Глава III. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава III. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания

2020-03-31 91
Глава III. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

предпринимательство бизнес бытовое обслуживание

Большинство потребителей считает, что сеть предприятий бытового обслуживания развита недостаточно. Особенно остро стоит вопрос с предприятиями, оказывающими услуги по пошиву и ремонту одежды, банные услуги, услуги по ремонту бытовой техники и радиоэлектронных приборов.

Одним из направлений устранения отставания в развитии сети предприятий бытового обслуживания, обеспечения территориальной и ценовой доступности бытовых услуг является внедрение прогрессивных форм организации предприятий бытового обслуживания и предоставления бытовых услуг населению. Такой формой может стать комплексное многофункциональное предприятие бытового обслуживания населения шаговой доступности.

Постепенная диверсификация сферы услуг и его составной части - бытового обслуживания - привела к необходимости объединения в рамках одного предприятия бытовых услуг, относящихся к различным отраслевым группам. Позднее произошло «объединение» бытового обслуживания с другими отраслями сферы услуг, такими как общественное питание, деловой сервис, услуги торговли. Это привело к возникновению и развитию многофункциональных сервисных комплексов, таких как торгово-развлекательные центры и т.п. По мнению ряда специалистов, диверсификация бытового обслуживания позволила «сохранить» в период кризиса (первая половина 90-х годов) отдельные виды бытовых услуг и возродить их на качественно новом уровне.

Дальнейшее развитие сети комплексных многофункциональных предприятий позволит повысить степень удовлетворенности населения в различных видах бытовых услуг, обеспечить социальную направленность в развитии отрасли, а также должный уровень обслуживания и качества бытовых услуг.

Ниже предпринята попытка разработать собственную классификацию. Основная цель этой классификации заключается в выработке объектно-видовой типологии комплексных предприятий бытового обслуживания населения. Может быть выделено четыре типа комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения, наиболее полно отвечающих современной конъюнктуре потребительского рынка крупного города:

Тип 1. Дом бытовых услуг (дом быта)

Тип 2. Кооперированные предприятия бытовых услуг («мультисервисы»)

Тип 3. Комплексные приемные пункты

Тип 4. Комплексные предприятия с преобладанием какого-либо одного или двух видов услуг

Ниже приводятся отличительные черты каждого типа предприятия.

Дом бытовых услуг является комплексным многофункциональным предприятием с приемом заказов практически на все виды бытовых услуг и выполнением их на месте или на специализированном предприятии. Дом быта должен обеспечивать максимум комфорта при обслуживании населения и размещается в пределах доступности 20-40 мин.

Кооперированные предприятия бытовых услуг («мультисервисы») - это многофункциональные предприятия, представленные различными видами деятельности. Мультисервисы являются одной из наиболее прогрессивных форм организации бизнеса, способствующей более полному удовлетворению потребностей населения в бытовых услугах. В практике организации бытового обслуживания населения существует несколько видов кооперированных предприятий: кооперированные предприятия в рамках отдельных отраслевых групп бытовых услуг; кооперированные предприятия потребительского комплекса, включающие торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, досуг.

Опыт показывает, что предприятия бытового обслуживания населения, функционирующие по типу «мультисервис» могут достаточно успешно функционировать в шаговой доступности. Они могут быть расположены даже в подвальных помещениях жилых домов, так как для их размещения не требуются большие площади, как, например, для домов быта. Самое главное - обеспечить рациональность размещения предприятий и приемных пунктов на занимаемой площади.

Комплексные приемные пункты - это многофункциональные предприятия бытового обслуживания населения, рассчитанные в основном на прием заказов. Комплексные приемные пункты рассчитаны на доступность 3-7 минут, поэтому они достаточно удобны для размещения в шаговой доступности.

Преимуществом такой формы организации бытового обслуживания населения для клиента является возможность получения разнообразных бытовых услуг в одном месте, экономия времени. Комплексные приемные пункты достаточно мобильны в силу специфических особенностей организации производственного (технологического) процесса, поэтому при недостаточном спросе на услуги и возникновении недозагрузки производственных мощностей обычно не возникает значительных трудностей с их перепрофилированием.

Комплексные предприятия с преобладанием какого-либо одного или двух видов услуг - это многофункциональные предприятия бытового обслуживания населения, предоставляющие спектр услуг одной направленности: индустрия красоты, индустрия чистоты и т.п. Ярким примером таких предприятий могут являться:

· банно-оздоровительные комплексы, предоставляющие клиентам помывочные услуги, услуги фитнеса, SPA-услуги, парикмахерские и косметические услуги и т.п.;

·   банно-прачечные комбинаты, помимо помывочных услуг, могут оказывать услуги химической чистки, прачечной, мелкого ремонта одежды и т.п.;

·   ремонтные мастерские могут специализироваться на ремонте бытовой техники и приборов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, часов.

