Глава II. Проблемы разработки целевой комплексной программы по поддержке малого бизнеса в сфере бытового обслуживания в Свердловской области — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава II. Проблемы разработки целевой комплексной программы по поддержке малого бизнеса в сфере бытового обслуживания в Свердловской области

2020-03-31 87
Глава II. Проблемы разработки целевой комплексной программы по поддержке малого бизнеса в сфере бытового обслуживания в Свердловской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава I. Понятие программно-целевого метода в планировании

Глава II. Проблемы разработки целевой комплексной программы по поддержке малого бизнеса в сфере бытового обслуживания в Свердловской области

Проблемы развития малого предпринимательства, типичные для предприятий бытового обслуживания

Тенденции и проблемы функционирования и развития малого предпринимательства на территории Свердловской области, особенности выбора форм предпринимательства в бытовом обслуживании

Оценка деятельности предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целом. Корректировка функций ключевых звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Методика анализа потенциала рынка и механизм её практического применения при выборе рыночной ниши для организации малого предпринимательства, в том числе в сфере бытового обслуживания

Глава III. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из наиболее социально значимых отраслей сферы платных услуг для города является бытовое обслуживание населения. Современное состояние отрасли характеризуется значительной дифференциацией количественных и качественных показателей по городам Российской Федерации, наличием ряда негативных моментов, в числе которых такие, как снижение объемов потребления бытовых услуг, непропорциональное развития отраслевых групп услуг, недостаток предприятий, оказывающих услуги по доступным ценам основной массе населения. Отсутствие предприятий оказывающих многие из ранее распространенных видов услуг, стало характерным не только для сельских населенных пунктов и малых городов, но и для густонаселенных районов и микрорайонов крупных городов России.

Поскольку предприятия бытового обслуживания создаются именно для удовлетворения потребностей населения, главным образом, той территории (города, района), на которой они сами расположены, перспективы развития данной сферы во многом зависят от внимания к ней органов местной власти и управления. В создании качественных условий для жизнедеятельности населения немаловажное значение играют показатели уровня развития бытового обслуживания, именно это и должно определять активное участие администраций и муниципалитетов в регулировании функционирования рынка бытовых услуг региона, города, муниципального образования.

Повышение эффективности производства бытовых услуг, усиление его ориентации на удовлетворение потребностей различных социальных групп населения возможно только с учётом выявления и разрешения проблем, которые существуют на уровне предприятий, оказывающих бытовые услуги, совершенствования административно-экономических подходов в регулировании бытового обслуживания на муниципальном уровне и разработки стратегии развития отрасли на уровне крупного города или региона.

Целью данной работы является разработка комплекса научно-методических и практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования сферы бытового обслуживания населения крупного города с учетом специфических особенностей его развития.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:

изучить специфические особенности развития крупных градосистем на современном этапе;

определить специфику и социально-экономическое значение бытового обслуживания населения для крупного города;

выявить основные проблемы регулирования рынка бытовых услуг крупного города;

определить тенденции и перспективные направления развития бытового обслуживания населения крупного города;

предложить методические и научно-практические рекомендации по разработке и реализации программ развития бытового обслуживания населения крупного города как одного из основных элементов регулирования отрасли;

предложить уточненную методику расчета системы градостроительных нормативов обеспеченности населения бытовыми услугами в целом для городского поселения и расчета дифференцированных районных нормативов.

В качестве объекта исследования выступает: сфера бытового обслуживания населения; отдельные отраслевые группы услуг; потребители бытовых услуг; субъекты хозяйствования и регулирования.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования развития бытового обслуживания населения в крупном городе.


Глава I. Понятие программно-целевого метода в планировании

 

Программно-целевой метод (ПЦМ) в планировании - это способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем. Его сущность - в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Программно-целевой метод тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами.

Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народно-хозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению. Объектами приложения комплексных целевых программ являются крупные экономические и социально-экономические проблемы, решение которых выходит за рамки отдельных объектов управления. Программа имеет точно определенную целевую ориентацию всех входящих в нее мероприятий, она характеризуется четко выраженными конечными результатами.

Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей. Необходимость разработки программы определяется наличием программной ситуации - комплексной проблемы, разрешение которой необходимо на основе программно-целевых методов.

Целевая комплексная программа (ЦКП) - документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию ЦКП подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. Из ближнего зарубежья к таким программам можно отнести программу занятости, программы «Зерно», «Сахар» и др., разработанные в республике Беларусь для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения республики в зерне, сахаре и других продуктах.

Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.

Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.

Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера. Примером такой программы может служить государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.

