Особенности профессии экспозиционера — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности профессии экспозиционера

2020-04-01 327
Особенности профессии экспозиционера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

экспозиционер художник творчество искусство

Выставочный, или экспозиционный дизайн условно относится к разделу рекламного дизайна, несмотря на то, что профессиональные приемы эксподизайна в большей степени сходны с дизайном архитектурной среды.

В музейных проектах основным достоинством считается раскрытие содержания темы, логика демонстрационных средств и архитектурная пластика пространственного ансамбля.

Специфика профессии выставочного дизайнера в том, что, помимо креативных способностей, он должен обладать суммой знаний о современных технологиях формирования экспозиций. А преподавателей, способных преподнеси их в полном объеме, в России практически нет. Многие культовые дизайнеры мира стали известными благодаря авторскому проектированию экспозиций. Карим Рашид (Karim Rashid), Матали Крассе (Matali Crasset), Марсель Вандерс (Marcel Wanders), Андре Путман (Andree Putman) и многие другие начинали в выставочном дизайне, прославили себя в нем и уже, затем стали ресурсом известности своих собственных клиентов. Внутрипрофессиональное позиционирование в среде выставочного дизайна совершенно не развито [1].

Современная экспозиция - это всегда взгляд в будущее, она, по определению, основана на синтезе науки, технологий и новаций в искусстве. А дизайн - всего лишь инструмент, способный привлечь необходимые ресурсы для создания гармоничного образа, комфортного и функционального пространства, яркого и незабываемого впечатления. Собственно, в этом и суть профессии экспозиционера.

В спешке повседневной работы экспозиционные принципы постигаются интуитивно, методом проб и ошибок. Ориентиром служат московские молодежные и коммерческие выставки. Что же такое традиция экспозиционных решений? Это некая сумма знаний о том, что считать красивым и правильным при организации художнического материала. Эти знания, основанные на опыте предшественников, дополняются индивидуальными представлениями экспозиционера, особенностями его вкуса. Но все, же это некий свод правил. Правила эти не безусловны. Некоторые принципы экспонирования могут отличаться от принятых в другом месте, но есть главная задача: музейный предмет должен быть выставлен максимально выигрышно. Традиция повески закрепилась в постоянной экспозиции музея. Постоянная экспозиция отнюдь не постоянна. Она меняется фрагментарно. Вещи уходят на выставки, на реставрацию, заменяются другими - частичные реэкспозиции иногда меняют облик целых залов. Постоянную экспозицию формировали несколько поколений музейщиков. Представление о традиции сформировалось на экспозициях художника-реставратора В.А. Солянова. проработавшего в музее более 30 лет, постоянного автора экспозиционных решений в 1960-1980-е годы. Умение делать музейные экспозиции - безусловно, это дар который нельзя передать по наследству. Но, подобно тому, как обучают художников, можно передать ученику некую сумму знаний, основанных на опыте, развить вкус, воспитать музейное отношение к вещи. Итак, традиция. Для одних это набор клише, приемов, для других - возможно, ориентир, канва, для кого-то стартовая площадка. Обучение этому возможно не по теоретическим трудам, а в постоянной практике, которая включает вдумчивое изучение работы наиболее авторитетных экспозиционеров, практику и корректировку [16]. Основные правила:

. Чаще всего принята двухрядовая повеска с нечетным числом произведений в одном ряду: 3 - 5 - 7. В центре обычно помещается самая большая по размеру вещь. Она должна организовывать пространство, "держать стену". Вся стена строится на принципах симметрии.

. Принято считать, что экспозиция читается слева направо, подобно тому, как воспринимается текст в европейской книге. Поэтому более сильные в художественном отношении произведения помещаются в правую часть стены.

. Стена строится на чередовании теплохолодных тонов в шахматном порядке. При организации пространства учитывается множество параметров, которые нельзя исчерпывающе перечислить, ибо практика диктует каждый раз новое, индивидуальное решение. Но все же несколько особенностей можно обозначить. Экспозиционер должен обратить особое внимание на "общий вид", то есть организовать первый взгляд зрителя, его первое впечатление, благодаря которому зритель получает импульс зайти в зал или пойти в противоположном направлении. Важны также взгляды "от окна", "из угла", "из другого зала" от зеркала, и т.д. Две стены, соединенные углом, напоминают страницы раскрытой книги. Их следует рассматривать в единстве. Простенки читаются в одной плоскости с прилегающей стеной. Экспозиция - единое целое. Она должна быть "выдержана", то есть в ней соблюдаются определенные принципы организации материала. Их можно проводить последовательно, чередовать, "рифмовать, разбивать другими приемами, но всегда помнить "архитектурное целое". В выставке может быть выдержан хронологический подход, монографический принцип или любая литературная идея. Иногда необходимо усилить элемент зрелищности, декоративности. В этой работе много общего с организацией сценического пространства в театре. При любом подходе главным остается образ выставки, который и является, зри тельным выражением научной концепции. Для музея культура экспозиции - вопрос не праздный. Это показатель профессионального уровня работающего коллектива [13].

