Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России

2020-04-01 149
Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Русский философ Иван Ильин назвал период отечественной истории, наступивший после крушения самодержавия, временем мученического очищения России, "ее исторического оправдания и духовного возрождения". "Чудится мне, - писал он, - что у всех нас есть потребность обратиться к России", окинуть взором ее пути и судьбы "в силе и славе, увидеть в их опасных уклонах и соблазнах", чтобы понять "недостроенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна. те несовершенства и незавершенности нашего характера, без одоления которых нам не построить России, ни нашим детям и внукам"

Исторические аналогии соблазнительны, однако коварны. Внешнее сходство тех времен и нынешних как будто есть. Да, Россия по-прежнему, как и в начале века, ищет свой путь, преодолевая огромные трудности, проходя через жесткие испытания, принося кровавые жертвы, не всегда ясно сознавая, во имя чего все это делается. С начала 90-х гг. общественная ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности, напряженностью отношений между всеми социальными явлениями и процессами.

Сегодняшняя наша жизнь, постоянно изменяющиеся условия и обстоятельства, на которые воздействуют не всегда объяснимые, малоуправляемые факторы, возвышаются над социальными и госу дарственными институтами, над самим человеком. Социальная стихия сметает министров, премьеров и президентов, заставляет воевать еще недавно дружественные народы, принудительно переучивает и перевоспитывает академиков, профессоров и учителей - всех тех, кто сам учит и воспитывает. Но гораздо большее воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, оказывает эта стихия мучительных перемен на нашу молодежь, на ее сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. "Дух общества", среда обитания с ее неписаными законами, словно гигантский пресс, гнут, ломают, уродуют взгляды и принципы людей, оказавшихся в постсоветском геополитическом пространстве, формируя на новый лад, зачастую помимо их воли, тем более молодых, сводя на нет усилия педагогов-профессионалов.

Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным физического развития заметно уступает показателям социального положения и предыдущим. Оно менее здорово физически, слабее развито умственно, более безнравственно и криминально, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей мере отчуждено от общества и государства.

От советской еще совсем недавней эпохи нас отделяет не так много лет. Но сколь огромна и устрашающа для российской государственности перемена! Резко усилилась социальная дифференциация, значительно возросли различия между поколениями. Они все чаще проявляются в форме противоречий, что во многом объясняется появлением качественно новых, особенно негативных показателей социального развитая. Продолжающееся усиление этих различий является следствием углубления контакта молодежи с новыми социальными посредниками, реалиями и структурами, которых не было раньше. Это большой и малый бизнес, безбрежная коммерциализация всего и всех, новые формы труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, расширяющееся информационное пространство, криминализация молодежной среды и многое другое, что затронуло глубинные основы социальной жизни нынешнего поколения. Сегодня значительная, возможно большая часть его, не приемлет устоев и ценностей прежней социалистической общественной системы.

А вот совсем недавняя мрачная констатация:". молодежь и подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей - они оказались на удивление податливы к американской массовой культуре. на них преднамеренно обрушили шквал "чернухи". они в большинстве своем безыдейны, а значит, равнодушны и даже враждебны к традициям русского патриотизма Автор этого высказывания убежден в том, что для тех, кого он называет "новыми не русскими", главную и близкую опасность представляет именно эта "новая молодежь", которая, когда почувствует за собой реальную силу, займется экспроприацией вилл и "мерсов". Таким образом, в лице современной молодежи на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Продукт же предшествовавшей эпохи - советский человек - все более становится достоянием нашей истории.

Что же делать? Прежде всего будем исходить из этих реальностей. Да, жизнь в современном российском обществе становится все более сложной. Соответственно должна повышаться роль и усиливаться ответственность каждого человека, социальных общностей и групп как субъектов этих процессов. В этих условиях значение воспитательной деятельности еще более возрастает. Она становится приоритетной. От Правильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения ее законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической, военной. Необходимость духовно-нравственного, граждански-активного, патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути этого процесса.

