса профессиональной подготовки и отделить его от объективных условий и возможностей формирования личности. Будущий учитель должен стать подлинным субъектом деятельности, направленных на формирование гражданских качеств и патриотического чувства, необходимых человеку цивилизованного сообщества.


Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что наше государство и мы сами хотя и стремимся быть патриотами своей Родины, и прикладываем не мало сил в этом направлении, но вернуть прошлое нельзя. Мы живем в новом времени и старые образцы не приемлемы как таковые. Другое государство, другие правители, другие люди и ценности. Патриотизм как чувство воспитать программами и теориями не возможно, необходимо передавать это чувство от человека к человеку. Поэтому я считаю, что самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной материи, родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.

Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания. У нас, воспитателей и учителей, великая и почетная миссия: вдохнуть в каждое сердце возвышенные идеалы, сделать так, чтобы в душе каждого человека отразился образ Родины. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: я постиг свою главную цель, я понимаю и сердцем чувствую, кого мне надо воспитать.

 


Список литературы

 

1. Антология по истории педагогики в России (2-я половина 20 века).

2. Антология педагогической мысли России 18 века.

.   Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 века.

.   Антология педагогической мысли России (1-я половина 19 века).

.   Воспитание патриотизма. // Педагогика, 2000. №5 С.41-58

.   Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: Москва, "Просвещение", 1986.

.   Галанин Ю.С. Еще раз о патриотическом воспитании // ОБЖ, 2001. - №3.С. 20-23

.   Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников. // Педагогика, 2004. №7 С.39-44

.   Ильневич. Аксиологический и целевой аспекты военного образования. // Педагогика, 200. №8 С.31-34

.   Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание гражданина РФ. // Педагогика, 2004. №4 С.99-103

.   Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике // Педагогика, 2001. - №6. С.3-8.

.   Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. // Педагогика, 1997. №3 С.52-56

.   Охремчук С.М. Жить - родине служить. // Педагогика, 2001. №2 С.3-8

.   Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота. // Педагогика, 2000. №4 С.34-38

.   Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 О государственной программе Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г. // ОБЖ, 2001. - №7. С.12-17

.   Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Ижевск, "Удмуртия", 1980.

.   Сухомлинский В.А. Родина в сердце: Москва, "Молодая гвардия", 1980.

.   Сухомлинский В.А. Рождение гражданина: "Молодая гвардия", 1979.

.   Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика, 2002. №4 С.39-44

.   Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания молодежи: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников, 2003. №5 С.2-7


Приложение: патриотическое воспитание в школе

 

Классные часы.

России верные сыны

Цель:

4 Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

- Патриотическое воспитание школьников. Форма: Тематический устный журнал. Информация к размышлению:

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Т.Г. Шевченко

Подготовительный этап. Временный Совет дела определяет количество страниц тематического устного журнала, распределяет их между творческими группами.

Немаловажное значение для создания яркого эмоционального настроя имеет музыкальное и литературное оформление классного часа.

Примерные страницы журнала

1. Великие сыны России.

2. В жизни всегда есть место подвигу.

3. В боях отстояли Отчизну свою.

4. "Я лиру посвятил народу своему".

5. Своим трудом Отчизне славу создавали.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Во вступительном слове учитель скажет учащимся о том, что любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников к потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

Мини-итоги

Возможные выводы учащихся:

· Жизнь выдающихся людей России - пример для молодого поколения россиян.

· Классный руководитель совместно с учителями-предметниками может организовать конкурс творческих работ учащихся по теме "России верные сыны".

· Классный час может стать началом поисковой работы коллектива класса.

Материал к классному часу

Павел Степанович Нахимов

В первом ряду великих сынов Отечества стоит имя Павла Степановича Нахимова. Родился Нахимов 23 июня 1802 г. в семье отставного майора в Смоленской губернии. В 13 лет он поступил в морской кадетский корпус в Петербурге. Уже в ранней юности Павел Степанович начал готовить себя к служению Отечеству.

Учиться в морском кадетском корпусе было нелегко. Кадетов учили прокладывать курс кораблю, определять направление по солнцу и звездам, наводить пушки в цель, ставить и убирать паруса.