Взаимодействие художника и экспозиционера - это сотворчество, здесь проявляется равнозначность специалистов. Сначала рождается концепция экспозиции, потом художник представляет общую художественную концепцию, потом прорабатываются детали. В какой-то момент художник главенствует, он дает экспозиционеру толчок, иногда они оба могут подсказать друг другу.

Но с точки зрения содержания экспозиции художник должен себя проявить так, чтобы главным был экспонат, который больше нигде нельзя увидеть, который должен запасть посетителю в душу. Проблема экспозиции заключается, кроме прочего, еще и в необходимости от чего-то отказываться. Выставить в залах все, что имеется в музейном фонде, практически нет возможности ни в одном музее - никаких помещений не хватит. К примеру, в музее Федина из всех фондов в экспозиции участвует лишь 1% - остальное в хранилище.

Идея экспозиции может рождаться долго. Притом подходы к ее созданию, ранее связанные с идеологией, теперь пересматриваются: меняется подача материала, используются новые технические средства.

Мало показать персоналии, творчество каждого.

Слово экспозиция происходит от латинского "expositio" - выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее определение музейной экспозиции - часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки [8].

Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание, которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.

Проектирование экспозиции - один из важнейших этапов музейного проектирования, включающий процесс разработки документации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией замысла.

В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих:

·        научное проектирование экспозиции

·        художественное проектирование экспозиции

·        техническое и рабочее (технорабочее) проектирование экспозиции

Согласно сложившемуся в российском музейном деле 3-х ступенчатому порядку проектирования экспозиции, которому и сегодня следует большинство музеев, на первом этапе создается научная концепция экспозиции.

Научная концепция экспозиции - первый этап проектирования, формулирующий тему и ведущую идею экспозиции, определяющая ее цели и методы достижения этих целей. Концепция включает в себя анализ научной разработанности заявленной темы и состава коллекций музея, из чего следует задание на создание плана комплектования и научную разработку темы. Экспозиционер определяет будущего посетителя - адресата экспозиции, формулирует основные принципы и методы построения экспозиции. Обязательным является анализ помещения будущей экспозиции, особенно если это - памятник архитектуры. В общем виде намечается тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем и маршрут, ведущие экспонаты и комплексы, диорамы, аудиовизуальные системы. В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению и экспозиционному оборудованию. Наконец, определяется место задуманной экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля [9].

Архитектурно-художественная концепция экспозиции (генеральное решение) - основная художественная идея, художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция; определяет пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение, ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов или макет. Разрабатывается после научной концепции или одновременно с ней. Подключение художника к работе уже на этапе становления экспозиционного замысла может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать научному сотруднику неожиданные ходы, повороты не только в разработке тематической структуры, но и в самой концепции экспозиции.

На втором этапе научными сотрудниками-экспозиционерами создается расширенная тематическая структура, а художниками - "экспозиционный проект". В этих документах научное и художественное решение детализируется на уровне тем, подтем, экспозиционных комплексов [5].

Третий этап предполагает создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП), на основе которого выполняются монтажные листы - чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. В практике российских музеев была выработана следующая основная структура ТЭПа:

·        наименование раздела;

·        наименование темы, подтемы;

·        ведущий текст, оглавительный текст;

·        тематический комплекс;

·        аннотация (объяснительный текст) к комплексу;

·        экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров, размеров и основных данных атрибуции);

·        место хранения экспонатов;

·        этикетаж;

·        примечания, содержащие рекомендации по группировке экспонатов, оформлению и т.п.

В приложениях даются значительные по объему тексты, материалы для создания реконструкций, схем, диаграмм и других вспомогательных материалов. Структура может варьироваться в зависимости от характера экспозиции и особенностей экспозиционных материалов. В случае написания сценария в него переходит определенная часть информации из ТЭПа.

На основе монтажных листов проводится изготовление всего необходимого оборудования, креплений, планшетов для аннотаций и т.п. и осуществляется монтаж экспозиции. Для уточнения и коррекции возможных ошибок перед окончательным монтажом многие музеи проводят раскладку - прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами, в процессе которой проверяется визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции, уточняется ТЭП.