Какой же должна быть идеология воспитания, чтобы соответствовать общему направлению социального развития постсоветской России?

Думается, ответ на этот вопрос, скорее всего, будет дан в будущем столетии. Речь идет о развитии патриотизма у подрастающего поколения, формировании у него таких важнейших ценностей, как любовь к Отечеству, своему народу, уважение к государству.

Следует признать, что роль и значение патриотического воспитания длительное время всячески принижались в противовес интернациональному, по сути дела космополитическому, а деятельность,, направленная на его развитие, в последние годы подвергалась неуемной и деструктивно критике, более того - буквально охаиванию в средствах массовой информации, в произведениях искусства, в иных научных публикациях. Все это в значительной мере дискредитировало не только накопленный к тому времени опыт его организации и проведения, но и саму идею формирования и развития личности гражданина, патриота России. Сегодня еще более очевидной становится вся сложность реализации этой идеи, ее нерешенность, пожалуй, запущенность, обусловленные отсутствием научной концепции, способствующей возрождению Отечества и становлению его будущих защитников.

Перемены, происшедшие в России, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни, роль в формировании у молодых людей готовности к выполнению долга - служить Отечеству, в том числе и в условиях воинской деятельности. Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ, в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Основным институтом, обеспечивающим организацию системы патриотического воспитания, ее функционирование, контроль за его эффективностью и конечными результатами, должно оставаться Российское государство. Важное значение имеет массовая патриотическая работа, проводимая государственными и общественными организациями, органами Вооруженных сил России, соответствующими структурами гражданской обороны, Госкомитета по делам спорта, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, некоторыми объединениями и союзами молодежи и др. Их задача - создавать патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и спортивные клубы и объединения, спецшколы, различные кружки, спортивные секции; организовывать занятия, в клубах, университетах, учебных пунктах будущего воина, офицера. Особая роль принадлежит средствам массовой информации, творческим союзам, которые должны отображать, изучать, решать проблемы национально-патриотического воспитания в духе идей укрепления Отечества.

Какими же представляются условия оптимизации патриотического воспитания российской молодежи, если иметь в виду те реальные возможности, которыми располагают социальные и государственное институты, общественные движения и объединения граждан? Думается, основное научно-практическое содержание этих условий, формулируемых в системном виде, может быть представлено следующим образом.

1. Институциональное и информационное обеспечение, утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи. Возрождение и конкретное наполнение патриотической идеи в тесной связи с интересами государства, общества, личности. Активная пропаганда патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана. Противодействие попыткам дискредитации патриотической идей со стороны отдельных государственных и общественных деятелей. Целенаправленное творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе воспитательной деятельности со всеми категориями молодежи при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно силовых министерств и ведомств,

. Создание нормативно-правовых основ патриотического воспитания. Определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, ведомства как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики. Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов в этой сфере социально значимой деятельности.

. Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания. Обоснование и обогащение его содержания путем включения культурно-исторического, военно-исторического, духовно - нравственного, идеологического, социально-психологического и других компонентов, важнейших достижений социально-гуманитарных наук, современной военной мысли.

. Педагогическое и методическое обеспечение. Развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания молодежи, осуществляемого министерствами и ведомствами, общественными организациями. Организация новой соответствующей реальностям России, системы подготовки педагогических кадров, способных эффективно, на высоком уровне решать современные задачи. Создание общеобразовательных учебных заведений открытого типа с углубленной профессиональной подготовкой к некоторым видам деятельности, связанных с служением Родине.

. Обеспечение взаимодействия субъектов федерации и их структур. Разработка моделей реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации; опытное ее использование в ряде областей европейской части страны. Проведение научно - практических конференций представителей основных патриотических союзов, объединений, центров, а также международных конференций совместно со странами ближнего и дальнего зарубежья.

На мой взгляд создание таких условий для оптимизации деятельности по патриотическому воспитанию молодежи предполагает поиск принципиально новых подходов, способных существенно повысить интерес к патриотическому воспитанию.