Морская подготовка требовала не только прочных теоретических знаний, практических навыков, но и выдержки, смекалки, настойчивости, хорошей физической формы.

Павел Степанович твердо шел к поставленной цели - стать настоящим морским офицером, защитником России.

В 16 лет Нахимов блестяще окончил морской кадетский корпус. В 1817 г. Нахимов впервые отправился в плаванье к берегам Дании и Швеции. А вскоре по возращении он сдал экзамен на мичмана (первый офицерский чин на флоте) лучше ста четырех своих товарищей. Его учителя - суровые флотские адмиралы - так оценили морского офицера: "к занятиям жаден, к службе усерден".

В 1822 г. Павел Степанович Нахимов принял участие в своем первом кругосветном плавании, которым руководил известный русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев.

Кругосветное путешествие продолжалось с 1822 по 1825 г. Множество трудностей пришлось преодолеть молодому Нахимову. Не раз корабль мог разбиться, затонуть. Но, преодолев все испытания, моряки с честью вернулись на родину. Через некоторое время после возвращения из кругосветного плавания в звании лейтенанта, кавалера Ордена Святого Владимира четвертой степени Нахимов был назначен на 74-пушечный корабль "Азов". На нем и принял свое боевое крещение.

В 1827 г. во время победоносного сражения в Наваринской бухте с турецко-египетским флотом Нахимов командовал одной из батарей линейного корабля "Азов". "Азов" дрался один с пятью вражескими кораблями. Нахимов воодушевлял матросов своим примером. Павел Степанович, отличившийся в этом бою своим бесстрашием, героизмом, был награжден за храбрость и произведен в капитан-лейтенанты. Вскоре он получил в командование свой первый корабль. В 1834 г. Нахимов был переведен на черноморский флот. В марте 1852 г.

Павла Степановича назначают командующим пятой флотской дивизии, а с октября того же года он был произведен в вице-адмиралы.

Трудный час своей истории переживала Россия. В октябре 1853 г. Турция, подстрекаемая Англией и Францией, объявила войну России.

Разведка донесла, что корабли турецкого флота, сосредоточенные в Синопской бухте, готовятся к захвату Кавказа. Узнав об этом, Нахимов решил идти на перехват противника. Вот тогда-то и прозвучали его знаменитые слова:". в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело". В распоряжении Нахимова было три боевых корабля, а у противника двенадцать кораблей под защитой шести береговых батарей.

Со своими кораблями Нахимов встал на выходе из Синопской бухты, запер там турецкую эскадру и задержал ее, пока не пришло подкрепление.

Утром 18 ноября Нахимов ворвался в бухту. Каждый русский корабль знал свою цель. Все было рассчитано блестяще. Через 4 часа турецкий военно-морской флот перестал существовать. Турецкий адмирал Осман-паша был взят в плен. Это была блестящая победа русского флота.

Но Нахимов понимал, что враг и его союзники - англо-французские войска - не повержены. Он постоянно докладывал царю о том, что с суши Севастополь беззащитен.

В марте 1854 г. Англия и Франция вступили в войну с Россией. Чтобы уничтожить русский черноморский флот, захватить Крым и Кавказ, им нужно было взять Севастополь.

дней и ночей длилась героическая оборона Севастополя. У защитников не хватало боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Враг был лучше вооружен и гораздо многочисленнее" Но попытки взять город измором или испугом не достигли цели.

Во время Крымской войны Нахимов получил чин адмирала. Его очень уважали матросы и солдаты. Приказы адмирала" даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно, потому что защитники Севастополя твердо знали: Нахимов любит Родину больше всего на свете.

Силы защитников таяли, лазареты переполнены ранеными, а подкрепления ждать неоткуда.

Личность Нахимова стала обрастать легендами. Его необычайная смелость, неукротимый боевой дух передавался каждому участнику обороны" Ежедневно он был вместе с защитниками, обходил позиции, подолгу разговаривал с солдатами и матросами, вселяя в них волю к победе. Павел Степанович был дважды ранен, но остался в строю.2 8 июня пуля сразила отважного сына Отечества,

Для многих поколений российских моряков Павел Степанович Нахимов - пример великого служения Отечеству, воинской доблести и героизма.