Из предложенных типов комплексных предприятий бытового обслуживания населения в пределах шаговой доступности, наиболее целесообразно размещать: комплексные предприятия бытового обслуживания, функционирующие по типу «мультисервис», и комплексные приемные пункты (рис. 5).

 

Рис. 5. Классификация комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения

 

Дальнейшее развитие сети комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения с учетом их шаговой доступности направлено на решение следующих актуальных задач:

· обеспечение доступности для населения полного комплекса бытовых услуг повседневного спроса;

·   развитие социально-ориентированной сети предприятий бытового обслуживания населения;

·   размещение предприятий бытового обслуживания населения на площадях действующих объектов потребительского рынка при осуществлении их строительства или реконструкции;

·   сохранение количества и профиля действующих предприятий бытового обслуживания населения;

·   создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций;

·   создание условий для обеспечения ценовой доступности бытовых услуг и повышение уровня обслуживания.

По итогам анализа полученных результатов были сделаны выводы о специфике потребительских предпочтений в отношении бытовых услуг шаговой доступности и особенности функционирования предприятий бытового обслуживания населения в пределах шаговой доступности.

Специфика потребительских предпочтений в отношении бытовых услуг шаговой доступности заключается в следующем:

Ø Основная масса населения предпочитает потреблять бытовые услуги по месту проживания. Данный факт является аргументом в пользу приоритетного развития бытового обслуживания в пределах шаговой доступности на территории именно жилых кварталов. Приближения к местам работы и учебы населения требуют лишь отдельные виды услуг ремонтного и личного характера.

Ø В целом, перечень услуг, доступных для потребления в пределах шаговой доступности, совпадает с официально закрепленным перечнем социально-значимых видов бытовых услуг: услуги парикмахерских; фотоуслуги; услуги по ремонту обуви; химическая чистка и крашение одежды; ремонт и изготовление металлоизделий; услуги по ремонту часов; услуги по ремонту одежды; услуги по ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники и бытовых приборов; услуги прачечных; услуги ломбардов; услуги проката.

Ø Отдельные виды бытовых услуг могут являться одновременно услугами постоянного, периодического и эпизодического потребления для отдельных сегментов потребителей (услуги по ремонту обуви, парикмахерские услуги, фотоуслуги, услуги химической чистки и крашения). Это свидетельствует о том, что по ряду причин интенсивность потребления этих услуг отдельными категориями населения может быть ограничена. Но в то же время это подтверждает их социальную значимость для большей части населения.

Проблемы функционирования предприятий бытового обслуживания населения в шаговой доступности идентичны общим проблемам малых предприятий отрасли. Основными внутренними проблемами, стоящими перед предприятиями бытового обслуживания населения, являются: высокий износ основных фондов, быстрое моральное устаревание основного оборудования и технологий, происходящее под воздействием научно-технического прогресса в отрасли; высокий уровень затрат, особенно общехозяйственных; небольшой объем прибыли, остающийся в распоряжении предприятия; низкая инвестиционная привлекательность бизнеса; затруднительный доступ к производственным и финансовых ресурсам, необходимым для развития бизнеса.

К числу основных факторов внешней среды, имеющих наиболее существенное влияние на эффективность функционирования предприятий бытового обслуживания населения в шаговой доступности, можно отнести: численность потенциальных клиентов и уровень их платежеспособности, доступность производственных площадей, политика взаимодействия с региональными и местными органами управления.

. Вопросы обеспечения населения социально-значимыми, необходимыми в повседневной жизни бытовыми услугами, приближенными к месту проживания, могут быть эффективно решены путем создания сети комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения, сформированных на принципах кооперирования:

· предприятий отдельных социально-значимых видов бытовых услуг,

·   предприятий бытового обслуживания населения с предприятиями других видов деятельности (торговли и общественного питания).

Целесообразность научного подхода к вопросу формирования и развития многофункциональных комплексных предприятий отрасли обусловлена ее социальной значимостью как с точки зрения формирования условий и качества жизни населения, создания дополнительных условий для повышения уровня благосостояния, так и с точки зрения развития малого предпринимательства в регионе, увеличения числа рабочих мест.

Для реализации стратегических задач развития бытового обслуживания населения шаговой доступности, в том числе формирования и организации комплексных многофункциональных предприятий шаговой доступности необходимо наличие методического инструментария, позволяющего оптимизировать процесс регулирования территориального размещения комплексных объектов и формирования ассортиментного состава услуг. Ниже предложены методические рекомендации по формированию комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения (рис. 5).