Мне кажется патриотические чувства молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач связанных с возрождением России, преодоление ее нынешних бед и невзгод. В лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший созидательный потенциал, который будет определяться прежде всего его готовностью взять на себя ответственность за будущее России.

Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников

Сегодня, безусловно, необходима концентрация усилий учителей и воспитателей на формировании важнейшего интегративного качества человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А.И. Солженицын).

Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования нашего Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета.

За последние два года ситуация в стране начала меняться в лучшую сторону по отношению к гражданскому, в том числе и патриотическому воспитанию. Одним из важнейших направлений peализации этой программы для вузовского образования становится формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, актуализируется проблема подготовки будущих учителей к работе, связанной с воспитанием в духе патриотизма.

Многие положения отражены в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (смотри приложение)

Проведены три Всероссийские научно-практические конференции по воспитанию детей, молодежи, населения многонациональной, много конфессиональной России в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Их рекомендации нашли отражение в публикациях журнала "Педагогика", в частности в круглом столе" [2000. № 5. С. 41-58] и других практико-ориентированных материалах.

Учитывая проводившиеся опросы студентов и школьников, можно проследить проявившуюся динамику изменения отношения к Отечеству. Анкетируемые отвечали на вопрос: "Хотели бы вы жить, или учиться, или работать за рубежом?" Анализируя данные, можно сделать следующие выводы. Каждый третий студент хотел бы жить, или учиться, или работать за границей, где можно получить качественное образование в условиях более высокого уровня жизни. Говорить здесь об истинно патриотических чувствах не приходится. Причины общеизвестны. Нынешние студенты - это в большинстве своем молодые люди, рожденные в 1980-85 гг., чье личностное становление начиналось в самые сложные для России 1990-е гг., когда наблюдалась экономическая нестабильность и были утрачены многие формы воспитательной работы и внеурочной деятельности, идеалы "обезлюдели", т.е. ушли в тень истинные патриоты, вожди, военачальники, народные кумиры советской действительности, а новые еще не проявились. Позже изменение политики государства, постепенная стабилизация, происходившая в разных сферах общественной жизни, повлияли на снижение численности молодежи, желающей покинуть страну.

Опрос школьников выявил четкую картину снижения количества желающих покинуть страну. Их личностное становление начиналось чуть позже, когда наметились новые тенденции во внутренней политике нашего государства, когда вновь был сделан акцент не просто на воспитание, а гражданское, патриотическое. Поэтому и наблюдается картина снижения числа желающих жить и учиться за границей - с 1/3 до 1/10.

Сегодня патриотическое сознание - это особое мирочувствование, миропонимание, приобретаемое молодежью в результате социальной активности, формирующее мотивационную готовность проявить себя в предпринимательстве, следуя традициям служения Отечеству в избранных видах профессиональной деятельности и социально значимых поступках.

Оcoбое значение в связи с этим приобретает подготовка учителей к патриотическому воспитанию современной молодежи. В настоящее время сохраняются серьезные недостатки в преподавании: нет согласованности между психолого-педагогическими, специальными, естественнонаучными и социально-экономическими, а также психолого-педагогическими курсами; доминирует обучающая функция в ущерб воспитательной.

Сегодня актуальной становится проблема интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе интеграции учебных дисциплин, учета прикладного характера наук, осваивая которые будущий учитель успешно адаптируется в процессе профессиональной деятельности.

Знания предмета должны пополняться на основе современных педагогических технологий, а содержательной стороне подготовки должны соответствовать инновационные формы и методы обучения.

Особая роль в подготовке студентов к патриотическому воспитанию молодежи принадлежит курсу "Теория и методика воспитания". Эта дисциплина служит стержневой основой методической подготовки будущего учителя. Но если в Госстандарте на теорию и методику обучения отводится 412 ч, то на теорию и методику воспитания - менее 30 ч, и это при том, что в теории обучения отсутствуют воспитательные аспекты. Более того, Госстандартом не предусматривается изучение вопросов теории и истории патриотического воспитания.

