Различные подходы к классификации поэтонимов — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Различные подходы к классификации поэтонимов

2020-04-01 212
Различные подходы к классификации поэтонимов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возможны различные подходы к общим принципам классификации поэтонимов. Например, с позиций образной характеристики и сюжетного функционирования поэтонимы могут быть разбиты на очень большие разряды. Можно в одну группу включить поэтонимы, которые непосредственно задействованы в художественном тексте как средство выделения и дальнейшей характеристики при раскрытии содержания произведения: имена главных и второстепенных действующих лиц, названия мест действия и др. Во вторую группу войдут поэтонимы, которые опосредовано участвуют в раскрытии содержания художественного произведения, косвенно принимающие участие в общей образной характеристике: исторические собственные имена при сравнении, описании, имена литературные, а также иные собственные имена, которые в контексте художественного произведения создают своеобразный «культурный» фон произведения, который необходимо учитывать при общей оценке художественного текста.

Возможна классификация поэтонимов с учетом их роли в образной характеристике, чаще всего при анализе поэтических антропонимов. По мнению М.В. Карпенко, все поэтонимы могут быть разбиты на две группы:

а) прямо характеризующие и б) косвенно характеризующие. Она приходит к выводу, что третьей группы, к которой относились бы не характеризующие имена, в художественном произведении не должно быть. Она считала, что за пределами предложенной ею классификации поэтонимов останутся имена исторических лиц, которые она поэтонимами не считала. [Карпенко 1970: 167].

Нам представляется более удачной классификация с позиций образной характеристики и сюжетного функционирования поэтонимов, которая более подходит для проведения нашего исследования, мы, в отличие от Карпенко М.В., придерживаемся мнения, что не все антропонимы в тексте могут быть характеризующими, однако все они служат для передачи авторского замысла.

Актуальность и перспективность ономастических исследований на базе художественных текстов очевидна, ибо ономастика - смежная область знания, а одно из современных ее направлений - «имя собственное в художественном тексте». Имена собственные помогают с большей наглядностью и убедительностью, с одной стороны, отразить картину мира, с другой стороны, − передать авторскую манеру изложения.

В структуре текста наиболее четко прослеживается роль имени собственного в организации ономастического пространства художественного текста. В центре ономастического поля оказывается ядро, представленной антропонимами - личными именами, а также смежными с антропонимами разрядами, вроде зоонимов.

Важную роль в раскрытии идейного замысла произведения, а также воссоздании индивидуально-авторской картины мира играют элементы околоядерного пространства, они имеют не меньшую информационную значимость и помогают автору создать свой художественный мир.

Периферийное положение в ономастическом пространстве языка занимают такие разряды онимов, как прозвища, псевдонимы, эргонимы, гемертонимы, геортонимы, порейонимы, фалеронимы, идеонимы. Здесь свойства имени собственного представлены слабо, поэтому развиваются свои особенности, отличные от существующих в ядре ономастического пространства.

Имена собственные являются одним из важных средств создания зрительного образа. Одновременно с этим они играют значительную роль в художественном тексте, в формировании идеи произведения в целом.


2. Ономастическое пространство романа Мариам Петросян «Дом, в котором…»

 

В своем исследовании мы предприняли попытку изучить всю совокупность и функции онимов в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…». Прежде чем переходить к анализу ономастического пространства романа, считаем необходимым сказать несколько слов о произведении. В тексте автор создает абсолютно уникальный мир, состоящий из двух пластов реальности, он замкнут сам на себе, абсолютно самодостаточен и непроницаем для внешнего мира, именно это обуславливает возможность функционирования столь необычно построенного ономастикона.

Попадая в пространство Дома, персонажи теряют свои официальные имена, умирают для Наружности, получают клички, автор тем самым подчеркивает то, что Дом, пространство Дома, время Дома - живет и движется лишь по своим законам, а законы, по которым живет мир за окнами интерната, здесь не властны.

Как неоднократно отмечали учёные, ономастикон художественного произведения образует свой неповторимое пространство, и разные писатели используют богатый запас имен собственных по-разному, формируя необходимое художественное пространство в соответствии с поставленными творческими задачами.

Как правило, наиболее частотными разрядами онимов в произведениях художественной литературы являются антропонимы и топонимы. Они составляют ядро ономастического пространства (этим объясняется их большая изученность по сравнению с другими, менее частотными разрядами, которые представляют собой периферию).

В этом отношении исследуемый нами текст является уникальным и беспрецедентным. Мариам Петросян провела уникальный эксперимент: ядро ономастического пространства романа составили онимы, традиционно относящиеся к периферии. Можно сказать, что ядро и периферия поменялись местами. Данный факт, на наш взгляд, вполне отвечает художественному замыслу автора, так как подчеркивает, что герои не принадлежат этому миру и живут в своем собственном, который и дает им имена. С помощью абсолютно специфических названий отрезков времени и мест создается особый хронотоп, к тому же они участвуют в формировании идейного содержания, выполняют информационно-стилистическую и эмоционально-стилистическую функции.

Книга Мариам Петросян привлекла нас именно тем, что впервые дала возможность изучения периферийных онимов так обширно (так, одних только прозвищ насчитывается около 150 единиц).

 

2.1 Агномены (прозвища) как ядро ономастического пространства романа

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.