Проблема авторства в искусстве — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема авторства в искусстве

2020-04-01 220
Проблема авторства в искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Авторство - (от латинского autor - виновник, учредитель, основатель в искусстве, податель мнения) понятие, выражающее специфическое отношение к произведениям как лично "сотворенному" его создателем (автором) и ему "принадлежавшему". Отношение это, стало в современном мире нормой и приобрело наряду с эстетическими также моральные и юридические аспекты (так называемое авторское право).

На любое авторство распространяется презумпция творчества - созданности, сотворенности, сделанности кем-то из чего-то для чего-то. Искусство по сути своей есть авторство. Всякое подлинное авторство неизменно художественно: неавторского искусства попросту не существует. Сколь бы ни был рационально конструктивен и целесообразно организуем дизайн, все же он остается художеством, авторством, искусством.

Любое художественное выражение всегда интимно личностно, если оно проникнуто личным отношением автора к создаваемому им. Поэтому в воспроизведении, т.е. в до-сотворении, в со-созидании шедевра всякий автор раскрывается всегда чуть больше, чем то ему хотелось бы сделать в сегодняшнем небезопасном и не вполне доброжелательном мире. Любой зритель так же ответственен за собственные восприятия, ибо таинственным образом он творчески соучаствует в продолжении жизни произведения, внося в ее поток свою собственную незримую, но вполне реальную мистическую лепту [24].

Любые изображения - как внешние, предметные, так и идеаторные, внутренние, представляемые, - всегда несут на себе отпечаток авторского отношения к изображаемому. Но отпечаток этот аналогичен не фотокопии, а скорее переливанию частиц живой крови авторской души в плоть создаваемого шедевра. Потому-то так интересно общаться с произведениями искусства - мистическое проникновение в произведение одновременно означает мистическое единение с настроениями его автора и созерцание воспринимающим зрителем танцев своей собственной души.

Как в мире квантовой механики никуда не деться от достоверности принципа неопределенности, так и в мире человеческом никуда не деться от неукоснительного исполнения принципа авторства, принципа художества, принципа личностности всего и вся. [13]

Безличностным и нетворящим может быть только нечеловек. Это уже что-то среднее между компьютерной программой и горным массивом. Главное отличие человека от нечеловеческого заключено в том, что все во Вселенной развивается, но только человек обладает способностью развивать, т.е. управлять процессами развития. В этом он испокон веков уподоблен Творцу, и невыполнение этого предназначения является главной бедой и величайшим несчастьем, которой только может повстречать на земном пути человек.

Никто не в силах принудить человека отказаться от самотворчества - он лишь сам может отказать себе в этом праве; но даже вслед за этим вовсе не перестает созидать и творить свою жизнь! Просто после отказа от дара первородства как сотворца он начинает творить ее преступно халатно и безобразно безответственно.

Наука и искусство не зря противопоставлены друг другу методологами творчества. В науке ценится именно объективное, т.е. нисколько от реального субъекта не зависящее. В искусстве ценнейшим является именно авторское, личностное, особенное. Поэтому и знание, и поступки, и мнения могут быть либо "объективными", либо "авторскими". Как ни странно, в древности науки и искусства никак не различались, культура была целостна, как и ее творцы. На рубеже тысячелетий в объективно-мистической интеграции пониманий вновь возникла насущная необходимость, иногда сухо формулируемая как потребность в "обобщающем междисциплинарном синтезе точного, естественнонаучного и гуманитарного знания".

Повсеместное распространение "Ключа" явится одним из примеров возможности воссоединения наук и искусств, высшим синтезом, какового и явится аутодизайн будущего. Именно в аутодизайне как в осознанном управлении развитием сокрыт замечательный потенциал единения объективности и авторства, художественности и законности, красоты и пользы [9].

Ценности особым загадочным образом соотносятся с людьми, точнее, с конкретными индивидуумами. Абстрактные ценности нежизненны, формальны, бессодержательны. Все действительно ценное неизменно оказывается селфным. авторским, субъектным, арт-альным. Ни о какой "объективной" ценности речи быть не может, так как все воспринимаемое (видения ландшафтов, киноленты, тексты книг или собственные мечтания) принципиально виртуально, художественно и возможностно.

Никакой войны между "объективным" и арт-альным не будет, если признать примат аутоцентризма и вернуть человеку его заслуженно центральное положение в его собственном мире. Именно таков синтез практической психологии. Именно таков синтез "Ключа". Именно таков синтез аутодизайна.

"Авторство" по содержанию понятия сводится к формуле "по собственной воле". То есть к комплексу "я сам", "моя воля", "мое", "творение". Феноменологически это означает творческое движение, отделенное от других возможных движений, направленное - формирующее (создающее некий доступный облик). В этом есть две "петли":

а) движение отделено от других, но в этой отделенности другие движения присутствуют явно или скрыто; то есть "я сам творю" означает "и другие творят".

б) форма как таковая суть внешнее проявление, принципиально необходимым образом не связанное с творческим движением. В свою очередь, нормативность проявляется двояко: я должен сам, отдельно от других как сотворить. так и придать форму. Как эта форма явится другим (в том числе творящим), так сама форма должна дать другим знак своей особенности, отделенности [11].

В условиях тиражируемости формы авторская форма ("мастер-копия") приобретает черты уже не "отделенности", а "недоступности": теряет смысл понятие "подлинности" - и тем самым из "авторства" вымывается истина как очевидность (самоочевидность) изначального " я сам". Это проявляется в подмене - "это произведение напоминает нам..." - знаках формального сходства форм творчества других - этот момент формулируется "презумпцией осмысленности" - сообщаемое сообщается для чего-то и имеет смысл. Знак "самости" ("подлинности") в этой ситуации означает непосредственное присутствие автора в момент творения-формования. Факт искусства - не встреча, а процесс припоминания, как придания осмысленности. Творческое событие - авторское. Авторство, таким образом, оказывается отделенным от искусства (за исключением непосредственного присутствия автора в факте искусства).

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.