Способность будущего учителя к воспитательной деятельности формируется в интегрированном процессе его теоретической подготовки в период учебы и личной практической деятельности. Применение знаний на практике развивает способность анализировать, связывать знания в единую систему с цепью овладения содержанием образования и воспитания учащихся.

Важную роль в подготовке студентов к патриотическому воспитанию школьников играет не только процесс непосредственной педагогической практики, но и их участие в общественно значимой деятельности. Занятый общественно полезным делом, будущий учитель обретает чувство ответственности за свою работу. Решая определенные задачи, он учится исполнять определенную социальную роль, вступает в отношения "ответственной зависимости" с людьми (А.С. Макаренко) в разнообразных ситуациях, каждая из которых способствует выработке собственной позиции, формированию личностных качеств.

Педагогическая практика - важнейший составной компонент общепедагогической подготовки, но далеко не всегда реализуемый.

Анализируя работу вузов, пришли к выводу, что ориентация студентов на проведение воспитательной работы со школьниками утрачивается на протяжении последних десяти лет. По последним данным, 64% студентов, начинавших педагогическую практику, считали своей основной задачей "знакомство со школой", 12% - "развитие коммуникативных умений" при работе со школьниками; 23% - "приобретение умений и навыков преподавания учебного предмета" и только 1% - "приобретение навыков воспитательной работы с молодежью". Никто не имел в виду воспитание будущих граждан нашей страны с позиций патриотизма.

Духовное пространство университетской среды должно быть наполнено идеями патриотизма, государственности, высокой духовности и служению на благо Отечества, тогда возможно будущий учитель обретет чувство ответственности за свою работу.

Профессиональное обучение и патриотическое воспитание это единый целостный процесс целенаправленного формирования личности гражданина. Нельзя изолировать патриотическое воспитание от процесса профессиональной подготовки и отделить его от объективных условий и возможностей формирования личности. Будущий учитель должен стать подлинным субъектом деятельности, направленных на формирование гражданских качеств и патриотического чувства, необходимых человеку цивилизованного сообщества.


Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что наше государство и мы сами хотя и стремимся быть патриотами своей Родины, и прикладываем не мало сил в этом направлении, но вернуть прошлое нельзя. Мы живем в новом времени и старые образцы не приемлемы как таковые. Другое государство, другие правители, другие люди и ценности. Патриотизм как чувство воспитать программами и теориями не возможно, необходимо передавать это чувство от человека к человеку. Поэтому я считаю, что самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной материи, родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.

Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания. У нас, воспитателей и учителей, великая и почетная миссия: вдохнуть в каждое сердце возвышенные идеалы, сделать так, чтобы в душе каждого человека отразился образ Родины. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: я постиг свою главную цель, я понимаю и сердцем чувствую, кого мне надо воспитать.

 


Список литературы

 

1. Антология по истории педагогики в России (2-я половина 20 века).

2. Антология педагогической мысли России 18 века.

.   Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 века.

.   Антология педагогической мысли России (1-я половина 19 века).

.   Воспитание патриотизма. // Педагогика, 2000. №5 С.41-58

.   Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: Москва, "Просвещение", 1986.

.   Галанин Ю.С. Еще раз о патриотическом воспитании // ОБЖ, 2001. - №3.С. 20-23

.   Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников. // Педагогика, 2004. №7 С.39-44

.   Ильневич. Аксиологический и целевой аспекты военного образования. // Педагогика, 200. №8 С.31-34

.   Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание гражданина РФ. // Педагогика, 2004. №4 С.99-103

.   Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике // Педагогика, 2001. - №6. С.3-8.

.   Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. // Педагогика, 1997. №3 С.52-56

.   Охремчук С.М. Жить - родине служить. // Педагогика, 2001. №2 С.3-8

.   Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота. // Педагогика, 2000. №4 С.34-38

.   Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 О государственной программе Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г. // ОБЖ, 2001. - №7. С.12-17

.   Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Ижевск, "Удмуртия", 1980.

.   Сухомлинский В.А. Родина в сердце: Москва, "Молодая гвардия", 1980.