Сценарий является одним из этапов проектирования экспозиции. Сегодня нет однозначного определения термина "сценарий"; в нем видят "пьесу для режиссера-художника", "сюжет восприятия экспозиции". Пишут сценарий сами музейные работники или приглашают для этого профессионала-литератора. Сценарист разрабатывает "драматургию" раскрытия экспозиционной темы, экспозиционных образов, моделирует и описывает процесс восприятия экспозиции посетителем. Иногда сценарием заменяют тематическую структуру или тематико-экспозиционный план. Сценарий превращается в обязательную форму документации там, где в экспозицию включаются сложные технические средства - слайдфильмы, видеопрограммы и т.п. - разворачивающиеся во времени [7].

Техническое и рабочее проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Технорабочий проект включает целый ряд документов: светотехнических проект; деталировочные чертежи, по которым изготовляются отдельные детали оборудования; сборочные чертежи, по которым проводится монтаж оборудования; монтажные листы - чертежи участков экспозиционной поверхности с точным указанием расположения экспозиционных материалов; шаблоны - монтажные листы, выполненные в масштабе 1:1; документы по разработке систем отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации; эскизы макетов, диорам, монументально-декоративных элементов оформления и других вспомогательных материалов; колористические модули и т.п. Специальная техническая документация разрабатывается на все системы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуковоспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автоматической системой управления (аудиовизуальный показ

К экспозиционным материалам относятся:

·        музейные предметы

·        фото-, фоно- и киноматериалы

·        воспроизведения музейных предметов

·        научно-вспомогательные материалы

·        тексты и другие формы комментариев

·        Экспозиционный комплекс

Основной структурной единицей большинства экспозиций является экспозиционный комплекс, объединяющий составляющие зрительное и смысловое единство экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты - в соответствии с концепцией экспозиции. Экспозиционный комплекс может состоять из однородных материалов (вещевой комплекс, комплекс документов и др.), или включать разные типы музейных источников: вещевые, письменные, изобразительные, составляющие тематическое и визуальное единство. Экспозиционные комплексы можно классифицировать по видам: этнографический комплекс, мемориальный комплекс, личный комплекс и др. Ансамблевая экспозиция в виде отдельного комплекса также часто входит в состав тематической экспозиции. Сегодня в музеях все чаще практикуется именно такое "смешение жанров" [11].

Особый вид комплексов представляют собою обстановочные сцены ("фигурные интерьеры"), они активно использовались в музеях с конца XIX в., особенно широко - в этнографических экспозициях.

В музейно-образных и сюжетно-образных экспозициях экспозиционный комплекс может трансформироваться в музейный натюрморт, создающий художественный образ и являющийся произведением экспозиционного искусства

Экспозиционные приемы. Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах научный сотрудник вместе с художником выбирают экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов.

·        выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

·        разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

·        выявление связей между предметами, прием "взаимной документации";

·        сопоставление, в т.ч. противопоставление (прием контрастного показа);

·        "массированный" показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади.

·        расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 (нижняя граница) до 200-220 см (верхняя граница) от пола;

·        организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины "заглянуть" в иное пространство и время; [14]

·        выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.

·        применение зеркал, луп вращающихся подиумов и др. технических приемов.

Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.

Основные типы экспозиций. Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода - используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов. Их разнообразие создает ту многообразную, яркую картину, которую представляет музейный мир России сегодня.

Систематические экспозиции. Предметную основу экспозиций этого типа составляют коллекции однотипных предметов, систематизированные и выставляемые в соответствии с классификацией, принятой в научной дисциплине или отрасли производства, а основную структурную единицу - систематический (типологический) ряд. [13]

Большинство российских музеев сегодня используют систематический метод в той или иной форме своей экспозиционной деятельности. Выставки экспедиционные и из фондовых коллекций, значительная часть постоянных экспозиций геологических, зоологических и других естественнонаучных музеев, экспозиции научных музеев выстраиваются в систематические ряды. Все чаще встречающиеся в музеях экспозиции "открытого хранения фондов" также, как правило, построены по систематическому методу.

В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается цельный ансамбль музейных предметов со связями, существовавшими между ними в среде бытования. Ансамблевый метод применяется первую очередь при создании экспозиций в домах-музеях, музеях-дворцах, музеях-усадьбах, музеях-храмах. При экспонировании естественнонаучных предметов построенная по этому методу экспозиция носит название ландшафтной экспозиции. Как специфический вид ансамблевых экспозиций под открытым небом можно рассматривать музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Тематические экспозиции строятся на основе тематических комплексов, при помощи музейных предметов, их воспроизведений, научно-вспомогательных материалов и текстов; в совокупности они призваны раскрыть определенную тему. На определенном этапе для тематических экспозиций было характерно излишне широкое использование научно-вспомогательных материалов и текстов, которыми часто компенсировалось недостаточное количество подлинных предметов, что вызвало критику метода. Однако при грамотном построении экспозиционных комплексов на основе подлинных музейных предметов тематический метод по сей день - один из самых распространенных при создании краеведческих, исторических, естественнонаучных экспозиций. [18]