Народ высоко чтитпамять адмирала Нахимова. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Нахимова для награждения офицеров Военно-морского флота за выдающиеся заслуги в боях за Родину, Имя Нахимова присвоено училищу в Санкт-Петербурге, готовящему воспитанников для поступления в высшие военно-морские учебные заведения.

. Я - гражданин России

Цель: Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия "гражданин".

Форма: Классный час-размышление. Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись,

И.С. Тургенев

Подготовительный этап

1. В ходе подготовки к классному часу проводится конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край род ной".

2. Учащиеся готовят сообщения на темы:

· "Кто такой настоящий гражданин России?"

· "Гражданином быть обязан".

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Классный час учитель может начать с чтения стихотворения Р. Сефа.

Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: На заводе слесарь он.

В яслях он -

Родитель,

В кинотеатре -

Зритель.

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

Он мечтатель

В дни весны.

Он военный

В час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин

Своей страны.

Обращаясь к теме классного часа, учитель акцентирует внимание на особой важности изучения данной проблемы для становления личности гражданина России и организует обмен мнениями учащихся по вопросам:

· Кто такой гражданин?

· Кого можно назвать настоящим сыном свое го отечества?

Учитывая то, что шестиклассники еще не знакомы с основами правового статуса личности гражданина РФ, необходимо разъяснить, что понятие "гражданин" имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле "гражданин" - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

Среди важнейших прав - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

К основным обязанностям граждан России относятся:

· соблюдать Конституцию и законы России;

· уважать права и свободы других людей;

· защищать Отечество;

· в платить налоги;

· сохранять природу и окружающую среду;

" заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: "Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".

Учителю необходимо познакомить учащихся с Законом РФ "О гражданстве", вступившим в силу 1 июля 2002 г. и обратить особое внимание на ст.9 "Гражданство детей" и ст.12 "Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению".

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителя ми сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?

А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия "гражданин"?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия "гражданин", сколько его духовно-нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и ее истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам "загадочную русскую душу".

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 г.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна из девочек, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназa, но и те, кто спасал жизнь людей. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания восемь детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной "горячей точке" и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: "Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрет. "Ну и что, - говорит один. - Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер". И что это так, это показала жизнь".

Душное помещение, все время горит свет. Люди прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Леонид Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем.

Но заложники держались мужественно.

"Я вообще ничего не боюсь", - повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненного в кисть боевика.

"Когда они не отдавали наших детей и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских". - "Как чеченских?" - "Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас".

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В. Пономарев и погибший после штурма О. Магерламов. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург и педиатр с мировым именем сказал так: "Я не герой, таких как я, сотни".

(По материалам агентства Mednovosti.ru)

Разговор о настоящем гражданине можно продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX в. - об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 г., а умер 14 декабря 1989-го.

Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.

Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, "отцом" советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему было присвоено трижды.

Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире - Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.

Главной чертой личности А.Д. Сахарова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, так как он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А.Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.

Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. "Главное, - утверждал Сахаров, - это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека".

Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию - экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать "не дубинкой, а разумом". Нам нужны реформы, а не революции - вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.

Великий Гражданин не испугался, когда его преследовали, лишили заслуженных наград, оскорбляли, угрожали, Мужество было характерной чертой его личности.

Работа в микрогруппах

. Расскажите о настоящих гражданах России в истории и современности (учащиеся используют заранее подготовленный материал).

. Выскажите свое мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

· ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым "островкам" свое го города;

· жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

· молодые люди участвуют в восстановлении храма;

· ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны и т.д. (дополните своими примерами).

В процессе работы возможен вывод: Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

Мини-итоги

Подводя итог разговору на тему "Я - гражданин России" учитель может предложить учащимся самостоятельно сделать выводы о том, какие чувства у них вызвало изучение темы классного часа.

Предложите ребятам обсудить, какой социально значимый проект они могли бы реализовать сами или совместно со взрослыми.

Вступительное слово учителя

Игровая ситуация

Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашени


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.