.   Сухомлинский В.А. Рождение гражданина: "Молодая гвардия", 1979.

.   Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика, 2002. №4 С.39-44

.   Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания молодежи: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников, 2003. №5 С.2-7


Приложение: патриотическое воспитание в школе

 

Классные часы.

России верные сыны

Цель:

4 Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

- Патриотическое воспитание школьников. Форма: Тематический устный журнал. Информация к размышлению:

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Т.Г. Шевченко

Подготовительный этап. Временный Совет дела определяет количество страниц тематического устного журнала, распределяет их между творческими группами.

Немаловажное значение для создания яркого эмоционального настроя имеет музыкальное и литературное оформление классного часа.

Примерные страницы журнала

1. Великие сыны России.

2. В жизни всегда есть место подвигу.

3. В боях отстояли Отчизну свою.

4. "Я лиру посвятил народу своему".

5. Своим трудом Отчизне славу создавали.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Во вступительном слове учитель скажет учащимся о том, что любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников к потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

Мини-итоги

Возможные выводы учащихся:

· Жизнь выдающихся людей России - пример для молодого поколения россиян.

· Классный руководитель совместно с учителями-предметниками может организовать конкурс творческих работ учащихся по теме "России верные сыны".

· Классный час может стать началом поисковой работы коллектива класса.

Материал к классному часу

Павел Степанович Нахимов

В первом ряду великих сынов Отечества стоит имя Павла Степановича Нахимова. Родился Нахимов 23 июня 1802 г. в семье отставного майора в Смоленской губернии. В 13 лет он поступил в морской кадетский корпус в Петербурге. Уже в ранней юности Павел Степанович начал готовить себя к служению Отечеству.

Учиться в морском кадетском корпусе было нелегко. Кадетов учили прокладывать курс кораблю, определять направление по солнцу и звездам, наводить пушки в цель, ставить и убирать паруса.

Морская подготовка требовала не только прочных теоретических знаний, практических навыков, но и выдержки, смекалки, настойчивости, хорошей физической формы.

Павел Степанович твердо шел к поставленной цели - стать настоящим морским офицером, защитником России.

В 16 лет Нахимов блестяще окончил морской кадетский корпус. В 1817 г. Нахимов впервые отправился в плаванье к берегам Дании и Швеции. А вскоре по возращении он сдал экзамен на мичмана (первый офицерский чин на флоте) лучше ста четырех своих товарищей. Его учителя - суровые флотские адмиралы - так оценили морского офицера: "к занятиям жаден, к службе усерден".

В 1822 г. Павел Степанович Нахимов принял участие в своем первом кругосветном плавании, которым руководил известный русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев.

Кругосветное путешествие продолжалось с 1822 по 1825 г. Множество трудностей пришлось преодолеть молодому Нахимову. Не раз корабль мог разбиться, затонуть. Но, преодолев все испытания, моряки с честью вернулись на родину. Через некоторое время после возвращения из кругосветного плавания в звании лейтенанта, кавалера Ордена Святого Владимира четвертой степени Нахимов был назначен на 74-пушечный корабль "Азов". На нем и принял свое боевое крещение.

В 1827 г. во время победоносного сражения в Наваринской бухте с турецко-египетским флотом Нахимов командовал одной из батарей линейного корабля "Азов". "Азов" дрался один с пятью вражескими кораблями. Нахимов воодушевлял матросов своим примером. Павел Степанович, отличившийся в этом бою своим бесстрашием, героизмом, был награжден за храбрость и произведен в капитан-лейтенанты. Вскоре он получил в командование свой первый корабль. В 1834 г. Нахимов был переведен на черноморский флот. В марте 1852 г.

Павла Степановича назначают командующим пятой флотской дивизии, а с октября того же года он был произведен в вице-адмиралы.

Трудный час своей истории переживала Россия. В октябре 1853 г. Турция, подстрекаемая Англией и Францией, объявила войну России.