 

 

На базе сформулированных методических подходов и рекомендаций по формированию многофункциональных комплексных предприятий бытового обслуживания населения разработаны практические рекомендации по определению объемов инвестирования, необходимых для создания комплексных многофункциональных предприятий шаговой доступности (табл. 2).

 

Таблица 2

Определение структуры, количества рабочих мест и инвестиций для создания комплексного многофункционального предприятия бытового обслуживания населения в различных районах

районы массовой жилой застройки (ареалы с низким и средним уровнем рентабельности)

отраслевые группы бытовых услуг оборудование 1 раб. места, руб. кол-во р.м. чел./м² инвестиции общие, руб.
Парикмахерские услуги 82 500,00 4/24 330 000,00
Мастерские по ремонту обуви 110 000,00 1/8 110 000,00
Приемный пункт и экспресс-услуги фотографии 127 173,20 1/8 127 173,20
Мастерская по ремонту швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и трикотажных изделий 28 972,00 1/9,5 28 972,00
П/П Химчистки 16 072,30 1/22 16 072,30
П/П Прачечной 16 072,30 1/32 16 072,30
Мастерские по ремонту и изготовлению металлоизделий 21 964,00 1/10,2 21 964,00
Видеопрокат 89 785,00 1/26 89 785,00

Итого

107,5 м² 740 038,80

районы пересечения транспортно-пешеходных узлов (ареалы с высоким уровнем рентабельности)

Салоны красоты 118 632,00 9/72 1 067 688,00
Мастерские по ремонту и пошиву обуви 110 000,00 4/32 440 000,00
Фотоуслуги 127 173,20 5/32 635 866,00
Ателье 28 972,00 6/72 173 832,00
Мастерские по ремонту бытовых машин и приборов 68 500,00 5/71 342 500,00
Мастерские по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры 68 500,00 4/56 274 000,00
Мастерские по ремонту часов 34 000,00 3/23 102 000,00
П/П Химчистки 16 072,30 1/22 16 072,30
П/П Прачечной 16 072,30 1/32 16 072,30
Прокат предмет культурно-бытового назначения и спорт. инвентаря 89 785,00 1/26 89 785,00

Итого

412 м² 3 157 815,60

 

Экономические выгоды производителей бытовых услуг сводятся, в основном, к обеспечению максимально возможной при сложившейся рыночной конъюнктуре прибыльности бизнеса. При этом абсолютным показателем прибыльности является величина получаемой прибыли, а относительным - рентабельность - соотношение получаемой прибыли и производимых затрат. Поэтому именно рентабельность, а не прибыль рассматривается в современных условиях как один из основных показателей финансово-экономической эффективности функционирования предприятий.

Далее предлагается методика расчета показателей рентабельности для предприятий сферы услуг, в том числе и для предприятий бытового обслуживания населения.

Данная методика позволяет определить средние значения показателя рентабельности для предприятий различных отраслевых групп бытовых услуг. Методика применима для всех типов предприятий бытового обслуживания населения, в том числе и для предприятий, расположенных или создаваемых в ареале шаговой доступности. В основу рассматриваемой методики положен традиционный принцип расчета хозяйственной рентабельности - отношение финансового результата (прибыли от реализации услуг) к общей сумме затрат (полной себестоимости услуг). При этом прибыль рассчитывается как разность между объемом реализации услуг и себестоимостью.

Процесс определения рентабельности включает в себя 5 основных этапов:

Этап 1. Определение среднего значения объема реализации услуг (выручки) для каждой отраслевой группы бытовых услуг.

Шаг 1. Расчет численности потенциальных потребителей услуг.

Шаг 2. Выявление процента реальных потребителей услуг.

Шаг 3. Определение особенностей потребления бытовых услуг в исследуемом районе.

Шаг 4. Определение объемов годового потребления.

Шаг 5. Определение среднего объема реализации услуг для предприятий отдельных отраслевых групп бытовых услуг.

Этап 2. Определение средней величины расходов (полной себестоимости услуг) для предприятий бытового обслуживания населения.

Этап 3. Расчет показателей хозяйственной рентабельности.