По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными - продолжительностью до пяти лет. ЦКП, как правило, содержат программы разного уровня, и каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Система показателей ЦКП основывается на показателях нормативах, предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода представляется возможным выделить следующие уровни ЦКП в рамках первичных звеньев экономики:

народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;

Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а так же посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

.Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

.На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

3.Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

.На четвертом этапе предполагается расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

.Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.

 


Оценка деятельности предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целом. Корректировка функций ключевых звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Наряду с общим анализом работы малого сектора экономики был произведён анализ работы всех государственных структур, призванных осуществлять поддержку предпринимательства на различных стадиях работы, а также их взаимосвязь с лоббистскими структурами. В итоге, был определён круг функций, которые выполняются каждым таким органом при осуществлении своей работы, и сделан вывод о целесообразности пересмотра функций субъектов инфраструктуры поддержки, изменению схемы работы самой системы на территории Свердловской области, а также модернизации организационной структуры ключевого звена данной системы - Минэкономразвития Свердловской области, разработке механизма преодоления административных барьеров, и создания саморегулируемой лоббистской структуры, действующей по принципу сотрудничества с исполнительными органами государственной власти Свердловской области.

В перечень функций Минэкономразвития Свердловской области было предложено внести распределительную и образовательную функции, а также создать на базе Минэкономразвития единое информационно-статистическое пространство и провести его реструктуризацию. В результате были сформированы подразделения по направлениям работы: сектор государственного регулирования экономики, аналитический сектор (основная задача которого - аккумуляция статистических данных, представляемых отраслевыми Департаментами, управлениями и агентствами), инновационный (формирование программ и стратегий развития экономики области), а также сектор реальной экономики.

Таким образом, реорганизации подверглись такие структурные элементы как Департамент социально - экономического развития, функции которого дублируются Департаментом реальной экономики и органами статистики Свердловской области, и Департамент государственного регулирования, часть функций которого также модернизированы посредством передачи их отделу реальной экономики.

Определены направления поддержки малого предпринимательства, отображённые на рис. 2

 


Рис 2. Схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства

 


Заключение

 

Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.

Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая - предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли ПЦП по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований", с другой, - наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов. Число программ стремительно растет, в результате чего утрачивается самый смысл ПЦП - концентрация ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и достижение результатов в заданные сроки.

В работе предложена целевая комплексная программа, направленная на развитие сферы бытового обслуживания в крупном городе, включая развитие малого бизнеса в этой сфере.


Список использованной литературы

1. Бакина С.И.: Химчистки и прачечные //Главбух, 22, ноябрь 2000 г.

2. Егорова С.К.: Организация бухгалтерского учета. //Финансовая газета. Региональный выпуск, №46, ноябрь 1999 г.

.   Бухгалтеру предприятия бытового обслуживания. Организация деятельности //Финансовая газета. Региональный выпуск, 20, май 1999 г.

.   Гейц И.В.: Предприятие по пошиву и ремонту швейных, меховых и кожаных изделий. Вопросы учета и налогообложения. //Консультант бухгалтера, 4, апрель 2000 г.

.   Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент и маркетинг. Таганрог: ТРТУ, 2007 - 132с.

.   Журавлев В.Н.: Бланки строгой отчетности по бытовым услугам. //Российский налоговый курьер, 12, июнь 2007 г.

.   Кабалкин А.: Договор бытового подряда. //Российская юстиция, 1998, №8

.   Касьянова Г.Ю.: Оказание услуг предприятиями бытового обслуживания: учет и налогообложение. //Российский налоговый курьер №9, сентябрь 1999 г.

.   Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 2009 - 496 с.

.   Кокурин Д.И. Инновационная деятельность М.: Экзамен, 2009 - 576 с.

.   Колесникова Т.А., Гуккаев В.Б.: Швейные ателье: учет и налогообложение. //Главбух, 5, март 2007 г.

.   Конев И. Системная стратегия организационных изменений в развивающейся корпорации //Проблемы теории и практики управления, 2011, №3, с.86-95.

13. Кудинов А. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий Источник: www.iteam.ru

14. Менеджмент и маркетинг в инновационной деятельности /под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2009 - 600 с.

15. Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе - Хабаровск: ХГАЭП, 2009 - 328 с.

.   Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент М. ЮНИТИ, 2003 - 446 с.

.   Мостовая И.В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 2007. 105 с.

.   Новосёлов М., Люлякин А. Вопросы управления инновационной системой. Studlib.ru

19. Основы социального управления. / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2003.- 271 с.

20. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2007 - 512 с.

21. Эмерсон Г. Современный менеджмент. М.: «НОРМА», 2011 - 434 с.

Содержание

Введение

Глава I. Понятие программно-целевого метода в планировании

Глава II. Проблемы разработки целевой комплексной программы по поддержке малого бизнеса в сфере бытового обслуживания в Свердловской области


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.