Разведка донесла, что корабли турецкого флота, сосредоточенные в Синопской бухте, готовятся к захвату Кавказа. Узнав об этом, Нахимов решил идти на перехват противника. Вот тогда-то и прозвучали его знаменитые слова:". в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело". В распоряжении Нахимова было три боевых корабля, а у противника двенадцать кораблей под защитой шести береговых батарей.

Со своими кораблями Нахимов встал на выходе из Синопской бухты, запер там турецкую эскадру и задержал ее, пока не пришло подкрепление.

Утром 18 ноября Нахимов ворвался в бухту. Каждый русский корабль знал свою цель. Все было рассчитано блестяще. Через 4 часа турецкий военно-морской флот перестал существовать. Турецкий адмирал Осман-паша был взят в плен. Это была блестящая победа русского флота.

Но Нахимов понимал, что враг и его союзники - англо-французские войска - не повержены. Он постоянно докладывал царю о том, что с суши Севастополь беззащитен.

В марте 1854 г. Англия и Франция вступили в войну с Россией. Чтобы уничтожить русский черноморский флот, захватить Крым и Кавказ, им нужно было взять Севастополь.

дней и ночей длилась героическая оборона Севастополя. У защитников не хватало боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Враг был лучше вооружен и гораздо многочисленнее" Но попытки взять город измором или испугом не достигли цели.

Во время Крымской войны Нахимов получил чин адмирала. Его очень уважали матросы и солдаты. Приказы адмирала" даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно, потому что защитники Севастополя твердо знали: Нахимов любит Родину больше всего на свете.

Силы защитников таяли, лазареты переполнены ранеными, а подкрепления ждать неоткуда.

Личность Нахимова стала обрастать легендами. Его необычайная смелость, неукротимый боевой дух передавался каждому участнику обороны" Ежедневно он был вместе с защитниками, обходил позиции, подолгу разговаривал с солдатами и матросами, вселяя в них волю к победе. Павел Степанович был дважды ранен, но остался в строю.2 8 июня пуля сразила отважного сына Отечества,

Для многих поколений российских моряков Павел Степанович Нахимов - пример великого служения Отечеству, воинской доблести и героизма.

Народ высоко чтитпамять адмирала Нахимова. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Нахимова для награждения офицеров Военно-морского флота за выдающиеся заслуги в боях за Родину, Имя Нахимова присвоено училищу в Санкт-Петербурге, готовящему воспитанников для поступления в высшие военно-морские учебные заведения.

. Я - гражданин России

Цель: Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия "гражданин".

Форма: Классный час-размышление. Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись,

И.С. Тургенев

Подготовительный этап

1. В ходе подготовки к классному часу проводится конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край род ной".

2. Учащиеся готовят сообщения на темы:

· "Кто такой настоящий гражданин России?"

· "Гражданином быть обязан".

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Классный час учитель может начать с чтения стихотворения Р. Сефа.

Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: На заводе слесарь он.

В яслях он -

Родитель,

В кинотеатре -

Зритель.

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

Он мечтатель

В дни весны.

Он военный

В час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин

Своей страны.

Обращаясь к теме классного часа, учитель акцентирует внимание на особой важности изучения данной проблемы для становления личности гражданина России и организует обмен мнениями учащихся по вопросам:

· Кто такой гражданин?

· Кого можно назвать настоящим сыном свое го отечества?

Учитывая то, что шестиклассники еще не знакомы с основами правового статуса личности гражданина РФ, необходимо разъяснить, что понятие "гражданин" имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле "гражданин" - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

Среди важнейших прав - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

К основным обязанностям граждан России относятся:

· соблюдать Конституцию и законы России;

· уважать права и свободы других людей;

· защищать Отечество;

· в платить налоги;

· сохранять природу и окружающую среду;

" заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: "Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".

Учителю необходимо познакомить учащихся с Законом РФ "О гражданстве", вступившим в силу 1 июля 2002 г. и обратить особое внимание на ст.9 "Гражданство детей" и ст.12 "Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению".

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителя ми сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?

А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия "гражданин"?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия "гражданин", сколько его духовно-нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней исто


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.