Затраты предприятий бытового обслуживания населения особенно высоки по таким статьям, как «оплата труда», «аренда внеоборотных активов», «оплата коммунальных услуг». Примерно такая структура затрат характерна для многих видов услуг. Но если затраты на оплату труда в большинстве случаев являются переменными, то есть напрямую зависят от объема реализации услуг, то оплата аренды и коммунальных услуг входят в состав общехозяйственных расходов и являются постоянными относительно объема реализации услуг. Именно постоянные затраты считаются наиболее трудноуправляемыми. Эффективность функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания заключается в том, что лежащая в их основе кооперация позволяет совмещать услуги, дифференцированные по уровню рентабельности, с целью поддержания услуг с потенциально низким уровнем рентабельности.

Кроме того, значения показателя рентабельности бытовых услуг в шаговой доступности выше у комплексных многофункциональных предприятий, чем у однопрофильных (табл. 3). Это связано с возможностью экономии части постоянных расходов за счет кооперирования отдельных видов услуг в рамках одного предприятия или объекта.

 


Таблица 3. Прогнозирование потенциально возможных показателей рентабельности предприятий отдельных отраслевых групп бытовых услуг

Виды бытовых услуг

Средний фактический уровень рентабельности бытовых услуг в рамках

  однопрофильных предприятий многофункциональных комплексных предприятий
1. Прачечные 17 18
2. Парикмахерские 45 48
3. Ремонт и пошив одежды 14,5 16
4. Фотоуслуги 27,5 30
5. Химчистка и крашение 18,5 20
6. Ремонт обуви 20 22
7. Ремонт часов 21 23
8. Ремонт и изготовление металлоизделий 19 21
9.Ремонт и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры 16 18
10. Ремонт бытовой техники 18 19
11. Прокат 17 19

 

Многофункциональный характер предприятий и наличие большого числа помещений позволяет довольно быстро и гибко изменять набор предоставляемых ими услуг, ориентированных на различных потребителей, что увеличивает размер дохода от использования самого объекта недвижимости. Поэтому можно сделать вывод о кооперировании объектов бытовой сферы и досуга как весьма перспективном направлении повышения эффективности деятельности.

Возможность получения комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения, а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта обеспечивает наибольшую эффективность функционирования и доступные цены на услуги. Наиболее эффективной формой организации бизнеса в сфере бытовых услуг крупного города на современном этапе является именно комплексное обслуживание. Поэтому эффективная региональная политика в отношении формирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания должна предусматривать меры, обеспечивающие равномерность размещения и определенный типовой состав объектов, в максимальной степени способствующий спросу и социальным потребностям населения.

Далее предлагается концепция развития комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности. Основная цель, заложенная в данной концепции, - сконцентрировать все доступные ресурсы на приоритетных направлениях развития комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности. В качестве основных направлений реализации Концепции выработаны предложения по формированию механизма поддержки развития комплексных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности (табл. 4).

 

 

Таблица 4. Основные направления, образующие механизм поддержки комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания шаговой доступности