Наполнение тематического комплекса образностью, эмоциональностью ведет к трансформации экспозиции в музейнообразную. Расцвет музейно-образного метода проектирования экспозиций наступает в 1960-70-е годы. Основой образности экспозиции в первую очередь становится сам подбор и дальнейшая группировка экспонатов. При наличии выразительных музейных предметов образ можно создать практически без использования вспомогательных средств. В экспозициях, построенных по этому методу, чрезвычайно важную роль начинают играть цвет и свет, подключаются аудиовизуальные системы.

Образно-сюжетные экспозиции рассматриваются музеологами как произведения самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.п. Уже в самом названии подчеркнута особая роль драматического сюжета - последовательности образов, художественно организованных через пространственно-временные отношения. Сюжетно-образный метод построения экспозиций - самый молодой, построенные по этому методу экспозиции немногочисленны.

Своеобразной экспозицией под открытым небом становятся музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Оформление выставки всегда связано с классификацией экспонатов, в основании которой лежит их свойство указывать на те или иные смысловые слои культуры и представлять их. Проводя соотнесение идеи выставки и экспонатов на предмет их адекватности, действующий субъект актуализирует свои семиотические способности и развивает их в собственной деятельности. Условием развития выступает новая задача, для решения которой нет готовых образцов. Подобные процессы разворачиваются и в том случае, если субъект развития не включается в данную деятельность, но занимает позицию наблюдателя за действующим субъектом и осуществляет наблюдение, понимая происходящее. Однако, развивающие возможности музейной среды при этом выражены значительно слабее. Деятельностная позиция экспозиционера всегда предполагает «внешний план» - восприятие экспозиции зрителем. Поэтому деятельность экспозиционера выступает моделью социокультурного диалога и является условием развития необходимых способностей [19]. В пространстве организации экспозиции в большей или меньшей степени согласовываются позиция экспозиционера, представляющего музей, культуру, и позиция посетителя, представляющего общество. Этот процесс согласования обеспечивает один из уровней принятия другого. Освоение позиций «экспозиционер» и «посетитель» и их реализация в пространстве собственной деятельности также дает возможность для развития способности осуществлять мышление в диалоговой форме.

Если подготовку выставки удается организовать как событие, то подобную возможность ребенок получает и в пространстве отношений с музейными сотрудниками.

Развитие ценностного отношения к культуре в пространстве «оформления» выставки не столь актуально, оно, скорее, предстает как базовое основание включения в эту деятельность. Однако, углубление чувственного восприятия, тактильное взаимодействие с музейными предметами могут создавать благоприятный фон для развития подобного отношения. Также на него может влиять наблюдение за деятельностью людей, для которых оно выступает жизненной и профессиональной ценностью, и частичное проигрывание их роли.

В практике «оформления» выставки свернуты возможности развития способностей смыслообразования и собственно деятельностных способностей. В этом случае ребенок не осуществляет собственную деятельность, а участвует в деятельности коллективно распределенной, в которую он включается, как правило, минуя этапы рождения замысла и рефлексии. Эти моменты недостаточности определяют необходимость создания новых практик.

К тому же экспозиционер должен помочь войти в тему художнику, помочь ему прочувствовать эпоху и напитаться информацией о ней. И если не будет тесного сотрудничества научного сотрудника и художника - экспозиция не удалась. Или экспонаты будут превалировать над художественной подачей (и тогда экспозиция будет понятна только музейным работникам), или оформление выставки заглушит ее суть. Все должно быть гармонично, надо найти золотую середину.

Экспозиционер - профессия редкая. Таких специалистов очень мало.

Работа экспозиционера своеобразная, очень не похожа на то, что делают другие. Талантом видеть и воспринимать красоту наделен далеко не каждый человек [9]

В чем специфика работы экспозиционера? Его можно сравнить с хозяином в доме, который постоянно делает какую-то перестановку. Важно добиться визуального эффекта и соблюсти определенную логику. Нужно думать о том, чтобы было удобно вести экскурсии. Но самое главное - чтобы вещи смотрелись выигрышно, были освещены, чтобы одно произведение не «забивало» другое и зритель мог выделить наиболее эффектные моменты. Конечно, экспозиционер должен знать материал. А то, что называют концепцией, подспудно у него обязательно присутствует.

Экспозиционер - одна из редчайших профессий, которой нигде не учат. С этим талантом надо родиться. Подход - совершенно индивидуальный и неспецефичный, а результат просто потрясающий: он виден каждому, кто заходит на выставки.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.