Основные направления поддержки Меры по реализации основных направлений поддержки
1. Стимулирование развития комплексных многофункциональных предприятий шаговой доступности, предоставляющих бытовые услуги в среднеценовом сегменте Проведение тендеров на создание комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания с предоставлением льгот по недвижимости, налогам, повышение доступности финансовых ресурсов через существующие программы поддержки предпринимательства
2. Стимулирование распространения более эффективных форм организации бизнеса (сетевая бизнес-модель и франшиза) Проведение инвестиционных мероприятий с потенциальными инвесторами (рабочие совещания и форумы); проведение тендеров на создание комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания с предоставлением льгот по недвижимости, налогам, а также повышение доступности инвестиций; внесение изменений в нормативы отраслевого регулирования
3. Содействие повышению эффективности и внедрению новых форм организации бизнеса в трансформирующихся сегментах - ремонте обуви, одежды металлоремонте и др. Распространение полного спектра программ финансовой поддержки малого предпринимательства на комплексные многофункциональные предприятия бытового обслуживания населения шаговой доступности; повышения доступности недвижимости для развития этих предприятий
4. Снижение административных барьеров и изменение устаревшего отраслевого регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности Составление единого регламента посещения предприятий проверяющими организациями; выпуск и распространение информационного бюллетеня для руководителей предприятий с простым и доступным описанием их прав; проведение регулярного мониторинга административных барьеров для развития предприятий бытового обслуживания и оценка эффективности политики и программ по снижению административных барьеров
5. Повышение доступности недвижимости для возникающих и развивающихся комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности Разработка классификации и новых нормативов в области недвижимости для комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания, учитывающих современные требования по структуре оказываемых услуг и по специфике месторасположения и недвижимости; включение в генеральный план развития новых и реконструируемых районов в обязательном порядке помещений для бытового обслуживания; распределение помещений в новых районах под объекты бытового обслуживания путем открытого конкурса на основе выбора лучшего бизнес-плана использования помещения
6. Повышение доступности финансовых ресурсов для развития комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности Разработка программ поддержки комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания через финансовую поддержку проектов начинающих субъектов малого предпринимательства; разработка программ комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания с инновационной составляющей; распространение предоставления оборудования в лизинг для малых и средних предприятий бытового обслуживания; организация системы муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, снижение процентных ставок по кредитам для малого предпринимательства; повышение квалификации руководителей предприятий бытового обслуживания населения в части управления внутрифирменными финансами
7. Повышение доступности оборудования, комплектующих и поддерживающих услуг для комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности Осуществление софинансирования подготовки каталогов поставщиков оборудования, расходных материалов и связанных услуг для предприятий бытового обслуживания населения силами ассоциаций; содействие в поиске зарубежных партнеров для предприятий бытового обслуживания населения в целях снижения стоимости оборудования и комплектующих, привлечении инвестиций и передачи более эффективных форм ведения бизнеса (через систему маркетинговых центров)
8. Содействие повышению доступности и качества человеческих ресурсов (квалифицированного и низкоквалифицированного персонала, управленческих кадров) для предприятий бытового обслуживания населения Создание специальных пилотных центров трудоустройства выпускников вузов и сузов; создание специализированных консалтинговых центров, реализующих прикладные НИР и НИОКР, краткосрочные программы подготовки специалистов, участвующих в разработке и реализации программ добровольной сертификации; при содействии отраслевых ассоциаций проведение конкурсов среди вузов и сузов, желающих создать такие центры на своей базе, а затем в течение 3 лет софинансирование их работы
9. Содействие повышению качества услуг предприятий бытового обслуживания населения Разработка «Кодекса качества для предприятий бытового обслуживания населения»; совершенствование системы добровольной сертификации предприятий, оказывающих бытовые услуги; дальнейшая разработка и внедрение механизмов технического регулирования, систем категорирования и сертификации в сфере бытового обслуживания; рассмотрение возможности законодательного закрепления системы сертификации персонала

 

Заключение

 

Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.

Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая - предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли ПЦП по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований", с другой, - наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов. Число программ стремительно растет, в результате чего утрачивается самый смысл ПЦП - концентрация ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и достижение результатов в заданные сроки.

В работе предложена целевая комплексная программа, направленная на развитие сферы бытового обслуживания в крупном городе, включая развитие малого бизнеса в этой сфере.


Список использованной литературы

1. Бакина С.И.: Химчистки и прачечные //Главбух, 22, ноябрь 2000 г.

2. Егорова С.К.: Организация бухгалтерского учета. //Финансовая газета. Региональный выпуск, №46, ноябрь 1999 г.

.   Бухгалтеру предприятия бытового обслуживания. Организация деятельности //Финансовая газета. Региональный выпуск, 20, май 1999 г.

.   Гейц И.В.: Предприятие по пошиву и ремонту швейных, меховых и кожаных изделий. Вопросы учета и налогообложения. //Консультант бухгалтера, 4, апрель 2000 г.

.   Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент и маркетинг. Таганрог: ТРТУ, 2007 - 132с.

.   Журавлев В.Н.: Бланки строгой отчетности по бытовым услугам. //Российский налоговый курьер, 12, июнь 2007 г.

.   Кабалкин А.: Договор бытового подряда. //Российская юстиция, 1998, №8

.   Касьянова Г.Ю.: Оказание услуг предприятиями бытового обслуживания: учет и налогообложение. //Российский налоговый курьер №9, сентябрь 1999 г.

.   Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 2009 - 496 с.

.   Кокурин Д.И. Инновационная деятельность М.: Экзамен, 2009 - 576 с.

.   Колесникова Т.А., Гуккаев В.Б.: Швейные ателье: учет и налогообложение. //Главбух, 5, март 2007 г.

.   Конев И. Системная стратегия организационных изменений в развивающейся корпорации //Проблемы теории и практики управления, 2011, №3, с.86-95.

13. Кудинов А. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий Источник: www.iteam.ru

14. Менеджмент и маркетинг в инновационной деятельности /под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2009 - 600 с.

15. Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе - Хабаровск: ХГАЭП, 2009 - 328 с.

.   Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент М. ЮНИТИ, 2003 - 446 с.

.   Мостовая И.В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 2007. 105 с.

.   Новосёлов М., Люлякин А. Вопросы управления инновационной системой. Studlib.ru

19. Основы социального управления. / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2003.- 271 с.

20. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2007 - 512 с.

21. Эмерсон Г. Современный менеджмент. М.: «НОРМА», 2011 - 434 с.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.